Главные вкладки

    Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка
    материал по теме

    Придатко Екатерина Леонидовна

    Информация полезна для педагогов детских садов и школ, а также для родителей, которые испытывают трудности в воспитании своих детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon plohoe_povedenie_dlya_roditeley_i_pedagogov.doc64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении ребенка

    Нарушения

    Проявление

    Причина

    Воспитательные методы и приемы

    Непослушание- отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других членов семьи)

    Невыполнение принятого в семье распорядка, режима дня, отказ выполнять трудовые обязанности, поручения, уроки.

    • Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний).
    • Нарушение этики общения (неосторожно сказанное, слово) и норм поведения. Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку.
    • Непедагогичные методы воспитания.
    • Недостаток родительского внимания.
    • Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями.
    • Преобладание наказаний над поощрениями

    • Не ругать, не читать нотаций часто.
    • Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением.
    • Выражать огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки.
    • Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса.
    • Проявлять любовь и внимание.

    Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб или нанести вред другим.

    гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи.

    • Авторитарный стиль воспитания.
    • Деформация системы ценностей членов семьи.
    • Упущения в нравственном воспитании детей.
    • Подражание героям кино- и видеофильмов.
    • Чувства голода и усталости.
    • Чрезмерное количество ограничений по отно шению к ребенку.
    • Стремление самоутвердиться.

    • Формировать эмоциональную устойчивость и волевую регуляцию поступков и поведения.
    • Вовлекать в межличностные отношения.
    • Учить понимать переживания других; отождествлять себя с Другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для пре одоления эгоизма.
    • Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье.
    • Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка.
    • Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей.
    • Сдерживать вспышки гнева и раздражения при оценке поступков и действий ребенка,
    • Проявлять любовь.

    Упрямство -
    неуступчивость, стремление добиться своего вопреки здравому смыслу.

    Сердитость, злость, сопротивление, настаивание на том, что хочется только ребенку.

    • Нарушение взаимоотношений родителей с ребёнком.
    • Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации.
    • Игнорирование интересов и потребностей ребенка.
    • Утверждение родительского авторитета силой.

    • Проявлять твердость и настойчивость, не злясь и не показывая плохое настроение.
    • Не унижать ребенка.
    • Не применять принуждения.
    • Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время.
    • Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка.
    • Контролировать себя и свои действия.

    Каприз – прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального поведения.

    Бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по полу, попытки укуситъ, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью.

    • Неосторожно сказанные слова членов семьи,
    • Отсутствие требовательности со стороны взрослых.
    • Отрицательная реакция родителей на капризы.
    • болезненное состояние.
    • Чрезмерная родительская любовь.
    • Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка.
    • Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка.
    • Перевозбуждение нервной системы ребенка.

    • Разумно организовать режим дня ребенка.
    • Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье.
    • Проявлять умеренную требовательность.
    • Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей.
    • Соблюдать режим сна, питания и т. д.
    Устранять источник впечатлений.
    • Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность).
    • Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза.
    • Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний.
    • Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя.
    • Проявлять любов.ь

     

     

    Гиперактивность 

    Чрезмерная подвижность; неспособность к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет).

    • Употребление матерями алкоголя и наркоти ков в период беременности.
    • Осложнение беременности и родов.
    • Соматические заболевания в раннем детстве.
    •  Физические и психические травмы.
    • Нарушения центральной нервной системы
    • Стрессы и переутомление матери.

    • Разумно организовать распорядок дня.
    • Выделить для ребенка отдельную комнату или уголок.
    • Создавать спокойную обстановку при подготовке ребенком уроков.
    • Упреждать конфликтные ситуации.
    • Подбирать игры, которые способствуют концентрации внимания, выработке выдержки, координации движений.
    •поддерживать малейшие проявления позитивного поведения.
    • избегать частых наказаний.

     

     

    Замкнутость -
    скрытность, отдаленность, отчужденность, обособленность необщительность.

    Неразговорчивость, молчаливость, скрытность и обособленность.

    • Авторитарный стиль семейного воспитания.
    • Индивидуально-психологические и половозрастные особенности.
    • Недостатки воспитания в учреждениях (детский сон, школа-интернат).
    • Способ защиты от чрезмерной опеки взрослых.

    • Проявлять терпение и тактичность в игра и общении с детьми.
    • Установить дружеские отношения во время игры, совместного труда и досуга.
    • Включать ребенка в различные коллективное дела (игры, соревнования, конкурсы, спектакли).
    • Проявлять ласку и любовь.

