Главные вкладки

    Арттерапевтические технологии в работе с детьми, имеющими трудности в коммуникативном развитии
    статья (старшая группа) по теме

    В рамках психологического клуба "Мир эмоций"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    Арттерапевтические технологии в работе с детьми, имеющими трудности в коммуникативном развитии

    Н.А. Смирнова

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    Детский сад комбинированного вида № 18 «Улыбка», г. Нерюнгри

    Арттерапия – достаточно новое направление в психологии, несмотря на то, что она применялась врачами для помощи больных еще до нашей эры. Арттерапия включает в себя целый комплекс воздействий, основанный на использовании силы искусства для устранения психических проблем различного характера у людей любого возраста, но наиболее эффективно его применение в сензитивный период – которым является дошкольный возраст.

    Арттерапевтическое воздействие позволяет опосредованно, в разнообразной интересной для ребенка деятельности устранять негативные последствия влияния микросоциума на психику: депривацию, эмоциональное неблагополучие, неуверенность, застенчивость, агрессивность и т.д.  [1, стр.3]. Таким образом, мы предположили, что дети старшего дошкольного возраста в состоянии эмоционального неблагополучия будут успешно реабилитированы, если обеспечить им полноценное общение с взрослым человеком в процессе арттерапевтического воздействия. Но это общение должно иметь системный и целенаправленный характер в специально созданных условиях.

    В течение четырех лет в детском саду функционирует психологический клуб «Мир эмоций», в рамках которого проводится работа по коррекции и развитию эмоционально- волевой сферы старших дошкольников. Одним из условий успешности работы клуба является включение и заинтересованность всех участников образовательного процесса: диагностика и коррекционно-развивающие занятия с детьми, анкетирование и консультирование родителей и педагогов в форме индивидуальных консультаций, оформлении папок-передвижек: «Психологические проблемы агрессивных детей», «Что рисует ваш ребенок?» и т.п., также с педагогами проводилась тренинговая работа по взаимодействию с детьми, имеющих отклонения в поведении.

    Отбор детей в группу осуществлялся с помощью критериев определения агрессивности проективной методики «Несуществующее животное», а также оценочной шкалы (анкета) агрессивности у детей для родителей; опросника выявления агрессивности у ребенка для педагогов (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. 1992г). На основании этих данных были выделены дошкольники, имеющие значительные признаки агрессивного поведения в экспериментальную группу, состоящую из 7 детей (2 девочки и 5 мальчиков), являющихся группой риска возникновения или наличия агрессивного поведения. Из  оставшихся детей в количестве 8 человек, имеющих незначительные признаки агрессивного поведения, была составлена контрольная группа.

    Углубленное диагностическое обследование состояния эмоционально-волевой сферы детей проводилось в каждой группе отдельно и позволило нам получить следующие данные об их  психическом состоянии:

    Проективная методика «Несуществующее животное» позволила нам получить представление ребенка о самом себе и своем месте в мире. Контрольная группа: ~65% детей нарисовали животных без когтей, рогов, зубов мотивируя это отсутствием врагов. ~35% детей (мальчики) нарисовали животное с зубами, когтями, оружием, мотивируя это защитой ~15%, нападением на врагов ~ 25%. Признаков агрессии, тревоги (зачернения глаз, рук, сильного нажима, косых штрихов) отмечено было незначительно.

    Экспериментальная группа: ~60% детей нарисовали своих животных с зубами, когтями, оружием, мотивируя это защитой ~40%, нападением на врагов ~20%. ~40% нарисовали мирных животных, которые прячутся и не могут самостоятельно защититься. ~85% детей отметили наличие врагов, злых людей, Бабаев, кощеев и т. д.

    Дополнительное внешнее наблюдение за детьми экспериментальной группы показало, что эмоциональные нарушения отражаются на соматическом здоровье, а также на снижении общего эмоционального фона. Это проявлялось в излишней вялости, подавленности, медлительности, нежелании активно проявлять себя в ходе учебных занятий. В общении со сверстниками часть из них проявляли нерешительность, несмелость.

    По мнению родителей и педагогов у детей были отмечены признаки агрессивного поведения как у детей контрольной группы (~23%) и экспериментальной группы (~ 60%).

    Основным методом арттерапии в работе с детьми, имеющих признаки агрессивного поведения, мы определили сказкотерапию, являющуюся интегрированной деятельностью, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направлены на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний [2, стр.7].

    Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в дошкольном образовательном учреждении понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития [3, стр.310], которые предполагают:

    1. профессиональную установку педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в кабинете, или эмоционально-поддерживающий компонент среды, который выражается в умении педагога прямым или косвенным образом направлять эмоции, организуя деятельность ребенка;
    2. внешнюю обстановку (цветовое решение, удобство мебели и пр.), или эмоционально–стабилизирующий компонент среды. Это спокойное, не однообразное цветовое решение, эстетичность оформления, музыкальный фон;
    3. разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты, или эмоционально - активизирующий компонент среды, который позволяет обеспечить «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим).

