Главные вкладки

    Если малышу два года.
    статья по теме

    Шайдурова Ольга Ивановна

    yes Источник - интернет, часть 3.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon esli_malyshu_2_goda.doc74.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                Если малышу 2 года. 3 часть.

    Общие советы:

    -Что делать, если я не занималась с ребёнком до 2 лет?

    - Вашему ребёнку будет интересно и полезно позаниматься с материалом, рекомендованным для детей более раннего возраста. Когда ребёнок начнёт уверенно выполнять предложенные задания, переходите к более сложным.

    - Что характерно для ребёнка, продолжающего занятия? Пробуждающееся стремление малыша к самостоятельности требует от родителей тщательной подготовки к занятиям. При подборе игрового и учебного материала следует учитывать вкусы ребёнка, время от времени обеспечивать "демонстрацию" успехов ребёнка членам семьи и друзьям. Как мы уже сказали, переходить к более сложным заданиям надо только тогда, когда ребёнок легко справляется с предыдущими.

    -Как организовать занятия с малышом?

    1. Подавайте ребёнку пример - занимайтесь и играйте сами.

    2. 1-2 раза в день прослушивайте фрагменты фонограммы, записанной на аудиокассету, иногда подпевайте, тогда песенки легко запоминаются и разучиваются. Для развития слуха в раннем детстве очень важно пение матери.

    3. Следует определить ближайшие цели музыкального развития вашего ребёнка (раздел "Проверка уровня музыкального развития детей и планирование занятий").

    4. Первое время занятия проводятся несколько раз в день по 2-5 минут. Для занятий выбирайте время, когда ребёнок не устал, у него хорошее настроение. Заниматься нужно, когда ребёнка не будет никто отвлекать.

    5. Радуйтесь бурно его успехам, даже маленьким достижениям, не критикуйте, не показывайте своего разочарования.

    6. Заниматься следует регулярно. Ребёнок, который занимается ежедневно 30 минут, будет развиваться гораздо быстрее, чем тот, с которым занимаются 2-3 раза в неделю по 1 часу.

    7. У маленького ребёнка в первое время может не быть видимых успехов, да и потом бывают периоды, когда взрослому кажется, что ребёнок "стоит на месте". Надо продолжать работу по различным направлениям, оформлять задания по-другому, давать новый материал той же трудности, не спешить. Оценить успехи и обнаружить пробелы помогут краткие записи о занятиях с ребёнком, в которых вы отметите: форму заданий, песенный репертуар, время занятий и поведение малыша. Очень важно, чтобы малыш увидел, как вы занимаетесь с другим ребёнком. Занятия должны проходить оживлённо, весело. Используйте игрушки, кукол, будьте изобретательны, импровизируйте, пользуясь материалами пособия - придумывайте свои игры.

    Материалы для занятий с малышами от 1,6 лет:

    -"Весёлые уроки"

    -"Забавные уроки"

    -"Аэробика для малышей"

    -"Игровая гимнастика"

    -"Пластилиновая азбука"

    -"Песенки-бусинки"

    -"Пять поросят"

                    Развитие чувства ритма.

    -Что самое главное в развитии чувства ритма у детей этого возраста?

    - Формирование умения двигаться в такт с музыкой. Формированию и тренировке умения способствуют упражнения утренней гимнастики, повторяющиеся игровые и танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах (бубны, барабаны, погремушки), пение, исполнение песенок на клавишных инструментах.

    - Какие используются упражнения?

    - Рекомендуются следующие задания в порядке возрастающей сложности. Предлагаем выбирать два-три задания для каждого занятия.

    1. Негромкое, с усиленной артикуляцией, проговаривание текста песенок с одновременным прохлопыванием или простукиванием кончиками пальчиков по столу.

    2. Проговаривание "понарошку", беззвучное с максимальной артикуляцией и одновременным "прохлопыванием" кончиками пальцев.

    3. Громкое ритмичное проговаривание (или негромкое пение вместе с записью) с одновременной "ходьбой" руками по столу или коленям.

