Консультация для педагогов "Развитие воображения в дошкольном возрасте"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Глубокова Евгения Александровна

Представлена консультация для педагогов и методика развития воображения, этапы и содержание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_pedagogov.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий.

Воображение отличается тем, что оно: 1) подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов); 2) направлено на собственное удовольствие, а не на реальную деятельность в окружающей действительности; 3) является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

Наблюдения показывают, что задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребенка. Известно, что больные, страдающие афазией (т. е. больные, у которых вследствие какого-либо мозгового заболевания нарушена речь), обнаруживают резкий упадок фантазии и воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных способствует формированию и фиксации представлений о предмете; именно речь дает ребенку возможность представить себе тот или иной предмет, которого он не видел, мыслить о нем и мысленно преобразовывать его. Таким образом, главным средством воображения, является речь. Воображение становится возможным благодаря речи и развивается вместе с ней. Следовательно, оно является не первичной функцией, изначально присущей ребенку, а результатом его психического и главным образом речевого развития.

Формы проявления воображения дошкольника

Максимально ярко и интенсивно воображение проявляется в сюжетно-ролевой игре. Причем в этой деятельности воображение работает в нескольких направлениях. Во-первых, дети по-новому используют предметы и придают им разнообразные воображаемые функции.

Во-вторых, огромное влияние не ребенка оказывает образ воображаемой роли. Стоит какое-либо скучное занятие перевести в план ролевого действия, как оно сразу же охотно выполняется ребенком.

С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики как своего, так и чужого персонажа.

Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании в сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами.

Виды и функции воображения дошкольника

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения — это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной кар тины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого- либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя — чувствуют себя сильны ми, смелыми, ловкими, всемогущими. Познавательное и аффективное воображение достаточно четко прослеживается в режиссерской игре ребенка.

Следующий этап в развитии воображении дошкольника — возраст 6—7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.

На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Целостный образ начинает строиться способом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью их собственного образа воображения.

Воображение можно определить как способность к перекомбинированию и созданию новых образов. Главным материалом для воображения являются только собственный опыт и знания человека. Так как такого материала у ребенка значительно меньше, чем у взрослого, его воображение не богаче, а беднее. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого,— оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий отлета от действительности. Специфика воображения дошкольника состоит в его повышенной эмоциональности: ребенок переживает воображаемые события так же остро, как реальные.

Первой формой проявления детского воображения являются игры со взрослым, включенные в воображаемую ситуацию. Наиболее ярко воображение проявляется в игре дошкольника (где дети наделяют предметы воображаемыми функциями, берут на себя роли воображаемых персонажей) и в творческих видах деятельности (рисовании и словесном творчестве). В младшем дошкольном возрасте воображение всегда опирается на реальные предметы или действия; к старшему дошкольному возрасту становится возможным воображение во внутреннем плане, в плане представлений.

Выделяются две главные функции воображения — познавательная (воспроизведение и варьирование реальных событий) и аффективная.

Познавательное воображение дошкольника связано с бурным развитием ролевой игры, рисования, конструирования. Однако оно нередко носит воспроизводящий характер, когда ребенок действует по образцам: воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен к рисованию шаблонных графических схем. Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на преодоление полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Обе функции имёют свою линию развития в дошкольном возрасте.

Специальные педагогические воздействия могут способствовать развитию творческого воображения ребенка. Для этого хорошо использовать разные варианты задач на воображение (сочинение сказок, дорисовывание фигур, конструирование по замыслу, придумывание сюжетов и пр.).

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Способность к воображению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной науке существует много исследований, посвященных развитию воображения в онтогенезе. Основным предметом изучения являлись возрастные периоды развития воображения и те виды деятельности, в которых оно развивалось. На основе обобщения большого экспериментального мате риала, полученного разными специалистами при исследовании детского воображения, выделены следующие этапы его развития:

1 этап (до 3 лет)

Воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Об разы нечетки, неадекватны содержанию. Анализ носит неизбирательный характер, а синтез представляет уподобление. Ребенок воспринимает основные действия взрослого, преобладают сенсомоторные формы преобразования наглядно данного, появляются речевые формы. Развивается условное избирательное действие и активность типа «покажи как».

2 этап (3 года)

Происходит становление словесных форм воображения. Анализ делается более дифференцированным, появляется преобразование и комбинирование образов представлений. Отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идет детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Появление аффективного воображения связано с осознанием ребенком своего «Я» и отделением себя от других людей. Воображение уже становится самостоятельным процессом.

3 этап (4-6 лет)

Ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий. Усиливаются элементы самостоятельного построения ролевой игры. Ребенок уже может представить состояние другого человека. Снижается фантазийный характер игровых действий. Воссоздаваемые образы дифференцированы, содержательны и эмоциональны.

