Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ
материал по теме
Функции наставничества
Этапы формирования профессиональной педагогической деятельности
Роль психолога в формировании культуры наставничества в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОУ» по главе из кн. « Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов в ДОУ» метод. пособие Н.В.Микляевой и Ю.В. Микляевой М. « Айрис дидактика» 2008.
(подготовлено педагогом-психологом ГДОУ д/с № 112 Титовой Т.В.)
« Исходя из современных представлений о культуре наставничества, данное понятие означает ТИП ПОДГОТОВКИ К РАБОТЕ, обеспечивающий занятость молодого специалиста с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению педагогической работы на практике и в широком диапазоне.
Основная ЦЕННОСТЬ формирования культуры наставничества в детском саду заключается в том, чтобы сделать теоретические знания и умения человека, только поступившего на работу
1.практикоориентированными,
2.динамичными,
3. мобильными в использовании.»
ФУНКЦИЯ опытного педагога должна заключаться в оказании помощи молодому специалисту :
1.« в формировании у него диспозиционно-установочных структур личности, отвечающих за анализ проблемной педагогической ситуации,
2.определение стратегий ее размещения,
3.выбор наиболее продуктивных методов и приемов, адекватных поставленным целям.»
Наставник формирует у неопытного педагога представление о пед. идеале, поэтому подбор наставника для молодого специалиста должен исходить из:
-желания опытного педагога и его педагогической направленности,
-коммуникативных качеств и культуры педагогического общения,
-организационных навыков,
-научно-методических умений.
Педагогическая психология выделяет 3 этапа формирования профессиональной педагогической деятельности.
1 этап - деятельность молодого педагога начинается с момента прихода в учреждение и его деятельность выполняется как ПОСЛЕДОВАТЛЬНОСТЬ отдельных ОПЕРАЦИЙ, задаваемых извне. Уровень организации пед. деятельности является репродуктивным – это уровень воспитателя умеющего рассказать и передать детям то, что знает сам. Длиться период активного взаимодействия наставника и его подопечного примерно 2-3 месяца.
К барьерам, препятствующим осуществлению профессиональной деятельности на данном этапе относятся: боязнь группы детей и боязнь педагогической ошибки .Это преодолевается в процессе получения позитивного опыта общения с другими сотрудниками и детьми и повышении профессионализма молодого педагога.
Для успешного выполнения отдельных педагогических действий необходимы профессиональные качества у молодого педагога:
-умение мобилизовать себя,
-навыки произвольного внимания,
- умение грамотно и логично излагать свои мысли,
-навыки эффективной коммуникации,
- владение игровыми приемами и др.
Однако, на эффективность всей педагогической деятельности существенное влияние оказывает СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ молодого специалиста в педагогическом коллективе.
На данном этапе основными средствами наставничества являются те, которые обеспечивают условия для « вхождения» молодого специалиста в педагогическом коллективе д/с, в частности это достигается за счет методов, направленных на создание, сохранение и развитие организационной культуры коллектива:
- внимание администрации ДОУ и психолога к поддержанию организационной культуры, реакция на критические ситуации и организационные кризисы;
- моделирование ролей и демонстрация образцов поведения;
- определение критериев принятия на работу, продвижения, вознаграждений и присвоения определенных статусов, увольнения;
- использование организационных символов, обрядов и их систем 9обряд посвящения, единения и пр.), усиливающих самоопределение молодых сотрудников ДОУ и идентификацию с членами педагогического коллектива.
Специфическая задача психолога – психологическое просвещении сотрудников, касающееся формирования у них механизмов профессионального самопринятия и саморегуляции в доброжелательной обстановке.
Функции наставника:
1. корректирующий контроль
2. эмоциональная поддержка
3. придание уверенности в своих силах молодому педагогу.
2 этап - формирования профессиональной педагогической деятельности характеризуется ДЕЗИНТЕГРАЦИЕЙ структуры готовности к осуществлению педагогической деятельности, распадом ее на несколько подструктур, объединенных слабыми функциональными полями. Это связано с тем, что возникает необходимость формирования профессиональной гибкости и мобильности.
У молодого специалиста снижается страх перед детским коллективом и осуществлением педагогического общения, уровень педагогической деятельности переходит на адаптивный, когда педагог уже может приспособить материал к особенностям детской аудитории. Однако, возрастают страхи, касающиеся методической правильности/ неправильности совершаемых действий и их места в структуре целостного педагогического процесса, т.е. влияния на результат воспитания и обучения детей.
