Духовно-нравственное воспитание дошкольников
методическая разработка (средняя группа) по теме

Мартин-Яхонтова Татьяна Павловна

Программа  для  родителей  и  воспитателей  по  формированию  здоровья  и  развитию  детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno_metodicheskiy__plan21.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная  программа

Духовно-нравственное

«восптание  дошкольников»

                                                                                         Воспитатель д/с № 16    

Мартин-Яхонтова  Т.П.

г. Урай, 2008г.

Пояснительная  записка  предназначена   для  детей  с 4 до 5лет,  с 5 до 6лет.

6 до 7лет

Данная  программа  разработана  на  основе  «Примерного  содержания  по учебному  предмету «Духовно-нравственное  воспитание  дошкольников»  представленного  министерством образования Российской Федерации  в  Субъекты  Федерации (Письмо  Министерства образования России №14-52-876 ин/16  от 22.10.2002г.; и  программы «Из  детства  в  отрочество» Программа  для  родителей  и  воспитателей  по  формированию  здоровья  и  развитию  детей.

        Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем, которая  должна  решаться  сегодня  всеми,  кто  имеет  отношение  к  детям.

        То,  что  мы  заложим в  душу  ребенка  сейчас, проявится  позднее,  станет  его  и  нашей  жизнью.

В  настоящее  время  материальные  ценности доминируют  над  духовными,  поэтому  у  детей искажены представления о  доброте,  милосердии, великодушии,  справедливости, гражданственности  и  патриотизме.

Высокий  уровень  детской  преступности  вызван  общим  ростом  агрессивности  и  жестокости социальной  среды.

Дошкольный  возраст – период  активного познания  мира  и  человеческих  отношений, формирования основ  личности будущего гражданина.

Чем  младше  ребенок,  тем  большее  влияние  можно  оказать  на  его  чувства  и  поведение.

Современных  детей  характеризует  эмоциональная,  волевая  и духовная  незрелость.

Продолжается разрушение  института семьи: через  активное  половое  просвещение у  детей  формируется  внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки.  Постепенно утрачиваются  формы  коллективной  деятельности.  «Хаос  и  неразбериха современной  жизни,  развал  семей, общественных  институтов, дискредитированные  по  вине «человеческого  фактора»  высокие  идеи – все  это  следствие  утраты ответственности. Переставая отвечать  за содеянное,  человек  не  имеет  возможности реально  оценить  глубину  нарушений  и  характер  необходимых исправлений.  «Нынешнее  поколение  растет  с  пеленок  воспитывается  в безстержневой, безграмотной атмосфере». Структурность  жизни,  обычаи, границы  любого  рода – внешние  рамки, в которых  возможно произрастать  росткам  ответственности  в  современном  обществе, безжалостно  ликвидированы.

Все  изложенное  свидетельствует  о  кризисе  в  отечественном  образовании  и воспитании.

Издавна  в  отечественной педагогики  тесным  образом  связывалось с  развитием  духовно-нравственной  сферы  сознания человека, имело основную  цель: воспитывать  человека  существом  мыслящим,  добродетельным, милосердным,  совестливым,  верящим  в  возможность  совершенствования  мира  и  людей,  честным  и  трудолюбивым,  скромным,  уважительным.

Нравственность  и христианство  у  каждого  народа  имеют  свои  отличия,  в каждом  народе проявляются благотворительность,  почтение  к  родителям,  к  старшим,  вежливость. Эти  духовно-нравственные  особенности  возникают  и  растут  под  сенью  семьи,  общества, государства. Духовно-нравственное  воспитание  на основе  православных  традиций  формировало ядро личности, благотворно  влияя а все  стороны  и  формы  взаимоотношений  человека  с миром;  на  его  этическое  и  эстетическое  развитие, мировоззрение  и  формирование  гражданской позиции, патриотическую  и семейную ориентацию,  интеллектуальный  потенциал, эмоциональное  состояние  и общее  физическое  и  психическое  развитие.

