Тематический час с элементами экспериментирования "Наши верные помощники."
план-конспект по теме

Конспект по закреплению знаний детей об органах зрения, слуха, обоняния и ухода за ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального                                обслуживания

Московской области

«Электростальский реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями

«Золотой ключик»

Конспект тематического часа с элементами экспериментирования на тему "Мои верные помощники"

Воспитатель 1 категории

Ломоносова И.А.

Электросталь 2012 г.

Цель:

  1. продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;
  2. обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;
  3. работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования;
  4. продолжать формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия;
  5. развивать быстроту мышления, творческое воображение;
  6. продолжить формирование интереса к познанию своего тела;
  7. воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму.

Предварительная работа:

  1. беседы об органах чувств у человека;
  2. чтение художественной литературы: “Мойдодыр”, “Доктор Айболит” К.И. Чуковского, “Неболейка” И.Семеновой;
  3. сюжетно-ролевые игра “Больница”.

Материал и оборудование:

  1. шарф для завязывания глаз, книга, “чудесный мешочек”, набор мелких предметов;
  2. ширма, бумага, ножницы, 2 стакана с водой.
  3. поднос с ароматизированными предметами, салфетки.
  4. Карта – схема путешествия.
  5. Иллюстрации отгадок.

Ход занятия:

Воспитатель (В.). Дети, скажите, как люди здороваются? (Здравствуйте, доброго здоровья, здоровья вам, всего доброго, всех благ.). Это не просто слова, а пожелание здоровья. А какого человека можно назвать здоровым? (Ответы детей.) Верно, который хорошо себя чувствует, не болеет, не нервничает, занимается спортом, соблюдает распорядок дня и правильно питается.

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в город Здоровье. А вот и наш маршрут, давайте с ним ознакомимся (показывает карту-схему путешествия). Кружками отмечены станции. А путешествовать мы будем на поезде. Каждому из вас необходимо получить билет на проезд, а для этого надо продолжить пословицу или отгадать загадку.

Здоровье дороже... (богатства).

Труд — здоровье, лень — ... (болезнь).

Болезнь человека... (не красит).

1. Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко.)

2. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява,

Кто любит щи —

Меня ищи.

(Капуста.)

3. Как на нашей грядке

Выросли загадки —

Сочные да крупные,

Вот такие круглые,

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры.)

4. Сидит старый дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

(Лук.)

5. На припёке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелёк

Держит алый огонёк.

Раздвигаем стебельки –

Собираем огоньки.

(Земляника.)

/ После правильного ответа воспитатель показывает картинку с отгадкой. /

В:  Молодцы, всё правильно отгадали! Поезд отправляется! (Звучит музыкальное сопровождение.)

/ Воспитатель вместе с детьми имитирует движение поезда. /

В: Вот и первая станция, а чтобы узнать как она называется, нужно отгадать загадку:

Два братца через дорогу живут,
А друг друга не видят... (
Глаза.)

В:  Ребята, а зачем человеку глаза?

Дети:

В: Правильно, чтобы видеть.  Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Дети:

В:  Послушайте стихотворение:

Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице две пары глаз?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко,
Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно-
Ничего вокруг не видно.
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!

/ Воспитатель предлагает детям выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза? Вызывает одного ребенка и завязывает ему глаза /

В:  Скажи, что у меня в руках?

/ Ребёнок не знает /

В:  А что я делаю?

/ Воспитатель делает 2–3 бесшумных действия. Ребенок этих действий не видит и ничего о них сказать не может /

В:  Теперь сними шарф и скажи: зачем человеку глаза?

/ Ответ ребенка; его дополняют другие дети./

В:  Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах (домиках). Закрывает этот “дом” специальная  “дверца” под названием – веко. А если появится опасность, веки по приказу мозга молниеносно захлопнутся. Только тогда, когда глаза прикрыты веками, они находятся в покое. Когда же глаза открыты, человек постоянно рассматривает то, что находится перед его глазами. Они движутся то влево, то вправо, то вверх, то вниз, как бы ощупывая изображение.

