Главные вкладки

    Материал для воспитателей:" Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"
    статья по теме

    Материал раскрывает понятия здоровьесберегающих технологий, их цель, принципы. методы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya1.doc47.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Статья: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

     

     

    Что такое здоровьесберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

    Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов. Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

     

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий:

    1. Здоровье физическое.
    2. Здоровье психическое.
    3. Здоровье социальное.
    4. Здоровье нравственное.

    Критерии оценки здоровья:

    1. Уровень работоспособности.
    2. Оценка наличия вредных привычек.
    3. Выявление физических дефектов.
    4. Оптимальный двигательный режим.
    5. Рациональное питание.
    6. Закаливание и личная гигиена.
    7. Положительные эмоции.
    8. Социальное благополучие.

    Принцины здоровьесберегающих технологий:

    1. принцип «Не навреди!»;
    2. принцип сознательности и активности;
    3. непрерывности здоровьесберегающего процесса;
    4. систематичности и последовательности;
    5. принцип доступности и индивидуальности;
    6. всестороннего и гармонического развития личности;
    7. системного чередования нагрузок и отдыха;
    8. постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
    9. возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

    Формы занятий:

    1. с использованием профилактических методик;
    2. с применением функциональной музыки;
    3. с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
    4. через оздоровительные мероприятия;
    5. создания здоровьесберегающей среды.

    Средства здоровьесберегающих технологий: 1.Средства двигательной направленности:

    1. элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
    2. физические упражнения;
    3. физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, самомассаж и др.

    2.Оздоровительные силы природы (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фототерапия, ингаляция).

    3.Гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима дня….)

    Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

    Существуют следующие приемы: 1.Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).

    2.компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж...)

    3.Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).

    4.Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам). Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

    У детей до семи лет среди заболеваний занимают: 1 место - заболевания органов дыхания; 2 место - инфекционные и паразитарные болезни; 3 место - болезни нервной системы и органов чувств; 4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.

    С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

    1. Рациональное питание.
    2. Оптимальная для организма двигательная активность.
    3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»). «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать; «совы» - просыпаются поздно, высокоактивны ночью, ложатся поздно; «голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности. Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а последовательно и режима дня.
    4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
    5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.

     

     

    Необходимо проводить диагностику здоровья детей. Диагностика - процесс распознания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и обобщение полученных данных о здоровье.

    Цель диагностики здоровья детей - способствовать укреплению здоровья ребенка, его гармоничному развитию. Диагностируя здоровье детей, на практике выделяют 2 направления:

    1. оценка физического развития;
    2. оценка физиологических возможностей организма (резервов здоровья).

    Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

    Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

    1. Соблюдайте режим дня!
    2. Обращайте больше внимания на питание!
    3. Больше двигайтесь!
    4. Спите в прохладной комнате!
    5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
    6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
    7. Гоните прочь уныние и хандру!
    8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
    9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
    10. Желайте себе и окружающим только добра!

    Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

    Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия). Существуют следующие формы работы: утренняя гимнастика, гимнастика до занятий в детском саду, физкультминутки, игры, развлечения, соревнования и др. Цель таких занятий - активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности.

    Литература:

    1. В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии».
    2. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей Здоровьесберегающие технологии в воспитательно - образовательном процессе ДОУ и семьи.

    Семья и детский сад – это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена пе...

    Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Воспитатель: Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

    Консультация для воспитателей«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Воспитатель: Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин...

    Памятка для воспитателей " Здоровьесберегающие образовательные технологии"

    Памятка для воспитателей о здоровьесберегающих технологиях...

    Практическое пособие для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками» Разработала воспитатель Черкашина Г.Ч.

    13.11.2018года на педагогическом совете мною было представлено практическое  пособие по здоровьесберегающим технологиям с соответствующими инструкциями для работы с детьми дошкольного возраста, к...