Главные вкладки

    Рабочая программа по музыкально-театрализованным занятиям
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Рычкова Надежда Николаевна

    Цель: развитие артистических способностей через театрализованную деятельность.

     

    Задачи данной программы:

    ♦       сформировать устойчивый интерес к театральному искусству; последовательно знакомя детей с видами театра;

    ♦       поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

    ♦       совершенствование артистических навыков детей;

    ♦       стимулировать развитие психических процессов: внимание, речь, мышление, воображение, внимание;

    ♦       воспитывать коллективизм, товарищество, умение взаимодействовать с окружающими людьми, пробуждать у  детей  способности   живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать

    ♦       развивать художественный вкус;

    ♦       развивать актерские и коммуникативные навыки.

     

    Направленность: художественно-эстетическое.

     

    Возраст: программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет.

     

    Сроки: 3 года.

     

    Предполагаемый результат:

    К концу обучения дети умеют:

    - умеют действовать согласованно;

    - умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц;

    - без труда произносят скороговорки;

    - умеют составлять предложения с заданными словами;

    - умеют двигаться в заданном ритме;

    - умеют действовать в предлагаемых ситуациях;

    - умеют импровизировать;

    - имеют представление  о театре, видах театра, театральных терминах.

    Для того что бы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого следует:

    - фиксировать результаты;

    - диагностика;

    - постановка кукольных спектаклей;

    - драматизация сказок;

    - проведение праздников (в течении) года

     

    Форма подведения итогов:

    Предполагаются в виде проведения представлений, театральных конкурсов, праздников, развлечений.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

    Большеалексеевский детский сад комбинированного вида  «Калинка»

    Ступинского муниципального района

    СОГЛАСОВАНО

    на экспертном совете по инновационной

    и экспериментальной деятельности

    Управления образования администрации Ступинского муниципального района

            

    УТВЕРЖДЕНО

    Заведующий МДОУ

    Большеалексеевский д\с

    комбинированного вида

     «Калинка»

    Рычкова Н.Н.

    C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\солнышко 1.png

    «Мы- артисты»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    ПО МУЗЫКАЛЬНО ТЕАТРАЛИЗОВАННЫМ ЗАНЯТИЯМ

            Принята на совете педагогов

    протокол № 1 от 26.08.2010г

                                        C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\колобок.jpg

     

                                                                            Разработчик:  музыкальный руководитель Рычкова Н.Н.

     

                                                           2010 г

    Пояснительная записка.

    Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в ДОУ введены дополнительные занятия по театрализованной деятельности, которые проводит педагог дополнительного образования.

    Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

    Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

    Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

    Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

    Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе.  

    Направленностью художественно-эстетического направления  дополнительной образовательной программы по музыкально-театрализованной деятельности является всестороннее развитие ребенка, развитие чувств, переживаний, открытий, приобщение к духовным ценностям.

    Причины создания дополнительной образовательной программы являются расширение знаний детей об окружающем мире во всем его многообразии через образы, краски, звуки;

    Развитие разнообразных средств выразительной речи, которые являются важнейшим условием своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

    Новизна и актуальность дополнительной образовательной программы это возможность помочь ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

    Основной целью дополнительной образовательной программы является развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

    Задачи данной программы:

    ♦        сформировать устойчивый интерес к театральному искусству; последовательно знакомя детей с видами театра;

    ♦        поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;

    ♦        совершенствование артистических навыков детей;

    ♦        стимулировать развитие психических процессов: внимание, речь, мышление, воображение, внимание;

    ♦        воспитывать коллективизм, товарищество, умение взаимодействовать с окружающими людьми, пробуждать у  детей  способности   живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать

    ♦        развивать художественный вкус;

    ♦        развивать актерские и коммуникативные навыки.

    Принципы дополнительной образовательной программы основаны на импровизации, гуманности, систематизации знаний, учета индивидуальных способностей каждого ребенка.