Обращение  к  опыту  православной  педагогики  в настоящее  время,  когда  идет  поиск  духовного  возрождения  России, особенно  актуально,  такт  как  общество  и  государство  нуждаются  в образовательных духовно-нравственных   моделях, обеспечивающих духовно-нравственные  компоненты в  содержании  образования.

Значимость  этой  программы  в  том,  что  она   содействуют  сохранения  духовного  здоровья детей, знакомит  их  с  основами  Православной  культуры.

Но  решение  задач  воспитания  духовно-развитой  личности возможно  только  совместными усилиями  семьи.

Одна  из  проблем  современного  образования состоит  в  том, что в воспитании  не соблюдается   историческая приемственность  поколений.

Многим  родителям  неизвестно,  что  именно   в дошкольном  возрасте  происходит  усвоение  социальных  норм,  моральных  требований  и образцов  поведения  на основе  подражания.

Поэтому  необходимо  помочь  родителям  осознать,  что в  семье,  в  первую  очередь  должны  сохраняться  и  передаваться  нравственные и  духовные  обычаи  и ценности, созданные  дедами и  прадедами,  и  что  именно  родители  ответственны  за  воспитание  детей.

Цели  программы

1. Сохранение  духовно-нравственного  здоровья  детей. Приобщение  их к  нравственным и   духовным ценностям  Православной  культуры.

2. Изучение истории,  культуры, г.Урай, России.

3. Стремление возродить  традиции семейного  воспитания.

        Задачи

  1. Воспитание  уважения  к  нравственным нормам  христианской  морали.  Учить  детей  различать  добро  и  зло, любить  добро,  быть  в  состоянии  творить  добро.  В  разных формах пресекать  безнравственные проявление  в  стремлениях и  действиях  ребенка.
  2. Создание  условий  для  восприятия  детьми  целостной  картины  мира (окружающий  мир  сотворен).
  3. Через  изучение  национальных,  культурных  традиций  воспитывать  у  детей любовь  к  Родине.
  4. Развивать  способность  воспринимать  литературные  произведения  и  анализировать  прочитанное, учить  формировать  свои  мысли,  выражать  чувства, обогащать  словарный  запас.
  5. Воспитывать  общую  музыкальную  культуру.  Большее внимание  уделять  хоровому  пению, приучать  детей  к  классической,  духовной  и  народной  музыке.
  6. Осуществлять  целенаправленную  работу  по  физическому  воспитании ю дошкольников.  Прививать  трудовые  навыки, учить  выполнять  простейшие  бытовые  поручения, обучать  основам  ручного  труда,  продуктивной  деятельности.
  7. Ориентация  семьи  на  духовно-нравственное  воспитание  детей  путем  ознакомления  родителей  с  основами Православной  педагогики и  психологии, формирование  представлений  о  формах  традиционного  семейного  уклада.

                           Условия  реализации  программы.

Данная  программа  рассчитана  на  две  возрастные  группы  с  4 до  5лет, и  с  5 до 6лет 6 до 7лет.

На  первом  году  обучения  дети  получают  первоначальные  представления об  изучаемом  предмете.  На втором  году  проводится  работа по закреплению  у  дошкольников имеющихся  знаний.  

Для  достижении  задач  программы используются различные  приемы  и  методы обучения.

                          Наглядный  метод.

- чтение  педагогов  рассказов  с  показом  демонстрационного  материала.

- экскурсий;

- наблюдений;

- показа  сказок  педагогам, детьми;

- рассматривание иллюстраций, предметов,  репродукций  картин;

- проведение  дидактических  игр;

- экскурсий  по  городу,  целевых  прогулок;

- моделирование  сказок.

                        Словесный  метод  используется  при:

-   чтении  литературных  произведений;

- чтении  стихотворений  детьми;

-  беседах  с элементами  диалога, в обобщающих  рассказах  воспитателя;

-  ответы  на  вопросы  педагога,  детей;

-  проведение  разнообразных  игр (малоподвижных),  сюжетно-ролевых, дидактических,  игр  драматизации  и  др.

