Главные вкладки

    "Белоствольная красавица" интегрированное экологическое занятие в подготовительной группе
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

         Что знают наши дети о исконно русском дереве, которое встречается нам повсеместно - березке? Такая знакомая с детства, неотделимая от природы нашего Отечества, белоногая красавица. Сколько сложено о ней стихов, песен, сколько написано картин.... На интегрированном экологическом занятии «Белоствольная красавица» дети старших групп детского сада узнают, что же это за дерево, что в нем такого особенного? Занятие способствует расширению кругозора детей,   углублению знания дошкольников о взаимосвязи человека и природы, привитию уважительного отношения и  любви к миру природы.

         Данный сценарий экологического  занятия был положен в основу выступления команды детей МДОУ №4 "Звёздочка" на районном экологическом фестивале дошкольных образовательных учреждений "Зелёные старты", проводимого в рамках международной природоохранной акции "Марш парков".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл belostvolnaya_krasavica.docx779.2 КБ

    Предварительный просмотр:

        Заповедные уголки Сибири
    Методическая разработка занятия.

    «Белоствольная красавица»

    Экологическое занятие

    в подготовительной группе

    автор музыкальный руководитель

    Барамидзе Татьяна Владимировна

    Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников №4 «Звёздочка»

    Адрес: Россия, Красноярский край,  п.Шушенское, 2 мкр., дом 30

    Контактный телефон: 8 (39139) 31474

    Электронный адрес: tlymka@mail.ru 

    Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Формирование начала экологической культуры  происходит в дошкольный период. Наша задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть истинную красоту природы и научится её ценить.

    Береза. Сколько же в ней прелести, неотделимой от природы нашего Отечества! На территории Сибири березы встречаются повсеместно: в смешанных лесах и березняках,  в парках, садах  и аллеях. Это дерево настолько привычно, что мы порой и не замечаем его. Выгляни из окна в городе ли, деревне – всюду березу увидишь: белоногую, в зеленой листве, такую знакомую. А что знают наши дети о исконно русском дереве – березке? На интегрированном экологическом занятии «Белоствольная красавица» дети старших групп детского сада узнают, что же это за дерево, что в нем такого особенного?  Занятие способствует:

    1. расширению кругозора детей;
    2. усвоению детьми  конкретных сведений о растении;
    3. воспитанию у детей культуры общения с природой;
    4.  углублению знания детей о взаимосвязи человека и природы;
    5. привитию уважительного отношения и  любви к миру природы, Родине.

    Цель: Прививать детям любовь к природе, родному краю, воспитывать бережное отношение детей через художественно-эстетическое восприятие.

    Задачи:

    1.  Расширить знание детей о русском дереве – березе;
    2. Формировать экологические знания.
    3. Прививать положительно-эмоциональное отношение к красоте природы

    Оборудование и материалы: «лесная»  декорация, аудио запись с голосами птиц,   поделки из березы и бересты, картины  художников с изображением березы, листья разных деревьев (бумажные), платки для хоровода.

    Описание хода занятия:

    Ведущая:     Во   всех    уголках   необъятной    страны,
                      Сегодня     весёлые   песни     слышны,
                         И     пение   птиц    раздаётся   с   небес,
                         Сейчас   мы  отправимся   с вами все в лес!

    Ребенок. В лес сейчас мы пойдем и с собой мы всех зовем.

                    Там  под звон и гомон птичий повстречает нас лесничий.

    Под «Лесной марш» дети идут, подходят к задремавшему на пеньке гному.

    Ребенок. Ой, глядите! Маленький гномик на пеньке сидит

                    И что-то на нас он совсем не глядит?..

    Гном.      Долго вас я, дети, ждал и чуть-чуть не задремал.

                    Проводить вас на поляну мне лесничий наказал.

                    Очень я люблю, ребята, слушать музыку в лесу:

                    И кузнечика, и дятла, и пчелу, и стрекозу,

                    Трели птиц, шепот листвы…

                    Послушать лес хотите вы?

