Игра - ведущий вид деятельности дошкольника
статья (подготовительная группа) по теме




ТЕЗИСЫ.
Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Одним из таких путей является  игра. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_vedushchiy_vid_deyatelnosti_doshkolnika.docx44.54 КБ

Предварительный просмотр:

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
        В.А. Сухомлинский

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Одним из таких путей является  игра. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс.

Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой  обучения и воспитания.

В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство обучения, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат различные игры.

Одной из главных задач группы предшкольной подготовки является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте, элементарные навыки письма, математике, игровая деятельность и многое другое.
Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Симонович, Е.И. Водовозова, А.С. Макаренко). В современной отечественной психологии проблема готовности к школьному обучению изучалась в различных направлениях. Исследованием данной проблемы занимались А.В. Запорожец, А.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева, М.И. Лисина, Л.И. Божович, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина.

Моя работа очень заинтересовала родителей, у них возникло много вопросов по поводу возможности использования игры в воспитательных целях. Идя, навстречу пожеланиям родителей я оформила стенд, посвященный проблемам игры. Куда поместила высказывания педагогов: Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В. Сухомлинского, статьи из журналов «Дошкольное воспитание» по воспитанию добрых чувств через игру.

Постоянно проводила консультации и беседы с родителями с целью помочь им организовать полноценную жизнь ребенка в игре. Советовала при посещении магазина, парикмахерской, детской консультации обращать внимание детей на положительные, добрые взаимоотношения людей этих профессий, на результат их труда.

Я стремилась пополнять знания детей, чем больше дети имеют знаний, чем раньше они приобщаются к игровой традиции и овладевают способами построения игры, тем более они свободны в своей игре – конструировании и реализации игрового замысла, построении своего мира.

Через игру происходит приобщение ребенка на ранних этапах детства к культуре общества. В игре происходит осознание ребенком различного рода отношений между людьми, осознание самого себя и своего места в мире, умение раскрыть себя и понимание другого.

Информация, которую мы давали  совместно с родителями детям, о деятельности взрослых обеспечила основное содержание игры. И чем больше узнавали дети, тем тщательнее готовились к игре и роли, которую брали на себя.

Особенно широко использовали в играх знания о деятельности взрослых – «Игра в космос», «Д/сад», «Школа», «Поликлиника», «Библиотека», «Космонавты».

Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств формируется на протяжении многих лет. У малыша оно начинается с любви к матери, членам семьи, школе.

В группе дети знакомятся с героическим прошлым и настоящим нашей страны. Полученные знания они отражают в играх «Путешествия», «Пограничники».

Для сообщения детям знаний о труде я проводила экскурсии на почту, в школу, библиотеку и т. д. Ребята наблюдали за: трудом взрослых. Я обращала их внимание не только на внешнюю сторону труда взрослых, но и поясняла, как взрослые относятся к своему делу, как организован их труд.

Проделанная работа позволяет сделать вывод, что при целенаправленной организации работы и при тесном контакте с родителями можно добиться положительных сдвигов в поведении детей через игру.    

Актуальность

Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.

Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.

Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

Дети  группы предшкольной подготовки показали свою контрастность в плане общего развития. Некоторые отстают от  своих сверстников, они не проявляют интерес к новому, неизвестному. Это дети, которым дома уделяется мало внимания со стороны взрослых

Классики русской педагоги К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников.

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.Игра является действенным средством познавательного и социального, физического к психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры.
Значение игры в развитии ребенка рассматривалось в трудах авторитетнейших отечественных (Л.С. Выготский, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец) и зарубежных (М, Пиаже, И. Ивиг, X. Реггер, Д. Коваг, Дж. Брунер, Дж. Сеттон-Смит и др.) ученых. При помощи ведущего вида деятельности дошкольного возраста развиваются необходимые ребенку в его дальнейшей жизни психические процессы и механизмы их осуществления (психические новообразования по Л.С. Выготскому) и в контексте теорий ближайшего (Л.С. Выготский) и перспективного (Н.Н. Поддьяков) развития ребенка порождают мотивы новых видов деятельности. Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний.

В дошкольном возрасте наиболее успешным приемом работы является  игровая деятельность:

1.    Сочетает игровые и образовательные задачи

2.    Определяет уровень знаний детей, соответствующий их возрасту

3.     Игровая деятельность  интересна детям.