    Возраст детей, на которых разработана данная программа, составляет от 4 до 7 лет.

    Дополнительная образовательная программа рассчитана на 3 года.

    Занятия продолжительностью от 15 до 30 мин (в зависимости от возраста воспитанников) проводятся в первой половине дня.

    Общее количество занятий по программе составляет 36 занятий в год, т.е. 1 занятие в неделю.

    Ресурсное обеспечение:

    В детском саду созданы благоприятные условия для организации кружка.           Программа разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, в соответствии с Программой воспитания и обучения детей в детском саду (под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.).

    Информационно - методическое обеспечение:

    В работе по обновлению содержания используются следующие технологии: 1Антипина Е.А.  «Театрализованные занятия в детском саду»-

    М.: ТЦ Сфера,2004г

    2. Горохова Л.А., Макарова Т.И. «»Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ» - М.: ТЦ Сфера,2005г

    3. Картушина М.Ю. «Театрализованные представления для детей и взрослых» - М.:ТЦ Сфера,2005г

    4. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду» - М.:2004г

    5. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2004г.

    6.Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» - М.: Владос.2001

    7. А.В. Щеткин «Театрализованная деятельность в детском саду» - М.:Синтез,2007

    Материально-техническое обеспечение:

    Помещения для занятий:

    1.    Музыкальный зал;

    2.    Физкультурный зал;

    Технические средства:

    1.    Музыкальный центр;

    2.    DVD - плеер ;

    3.          Телевизор;

    3.    Проектор с экраном.

    Наглядный материал:

    1.    Иллюстрации.

    2.    Маски-шапочки.

    3.    Костюмы.

    4.    Театр кукол би-ба-бо.

    5.    Настольный театр.

    6.    Пиктограммы с изображением  эмоций.

    Принципы построения программы:

       импровизационность;

       гуманность;

       систематизация знаний;

       учет индивидуальных способностей каждого ребенка. D:\Вольф Елене Константиновне\Картинки АРТС\ARTS0244.WMF


                                              Направления работы:


     

    Методы обучения

     

    Содержание занятий по театрализованной деятельности  включает в себя:

    • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
    • игры-драматизации;
    • упражнения для социально-эмоционального развития детей;
    • коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
    • задания для развития речевой интонационной выразительности;
    • игры-превращения (« учись  владеть своим телом»), образные упражнения;
    • упражнения на развитие детской пластики;
    • ритмические минутки (логоритмика);
    • пальчиковый  игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
    • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
    • театральные этюды;
    • отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
    • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
    • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), мизансценой и т.д.D:\Вольф Елене Константиновне\Картинки АРТС\ARTS0244.WMF

     

                                   Формы проведения занятия:

    Занятия-игры строятся по единой схеме:

    ♦        введение в тему, создание эмоционального настроения;

    ♦        театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал;

    ♦        эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

    Задачи музыкального руководителя:
    ♦        Познакомить детей с театром, видами театров, основными средствами художественной выразительности;
    ♦        Развивать активное эмоциональное сопереживание к музыкальным и театральным образам, в исполнительской деятельности;
    ♦        Предоставлять возможность детям импровизировать или закреплять способность к интонационной импровизации;
    ♦        Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка спектаклей).

    Поскольку театр, является одним из самых демократичных, любимых и доступных видов искусства для детей дошкольного возраста, то данная программа позволяет ещё решить широкий спектр таких задач как:

    воспитательные задачи:

    развивающие задачи:

    образовательные задачи:

    Художественное воспитание

    Нравственно патриотическое воспитание

    Воспитание воли

    Развитие коммуникативных качеств личности

    Развитие психических процессов;

    Развитие психофизических способностей;

    Развитие творческих способностей;

    Развитие эмпатии

    Обогащение театрального опыта

    Формирование умения владения куклой, игрушкой и всеми другими доступными видами театра;

    Формирование социальных навыков поведения;

    Формирование эстетического вкуса

    Для решения поставленных задач в саду создана предметно-пространственная среда: летний театр, театральные уголки и уголки «ряжения» в игровых комнатах групп; «зоны приватности»; различные виды театра; разнообразные атрибуты, костюмы и декорации.D:\Вольф Елене Константиновне\Картинки АРТС\ARTS0244.WMF

    Вся  работа по театральной деятельности проводится в системе и взаимосвязи со специалистами детского сада и родителями:

    1.
    «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

    2
    . «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.

