Работа с семьёй в детском саду
статья на тему

КАРЮКИНА ЛИДИЯ

 

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_semyoy_v_detskom_sadu.docx36.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 « Солнышко» п. Лиман» Астраханской области

« Работа с семьёй в детском саду»

                                                           Статью подготовила:

                                                Заведующая МБДОУ « Детский сад № 3

                «Солнышко» п. Лиман

                                                           Карюкина Лидия Михайловна

Если человек  загадывает на год - он сеет хлеб.

Если человек  загадывает на десятилетия - он  сажает деревья.

              Если человек загадывает на века – он воспитывает детей.

(старая японская мудрость)

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

 

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

 

Поэтому наш коллектив работает  над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном  ДОУ».

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведём по четырем направлениям.

 

Информационно – аналитическое направление

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы анализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Мы разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

 

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

  1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

 У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ ( педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,  медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

 

 цели  учреждения:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

 

Для скоординированной работы детского сада и родителей решаем следующие задачи:

  1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

 

С этой целью  используем активные формы и методы работы с родителями:

  1. общие и групповые родительские собрания;
  2. консультации;
  3. организованная деятельность детей с участием родителей;
  4. выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  5. Дни общения;
  6. Дни добрых дел;
  7. Дни открытых дверей;
  8. участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  9. оформление фотомонтажей;
  10. совместное создание предметно – развивающей среды;
  11. работа с родительским комитетом групп;
  12. беседы с детьми и родителями;
  13. семинар – практикум;
  14. родительские гостиные;
  15. почта Доверия;
  16. анкетирование

 

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. 

Родители стали активными участниками всех дел в ДОУ, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Наглядно – информационное направление

Наглядно – информационное направление включает в себя:

  1. родительские уголки,
  2. папки - передвижки « Крепыш», «По Совету всему свету», «Советы доктора Айболита»
  3. семейный и групповые альбомы «Наша дружная семья», «Наша жизнь день за днем».
  4. Фотомонтаж  «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,
  5. фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Папа, мама, я - дружная семья», «Играем вместе».
  6. семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,
  7. эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,
  8. копилка Добрых дел.

     Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей  мы используем рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем»,  «Говорят дети», «Вырастай-ка», «Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания

    Активность родителей в создании  выставок говорит о том, что эта форма работы являются востребованной. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

 

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

 

В ДОУ проведены:

  1. праздники «День Матери», «А ну-ка бабушки», «День рождения».
  2. развлечения «Семейные посиделки», «День здоровья».
  3. спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»,
  4. вернисаж «В мире чувств и эмоций», «Наши дочки и сыночки»,
  5. совместные проекты «Моя родословная», «Моя семья».  
  6. выпуск семейных газет «Я с бабушкой своею», «Отдыхаем всей семьей»,
  7. выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»,

 « Награды моего деда».

  1. спектакли «Зайкина избушка », «Волк и семеро козлят»,
  2. совместные походы «В мир прекрасного», (музей, детскую художественную школу)
  3. экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу» .

 Сценарии праздников и развлечений разрабатывали совместно с родителями.

 Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

  1. выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
  2. консультации для родителей;
  3. составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
  4. распределение ролей взрослых;
  5. изготовление пригласительных билетов;
  6. подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
  7. индивидуальные встречи и консультации;
  8. изготовление атрибутов, пособий.

      Проводимая работа позволила повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Родители – самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания. Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью».

Поэтому мы  решили – пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Теперь у нас стало традицией, ежегодно отмечать семейные праздники «Вместе весело шагать», «Мы счастливая семья», «Праздник дедушек и бабушек».

Тесный контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями 

Традиционным стало проведение ежегодной акции: «Просто так», «Подари книгу детям» У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь наша задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в каждой группе   библиотека, созданная благодаря родителям.

 

Мы с детьми любим, ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества : «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия».

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. В решении этой задачи нам помогли фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья – здоровый образ жизни».

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок,  поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках  заранее вывешиваем  интригующее, яркое сообщение . Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает нам  лучше узнать моих воспитанников. 

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде, поэтому не забываем хвалить своих родителей и всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

 В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группах ДОУ сделано руками пап и мам наших детей.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Доверительные отношения устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателями. На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между воспитателями и родителями. Мы вместе стремились, чтобы детям в ДОУ было хорошо, уютно.

 В зависимости от плана работы, сообща обговариваем  каждое мероприятие, решаем  проблемы. Благодаря этому, все дела проходят с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносит крупицы своего труда, умения, творчества.

 Воспитание  и  развитие ребенка невозможны  без участия  родителей . Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

 На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателей, создана атмосфера взаимоуважения.

 

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает: 45% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, до 80% в оценке результатов.

 Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 93% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

 В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в детском саду.

 Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла  отрадные  результаты .

 Семья и детский сад два воспитательных феномена , каждый из которых  по  – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия  для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Мы убедились, что «вместе весело шагать по просторам», на которые мы идем с детьми очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей.

 Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

 Мы не останавливаемся на достигнутом ,  продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих детей.

Список   используемой литературы:

1.Майер А.А., Давыдова О.И.,  Воронина Н.В. « 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада ». – М.: Творческий Центр. 2011 г.

2.Микляева Н.В. « Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия ».- М.: Творческий Центр. 2010 г.



 

Комментарии

КАРЮКИНА ЛИДИЯ

Семья и детский сад составляют для ребёнка основную воспитательно- образовательную микросреду и определяют два воспитательных феномена, каждый по- своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании они создают оптимальные условия для вхождения в большой мир.