Проблема: недостаточный уровень развития операций мышления у детей группы предшкольной подготовке: классификации, анализа, синтеза, абстрагирования, способности к аналогии, системности мышления.

 

  

Цель: развитие операций мышления детей дошкольного возраста в процессе  игровой деятельности.

Задачи:

1.    Изучить роли  игры, как одной из форм организации обучения детей в группе предшкольной подготовке.

2.    Выявить отношение детей к  играм.

3.    Создавать условия для следующей стадии развития мышления.

4.    Развивать коммуникативные навыки.

5.    Приучать детей к умственному труду.

 

                                            

Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.

 Ведущая деятельность ребенка – игра, а следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Играя, дети лучше усваивают новый материал, а использование системы речевых игр позволяет им успешно овладеть звуковым анализом, с интересом узнавать особенности слов, учиться применять их в речи.
Ниже предлагаются игры, которые я  использую и на занятиях по обучению грамоте, и отдельно. Представленная система игр и упражнений, построенная с учетом последовательного усложнения материала, помогает ребенку научиться различать понятия
звук и буква, подготавливает его к чтению, сформировывает элементарные навыки элементарного письма («печатания»). Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствовании речи.
Представленные игры делятся на две группы:
игры со звуками и игры с буквами.


ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

«Хлопни, если услышишь в слове звук А»
Цель. Учить детей выделять заданный звук из слова.
Ход
Воспитатель. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук
А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.

«Три слова»
Цель.  Учить детей самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход
Воспитатель. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове:
утка, уши, узел.
Ребенок. Звук
У.
Взрослый. Где ты услышел звук
У в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предлогаю цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.

«Картинки»
Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход
Воспитатель. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребенок.
Апельсин, аист, арбуз. Звук А.
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предлагаю ему закрыть глаза и сама называю картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Картинки заранее подобраны на звуки А, О, У, И.

 

«Путешествия по классу(группе)»
Цель. Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход
Воспитатель. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук С. Но чтобы запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу синюю фишку, а вы кладите красную фишку на найденный вами предмет.
Рекомендации. Не даю сразу оценку деятельности ребенка, особенно если он допустил ошибку. У меня по четыре фишки: как только они закончились – это сигнал к окончанию игры. Предлагая ребенку проверить правильность выполнения мною  задания; похвалю, если он самостоятельно заметит допущенную мною ошибку: в названии предмета «диван» нет звука С. Затем вы проверяю правильность выполнения задания ребенком, даю оценку.
 Игры подбираются с учетом основного принципа обучения – от простого к сложному. На начальном этапе ребенку предлагаются игры, в которых требуется различать гласные звуки, выделять звуки в начале слова, а затем в конце и в середине слова, подбирать слова, отбирать картинки, находить предметы с заданным звуком в названии. Впоследствии я  использую эти же игры, но с заданиями на согласные звуки. Правила остаются теми же.
Когда ребенок усвоит понятие «звук» и «буква», научится различать гласные и согласные звуки, будет самостоятельно справляться с анализом и синтезом односложных слов (
мак, дом), я использую  следующие, более сложные игры.

 «Цепочка слов»
Цель. Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком. Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход
1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Воспитатель берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны игроками.
2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.
Воспитатель. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука. РАК.
Ребенок. Коза
И т.д.
Например:
рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая парная буква: зуб, мороз и т.п.).
Эти игры я использую как индивидуально с каждым ребенком, так и с подгруппой детей. Проводя игры с подгруппой детей, можно внести элементы соревнования. Например: «Кто назовет больше слов с заданным звуком – получит звездочку». Такие игры учат ребенка играть в команде, быстрее думать, сопереживать, радоваться победе, искать новые слова.
Любят дети игры с мячом. Бросая мяч, ребенок  не только должен поймать его, но и быстро вспомнить и назвать слово с заданным звуком.
Дети стоят вокруг педагога; педагог с мячом – в центре круга.
Воспитатель. Я буду называть звук, и бросать мяч, а вы, возвращая мне мяч, должны назвать слово, которое будет начинаться с этого звука.