    4. Пение под фонограмму с одновременной "ходьбой", сидя на месте.

    5. Пение под фонограмму без выполнения движений.

    6. Ходьба на месте под фонограмму, высоко поднимая ноги или раскачиваясь.

    7. Выполнение игровых образных движений в положении сидя, под фонограмму: "Аты-баты"- идти пальчиками по столу, "Бабка-ёжка" -- топать одной ногой или махать "помелом", "Воробей" - "клевать" пальчиком ладошку.

    8. То же с пением.

    9. Ходьба по кругу с пением.

    10. Ходьба по кругу с пением и хлопком (игровым движением) на каждый шаг или через шаг.

    11. "Считалка" по кругу.

    12. Проговаривание или пропевание песенки по ритмической (одноцветной) или цветовой записи в "Песеннике" на слоги "ти" и "та".

    13. Ритмичное исполнение песенки на клавишном музыкальном инструменте по цветовой записи в "Песеннике".

    В начале разучивания заданий их рекомендуется выполнять медленно, без кассеты, под проговаривание или пение взрослого. Во время выполнения игр-сценок и упражнений взрослый стоит лицом к детям, показывает движения, поёт, подсказывает. Можно предложить ребёнку, хорошо выполняющему упражнение, показывать пример, а плохо выполняющим помочь делать движения в такт. Постепенно становится возможным выполнять движения в быстром темпе и под фонограмму. Варианты группового проведения упражнений: соревнования команд, придумывание игровых движений, задание закончить упражнение выбором партнёра, ловлей, выбором лучшего исполнителя и т.п.

                   Пение.

    - Насколько важно заниматься пением?

    - Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. При регулярном разучивании песенок дети уверенно и чисто подпевают лёгкие песенки в двух-трёхлетнем возрасте, а к пяти годам будут помнить - узнавать и подпевать - около 100 песенок.

    - Смогут ли родители помочь малышу петь чисто?

    - Сначала взрослый должен выучить песенку сам. Надо пропеть несколько раз под фонограмму, затем пропеть следом за записью по Фразам, останавливая кассету в конце каждой фразы. Желательно, чтобы взрослый проиграл несколько раз эту песенку на синтезаторе или другом инструменте, пропевая мелодию нотами, потом словами. Разучивать песенку можно в присутствии ребёнка.

    За 2-3 недели до разучивания песенки с ребёнком взрослый знакомит малыша с ней, напевая её как бы для себя, используя для продления подвижной игры, рассказывая сказку. Песенки разучиваются в порядке возрастающей трудности, с учётом желания ребёнка.

    Во время разучивания песенки взрослому следует сидеть на низком стуле напротив ребёнка так, чтобы лица были на одной высоте. Ребёнок может сидеть или стоять (в этом положении петь легче, голос лучше звучит). Чтобы малыш чувствовал себя уверенно, свободно, дайте ему в руки куклу или игрушку, возьмите за руку.

    Очень важно, чтобы ребёнок чисто спел первый звук песенки. Можно сначала попеть один слог на этом первом звуке или спеть этот звук названием ноты. Пение на один слог особенно важно для плохо говорящих детей, но и для детей постарше оно очень полезно. Удобно петь на слоги: "ма", "му", "ду", "ля", "та" и др. После нескольких попыток ребёнок обычно подстраивается голосом к первому звуку. Если ребёнок не может подстроиться голосом к ноте, подскажите, что надо петь "тоньше" или "толще", сыграйте эту ноту на инструменте, покажите, как спел он, а затем - как надо спеть. Важно помочь ребёнку лучше слышать свой голос. Предложите ему несколько заданий.

    1. Петь, закрыв одно или оба уха ладонями.

    2. Петь с закрытым ртом.

    3. Петь в резиновую трубку, направив один конец к уху (в концы трубки вставлены воронки).