- чтении  литературных  произведений  вне  занятий;

-  сообщение  дополнительного  материала  воспитателем;

-  загадывание  загадок;

-  рассматривание  наглядного  материала;

- проведение  викторин, конкурсов,  тематических  вечеров;

-чтений  литературных  произведений  родителями.

                        Практический  метод  используется  при:

-  организации  продуктивной  деятельности  дошкольников;

-  проведении  игр  различных  видов  (строительных, дидактических, подвижных, малоподвижных, инсценировки);

-  пошива  кукол  к сказкам;

- организация  постановок  сказок,  литературных  произведений,  конкурсов,  викторин;

-  проведение  экскурсий  различной  направленности;

-  организация  вечеров  с  родителями;

- изготовлении  детьми  наглядных  пособий  для занятий.

                        Методические  указания

Для  того чтобы  добиться  желаемого  результата  родителям  и педагогам  необходимо:

-  осознать, что  только  общими  усилиями  семьи  и  воскресной  школы  можно  помочь  ребенку;

- воспитывать  у  ребенка  уважение  к родителям,  которые  дали  ему жизнь и  приложили  много  душевных и  физических сил.,  для  того  чтобы  они  росли и  были  счастливы;

- помнить  о  том  что  ребенок  уникальная  личность,  поэтому  недопустимо  его сравнивать  с другими  детьми,  такого  как,  он  нет  больше в  мире  и  мы  должны  ценить его  индивидуальность  поддерживать  и  развивать  ее;

-  в  педагоге   ребенок   всегда  должен  видеть  людей готовых  оказать  ему  личную  поддержку  и придти  на  помощь;

-  проникнуться  чувством  искреннего уважения  к  тому,  что  создается  самим  ребенком (рассказ, песенка, постройка и т.д.);

-  восхищаться вместе с  родителями  его  инициативой и  самостоятельностью,  это  способствует  формированию  у  ребенка  уверенности  в  себе  и  своих  возможностях;

-  регулярно  индивидуально  общаться  с родителями  и обсуждать  все  вопросы, связанные  с воспитание  и  развитием  ребенка;

                Знания  и  умения  обучающихся  детей к концу  года

К  окончанию  курса духовно-нравственного  обучения  должны  показать  результаты  заключающиеся  в:

- усвоении  ребенком  добродетели, направленность  и  открытость  его  к добру,  состояния  близости  души,  внутреннего  мира  дошкольника к  Вышнему;

-  позитивном  отношении  ребенка  к  окружающему миру, другим  людям  и самому  себе;

-  потребности   и  готовности  проявления  сострадания   и  сорадования;

-  субъективном психо-эмоциональном  благополучии;

-  воспитании  патриотизма, знакомства  с  историческим  прошлым  своей земли,  русского  государства,  государственными  символами, жизнью  русских  героев,  святых  подвижников,  досточтимых  людей  русской  земли,  потребность  служения  на  благо  Отечества;

-  приобщении  к  опыту  православной  культуры, знакомство  с  формами  традиционного  семейного  уклада,  понимания  своего  места  в семье  и  посильное  участие  в домашних делах;

-  деятельном  отношении  к  труду;

- ответственности  за  свои  дела  и  поступки.

Главный  результат  должен  включать  в себя наиболее  полное  усвоение  ребенком  вечных ценностей:  милосердия, правдолюбия,  стремления  его  к  добру  и  неприятию  им  зла.

Учебно-тематический  план

В   программе  по  духовно-нравственному  воспитанию  использовали  материалы  из  следующих  разделов:

-  литература;

-  краеведение;

-  история;

-  природоведение;

-  развитие  речи;

-  продуктивная  деятельность.