Взрослый

Ребенок

Звук  А

Апельсин

Звук  У

Улитка

Звук  И

Иголка

Другой вариант игры с мячом. Дети стоят в круге (педагог вместе с детьми). Педагог предлагает детям определить, с каким звуком нужно называть слова. Назвав звук, педагог, передавая мяч ребенку, произносит слово, которое начинается с этого звука. Игра заканчивается, когда мяч оказывается снова в руках педагога.
Постепенно темп игры ускоряется. Можно поставить песочные часы, чтобы дети, наблюдая за тем, как высыпается песок, стремились быстрее называть слова.
Игры можно проводить, сидя за столами, которые стоят в группе каждый раз по-разному: буквой П, Т, в виде круга, овала. Главное, чтобы столы не стояли, как парты в школе. Психологи считают, что дети чувствуют себя наиболее психологически защищенными, если занимаются с педагогом за круглым столом.
Итак, дети (6-7 человек) сидят за  столом. Педагог сидит вместе с детьми и предлагает им выбрать любой звук, с которым все дети будут называть слова. Например, дети выбрали звук  
М  считалка помогает определить игрока, который начинает игру. Назвав слово на звук М, ребенок берет за руку соседа справа, сосед называет  свое слово на звук М и берет за руку своего соседа, и т.д.  игра заканчивается, когда все дети соединили руки. Все поднимают руки вверх и кричат «ура!» - цепочка из рук получилась. Если ребенок не может вспомнить слово, цепочка считается разорванной, но огорчаться не стоит, так как друзья помогут.
Сначала эта игра проводиться медленно, педагог дает возможность ребенку подумать: затем темп ускоряется.
Интерес детей к таким играм не пропадает, если игры будут разнообразными, неожиданными, с сюрпризами – всегда новыми для ребенка.

При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса можно добиться удивительных результатов. Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.

Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения  к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому я считаю важным развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
Систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей рук, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь. Это мой небольшой опыт работы ещё раз подтверждает высказывание известного исследователя детской речи М.М. Кольцовой, которая пишет, что «есть основание рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

       Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

МОЯ СЕМЬЯ

 

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

 

Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

 

ПРЯТКИ

 

 

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

 

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

 

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

 

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

 

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

 

УЛЕЙ

 

Вот маленький улей, где пчелы спрятались,

Никто их не увидит.

Вот они показались из улья.

Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззз!

 

Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели.

 

ЧЕРЕПАХА

 

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

 

КАПУСТКА

 

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту жмём, жмём.

 

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

 Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, отобрать то, что необходимо в каком - либо возрасте, не перегружая его, оставляя время для игр и общения. Ведь игра для ребёнка - это любимый вид деятельности. В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается. Общение взрослого и дошкольника должно строиться таким образом, чтобы подтолкнуть ребёнка к поиску решения той или иной задачи, пробудить в нём интерес к познанию, стремление самостоятельно задавать вопросы, обобщать полученные представления, делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи и отношения. На множество этих вопросов ребёнок ищет ответ самостоятельно. Цель взрослого - помочь ему в этом, направить познавательную активность в конструктивное русло. Помогут в этом игры.
Такие игры а также занятия, как "Световой луч", "Родственники стекла", Мир бумаги", "Мир тканей". Так в игре "Мир тканей" дети рассматривают предлагаемые ткани, отличают наиболее явные различия их видов (цвет, структура поверхности). Исследуют свойства ткани: смять ткань и сравнивать степень сминаемости; разрезать пополам каждый кусочек и сравнить, насколько легко работать ножницами; попытаться разорвать кусочки на две части и сравнить необходимое для этого усилие; опустить в ёмкость с водой и определить скорость впитывания влаги.
Воспитатель на занятие в игровой форме  вместе с детьми выясняют: общие признаки тканей, чем различаются ткани.
Также в игры можно включать алгоритмы. Алгоритмические игры направлены на формирование умения вычленять существующие признаки предмета, устанавливать причинно-следственные связи между функцией, назначением предметов и потребностями людей в их преобразовании.
Развитию познавательной активности способствуют игры – турне, игры– путешествия.
"Определи время предмета", "Послание из прошлого", "Что было, что будет?", "Путешествие в прошлое стула", "На чём мы путешествуем", "Чудесные превращения волшебной палочки". Все эти игры проводятся под общим девизом – путешествие в прошлое предмета. Вместе с детьми можно отправиться в прошлое молотка, карандаша, самолёта, посуды, одежды и т.д. Выбор тем зависит от окружения детей, их возраста.
Так, на занятие ,игра "Послание из прошлого" направлена на развитие умений называть предметы, относящиеся к прошлому или настоящему, а также умение "читать" символы. Приведу примерный ход занятия.
Воспитатель приводит детей в музей истории предметов и сообщает: пришли письма, но никто не понимает, что в них написано. Предлагает каждому взять по письму и расшифровать их, т.е. разгадать символы, которые обозначают предметы прошлого.
Выясняют, что письма прислали люди из прошлого, чтобы мы не забыли названия предметов, которыми они пользовались.
Далее предлагается детям найти в музее предметы прошлого, определить их назначение и объяснить, почему человек изменил предметы, которыми пользовался в прошлом. В конец занятия с помощью символов дети могут зашифровать предметы настоящего и отправить письма в будущее.
Такие игры вызывают живой интерес к рукотворному миру и людям его создающим. Дети начинают задавать вопросы: "А что было до швейной машинки?" "Кто придумал куклу?"
У детей появляется интерес и желание участвовать в преобразовании предметов. Например, дети придумывают транспорт для доктора "Айболита".
Но путешествовать можно не только в прошлое предметов. Можно путешествовать не "Морское дно", "Путешествовать по Японии", и т.д.
Таким образом, у детей появляется потребность в получении новых знаний.

