"Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющие трудности в звукопроизношении"
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Артёмкина Любовь Владимировна

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющие трудности в звукопроизношении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchii_tehnologii.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющие трудности в звукопроизношении»

Подготовила воспитатель: Л.В.Артёмкина

Уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию свой педагогический опыт по теме «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющие трудности в звукопроизношении» Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения.

В последние десятилетия наметились тенденции к ухудшению здоровья, как взрослого, так и детского населения. Основными причинами являются экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания и т.д.

Большинство дошкольников имеют сложную структуру нарушения звукопроизношения, и все это на фоне ослабленного здоровья. У них слабо сформированы артикуляционная и пальчиковая моторики, трудности в переключаемости движений, а так же отмечается не сформированность  речевого дыхания. У детей нет интереса и стимула для преодолений всех этих трудностей, поэтому данная ситуация диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих ее решить.

В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.

Учитывая эти проблемы, мною была определены следующие цель и задачи. 

Для решения задач я внедрила в свою работу здоровьесберегающие технологии

Использование этих технологий позволяет предотвращать утомляемость у детей, поддерживать познавательную активность, повышать эффективность логопедической работы.

Из большого выбора здоровьесберегающих технологий, я использую в своей работе: артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику и различные игры для развития мелкой моторики рук.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. 

Применение артикуляционной гимнастики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, укреплению мышц артикуляционного аппарата. Проведённая работа доказывает целесообразность применения артикуляционной гимнастики в работе для детей с нарушениями речи.

Дыхательная гимнастика

Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает ещё и такую функцию, как речевое дыхание. 

Идет тенденция роста речевых нарушений у детей дошкольного возраста, и как следствие нарушения речевого дыхания. Поэтому на своих занятиях я активно внедряю упражнения на дыхание. С учётом того, что дыхание является источником здоровья, основой звучащей речи, то сформировать его надо в оптимальные сроки. Правильное речевое дыхание у детей обеспечивает правильное усвоение звуков, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять плавность речи, способствуя, формированию самоконтроля и саморегуляции. Все упражнения направлены на осознанное управление всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что положительно влияет на оздоровление организма в целом.

Пальчиковые игры

У детей на фоне речевых нарушений страдает и пальчиковая моторика. У них страдает переключаемость движений, возникают трудности в удержании карандаша, а так же и в самообслуживание (застегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.п.). Так как дети - логопаты очень быстро утомляются, и любые игры на развитие мелкой моторики у них вызывает большую сложность и трудность, то я пришла к тому, что необходимо максимально разнообразить пальчиковые игры, которые будут положительно влиять не только на речь, но и на оздоровления организма в целом.

Пальчиковые игры с мелкими предметами

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают пальчиковые игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, игры с карандашами, “Пальчиковый театр”. Пальчиковые игры с предметами развивают координацию движений, пальцы становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается.

Массаж кистей и пальцев рук

На своих занятиях я использую массаж с помощью губок для мытья посуды, т.к. они имеют гладкую и жесткую стороны, что позволяет активизировать нервные окончание на ладонях.

Так же применяю морскую соль, рисование на песке, сухой бассейн.

Дети с большим удовольствием используют различные формы массажа и самомассажа, что положительно сказывается на их эмоциональном фоне, соответственно и на психическом развитие, а как следствие и на речевом развитии.

Результативность

С каждым годом отмечается рост детей с речевыми нарушениями, неправильно сформированным дыханием, плохо развитой мелкой моторикой и все это на фоне ослабленного здоровья. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий позволяет мне с каждым годом повышать уровень сформированности звукопроизносительной стороны речи у детей.

Занятия с использованием здоровьесберегающих технологий эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

В данном материале дана краткая информация о зрительном анализаторе. Описано поэтапное формирование оптической системы глаза. Обозначены современные теоретические взгляды на причины нарушения зрения в...

"Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"

Дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, релаксация, песочная терапия, психогимнастика, самомассаж, логоритмика, арт-терапия....

Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"

Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушение речи.

Материал из опыта работы воспитателя коррекционной группы по использованию здоровьезберегающих технологих в работе с детьми имеющими нарушения речи...

Консультация для педагогов «Арттерапевтические технологии в работе с детьми, имеющими трудности в коммуникативном развитии»

Арттерапия – достаточно новое направление в психологии, несмотря на то, что она применялась врачами для помощи больным еще до нашей эры. Арттерапия включает в себя целый комплекс воздействий, ос...