Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Воспитатель: Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин
консультация на тему

 Титус Лидия  Ивановна

Консультация для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

 

Воспитатель: Титус Лидия Ивановна

МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Воспитатель: Титус Лидия Ивановна

МАДОУ ЦРР – д/с №14 г. Кропоткин

Что такое здоровьесберегающие технологии? 

Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья дошкольников и педагогов.

Технология (от греческих слов «techne» - искусство, умение и «logos» - учение, наука) - совокупность знаний и способов деятельности.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В России у детей до семи лет среди заболеваний занимают:

1 место - заболевания органов дыхания;                                                                                2 место - инфекционные и паразитарные болезни;                                                                             3 место - болезни нервной системы и органов чувств;                                                                          4 место - заболевания органов желудочно-кишечного тракта.                                                          

Здоровье, как предмет здоровьесберегающих технологий, предусматривает:

  1. Здоровье физическое.
  2. Здоровье психическое.
  3. Здоровье социальное.
  4. Здоровье нравственное.                                                                                                        

Критерии оценки здоровья:

  • Уровень работоспособности.
  • Оценка наличия вредных привычек.
  • Выявление физических дефектов.
  • Оптимальный двигательный режим.
  • Рациональное питание.
  • Закаливание и личная гигиена.
  • Положительные эмоции.
  • Социальное благополучие.

Принципы здоровьесберегающих технологий: 

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуальности;
  • всестороннего и гармонического развития личности;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  • постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

Формы занятий: 

  • с использованием профилактических методик;
  • с применением функциональной музыки;
  • с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
  • через оздоровительные мероприятия;
  • создание здоровьесберегающей среды.

Средства здоровьесберегающих технологий: 

1. Средства двигательной направленности: 

  • элементы движений (ходьба, бег, прыжки, метание);
  • физические упражнения;
  • физкультминутки, лечебная физкультура, подвижные игры, гимнастика, логоритмика,  самомассаж и др.

2. Оздоровительные силы природы :                                                                             - солнечные и воздушные ванны,                                                                                                                        - водные процедуры,                                                                                                  - фитотерапия,                                                                                                                  

3. Гигиенические факторы :                                                                                            - выполнение санитарно-гигиенических требований,                                                         - личная и общественная гигиена,                                                                                                     - проветривание,                                                                                                                - влажная уборка помещений,                                                                                            - соблюдение режима дня                                                                                                                               - соблюдение питьевого режима

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

Существуют следующие приемы: 

1.Защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения).

2. Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, лечебная физкультура, массаж, стрейчинг, упражнения для профилактики плоскостопия, профилактики зрения и др.)

3. Стимулируюшие (элементы закаливания, приемы психотерапии, фитотерапии).

4. Информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, педагогам).

Здоровье физическое - это состояние, при котором у человека имеет место гармония физических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

С учетом этого программа здоровьесбережения включает следующие компоненты: 

  1. Рациональное питание.
  2. Оптимальная для организма двигательная активность.
  3. Соблюдение режима дня (с учетом  индивидуальных  биоритмов: «жаворонки», «голуби», «совы»).                                                             «Жаворонки» - рано просыпаются, но и рано ложатся спать, высокоактивны днем;                                                                                                                                                                                     «Совы» - просыпаются поздно, ложатся поздно, высокоактивны ночью.                                                                                                                          «Голуби» занимают промежуточное положение, среди взрослого населения они составляют 50% общей численности.                                                      Учет индивидуальных биоритмических особенностей - необходимое условие для рациональной организации деятельности, а, следовательно,  и режима дня.
  4. Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.
  5. Повышение психоэмоциональной  устойчивости.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения: 

  1. Соблюдайте режим дня!
  2. Обращайте больше внимания на питание!
  3. Больше двигайтесь!
  4. Спите в прохладной комнате!
  5. Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  6. Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  7. Гоните прочь уныние и хандру!
  8. Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  9. Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  10.  Желайте себе и окружающим только добра! 