На данном этапе роль наставника ослабевает, зато усиливается роль ПедСовета ДОУ.
Именно на ПЕДСОВЕТЕ формулируют основные цели и задачи деятельности всего д/сада, осуществляют отбор форм и методов работы, проводят анализ и контроль образовательной деятельности.
«Возложение функций наставничества на ПедСовет меняет саму стратегию наставничества в ДОУ. Теперь оценка и оптимизация педагогической деятельности молодых и опытных педагогов становится условием эффективной постановки целей и достижения результатов работы всего педагогического коллектива. Собственно, встает вопрос о разработке индивидуальной программы психолого-педагогической поддержке каждого члена педагогического коллектива. Она должна быть направлена на формирование локально-моделирующего и системно-моделирующего уровней педагогической деятельности у сотрудников ДОУ.
Локально-моделирующий уровень педагогической деятельности – уровень проф.деятельности педагога, который умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему включения детей в разные виды деятельности (аналог наглядно-действенного мышления в педагогической деятельности). Позволяет решать отдельные проблемные задачи на уровне диспозиционно-установочных структур личности педагога.
Системно-моделирующий уровень – педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков у детей по всем направлениям детского развития (аналог наглядно-образного мышления в сфере педагогической деятельности). Позволяет решать проблемные задачи комплексного характер на уровне диспозиционно-установочных структур личности педагога, группируя их по уровню сложности.
Задачи психолога:
1.помощь в разработке программ саморазвития педагогам ДОУ, на основе диагностики и учета сформированности профессиональных умений и навыков,
2.создание модели эффективного применения психолого-педагогических знаний в процесс проведения консультаций, проблемных семинаров, деловых игр, тренингов и пр.
3.выработка критериев и требований к организации изучения и обобщения передового педагогический.опыт и технологий обучения детей, отбора оптимальных для данного ДОУ и конкретной возрастной группы воспитанников,
4.активное участие в организации и работе научно-методических объединений по проблематике, т.н.« творческих групп», с целью содействия личностному и профессиональному росту педагогов и профилактике «эмоционального выгорания».
« На данном этапе важным для дальнейшего совершенствования педагогической деятельности является выявление факторов, стимулирующих и препятствующих профессиональному развитию педагогов».
На 3 этапе формирования профессиональной педагогической деятельности происходит
« оптимизация функциональных связей компонентов структуры готовности к осуществлению педагогической деятельности» (В.Д.Шадриков).Уровень педагогической деятельности соответствует системно-моделирующей деятельности и поведения. У педагога формируется 2 группы индивидуальных качеств: одна из них обеспечивает выполнение целенаправленной профессиональной деятельности, а другая – ее рефлексию и освоение специфического содержания.
В определении целей и разработке содержания наставничества на данном этапе необходимо учитывать:
- Возраст сотрудников ДОУ,
- Педагогический стаж
- Особенности профессионально-педагогической деятельности.
С учетом уровня сформированности педагогической . позиции администрация ДОУ, психолог и методическое объединение по проблематике разрабатывают программу практикумов-семинаров на год, где предусматривается постепенная передача функций молодым педагогам (информационная, организационная, контролирующая, оценивающая).
О сформированности культуры наставничества в ДОУ будет свидетельствовать умение объединять в различные творческие группы педагогов с различными стилями педагогической деятельности, но со сходными интересами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наставничество как форма повышения квалификации и становления профессиональной позиции молодых педагогов
Статья посвящена работе с молодыми педагогами...
Презентация Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ
Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем современной системы образования, в том числе, дошкольного....
Наставничество, как фактор становления профессиональной деятельности молодых педагогов в ДОУ
laquo;Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет х...
Доклад на тему: «Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО»
ГМО Доклад на тему: «Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО»...
"Наставничество как основа профессионального развития молодых специалистов ДОО"
Выступление на научно-практической он-лайн конференции "Развивающее пространство Инновационной площадки ВОО "Воспиттаели России" "Мир ребёнка: семья, детский сад, школа, социум&quo...
Наставничество, как фактор становления профессиональной компетентности молодых педагогов ДОУ
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и...
Мастер – класс«Наставничество, как фактор становленияпрофессиональной деятельности молодых специалистов в ДОУ»
Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.Цель наставничества в ...