    С целью развития эмоциональной сферы и снижения высокого уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста был проведен цикл занятий, задачами которых являлось:

    1. осуществление коррекции на основе диагностики и анализа мотивационной направленности агрессии (желание привлечь к себе внимание, стремление достичь желаемого любым путем, удовольствие, получаемое от агрессии, стремление унизить или обидеть другого) и причин, вызвавших тревожность и страхи;
    2. раскрытие творческого потенциала ребенка, высвобождение его скрытых, энергетических резервов, а также нахождение им оптимальных способов решения своих проблем при помощи методов арттерапии и содействии взрослого;
    3. повышение уровня психологических знаний у родителей и педагогов по проблеме детской агрессивности.

    Комплекс занятий включал в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

    На подготовительном этапе (5 занятий) проводилась работа по формированию положительной мотивации детей к участию в сюжетной игре: знакомство дошкольников с основными эмоциями, особенностями их распознавания по различным признакам, о разделении на положительные и отрицательные. Форма работы: групповая.

    Все занятия имели четкую структуру и включали в себя: пропедевтический момент, вводную беседу, основную часть, заключительную часть и подведение итогов.

    Основной этап (20 занятий) включал работу по прорабатыванию детьми своих эмоциональных переживаний и поступков, способствовал раскрытию творческого потенциала ребенка и высвобождению его скрытых, энергетических резервов. А нахождение оптимальных способов решения своих проблем осуществлялось с помощью арттерапевтических методов на основе литературных произведений и также моделировании проблемной и реальной ситуаций, имевших место в группе детей. Форма работы: групповая или индивидуальная. Структура занятий:

    1. вступление: предложение детям прочувствовать предлагаемый образ, обсуждение которого ведет к сюжету или персонажу сказки;
    2. вхождение в сказку: детям предлагается совершить какое-либо действие, обозначающее «переход из реальности в сказочный мир»;
    3. комплекс упражнений: во время рассказывания сказки педагогом детям предлагается выполнить ряд упражнений, сопутствующим сюжету сказки, используя различные арттерапевтические методы;
    4. заключение: «выход из сказочного мира», рефлексия.

    Заключительный этап (5 занятий) включал в себя развитие навыков личностного общения с помощью снятия невербальной агрессии, предоставление ребенку возможности «легальным образом» выплеснуть гнев. Форма работы: групповая.

    После проведения комплекса занятий было проведено обследование детей с помощью методик, проведенных в начале коррекционной работы с детьми.

    Проективная методика «Несуществующее животное»: ~35% детей нарисовали своих животных с  зубами, когтями, оружием, мотивируя это защитой  ~20%,  нападением на врагов ~ 25%.  ~35% нарисовали мирных животных, которые прячутся и не могут самостоятельно защититься.  У  ~30% рисунков отмечены признаки агрессии, тревоги. ~ 60% детей нарисовали мирных животных, которые не имеют врагов.

    На начало учебного года в экспериментальной группе детей с признаками агрессивного поведения уровень агрессивности приблизительно составлял 40,5%, а на конец учебного года ~11,5%. Произошедшие изменения в сторону устранения психологического дискомфорта по нашим подсчетам составили приблизительно 29%, что является показателем эффективности проведенной психокоррекционной работы с детьми.

    По мнению педагогов (отмечено наличие признаков агрессивного поведения - 30,5%) и родителей (отмечено наличие признаков агрессивного поведения - 25,5%), дети экспериментальной группы стали более воспитанными, общительными, активно выполняют просьбы взрослых, у них уменьшились проявления агрессии, неуверенности, застенчивости, снизилось количество капризов и страхов. В контрольной группе детей также отмечалось незначительное снижение проявлений признаков агрессивного поведения (~ на 5%), что обусловлено естественным взрослением детей, постепенной социализацией и усвоением норм и правил поведения, а также комплексом мер, направленных на социально-нравственное развитие дошкольников.

    Таким образом, коррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности арттерапевтических методов связаны с предоставлением ребенку с проблемами в поведении неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, установление отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности. Это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка посредством искусства в макросоциальной среде.

    Литература:

    1. Семенака С.И.: Социально психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно - развивающие занятия. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 72с.
    2. Дошкольное образование: Словарь терминов. М.: Айрис-Пресс, 2005.
    3. Шорохова О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАРТОТЕКА Игр и игровых упражнений для работы с детьми, имеющими трудности в развитии.

    Игр и игровых упражнений для работы с детьми, имеющими трудности в развитии.- Если ребенок плохо говорит, заикается,- Беспокойные дети,- Дети с нарушением самооценки,- Агрессивные ...

    Индивидуальный план работы с детьми, имеющими трудности в усвоении ООП

    Индивидуальный план работы с детьми, имеющими трудности в усвоении ООП...

    КАРТОТЕКА игр и игровых упражнений для работы с детьми, имеющими трудности в развитии.

    Направлена на восстановление контакта с собственным телом и способствует:оптимизации и стабилизации общего тонуса тела,развитию невербальных компонентов общения,активизации когнитивного развития,сняти...

    Индивидуальный маршрут развития детей и приложение "Игры и игровые упражнения, рекомендуемые для работы с детьми, имеющими трудности в обучении"

    Индивидуальные маршруты разработан для каждого ребёнка индивидуально. К ним приложение в виде игр и упражнений....

    "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющие трудности в звукопроизношении"

    Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющие трудности в звукопроизношении...