ШЕСТЬ ИЛИ СЕМЬ? ГОТОВ ИЛИ НЕ ГОТОВ?
материал по теме

Белова Екатерина Валерьевна

«Школьная зрелость»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shest_ili_sem.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

ШЕСТЬ ИЛИ СЕМЬ?

ГОТОВ ИЛИ НЕ ГОТОВ?

Сегодня в большинстве школ нет специальных классов для шестилеток, поэтому вести ребенка с шести или семи лет – решать родителям. Однако в педагогической психологии существует понятие «школьная зрелость», то есть готовность ребенка к обучению в школе. Если ваш ребенок с пеленок посещал дошкольные гимназии, умеет читать и считать, это совсем не означает, что он этой зрелости достиг. На стыке шести и семи лет ребенок переживает возрастной кризис, протекающий у всех по-разному. Смысл его – в переходе от игровой деятельности к учебной. Побочным продуктом такого перехода могут быть страхи, неуверенность в себе, низкая самооценка. Не стоит и спешить со школой детям, в чьей семье только что родился второй малыш (ребенок просто не в состоянии справиться с двойной дезадаптацией – в семье и учебе).

        Но существуют и вполне конкретные критерии «школьной зрелости»:

  1. Владеет ли ребенок понятиями правый-левый, вверх-вниз?
  2. Способен ли ребенок к простейшей классификации?
  3. Может ли угадать концовку истории?
  4. Может ли удержать в памяти сразу три указания?
  5. Имеет ли ребенок достаточный жизненный опыт (бывал ли он в музее, зоопарке, театре)?
  6. Есть ли у ребенка хобби?
  7. Может ли ребенок назвать окружающие его предметы и объяснить их назначение (скажем, для чего нужен пылесос)?
  8. В состоянии ли ребенок рассказать какой-нибудь случай?
  9. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре?
  10. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?
  11. Соблюдает ли ребенок очередность в коллективе детей?
  12. Способен ли он слушать не перебивая?
  13. Способен ли он сидеть спокойно в течение некоторого времени?
  14. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книгу самостоятельно?

Это примерный перечень умений и навыков, без которых обучение в школе может быть крайне затруднительным.

ПЕРВЫЙ ЭКЗАМЕН

        Для того чтобы быть зачисленным в школу, ребенок совсем не обязан проходить какие-либо испытания. Даже если в школе нет мест, ребенка обязаны принять, если он живет рядом. Экзамен или собеседование проводится только после того, как ребенок зачислен в школу, и никоим образом не может служить основанием для отказа. Его цель – познакомиться с будущим учеником. Таковы наши законы. Однако на практике все обстоит по-другому. Поэтому к экзамену ребенка нужно готовить. Прежде все повторите полный адрес, имена-отчества родителей, бабушек и дедушек, времена года, дни недели, выучите с ребенком небольшое стихотворение. Присутствующий на экзамене психолог может попросить ребенка составить рассказ по картинке. Найти сходства – различия между предметами, нарисовать человека или дом, задать вопрос типа: «Что ты будешь делать, если у тебя отобрали игрушку?». Но не переусердствуйте в подготовке. Очень часто бывает, что вполне подготовленный ребенок не в состоянии выдавить из себя ни слова и производит удручающее впечатление из-за стресса, который создают сами родители. Лучше превратите экзамен в праздник: нарядная одежда и подарок после сдачи может ободрить даже самого нерешительного. И помните, если вы услышите нелестные отзывы о вашем малыше, не спешите расстраиваться – любой поверхностный взгляд, даже профессиональный, не всегда объективен.

ЧЕМУ И КАК НАДО УЧИТЬ

Ну а теперь можно и заняться подготовкой к школе. Не спешите ребенка учить хорошо читать, писать, и считать – школа это сделает лучше вас. Займитесь лучше его речью. Речь развивается параллельно с мышлением, поэтому чем богаче она будет, тем сильнее будут мыслительные способности. Разучивание песенок и стихов поможет развить память. Чтобы ребенок легко овладел письмом, необходимо тренировать мелкую мускулатуру рук – лепка из пластилина и рисование карандашами (но не фломастерами) за пару месяцев подготовит любую руку к письму. Научите ребенка писать так называемый графический диктант. На клетчатом листе под вашу диктовку ребенок должен нарисовать узор (например, вы диктуете: «клеточка вверх, вправо, две вниз, одна вправо, две вверх и т.д.»). Это упражнение развивает руку, пространственные представления, внимание и учит выполнять задания на слух.

Чтобы математика стала для ребенка любимым предметом, необходимо уметь ориентироваться в числовом ряде. Нарисуйте на листе ватмана числа от 1 до 100. Десятки выделите красным. Теперь попросите ребенка загадать любое число и мысленно отметить его на числовом ряде. После чего задавайте ребенку вопросы типа: «Твое число больше 50? Меньше 20?» и т.д. Теперь поменяйтесь ролями, пусть ребенок отгадывает загаданное вами число.

Кроме этого научите ребенка классификации (раскладывать предметы или картинки по сортам, что к чему подходит, придумывая различные признаки: все съедобное, все красного цвета, все большое, все острое и т.д.).

Эти упражнения, которые вполне сойдут за спокойные вечерние игры, со стопроцентной гарантией создадут фундамент для успешной учебы вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей "Игры для детей шестого года жизни"

Семинар-практикум для родителей дошкольников. Как организовать несложные игры дома......

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы Тема: «Шесть, шестеро, шестой».

- продолжаем знакомиться с понятиями «следующее» и «предыдущее» число;- продолжаем знакомиться с правилами получения следующего и предыдущего числа;- знакомимся с цифрой 6;- продолжаем знакомиться с п...

Веселое путешествие «Шесть Иванов, шесть капитанов»

   Шесть Иванов, шесть отважных капитанов, любившие море, отправляются в кругосветное путешествие....

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию старших дошкольников "Знакомство с цифрой шесть и числом шесть"

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию старших дошкольников "Знакомство с цифрой шесть и числом шесть"...

Конспект открытой ООД по математике в средней группе «Счёт до шести. Число и цифра шесть»

Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру шесть с количеством....

«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Счет до шести. Число и цифра шесть.

Краткая аннотация к работе: В ходе образовательной ситуации дети, выполняя задания, помогают лего-человечкам навести порядок в лего-городе, на который налетел сильный ветер; закрепляют навык порядково...

Конспект занятия в средней группе. История шестая. Число «шесть»

Формировать у детей  понятие о цифре «6», учить употреблять название геометрической фигуры шестиугольник, коллективный коллаж на цифру «шесть»....