4 этап (7 лет)

Воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребенка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, необходимость во внешних опорах исчезает. Появляются элементы творчества.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ

Сотворчество ребенка и взрослого имеет большое значение. Это важно не только для оказания ребенку помощи и побуждения к работе, но и для развития его воображения, которое активизируется в совместной деятельности. Методика поэтапного обучения строится в зависимости от темы и поставленной цели занятия. Сначала ребенку показывают, как надо выполнять работу, к можно создавать новый образ, затем идет совместное действие, и только после этого он действует самостоятельно. Обязательной должна быть актуализация прошлого опыта ребенка с помощью вопросов, опорных лов, наглядных средств. Взрослый должен управлять этим процессом. Учитывая индивидуальные возможности и особенности ребенка, в одних случаях нужно использовать организующую и направляющую помощь, в других необходимо на всех этапах проводить совместную работу. Важно учить умению выделять главное, намечать план действий, осуществлять самоконтроль. При подготовке к занятиям взрослый должен учитывать не только сложность задания, которое будет предложено ребенку, но и его объем.

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

На первом этапе главной целью является формирование операциональных навыков, необходимых для создания образов воображения. Детей учат видению и по строению образов знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренируют в умении выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ИЗ ПЕРВОГО БЛОКА

Задание 1. «Дорисуй картинку»

Ребенку предлагают незаконченное изображение предмета и просят назвать этот предмет. Если ему не удается сразу опознать предмет, то оказывают помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того, как ребенок узнал предмет и представил себе его образ, он дорисовывает и раскрашивает картинку. Предъявляемые ребенку незаконченные картинки могут быть выполнены по разному: точечное изображение, схема предмета, частичное изображение. На картинке может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединить в смысловые группы (например: «овощи», «фрукты», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.

Задание 2. «Узнай предметы и нарисуй их»

Ребенку предлагают картинку с «зашумленными» предметами (изображения предметов наложенью друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку не сколько изображений отдельных предметов (не более 5-7). Для начала объекты берут из одной смысловой группы, усложненный вариант — смещение групп или задание с геометрическими фигурами. Ребенок должен узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета (в случае затруднения цветным карандашом). После того, как все предметы названы, ему предлагают нарисовать каждый из них отдельно.

Задание 3. «Кто больше придумает и нарисует»

Ребенку показывают изображение двух одинаковых по форме, но разных по величине геометрических фигур (любых) и предлагают назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После словесного «опредмечивания» просят нарисовать их. В случае необходимости задают наводящие вопросы. Игра может проводиться как командная, при этом дети из разных команд по очереди называют предметы и рисуют их на доске.

На втором этапе основной целью становится обучение видению и созданию сюжетных композиций на основе наглядной опоры. Ребенок учится анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки; видеть связь предметов по содержанию; уметь расположить их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.

В этом блоке заданий используют тематические композиции (например: «город», «сад», «школа», «деревня», «дом», «праздник», «стройка», «спорт» и т.д.). Дети должны быть знакомы с материалом, предлагаемым в заданиях.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ИЗ ВТОРОГО БЛОКА

Задание 1. «Составление рассказов» (например на тему «Летний отдых»)

Вам понадобятся плоскостные изображения предметов, относящихся к теме. Их можно вырезать из старых книг или журналов (желательно наклеив на картон). Занятие начинается с расспроса ребенка о том, как он провел лето, где побывал, чем занимался. После того, как он воссоздал образы своих летних впечатлений, ему предлагают набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, собака, дом, пруд и т.д.). На столе ребенок создает композицию из этих предметов и рассказывает, что происходит в изображенной ситуации. После этого его просят нарисовать картинку на тему «Летний отдых». Если рисование вызывает затруднения, можно предложить ребенку обвести и дорисовать фигурки.

Задание 2. «Небывальщина»

Если смешать два комплекта или более таких сюжетных фигурок (из задания 1), то ребенок может составлять из них смешные ком позиции — путаницы. Например, после «Летнего отдыха» можно составить композиции «Чего летом не бывает». В качестве примера демонстрируются готовые картинки-шутки (дети плавают в реке в валенках, на берегу стоит снежная баба и т.п.). Ребенку предлагают составить смешной рассказ, а потом нарисовать его. Предоставляется полная свобода фантазированию.

Задание 3. «Дорисуй картинку»

Ребенку предлагают недорисованную сюжетную картинку, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить.

Задание 4. «Дорисовываем рассказ»

Необходимы три картинки, объединенные единым сюжетом. На доске последовательно вывешивают картинки, но без первой (начало рассказа) или без последней (конец рассказа). Ребенку предлагают воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку.

На третьем этапе основное внимание уделяется приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения — это один из важных компонентов развития воображения.

В данном блоке заданий мы рекомендуем использовать в качестве эталона, как всевозможные геометрические фигуры, так и абстрактные элементы разной конфигурации.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ИЗ ТРЕТЬЕГО БЛОКА

Задание 1. «Геометрические фигуры в предметах»

Ребенку показывают картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просят отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.