    3. «
    Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

    4.
    «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

    5.
    «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.

        Для того чтобы влиять на развитие артистических способностей детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого следует фиксировать результаты:

    • диагностика (октябрь —  май),
    • постановка кукольных спектаклей,
    •  драматизация  сказок;
    • проведение   праздников (в течение года), конкурсов,  концертов.

                                                       D:\Вольф Елене Константиновне\Картинки АРТС\ARTS0244.WMF


    Основные направления программы:

    1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

    Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения  фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

    2.Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

    Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

    3.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

    Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

    4.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве. Ваш ребенок получит ответы на вопросы:

    • Что такое театр, театральное искусство;
    • Какие представления бывают в театре;
    • Кто такие актеры;
    • Какие превращения происходят на сцене;
    • Как вести себя в театре.

    5.Работа над спектаклем. Базируется на авторских сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

    • Участие в сценках, спектаклях и театрализованных праздниках.
    • Подготовка декораций, реквизита, афиши (сами придумываем, рисуем, клеим!).

    Работа над разделами программы продолжается в процессе всего обучения детей. Содержание разделов в зависимости от этапа обучения расширяется, углубляется.

    Результатом работы студии являются спектакли и театрализованные праздники, в которых принимают участие все без исключения студийцы вне зависимости от уровня их подготовки и натренированности.

    В результате включения детей в театрализованную деятельность:

    • в средней группе дети обучаются элементам художественно-образных выразительных средств - интонации, мимике и пантомиме;
      в
       старшей группе совершенствуются художественно-образные исполнительские умения;
    • в подготовительной к школе группе развивается творческая самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий

    Эпилог

                  Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой  активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т.е. умения держать себя в обществе.

    Театр с его чудесами и тайнами – это волшебная игра, участвуя в которой, все дети могут передать свои желания, эмоции, чувства.

    Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности. 

    Театр - синтетический вид искусства, объединяющий основные направления развития личности через музыку, литературу, живопись, хореографию. Музыка успокаивает ребенка, вызывает положительные эмоции.

            В нашем мире, насыщенном  информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного   детства. В  любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый  «банк  жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «сказочных  уроков»  начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: «Чему нас учит сказка?».

            В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной  игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию,  совершенствует речь. А  переоценить  роль родного языка, который помогает людям — прежде всего детям — осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, — невозможно. С.Я. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

              В ходе работы над спектаклями создаются условия для речевого развития детей, происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного; активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Настроение и характер героя отражает его театральный костюм. Дети начинают ориентироваться в том, что отрицательные герои всегда одеты в холодные тона, а положительные в яркие, теплые. Цвет через костюм ярко воздействует на психоэмоциональное восприятие данного образа. Такое же воздействие оказывают цвет атрибутов и декораций.

           Занятия в кружке по театрализованной  деятельности  способствуют приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. Работе  кружка  помогают виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры, аудиокассеты с записями избранных произведений музыкальной классики, музыкальный центр.

         Воспитательные  возможности театрализованной деятельности огромны: ее  тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется  звуковая культура речи. Исполняемая роль,  особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.    

           Поэтому именно театрализованная  деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

    Она - неисчерпаемый  источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

    В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражал свое отношение  к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

    Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом  процессе очевидна. D:\Вольф Елене Константиновне\Картинки АРТС\ARTS0244.WMF

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1

    Механизм оценки получаемых результатов

    Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

    1.Основы театральной культуры.

    Высокий уровень –  3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

    Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

    Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.            