/ В процессе рассказа воспитатель предлагает разглядеть (потрогать) глазные впадины, веки, брови, ресницы, Поводить глазами вправо, влево, вверх, вниз. Рассказ сопровождается иллюстрациями /

В:  А сейчас давайте убедимся еще раз, можно ли обойтись без глаз? Мы с вами поиграем. Встанем врассыпную по залу, завяжем Никите глаза и попросим пройти от меня до другого воспитателя, обходя товарищей.

В: А теперь Никита выполнит другое задание: возьмет конфету и съест ее.

/ Никита легко выполняет задание./

В:  Видите, ходить по залу не мог, а мимо рта не проносит.

/ Далее проводится игра “Чудесный мешочек”

Разным детям завязывают глаза, они должны на ощупь отгадать предмет.

Игра повторяется 4–5 раз, проводится стоя. Затем воспитатель предлагает сесть на свои стульчики и продолжить путешествие /

В: А вот и следующая станция и снова, чтобы узнать её название, нужно отгадать загадку:

Слышу голос, слышу смех,
Слышу маму, слышу всех!
Слышу, как поют подружки,
Помогают слышать...
(ушки)

В: Правильно, ребята! Эта станция называется Уши. Скажите, а зачем нам уши? Может для красоты или чтобы серьги носить?

Дети:

В: Скажите, сколько ушей у человека?

Дети:

В:  У всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности. Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться, как локаторы. У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т.д.

В:  Для чего еще нужны человеку уши?

Дети:

В: Правильно, уши нужны, чтобы научиться говорить, маленький ребёнок слышит речь взрослых, повторяет и так учиться говорить. Давайте мы с вами поиграем в игру «Узнай по голосу».

/ Проводится игра/

В:  Какие хорошие у вас уши.  Мы с вами знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать.

/ Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия, сопровождающиеся звуковыми явлениями: переливает воду из одной банки в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разрывает бумагу. Дети должны каждый раз определить источник звука. /

В: Молодцы! Давайте теперь поиграем с нашими ушками.

Массаж ушных раковин.

Сидя по-турецки, «лепим» ушки для доброго слона: поглаживаем ушные раковины, тихонько оттягиваем их вверх, вниз, в стороны (по 5—6 раз в каждом направлении). Нажимаем на мочки, «надеваем» на них красивые клипсы.

/  После игры проводится  физкультминутка, стоя в кругу: /

Есть в большом лесу избушка
Стоит задом наперед

(Наклоны с поворотом вокруг себя.)

В той избушке есть старушка
Бабушка Яга живет,

(Приседания с хлопками.)

Нос крючком,

(Показ руками вперед себя.)

Глаза большие,

(Руки складываем «биноклем».)

Словно искорки горят,

(Сжимание и разжигание пальцев в кулаки.)

Уши старые, глухие,
Но подслушать все хотят.

(Наклоны вправо, влево с выставлением ладоней возле ушей.)

А под печкою кузнечики куют-куют-куют,
Словно песенку веселую поют-поют-поют,

(Удары кулачками по кругу перед собой.)

Хлоп – туда, хлоп – сюда,

(Хлопки вправо, влево с поворотом.)

Нет особого труда.

(Прыжки на месте, руки на поясе.)

В: А теперь нам пора в путь, занимайте свои места в поезде.

/ Под музыку имитируется движение поезда /

В: Вот и следующая станция, и следующая загадка:

Щиплет Дедушка Мороз
Ребятишек всех за ...
(нос)

В: Правильно, ребята, эта станция называется Нос. Для чего человеку нужен  нос?

Дети:

В: Конечно, нос нужен, чтобы дышать и нюхать запахи. Послушайте стихотворение  Ю.Прокопович “Зачем носик малышам?” 