Задание 2. «Волшебные превращения»

Ребенку предлагают картинку с изображением абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых он присутствует. Затем его просят отыскать «спрятавшийся элемент» в предложенных картинках. Чтобы не запутаться, уже найденные элементы лучше обводить цветным карандашом или фломастером  работая с группой детей, можно устроить соревнование «Кто больше и быстрее найдет». После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый элемент.

Задание 3. «Дорисовывание на основе данного элемента»

Ребенку дают лист с нарисованным абстрактным элементом или фрагментом предмета. Необходимо дога даться, что начал рисовать художник, и дорисовать картинку

На четвертом этапе целью работы становится развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка. В процессе обсуждения и уточнения представлений об окружающем мире он обучается пониманию смысла с помощью интонации, опорных слов, иллюстраций схем и символов, а также планированию, делению на смысловые части, последовательному изложению и рисованию важно, чтобы ребенок за словесным описанием учился видеть образное содержание. Особое внимание в заданиях этого блока должно уделяться словесной опоре.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ИЗ ЧЕТВЕРТОГО БЛОКА

Задание 1. «Опорные слова»

На основе трех опорных слов ребенку предлагают либо сначала нарисовать рисунок, используя эти слова, а потом придумать рассказ по нему, либо сперва составить историю, а потом нарисовать к ней картинку.

Варианты опорных слов: девочка, корзина, лес; мальчик, удочка, речка; мама, сумка, магазин; папа, ключи, машина; бабушка, иголка, рубашка; дедушка, кресло, газета; дядя, топор, дрова; дети, мяч, площадка; учитель, мел, доска; ученик, тетрадь, ручка и т.д.

Задание 2. «Иллюстрации к сказке»

Ребенку читают сказку, после чего он выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нем и рисует к нему картинку.

Варианты сказок: «Красная шапочка», «Колобок», «Кот в сапогах», «Лиса и журавль», «Три толстяка», «Царевна-лягушка».

Задание 3. «Сочини историю»

Ребенку предлагают придумать короткую историю и нарисовать к ней картинку. Ребенок может сам выбрать темы своих историй.

Варианты тем историй: «8 марта», «Новый год», «В школе», «В театре», «В зоопарке», «На выставке», «На даче», «В лесу», «На море» и т.д.

ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ

Важную роль для развития воображения детей играет их совместная деятельность при организующей роли взрослого. В таком сотворчестве дети учатся действовать с учетом того, что делают их товарищи. При этом они занимаются анализом, перестройкой и перекомбинированием образов воображения. Приводим описание заданий, разработанных специально для групповых занятий по развитию воображения.

Задание 1. «Украсим елку»

Детям дают общее задание: нарисовать большую новогоднюю елку и украсить ее разноцветными игрушками. Рисовать надо только по очереди. Для работы потребуется большой лист бумаги, цветные карандаши мелки или фломастеры.

Задание 2. «Игры во дворе»

Детям предлагают нарисовать вместе картину «Игры во дворе». Работать они должны по очереди, каждый своим цветным карандашом, мелком или фломастером. Повторять то, что уже нарисовано одним из участников, нельзя. Нарисовать можно только один предмет, но придуманный самостоятельно. Чтобы получилась интересная и красивая картина, надо стараться учитывать размеры изображаемых фигур и предметов, их расположение на листе и цветовые отношения. После окончания работы проводится коллективная оценка и анализ того, что сделано неверно.

Задание 3. «Отгадай, что я задумал, и дорисуй»

Каждый из детей задумывает свое изображение, но не говорит о нем другим. Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ.

Задание 4. «Рисуем вместе»

На столе закрепляют лист бумаги большого формата и делят его на несколько «полей» (с учетом количества принимающих участие в работе). Детям предлагают создать композицию на заданную тему (например: «Наш город», «В магазине»). Каждый ребенок начинает рисовать на своем поле. Затем по команде взрослого все переходят на соседнее поле. Надо увидеть, что хочет нарисовать товарищ, и продолжить его рисунок.

Блок заданий может завершаться творческой композицией — созданием группой детей большого общего рисунка или коллажа.

Эти задания достаточно сложные, но очень полезные. Они активизируют прошлый опыт детей, способствуют развитию важнейших компонентов воображения, пробуждают интерес, дают выход эмоциям детей, а так же учат их работать вместе, договариваться и искать компромиссы.

Учитывая степень сложности, групповые занятия целесообразней проводить уже после завершения работы по основным четырем этапам, хотя они где-то могут вплетаться в их структуру. Главное здесь, как мы уже отмечали ранее, соотносить степень сложности задания, его объем с индивидуальными возможностями каждого ребенка, работающего в группе. Так, на первых занятиях детям лучше работать парами. По мере приобретения навыков «достраивания», реконструирования и создания новых образов в условиях совместной деятельности занятия можно усложнить, предложив детям работать в группах из 4-6 человек. Практика подтверждает, что именно такое количество участников является оптимальным.

        

Консультация на тему:

«Развитие воображения в дошкольном возрасте»

                                          Подготовила

                                                               педагог-психолог д/с №21

                                    Глубокова Е.А.