    Дети:       Да!

    Гном: По тропинке мы пойдем, много интересного найдем.

                Звучит музыка с пением птичьих голосов, дети идут по «лесной тропинке».    

                                    Останавливаются возле сосны.

    Сосна. Знают белочки и мышки,

                 Где шумит в лесу сосна.

                 У сосны на ветках шишки

                 И в иголках вся она.

              Дети идут дальше. Останавливаются у рябинки.

    Рябина.   Есть в лесу ложбинка,

                    Там растет рябинка.

                    Бусы, ягоды на ней

                    Словно россыпи огней.

    Гном. (Обращает внимание детей на стоящую рядом березку.)

                   А вот и березка. Давайте с ней поздороваемся. Каждый превратиться в стройную красавицу, потянемся.

     Потешка:  Среди поля березка стоит             (изображать березку)

                       Она листьями шумит                       (фонарики  вверху)

                       Ее солнышком печет,                       (руками рисовать солнце)                                                    

                       Частым дождиком сечет               (опускать руки,  шевеля  

                                                                                    пальцами)                                       

                       Буйный ветер повевает                    (качать руками вверху)                                                            

                       И березку наклоняет.                       (согнуть туловище  )

      Гном.      Ты видишь, как ветер с березкой играет?

                       Березка секреты не всем доверяет.

    Ребенок. А какие секреты могут быть у берёзы?

    Гном.  Очень много! Садитесь и послушайте меня.

                Среди поля берёзка стоит,

                Она листьями шумит, золотым венчиком звенит,

                Весной она лечебным соком питает,

                Летом прохожего прохлаждает,

                Осенью ленивого поднимает,

                Зимой избу согревает.

    1 ребенок. Я тоже знаю, что береза красивое дерево и очень полезное для человека.  Она дает нам душистые веники, вкусный сок, лечебный гриб – чагу и лечебные   почки.

    2 ребенок. Береза не только для нашей забавы,

                      Она богатство и слава Российской державы.

                       Тобой, красавица березка, любуюсь всюду и горжусь.

                       И ты красавица, березка, напоминаешь нашу Русь.

    Ведущая.  Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

    3 ребенок.  В грозные годы войны березы была символом непобедимой Родины.

                       Березке родной поклонимся мы в пояс,

                       Она нам в трудный час помогла.

                       Она и мама, и любовь, и совесть.

                       Русскому народу силы дала.

    Ведущая. Действительно, невозможно представить нашу Родину без русской березки, в ее честь сложено много песен, стихов. Белоствольная, с развивающимися на ветру зелеными кудряшками, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Кто не восхищался изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. Посмотрите, с какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы. Видите, на всех картинах здесь изображена красавица – березка.

                                 Дети рассматривают картины (мини галерея)

    Ведущая. А сколько чудесных стихов посвящено нашей красавице.

                                       Читают  стихи о березе

    Дети по очереди. Мы березу белую в обиду не дадим.

                                   Красавицу зеленую спасем и сохраним.

                                   Не ломаем мы деревья, даже веточки не гнем.

                                   Скоро белую березку в книгу красную внесем.

    Гном.       Не руби березы белой, не губи души лесной.

                      Не губи и зла не делай, а особенно весной.

                       Дети читают стихотворение и инсценируют его:

    Ветром берёзоньку качало, 
    Ветром берёзоньку сломало, 
    Ранка на её стволе, 
    А макушка на земле.
    Кто же деревцу поможет?
    Ветер? Он помочь не сможет.
    Видишь, мальчик подошел,
    Приподнял немного ствол,
    И заботливо потом обвязал его бинтом.
    Ствол поправился почти
    Будет деревце расти.  (
    Л.Яхин)

    Мальчик. Чтобы наша березка не болела,

                      Чтобы наша березка зеленела.

                      Чтобы новые леса поднялись в небеса!