Есть прямые носики,
Есть носики – курносики...
Очень нужен всякий нос
Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке
Носик нюхает цветочки.
На полянке – землянику,
В грядке – спелую клубнику.

В огороде чует нос
Где чеснок и лук подрос.
В доме может так случиться,
Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,
Где конфеты и печенье,
Где в буфете шоколадки
Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?
Все пронюхает наш нос.
Даже помнит он каков
Запах маминых духов.

Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен,
Чтобы сон, когда придет,
Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать:
Пальцем в нос не залезать.
Днем на солнце не сидеть-
Носик может обгореть.

А зимой, в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Ну, теперь понятно вам,
Зачем носик малышам?

/ Далее воспитатель рассказывает про нос: /

В:  Некоторые считают, что нос – это только украшение лица. Другие думают, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху. Есть даже выражения: “Ишь, ты, нос задрал!” или “Ну, что, ты, нос повесил?” Это шутка. На самом деле даже самый маленький нос весьма важная часть тела. Носом мы дышим. А еще нос помогает па8чсчувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас с вами и проверим.

 Проводится игра “Определи по запаху”.

/ На большом подносе на тарелочках лежат ароматизированные предметы (яблоко, огурец, груша, и т.д )Воспитатель завязывает ребенку глаза платком и подносит к носу любую тарелочку. Ребенок должен определить по запаху, что лежит в этой тарелочке. /

В: Вот сколько запахов может различать наш нос, он нам очень нужен! Теперь пора отправляться на последнюю станцию, занимайте места в поезде.

/ Дети исполняют песню «Поезд» /

В: Вот и последняя станция, а как она называется сейчас узнаем:

 Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши ...
(руки)

В:  Правильно, эта станция называется Руки. Давайте, узнаем, для чего нам руки. Спрячьте руки за спину.

/ Воспитатель предлагает ребёнку убрать за спину руки и взять со стола книгу. Ребёнок, конечно же, просьбы не выполняет. \

В. Зачем вам руки?

Дети:

В: Правильно, чтобы брать предметы, рисовать, складывать конструктор и т.д. А ещё наши руки умеют рассказывать стихотворение. Я вас сейчас научу.

Что такое чистым быть

(разводят руки в стороны, поднимая плечи)?

Руки чаще с мылом мыть

(потирают ладонь о ладонь),

Грязь убрать из-под ногтей

(имитируют движение щётки)

Да постричь их поскорей

(показывают указательный и средний палец правой руки, а остальные подбирают и имитируют движения ножницами).

Умываюсь по утрам

И ещё по вечерам

(гладят ладонями по щёкам).

Чисто вымою я уши —

Будут уши лучше слушать

(потирают уши).

Отчего блестят глаза?

(моргают)

С мылом умывался я

 (указательными пальцами поглаживают закрытые глаза)!

Мне ещё нужна сноровка

(указательными пальцами имитируют движения зубной щётки),

Чтобы зубы чистить ловко,

Дружат волосы с расчёской

 (кивки головой вправо и влево поочерёдно),

Хороша моя расчёска

 (хлопки справа и слева).

/ После игры раздается стук. Входит Незнайка./

Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что вы здесь делаете?

Дети:

Незнайка: А давайте с вами поиграем. Я знаю игру, которая называется “Покажи части тела”.

/ Дети встают в круг. Незнайка сначала называет и показывает части тела правильно, затем – неправильно, следя за реакцией и внимательностью детей. Незнайка показывает такие части тела: руки, ноги, голова, шея, уши, нос, глаза, рот, щеки, веки, ресницы, брови, подбородок, лоб, волосы и т. д./

После игры Незнайка хвалит детей и прощается. Воспитатель подводит итог занятия.

Литература:

  1. Козлова С.А. Парциальная программа “Я – человек”.
  2. Журнал “Дошкольное воспитание” № 3, 2000.
  3. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек”.