 «Палка, палка, огуречик – получился человечек» - именно так начинается знакомство детей с .. математикой. Эта строчка песенки - переведенный на детский язык пример, иллюстрирующий: «Схема предмета состоит из следующих составляющих». Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и ПОНИМАЛ эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще, используя математические игры для дошкольников, важно учитывать следующее. Язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии быть успешным в школе, научиться решать задачи, ребёнку, прежде всего, необходимо ПОНЯТЬ, а не ЗАУЧИТЬ, о чем идет речь.

Задача воспитателя – не обеспечить процесс механического воспроизведения заученного, не подсказать нужное решение или ответ, а натолкнуть на необходимость размышления и процесса поиска ответа в принципе.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. Такие игры учат ребенка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы.

КТО  ЗНАЕТ,  ПУСТЬ  ДАЛЬШЕ  СЧИТАЕТ

ЦЕЛЬ. Закреплять умение  порядкового счёта в пределах 10,  развивать координацию движений,  слуховое  внимание

МАТЕРИАЛ:  мяч

ХОД  ИГРЫ.  Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки  считают по порядку до 10.

Усложнение: ведущий берёт мяч раньше, чем игрок досчитает до 10, бросает его следующему со словами «Считай дальше»

ВАРИАНТ.  Ведущий бросает мяч  и говорит «До пяти». Ребёнок называет числа до 5.  Если даётся команда «После пяти», дети называют  числа после пяти.

ТИХАЯ  ОХОТА

ЦЕЛЬ.  Развивать умение  решать  математические примеры, совершенствовать координационные и скоростные способности.

МАТЕРИАЛ: муляжи или картинки с изображением ягод и грибов с примерами и корзинки с цифрами                                                            

ХОД  ИГРЫ.  Играют 2 команды мальчиков и девочек. Педагог  даёт команду: «Мальчики, за грибами!»  («Девочки, за ягодами!»). Дети  кладут в  корзинки по 2 или 3 предмета так, чтобы в сумме числа на предметах соответствовали числу на корзине. По команде «Стоп!» сбор прекращается. Побеждает команда, собравшая большее количество грибов или ягод.

В игре  «Путаница» цифры раскладывают на столе или выставляют на доске. В тот момент, когда дети закрывают глаза, цифры меняют местами. Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места. Ведущий комментирует действия детей.  

В игре, «Какой цифры не стало?» также убираются одна - две цифры. Играющие не только замечают изменения, но и говорят, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас стоит между 7 и 8. Это не верно. Ее место между цифрами 4 и 6, потому что число 5 больше 4 на один,  5 должна стоять после 4.

Игрой  «Убираем цифры» можно заканчивать занятие или часть занятия, если в дальнейшем цифры не понадобятся. Перед всеми на столах разложены цифры первого десятка. Дети по очереди загадывают загадки про числа. Каждый ребенок, догадавшийся, о какой цифре идет речь, убирает из числового ряда эту цифру. Загадки могут быть самые разнообразные. Например, убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4; убрать цифру, которая показывает число на 1 больше 7; убрать цифру, которая показывает, сколько раз я хлопну в ладоши (хлопнуть 3 раза); убрать цифру  и т.д. Сверяют последнюю оставшуюся цифру, тем самым определяя, правильно ли выполнялось задание всеми детьми. Про оставшуюся цифру тоже загадывают загадку.