    2. Речевая культура.

    Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

    Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

    Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

    3. Эмоционально-образное развитие.

    Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

    Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

    Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

    4. Навыки кукловождения.

    Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

    Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

    Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

    5.Основы коллективной творческой деятельности.

    Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

    Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

    Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

    № п/п

    ФИО

    ребенка

    Мониторинг уровня знаний и умений

    театрализованной деятельности

    Основы театральной культуры.

    Речевая культура.

    Эмоционально-образное развитие.

    Навыки кукловождения.

    Основы коллективной творческой деятельности.

    Характеристика уровней знаний и умений

    театрализованной деятельности

    Высокий уровень (18-21 баллов).

    Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

    Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

    Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

    Средний уровень (11-17 баллов).

    Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

    Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

    Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

    Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа.  Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.

    С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

    Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

          Низкий уровень (7-10 баллов).

          Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

    Знает правила поведения в театре.

    Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.

    Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

    Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

    Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.

    Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

    Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №2

    ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОВОДИТСЯ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ.

                                Творческое задание № 1

    Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

    Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

    Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

    Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

    Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

     Ход проведения.

    1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого

    изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.

     2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

    Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

     3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры.

    4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.

    5. Показ сказки зрителям.

                            Творческое задание № 2

    Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

    Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

    Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.

    Давать характеристики главных и второстепенных героев.

    Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

    Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

    Проявлять активность в деятельности.

    Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

          Ход проведения.

    1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

    Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

    2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.

    3. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).

    4. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.

    5. Показ спектакля малышам.

                            Творческое задание № 3

    Сочинение сценария и разыгрывание сказки

    Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

    Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.

     Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.

    Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

    Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

    Ход проведения.

    1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.

    2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).

    Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

          • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).

          • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

          Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия

    берется за основу.

    3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.

    4. Показ спектакля гостям.

    ПРИЛОЖЕНИЕ№2

    ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

    Средняя группа

    Умеют действовать согласованно.

    Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

    Запоминают заданные позы.

    Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

    Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

    Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

    Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

    Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

    Умеют строить простейший диалог.

    Умеют составлять предложения с заданными словами.

    Старшая группа

    Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

    Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

    Запоминать заданные позы.

    Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.

    Знать 5—8 артикуляционных упражнений.

    Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.

    Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

    Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

    Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.

    Уметь составлять предложения с заданными словами.

    Уметь строить простейший диалог.

    Уметь сочинять этюды по сказкам.

    Подготовительная группа

    Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

    Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

    Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки, четверки.

    Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

    Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

    Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

    Находить оправдание заданной позе.

    На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.

    Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

    Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

    Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах. Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

    Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.

    Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

    Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

    Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.

    Уметь подобрать рифму к заданному слову.

    Уметь сочинить рассказ от имени героя.

    Уметь составлять диалог между сказочными героями.

    Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

    Ожидаемые результат:

    1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

    2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

    3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

    4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

    5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

    6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

    7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

                                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабоча программа по музыкально-театрализованной деятельности

    содержание и план работы по музыкально-театрализованной деятельности...

    Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность» Направление «художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие»

    В последние годы возросло внимание к проблемам эстетического воспитания, как к важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Для эстетического воспитания, наиб...

    Рабочая программа учителя-логопеда для занятий с детьми с общим недоразвитием речи 5-6 лет (старшая группа).

    В связи с тем, что мы работаем по ФГОС, наши программы пришлось пересмотреть и проработать согласно федеральным образовательным стандартам....

    Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" (обучение грамоте)

    Данная программа разработана для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет).Цель коррекционного курса: освоение фонетико-фонематической стороны родног...

    Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" (развитие речи)

    Данная программа разработана для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7лет).Цель коррекционного курса: формирование связной, грамматически правильной р...

    Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" (логоритмика)

    Данная программа разработана для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Цель коррекционного курса: преодоление речевого нарушения у детей с ...

    Рабочая программа по теме «Эстетическое воспитание старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность»

    Рабочая  программапо теме«Эстетическое воспитание старших дошкольников  через музыкально-театрализованную деятельность»...