Учебный курс   включает  в себя занятия  следующих  циклов:

  1. «Мир  вокруг  нас»;  Через  знакомство  с  окружающим  миром данного  блока  открываем  дошкольникам  путь к  нравственно-религиозной  стороне познания  окружающего  мира. Обращаем  внимание  детей  на  его  богатство,  красоту и  разнообразие,  учим  видеть  отличие  мира  созданного  руками  человека  от  мира  природы (нерукотворного);  понимать   необходимость  бережного  отношения  ко всему  живому, к  природным  богатствам как  единственную  возможность  их  сохранения,  способствуем развитию  творческой  личности  ребенка.
  2. «Дерево  добра»;  Занятия  данного  цикла  на  примере  литературных  произведений (сказок, рассказов,  стихотворений)  учим  детей различать понятия добра  и зла, даем  представление  о  нравственной  свободе  человека,  помогаем  увидеть  красоту  нравственных  поступков.  Основными  задачами  таких  занятий  являются -  научить  ребенка в себе  видеть  эти  движения  к  добру  и злу и  различать  их,  воспитывать  у  детей  желание  делать  выбор  в  пользу  добра,  следовать  за добрыми  влечениями  сердца  и  совести, формировать  христианское  отношение  к  ближним.
  3. «Край  в котором  ты  живешь»;
  4.  «История архитектурных  памятников»;
  5. «О чем  рассказывает  крепость?»;
  6. «О  чем  поет  колокол?»

 «Православная  Россия  в  Лицах».  На  занятиях  данных циклов  знакомим  дошкольников  с родным  городом:  историей,  памятниками архитектуры,  историческим  значением  города в  жизни России,  со  святынями  и памятными  местами  родного  края. На  занятиях  с детьми  просматриваем  страницы истории  Российского  государства, узнаем  об  историческом  прошлом  и  настоящем  Родины, государственной  символики,  русских героев,  великих полководцев,  святых  подвижников, досточтимых  людей  русской  земли. Основные задачи  циклов  а) воспитываем  у  детей  чувства  любви  к  своему  городу,  к своей  стране, б) уважение  и  признательность  к основателям  города, его  защитникам,  к  людям  прославившим  Россию,  в)  гордости историческим  прошлым  г. Урая, Ханты-Мансийского  автономного округа, Русского  государства.

  1.  «Православная Россия  в  лицах»;
  2.  «Православная  культура»;

 На  занятиях  данного  цикла  знакомим  детей  с  историей  православных  праздников, традициями  отечественной  культуры, рассказываем   о том  как встречают  православные  праздники в  России,  помогаем  в  подготовке  и  проведении с  активным  участием  детей  и  родителей,  календарных  праздников, раскрываем  им  подлинный  жизненный  смысл. Основные  задачи  циклов: а)  прививаем  уважение, любовь  к  православным  традициям  своего  народа, б)  воспитываем  желание  подражать  благим  образам.

  1. «Хозяева  и  хозяюшки»;  На  занятиях  данного  цикла знакомим  детей с духовно-нравственными традициями и  укладом  жизни православной  семье,  осмысленным  и  целесообразным устройством  предметной  среды  русского  дома,  особенностями  мужских  и  женских  домашних  трудов, традиционной  подготовкой  и проведения  праздничных  дней,  содействуем формированию  представлений  детей об  особенностях разных  материалов  и  правила  пользования  простыми  инструментами  при  изготовлении  поделок. Основные  задачи  циклов: а) воспитание  любви,  уважения   и  милосердного  отношения  к  ближним,  понимать  свое  место  в  семье,  деятельно  участвовать  в  домашних  делах, б) ориентировать  дошкольников  на  мужественные  и  женские образцы поведения.

Календарно-тематический  план   1 год  обучения

Тема

теория

практика

всего

I. Цикл «Мир вокруг нас»

1

2

3

1. «Рукотворный  и не  рукотворный  мир»

2. «Земля,  космос,  природные явления»

3. «Разнообразие  животного  мира»

4. «Многообразие  растений»

5. «Зачем птице  крылья?»

6. «Зачем  нужна  вода?»