Игры « Что изменилось?», « Исправь ошибку» способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой. Несколько групп предметов размещают на доске  рядом ставят цифры . Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам  меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза. Они обнаружили ошибку и исправляют ее разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют  или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот,  кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.

Заключение.

Активно используя в работе элементы развивающего обучения, убедилась, что у детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. Развивающие игры помогают формировать диалектику и логику, преодолеть застенчивость, замкнутость, робость. Маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попав в трудную ситуацию, самостоятельно находить оригинальные решения.
Изучив широко известные книги: Б.Н.Никитина "Ступеньки творчества или развивающие игры", З.М.Богусловского "Развивающие игры", Л.А.Венгера "Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей", М.И."Чистяковой "Психогимнастика", учебно-методические пособия, разработанные коллективом научного центра имени Л.А.Венгера, а также ряд других изданий. Я поняла, что развивающие игры способны помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. 

Путь, который ребенок проходит в своем развитии в дошкольные годы, огромен, за это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства "складывается" человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка-дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это удивительное и неуловимое надо увидеть и понять.
Перемены последних лет показали несостоятельность "стандартной личности". Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не бояться этого.

Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребенка к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий детям эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Список литературы.
1. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-товпо спец. «Педагогика и психология» / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М.,1988.
2. Дошкольное образование в России. Министерство образования РФ. - М.; Изд.АСТ, 1997г.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений / Г.А.Урунтаева. - М., 2001.
5. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М., 1978

6. Рыжкова И. Учимся играя. // Дошкольное развитие. – 2004. – № 2. – С. 23-27

7. Дошкольная педагогика./ Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2006. – с. 36

8. Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. А.В.Запорожца и А.П. Усовой. – М.: АзБука, 2006. –с. 78

9.Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Инфра-М, 2006. – с. 123

10. Каличенко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Высшее образование, 2004. – с. 96

ТЕЗИСЫ.

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Одним из таких путей является  игра. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель - играть.

Ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, игра становиться школой  обучения и воспитания.

Используя игру как средство обучения, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей.

Одной из главных задач группы предшкольной подготовки является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте, элементарные навыки письма, математике, игровая деятельность и многое другое.


Анализ педагогического наследия показал, что во все времена педагоги высказывали мысли о подготовке к школьному обучению. Она должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их способностей, а также пробуждения интереса к школе и учению. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Н.А.Добролюбов, К.Д. Ушинский,

Игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.

Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

Классики русской педагоги К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников

Проблема: недостаточный уровень развития операций мышления у детей группы предшкольной подготовке: классификации, анализа, синтеза, абстрагирования, способности к аналогии, системности мышления.

Дидактическая игра помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.

При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса можно добиться удивительных результатов. Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.

 Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Ребёнок растёт, и он начинает активно познавать мир и самого себя, задавая бесконечные вопросы. Мы должны помочь ребёнку войти в этот огромный мир со всеми его сложностями и бесконечным количеством меняющейся информации, отобрать то, что необходимо в каком - либо возрасте, не перегружая его, оставляя время для игр и общения.

Язык математики – это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии быть успешным в школе, научиться решать задачи, ребёнку, прежде всего, необходимо ПОНЯТЬ, а не ЗАУЧИТЬ, о чем идет речь.

Игровая деятельность  помогает общению, она может способствовать передаче накопленного опыта, получению новых знаний, правильной оценке поступков, развитию навыков человека, его восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА. РУКОВОДСТВО СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫМИ ИГРАМИ.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный потокпредставлений, понятий об окружающем мире....

Деловая игра для педагогов ДОУ "Игра ведущий вид деятельности дошкольников"

Тема : "Игра ведущий вид деятельности дошкольников"Цель: транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме "Игровая деятельность дошкольников", используя активные методы ра...

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУТема "Игра-ведущий вид деятельности дошкольников"Цель: Транслировать опыт педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя актив...

Деловая игра «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников»

Транслировать опыт ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами.                         ...

Консультация "В какие игры играют наши дети? Игра - ведущий вид деятельности дошкольника"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  возрасте является игра....