Главные вкладки

    Мастер - класс для педагогов "Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста"
    материал (младшая группа) по теме

    Изотова Ирина Анатольевна

    Раскрывается значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Педагоги знакомятся с многообразием нетрадиционных техник рисования .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master_-_klass.doc50.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер – класс  для педагогов
    «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования
    и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

    Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития воображения, творческих способностей . Показать актуальность кружковой работы в детском саду. Ознакомить педагогов с многообразием нетрадиционных техник рисования .

    Подготовительный этап:

         1.Оформить выставку детских рисунков в различной технике рисования.

         2.Выложить материалы, которые используются в нетрадиционном рисовании.

    Теоретическая часть.

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребёнок создаёт новые работы.

    Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно - выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

    Работая с детьми  младшего дошкольного возраста, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:

    1. Умение правильно держать кисть, карандаш;
    2. Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
    3. Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
    4. Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
    5. Умение изображать простейшие предметы и явления в действительности.

    Одновременно проявились и низкие способности детей:

    1. Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
    2. Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
    3. Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
    4. Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
    5. Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
    6. Проявление фантазии, художественного творчества.

    Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей

    творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

    Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

    Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

    Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

    На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Волшебные  краски». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.     Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала.  Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

    Нетрадиционные техники рисования.

    Рисование пальчиками

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия.

    Материал: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки.

    Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Рисование ладошкой

    Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

    Материал: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

    Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощи кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

    Рисование ватными палочками

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

    Материал: мисочки с гуашью, плотная бумага, ватные палочки, салфетки.

    Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждую палочку  набирается краска разного цвета.

    Оттиск пробкой

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материал: мисочка либо пластиковая   коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.

    Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

    Оттиск печатками из картофеля

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.

    Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

    Оттиск смятой бумагой

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

    Материал: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

    Способ получения изображения: ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

    Тычок жёсткой полусухой кистью

    Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

    Материал: жёсткая кисть, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

    Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

    Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.

    Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.

    Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

    Практическая часть.

    Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми трех лет.

                 Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.    

    «Рисование пальчиками»

            Материал: мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки.

    Опускаем в гуашь пальчик и наносим точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираем  салфеткой, затем гуашь легко смывается.         Работу нужно начинать с одного цвета: дать возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.          

    Позднее я можно учить детей рисовать обеими руками. Здесь также возможны варианты: использовать поочередно обе руки или рисовать ими одновременно, обмакнув несколько пальцев (каждый в свой цвет) и рисуя ими  синхронно (например «новогоднюю мишуру», «салют»), что отлично развивает координацию.

    Техника рисования пальчиками схожа по способу получения изображения с техникой рисования ватными палочками.

    “Рисование ладошкой ”

    Материал: тонированная или белая бумага, гуашевые краски, кисти, салфетки (для вытирания рук).

    Порядок работы:

    Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Наши ладошки умеют превращаться в солнышко. Раскройте ладонь, а выпрямленные пальцы раздвиньте в стороны. Теперь соедините пальцы вместе. Вот какой получился заборчик! А если чуть отодвинуть большой палец в сторону, а остальные раздвинуть, рука превратится в симпатичного ежика. Остается дорисовать грибок, который заботливый папа тащит в норку, да еще не забыть про лапки, глаз и носик зверька. И бабочка полетит, и цветочек будет радовать своими лепестками, и слон, и рыбка, и многое другое можно нафантазировать вместе малышом.

    Заключительный этап.

    1. Посвящение воспитателей в художники, рисующие в нетрадиционной технике. (вручение шуточного удостоверения)
    2. Памятки всем участникам семинара.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы воспитателя Водяновой Н.В. «Нетрадиционные техники рисования, их роль в развитии детей младшего дошкольного возраста»

    Тема моего опыта работы: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии дошкольного возраста».     Рисование является одним из важне...

    Мастер- класс: " Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

    Мастер- класс: "Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста" ( текст)...

    Мастер – класс для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

    Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов  изодеятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста для развития воображения, творческих способностей. Показать актуальность кружк...

    Мастер-класс «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

    Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения ...

    Мастер-класс для педагогов: «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

    Цель: Раскрыть значение нетрадиционных техник изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности....