Сообщение на семинаре заведующих на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
материал на тему

Савкина Татьяна Евгеньевна

 

 

Сообщение  на  семинаре  заведующих  на  тему  «Приобщение  детей  дошкольного  возраста  к  истокам  русской  народной  культуры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_seminare_zaveduyushchih_na_temu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

Сообщение  на  семинаре  заведующих  на  тему  «Приобщение  детей  дошкольного  возраста  к  истокам  русской  народной  культуры»

                                                                        Подготовила:  

                                                              заведующая  МДОУ  детский  сад  №  44  

                                                              Савкина  Татьяна  Евгеньевна

 

г. Орехово-Зуево

Московская область

     Русская народная культура является богатейшим материалом не только  для  знакомств ребенка  с традициями русского народа, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Современное общество переживает в настоящее время нравственно-патриотический кризис. Русская народная культура в обучении и воспитании подрастающего поколения в системе образования оказалась сведена к минимуму. Поэтому нет другого выхода из сложившегося кризиса, кроме возрождения самобытной Российской цивилизации на традициях отечественной культуры. А это возможно лишь при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала - носителя русской культуры.  Актуальность данной проблемы заключается в необходимости формирования и развития у детей  дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей  в вопросах духовно-нравственного воспитания

     Поэтому приоритетным направлением коллектива нашего  детского сада является приобщение   детей к истокам русской народной культуры  через различные виды деятельности.  В  2008  году  наш  детский  сад  включился  в  инновационную  деятельность  по  приобщению  детей  к  русскому  музыкальному  наследию. Опираясь  на  «Программу  воспитании  и  обучения  в  детском  саду»  под  редакцией  М.А.Васильевой и взяв за основу программы О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,  Е.Г.Борониной  «Оберег» педагоги творчески подошли к ее реализации.  Были объединены усилия всех специалистов учреждения: изучена  необходимая  методическая  литература,  проведена работа по самообразованию педагогов, создана  творческая  группа,  в  которой  каждый  сотрудник  работает  в  определенном  направлении  -  воспитатель  Цыганкова  Л.Н.  разработала  план  работы  с  детьми  по  приобщению  детей  к  истокам  народной  культуры, включающий  художественно-творческую деятельность и ознакомление с окружающим,    музыкальный  руководитель  Елаева  Е.В.  и  старший  воспитатель  Медведько  Н.В.  разработали  индивидуальную  программу    инновационной  деятельности  по  комплексному  изучению  фольклора в  детском  саду  «Русский  фольклор»,  прошедшую  рецензирование  в  МГОГИ  в  2007  году и включающую в себя  планирование работы с детьми,  педагог-психолог  Борисова  А.М.  составила  план  работы  по  инновационной  деятельности  с  родителями.

     Прежде чем приступить к работе в  данном направлении, нами была проведена диагностика работы детского сада по  этнокультурному образованию, включающая обследование воспитанников, педагогов, родителей. Результатом  явился низкий уровень духовно-нравственной  культуры  большинства  современных  семей.  Опрос  родителей показал,  что  92  % считают  важным  приобщать  детей  к  национальной  культуре,  но  многие  не  знают,  как  это  сделать.

    Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное  воспитание и развитие ребенка на традициях народной культуры. Степень новизны заключается в интеграции художественно-творческой деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи различных направлений по приобщению детей к русской народной культуре.

     Работа в нашем учреждении ориентирована на то, чтобы дать детям базовые представления о литературе, музыке, изобразительном искусстве, без чего невозможно приобщение детей к народной культуре. Для  реализации  данного  направления  необходимо  создать  развивающую  среду  в  учреждении.  Так возникла необходимость создания мини-музея «Комната  русского  быта». Освободив в детском саду небольшое помещение, мы соорудили в нем «русскую печь», постелили самотканые половики,  развесили русские костюмы. Постепенно, из прочитанной литературы, педагоги узнавали, что в русской избе случайных предметов не было, каждому предмету отводилось свое традиционное место. Сотрудники детского сада постарались по мере возможности воссоздать в небольшом помещении основные детали и обстановку русской избы (печь, прялка,  наличие предметов прикладного искусства и др.).  В  каждой  группе  созданы  уголки  русского  быта,  где  представлены  макеты  деревенской избы, дидактический  и  наглядный  материал по  теме,  изделия  народных  промыслов.

     Решение  задач по приобщению дошкольников к истокам русской народной  культуры  проходит красной  линией через все  виды  деятельности детей:  

речевое  развитие - сказки, былины,  потешки, песенки,  скороговорки,  поговорки,  пословицы,  шутки, дразнилки,  загадки;

музыкальное  воспитание - народные песни,  заклички,  колыбельные, частушки,  хороводные игры,  игра на народных  инструментах,  кукольные  спектакли,  праздники;

физическое  развитие - народные игры;

изобразительная деятельность – ознакомление с народными промыслами, народными игрушками, костюмами;

ознакомление с художественной  литературой.

Поэтому, для работы с детьми педагоги выделили следующие формы работы с детьми:

циклы интегрированных занятий,  игры,  кружковая  работа,  смотры-конкурсы, экскурсии,  праздники,  викторины, тематические вечера, концерты, самостоятельная деятельность..

         Так, на занятиях по изобразительной деятельности дети рассматривают мужской и женский народные костюмы, вспоминают название предметов и деталей костюма: рубаха, сарафан, кокошник, пояс. После чего им предлагается раскрасить: девочкам головной убор, мальчикам пояс. По завершению дети обыгрывают свои работы, под музыкальное

сопровождение водят хороводы, используют разнообразный речевой материал: приговорки, загадки, потешки. Старший воспитатель Медведько Н.В. в системе дополнительного образования  приобщает детей  к истокам русской народной культуры  через  кружковую работу  «Цветик-семицветик».  Результатом  работы  стали:  изготовление  русских  матрешек  и  их  роспись,  роспись  деревянных  ложек,  изготовление  оберегов,  кукол.