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21-го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.

Занятия проводятся индивидуальные и групповые (физкультурные занятия). Существуют следующие формы работы:                                                                утренняя гимнастика,                                                                                                 гимнастика между занятиями в детском саду,                                                         физкультминутки на занятии                                                                                                                                                            подвижные игры                                                                                                                        развлечения,                                                                                                                соревнования,                                                                                                                     досуги                                                                                                                                                                   и др.                                                                                                                                        Цель таких занятий - активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение и повышение работоспособности. Эффективность оздоровительной деятельности во многом зависит от знания педагогами условий и образа жизни семей их воспитанников, а также от комплексного подхода к ее организации с учетом имеющихся условий и профессиональных навыков коллектива. Лучше делать меньше, но профессионально, чем много, но некачественно.

Какие здоровьесберегающие технологии  можно и нужно использовать в дошкольных учреждениях?

  1. Зрительная гимнастика (проводится 2 раза в день для снятия напряжения глазной мышцы и профилактики близорукости)
  2. Физминутки (проводятся на статичных занятиях – математике, развитии речи, обучении грамоте, рисовании – для снятия мышечного напряжения)
  3. Пальчиковые игры (проводятся 2-3 раза в день для развития мелкой моторики)
  4. Дыхательная гимнастика (проводится 1-2 раза в день на утренней гимнастике и физкультурном занятии или прогулке для восстановления дыхания и с целью укрепления дыхательной мускулатуры)
  5. Упражнения для коррекции плоскостопия  (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии  для формирования опорно-двигательного аппарата и укрепления свода стопы)
  6. Упражнения для коррекции  и укрепления осанки (проводятся на утренней гимнастике и физкультурном занятии -для профилактики нарушения и укрепления осанки)
  7. Гимнастика пробуждения (проводится ежедневно после сна для поднятия тонуса и бодрости)
  8. Массаж и самомассаж (проводится 1-2 раза в неделю на физкультурном занятии для положительного воздействия на все органы и системы)
  9. Стрейчинг (проводится 1-2 раза в месяц на физкультурном занятии для растягивания и эластичности мышц)
  10.  Логоритмическая гимнастика  (проводится на утренней гимнастике, физкультурном занятии для коррекции речи и движения)
  11.  Подвижные игры и игры-эстафеты (проводятся на физкультурном занятии и на прогулке для поддержания необходимого двигательного  режима)
  12.  Закаливающие процедуры с использованием солнца, воздуха и воды (стопотерапия – хождение по солевым, ребристым, колючим дорожкам; растирание тела массажной рукавичкой, купание под душем и обливание ног, полоскание зева, хождение босиком, игры в облегченной одежде (трусики – майка), летняя инсоляция на прогулке до 11 час.утра)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в группе раннего возраста Тема: «Разноцветная полянка» Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Краснодарский край

Конспект интегрированного занятияв группе раннего возрастаТема: «Разноцветная полянка»Воспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14г. Кропоткин Краснодарский край...

Беседа с родителями Тема: «Игры раннего возраста» Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Беседа с родителямиТема:«Игры раннего возраста» Воспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Беседа с родителями Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Краснодарский край

Беседа с родителями Тема:«Воспитание культуры поведения у дошкольников»Воспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14г. Кропоткин Краснодарский край...

Консультация для родителей Тема: «Закаливание ребенка раннего возраста». Воспитатель: Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема: «Закаливание ребенка раннего возраста».Воспитатель: Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей «Слово «НЕТ»» Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Консультация для родителей«Слово «НЕТ»»Воспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

Консультация для родителей КАПРИЗУЛЯ Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Консультация для родителей КАПРИЗУЛЯ Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...

Консультация для родителей КАПРИЗУЛЯ Воспитатель Титус Лидия Ивановна МАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин

Консультация для родителейКАПРИЗУЛЯВоспитатель Титус Лидия ИвановнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 город Кропоткин...