    Березка. Я пришла к вам в детский сад, чтоб порадовать ребят.

                   Свои  веточки показала, все секреты рассказала.

                   Будьте дети добры, будьте ласковы, умны.

                   Все здоровы и красивы и, конечно, веселы.

                   Вот, дарю вам туесок. Он не низок, не высок.

                   По грибы в лесок пойдете, полный туес наберете.

                        (Дарит детям туесок)

                   Девицы, красавицы, глядите сюда! Нравится?

                   (подает березовую шкатулку)  

                   Шкатулка просто диво. Изящна и красива.

                   Драгоценности свои ты в шкатулочке храни.

              (дети рассматривают предметы, изготовленные из бересты)

    Ведущая. Посмотрите,  шкатулочка-то не простая, а с загадками. Давайте попробуем их отгадать. 1. Клейкие почки, зеленые листочки.

                        С белой корой стоит под горой.   (береза)

                     2. Как называется место, где растет много берез? (березняк)

                     3. Какие грибы растут в березовых лесах? (белые, подосиновики, подберезовики, волнушки, сыроежки)

                      4. Определить, какой листик – березовый. (предлагается несколько листьев разных видов деревьев: клен, рябина, тополь, дуб, береза)

                      5 . Какие добрые слова вы можете сказать о березке? (белоствольная, красавица…)

    Ведущая.   Березонька, красавица, немного отдохни,

                    И хоровод девичий ты с нами посмотри.

                    Девицы, платки берите, для березки вы спляшите!!!

    Девочки заводят хоровод вокруг березки «Во поле березка стояла»

    Ведущая. В народе пословица  живет: «В еловом лесу - трудиться, а в березовом - веселиться!». Как вы думаете, почему так говорят? (предположения детей). А вы знаете, что есть у березы свой праздник. Он так и называется – Праздник русской березы.

    Ребенок. В праздник березу украшают, ленты ей в косы вплетают,

                     Хороводы девицы ведут,

                     Песни звонкие поют.

    Исполняется песня «Ай да берёзка!» Сл. Ж.Агаджановой, муз.Т.Потапенко.

    Затем мальчики приглашают девочек на парный танец «Ах, ты береза»

                     

     Ведущая. Сегодня мы с вами убедились, что береза самое красивое дерево России. Шумит оно листвой, украшает лес, нашу жизнь. Так давайте её беречь, любить и не давать в обиду ни кому.

    Ребенок.   Будем березку любить, охранять,

                      Будем мы взрослым во всем помогать.

                      Реки, поля и леса сбережем.

                      Помним о том, что природа наш дом.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект физкультурно-экологического занятия в подготовительной группе "путешествие по родному краю"

    Физкультурное развлечение- это не просто занятие, это интеграция с разными образовательными областями. Такие занятия- развлечения позволяют детям с интерессом и пользой провести время, узнать но...

    конспект экологического занятия в подготовительной группе "Путешествие на дно Азовского моря"

    Путешествие  на дно Азовского  моряПознавательное занятие в подготовительной к школе группеЦель: формировать представление о воде и о том , что она – составная часть всех живых организмов.За...

    Конспект экологического занятия в подготовительной группе « Полезный лимон»

    Конспект экологического занятия в подготовительной группе« Полезный лимон»...

    Путешествие Эколобка (экологическое занятие в подготовительной группе)

    Образовательная область: познаниеВид деятельности: непосредственно -образовательнаяВозрастная группа: подготовительнаяТема: Путешествие ЭколобкаЦель: Формирование социальной активности в бережном отно...

    Презентация к экологическому занятию в подготовительной группе на тему "Лес"

    Презентация к экологическому занятию в подготовительной группе на тему "Лес"...

    Физкультурно-экологическое занятие в подготовительной группе «Путешествие по Уралу»

    Обучение детей любить и понимать природу, радоваться ее красоте, умело пользоваться ею для оздоровления своего организма....