    Гнев - чувство сильного возмущения, негодования.

     

     

     

     

     

     

     

    Проявление агрессивности, плач, крик, битье посуды, швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственые действия по отношеиию к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений

    • Неудовлетворение потребностей ребенка.

    • Оскорбление.

    • Применение принуждений и наказаний.

    • Нарушение этики взаимоотношений и общения.

    • Несправедливое отношение к ребенку.

    • Состояние болезни

    •Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка.

    • Не наказывать.

    • Оставлять на время в покое.

    •Отвлекать ребенка от того, что становится причиной гнева.

     

    Драчливость - склонность ребенка к физическим столкновениям, драке.

     

     

     

     

     

     

    Насильственные действия по отношению ко младшим братьям,  сестрам, животным, драки с детьми на улице и в школе.

     

     

     

    • Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи.

    •Соперничество между детьми.

    • Притеснения в отношении младших братьев и сестер со стороны более сильного старшего ребенка.

    • Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям.

    •Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка.

    • Выяснить причины драки.

    • Развести детей по комнатам, предоставляя возможность успокоиться.

    •Лишать на время телевизора, компьютера.

    • Давать поручения по дому.

    • Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка.

    • Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно.

    • Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего.

    • Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей.

    Воровство - склонность воровать чужие вещи и деньги.

     

     

     

     

     

     

     

    В зависимости от возраста может проявляться как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания, спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов

    • Мечта ребенка иметь заветную вещь.

    • Желание сделать подарки друзьям.

    •Стремление укрепить свое положение (статус) в коллективе ровесников.

    •Месть родителям за невнимание, недостаток любви к нему.

    • Способ компенсации за свою безрадостную

    жизнь в детском учреждении.

    • Способ самоутверждения в жизни.

    •Выполнение требований взрослых.

    • Разъяснять, как себя вести по отношению к чужим вещам.

    • Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста при возвращении взятой у другого игрушки или вещи.

    • Не вешать ребенку ярлык «вор», тем самым унижая его достоинство.

    • Не вспоминать о воровстве в случае, если это вызывает гнев.

    • Не предрекать будущее.

    • Не применять физическое наказание.

     

    Ложь (лживость) -  намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    В зависимости от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в силу разных причин.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    • Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств.

    • Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.

    •Желание доказать свое превосходство над кем-то.

    • Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.

    • Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.

    •Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.

    • Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе.

    •Приспособление.

    • Симуляция болезни.

    • Избегать запретов и наказаний.

    • Своевременно замечать попытки лжи и предупреждать пользование ее результатами.

    • Исключать из методов семейного воспитания запугивание.

    • Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку.

    • Не лгать.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Скорбь, глубокая печаль, страдания в результате разлуки, утраты

     

     

     

     

    Шок, отчаяние,гнев, тревога, страх, чувство вины.

    •Проявление замкнутости, тревожности, раздражительности, беспокойства во сне.

    •Потеря любимой игрушки, вещи, животного.

    • Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи.

    • Смерть родителя (родителей), других членов семьи.

    • Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

    • Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию о случившемся с учетом их возраста.

    • В случае смерти родителей или близких людей дать возможность детям присутствовать на похоронах.

    • Успокоить ребенка, приглушить у него чувство вины.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методы и приемы воспитания ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.

    Но проблема заключается в том, что изначально, начиная с дошкольного детства, усилия педагогов направлены на формирование готовности действовать по указанию и инструкции взрослых....

    Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.

    Содержание 1.     Пояснительная записка1.1   Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2   Понятие «агрессивного поведения»1.3   Специф...

    Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

    Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....

    Презентация " Методы и приемы в тактиках педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД "

    Педагогическая поддержка  - особый вид воспитательной деятельности педагога, направленный на оказание помощи и поддержки ребенку в его самостоятельных усилиях по решению проблем его собственного ...

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ...

    Методы и приемы ранней диагностики речевых нарушений у детей

    Учитывая, что становление речи у ребенка связано с развитием сенсорной деятельности, психики, моторики, особенно тонкой, с раннего возраста важно уметь определить наличие у него речевых нарушений....

    Презентация на тему: "Нарушение коммуникативного поведения у дошкольников с РАС и основные методы и приемы коррекции"

    Презентация отражает особенности коммуникативной функции речи у детей с РАС. Направления в системе психолго-педагогической коррекции по обучению навыкам коммуникации. Методы психолого-педагогической к...