7. «Если  бы  не было воздуха»

8. «Мир – наш дом»

9. «Умеем  ли  мы  видеть»

10. «Питание, отдых,  здоровье, болезнь»

11. «Жизнь  человека»

12. «Времена года – весна»

13. «Времена года – лето»

14. «Времена года – осень»

15. «Времена года – зима»

16. «Рыбы»

17. «Насекомые»

18. «Пресмыкающиеся, земноводные»

Календарно-тематический  план   2 год  обучения

Тема

теория

практика

всего

III. Цикл

1) «Край,  в  котором  ты  живешь»,

2) «История  в  архитектурных  памятниках»,

3) «О  чем  рассказывает  крепость»

4) «О чем  поет  колокол»

1

2

3

1. «История  возникновения  родного  города»

2. «Герб  города»

3. «Улицы  и  здания  города»

4. «Парки  нашего  города»

5. «Памятники  нашего  города»

6. «Город –село»

7. «Православный  храм»

8. «Успенский  собор»

9. «Сретенская и Благовещенская  церкви»

10. «Никольская  церковь»

11. «Храм  во имя  Лазаря»

12. «Михайловский  собор»

13. «Большая  звонница»

14. «Что  мы  знаем  о  храме?»

15. «Пещеры  и Святая  гора»

16. «Башня  Святых  ворот»

17. «Тюремная башня»

19. «Тайловская  башня»

20. «Башня  Верхних  решеток»

21. «Тарарыгина башня»

22. «Изборская  башня»

23. «Благовещенская  башня»

24. «Башня  Нижних  решеток»

25. «Никольская  башня»

26. «Крепостные  стены и  башни  Псково- Печерского  монастыря»

27. «О  чем  рассказывает  крепость?»

28. «Для  чего  нужны  колокола?»

29. «Откуда  колокол  пришел?»

30. «Колокола – гиганты»

31. «Как льют  колокол?»

32. «Имена  и судьбы  колоколов»

33. «Форма  колокола»

34. «Колокола Псково-Печерского монастыря»

35. «Орнаменты Псковских  колоколов»

36. «Колокольные  звоны»

37. «Страницы  истории»

38. «Колокола  и их  судьбы»

Календарно-тематический  план   2 год  обучения

Тема

теория

практика

всего

II. Цикл «Дерево доброе»

1

2

3

1. «Добро  и  зло,  справедливость»

2. «Мать и  дитя»

3. «Семья  и  дом»

4. «Святые семьи»

5. «Послушание и непослушание»

6. «Братья и  сестры»

7. «О дружбе  и  друзьях,  верность»

8. «Кто  мой  ближний?»

9. «Жадность и  щедрость»

10. «Правда  и ложь»

11. «Как мы  ходи  в  гости?

12. «Имя»

13. Родина»

14. «Совесть»

15. «Благодарность»

16. «Порядочность»

17. «Вечность»

18. «Воздержание, терпение»

19. «Талант»

20. «Осуждение, смирение»

21. «Зависть»

22. «Милосердие, сочувствие»

23. «Трудолюбие»

24. «Чистое  сердце»

25. «Память»

26. «Предательство»

27. «Прощение»

28. «Скромность»

29. «О  дружбе  мальчиков  и девочек»

30. «Храбрость  и  трусость»

31. «Добрые  слова  и  добрые  дела»

32. «Книги – наши  друзья»

33. «Бедность  и богатство»

Календарно-тематический  план   3 год  обучения

Тема

теория

практика

всего

IV. Цикл «Православная  культура»

1

2

3

1. «Рождество Христово»

2. «Крещение»

3. «Сретение»

4. «Благовещение»

5. «Вербное  воскресение»

6. «Пасха»

7. «Вознесение»

8. «Троицын  День»

9. «Преображение»

10. «Воздвижение Креста»

11. «Рождество Богородицы»

12. «Введение  во  храм»

13. «Успение»

14. «Покров»

15. «Иконография» (1)

16. «Иконография» (2)

17. «Иконография» (3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...