Таким образом, изобразительная и речевая деятельность становятся основными средствами  ознакомления детей с истоками русской  культуры.

        Педагогами собран  разнообразный речевой материал, включающий считалки, дразнилки,  изготовлены атрибуты к народным играм «Лапта», «Чижик», «Городки»,  «Камешки», «Щелчки», элементы к подвижным и малоподвижным народным  играм.

      Систематизированы русские народные игры  (подобраны народные календарные игры,  проводимые в дни православных праздников. На материале народного фольклора разработаны  сценарии праздников, тематических вечеров, «посиделок» для педагогов,  детей и родителей  («Праздник  молока»,  «Егорий  Вешний»,  «Посиделки»,  «Играй,  гармонь»).

      В содержание музыкальных занятий включены произведения народной словесности и музыкального фольклора. Практически на каждом занятии музыкальный руководитель Елаева Е.В. использует распевки «Чики-чики-чикалочки», «Василек», «Две тетери», «Дождик» и другие. Детям очень полюбились хороводные песни, как «На горе-то калина», «Земелюшка-чернозем», «А я по лугу», «Как у наших у ворот», «Как на тоненький ледок» и др.   Особое внимание на занятиях отводится игре на народных музыкальных инструментах: дудке, балалайке, рожке, ложках, свистульках и пр. Они развивают у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем - интерес к музыкальной деятельности. На занятиях музыкальный руководитель приучает их слушать русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Воспитанники водят хороводы, под эту музыку выполняют танцевальные движения, аккомпанируют себе, используя шумовые инструменты: свистульки, ложки, погремушки, самодельные трещотки, маракасы.

   Незабываемое впечатление на детей оказало проведение таких календарных праздников, как Осенины, Праздник молока, Праздник Покрова, Праздник  валенка, Масленица, Пасха, Егорий Вешний, которым предшествовала предварительна работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным желанием пели песни, водили хороводы, рассказывали пословицы, поговорки. В детском саду функционирует кружок «Сударушка». Руководитель кружка  Елаева Е.В. разработала перспективный план. Результатом работы кружка является показ  представлений для детей всех возрастных групп детского сада.

    Разные виды народного творчества используется и на физкультурных занятиях. При выполнении упражнений  предлагаем детям  проговаривать знакомые и несложные ритмичные потешки  или загадки «двигательного характера».  Интересно проводятся интегрированные физкультурные занятия,  построенные на сюжете народных сказок («Теремок», «Гуси-лебеди»,  «Репка» и др.). Такие занятия проводятся с целью закрепления  материала по определенной теме народной культуры. Интегрирование  физических упражнений с элементами фольклора позволяют осуществить  более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области  физического воспитания.  

    Для решения задач инновационной  деятельности  и развития творческой активности детей важно правильно организовать работу с родителями. Инициатива педагогов в создании развивающего пространства была поддержана родителями воспитанников. Благодаря  совместной  работе  педагогов и родителей  появилась «комната русского  быта».  Для приобщения родителей к решению вопросов инновационной деятельности используются такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, посиделки, конкурсы, экскурсии, викторины, оказывается консультативная помощь, проводятся совместные выставки  «Рисуем  вместе  с  папой»,  «Моя  семья – моя защита»,  «С  чего  начинается  Родина»,  конкурс  «Рукоделие  наших  бабушек»,  «Осенняя Ярмарка».  Взаимодействие с семьей проводится по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. Такие мероприятия проводятся один раз в месяц. В этот день дети погружаются в атмосферу русского быта, устного народного творчества, народных праздников и традиций, игр и забав. Во вторую половину дня родители присоединяются к детям и участвуют в инсценировании, народных играх, разучивают считалочки, вместе с детьми узнают о народных праздниках,  их значении, правилах проведения, обычаях.

  Результатом этой работы является  организация и проведение конкурсов детского творчества: «Жили  три  богатыря»,  «Моя  любимая  сказка», поделки  из  природного  и  бросового  материала  «Моя игрушка»,  «Домик  в  деревне».  В группах оформлены уголки для родителей, где помещается информация практического характера. Например, как изготовить дома вместе с ребенком тряпичную, соломенную, деревянную куклу. Таким образом, родители узнают историю возникновения игрушки, ее воспитательное значение, приемы изготовления. Устраивалась ярмарка-выставка, на  которой  родители вместе  с детьми  представили  свои  работы  «Расписные матрешки»,  «Кукла-оберег».  В  таких  уголках  помещается  и  другая  информация  «Любимые  народные  игры  детей»,  «Родные  сказки»,  «Народные  песни  поем  с  вами  вместе»  и  другие.

       Намечается  участие  детского  сада  во  всероссийском  фестивале  «Мир  игры»,  в  рамках  которого  организуются  акции  «Добрая  игрушка»,  «Литературный  праздник  игрушки»,  «Игрушки  наших  бабушек».  Мы  будем  продолжать  работу  в  данном  направлении,  потому  что  своя  культура  выделяется  человеком  как  особенная,  первая,  с  которой  он,  как  правило,  свыкается,  сживается,  которую  впитывает,  как  принято  говорить,   «с  молоком  матери».  Мы  надеемся,  что  наша  работа  поможет  ребенку  почувствовать  себя  частью  великого  целого – своего  народа,  своей  страны,  научиться  уважать  их,  ценить  прошлое  и  настоящее,  заботиться  и  волноваться  о  будущем,  ведь  только  в  этом  случае  человеческая  цивилизация  сможет  рассчитывать  на  прогрессивное  развитие.