    4. Петь в микрофон, чтобы слышать свой голос из динамика. Если в песенке несколько нот - следует предварительно подстроиться голосом к каждой. Дети легко поют низкие звуки; "до", "ре", "ми". Более высокие ("тонкие") звуки многие дети сразу не могут спеть, так как их разговорный звуковой диапазон ниже.

    Хорошей подготовкой к пению будет разучивание текста тоненьким, "кукольным" голосом, а также звукоподражание: писк цыплят, мяуканье котят и т.п. Разучивая песенку, взрослый должен показывать, как надо петь. Взрослый должен петь очень медленно, отделяя один слог от другого, и подсказывать малышу: "Пой тоньше, как куколка" или "Пой толстым голосом".

    - Как удержать внимание ребёнка?

    - Рекомендуем при разучивании песенок использовать наглядное пособие "музыкальный светофор". Полоска белой плотной бумаги или картона шириной 10-15 и длиной 60-80 см крепится к стене вертикально так, чтобы ребёнку было удобно доставать до верхнего и нижнего краев. На полоске рисуются на равном расстоянии 8 цветных кружочков. Нижний - красный, далее - оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый и верхний - снова красный. Нижний кружок - диаметром 8-12 см, следующие равномерно уменьшаются так, что верхний имеет диаметр 1-2 см. В середине кружков - буквенное обозначение соответствующих нот. При пении взрослый "играет" по этим кружкам мелодию своей рукой или рукой ребёнка. Указания: "выше", "тоньше" благодаря "светофору" будут ребёнку понятнее.

    Полезно для развития слуха играть песенки на синтезаторе, повернув его так, чтобы клавиатура расположилась вертикально. Можно играть пальчиком ребёнка, подсказывать жестом или петь нотами.

    - Надо ли петь на каждом занятии?

    - Пением песенок следует заниматься ежедневно, но непродолжительное время, не утомляя ребёнка. Успех приходит в результате систематических упражнений. С детьми следует проводить игры, в которых дети поют уже разученные песенки. Особенно активно ребёнок поёт в том случае, когда после определённых слов песенки кукла или игрушка "выполняет" какие-либо действия, например, появляется и убегает зайка ("Охотник"), кукла ложится спать ("Гули-гули"), цыплёнок клюёт хлеб ("Цыплята") и т.п.

    Для музыкального развития детей следует показывать кукольные сценки на темы "Ладушки", "Азбуки-потешки" и "Катеньки и котеньки". Кукла или игрушка помогут спеть детям песенки и разыграть сказку.

    Благодаря тому что на аудиокассете запись аккомпанемента и пения разделена по каналам, есть возможность во время кукольного спектакля, концерта, в день рождения под то же музыкальное сопровождение петь другие тексты.

    - На аудиокассете все песенки "Азбуки-потешки" поются два раза - словами и нотами. С какой целью это сделано?

    - Пение нотами - сольфеджирование - один из самых эффективных способов развития слуха и чистого пения. Малышам нравится петь "нотки".

    Рекомендуем упражнения, которые, по мере освоения, следует систематически включать в структуру музыкальных занятий:

    1. Петь отдельные ноты, удобные для малыша ("ре", "ми", "фа", если голос низкий - "до" и ниже). Сначала взрослый пропевает эту ноту ( можно сначала сыграть её на инструменте), потом спеть вместе. Подсказывайте - "тоньше, как мышка" или "толще, как мишка".

    2. Петь попевки из 2-3 нот, например: "ми-ми", "ре-ре", "фа-ре", "фа-до", "ми-ре", "ре-соль", "соль-фа", "до-соль", "фа-ми-ре", "ре-ре-фа", "соль-ми-до", "до-ре-ми", "ми-ми-си", их же повторять на разные слоги и слова. Для того чтобы малыш пел чисто, взрослый сначала сам поёт, подыгрывая на инструменте, а затем подыгрывает малышу. При фальшивом пении просит ребёнка спеть отдельно каждую ноту, подыгрывает ему и подпевает.

    3. Петь гамму от "до" второй октавы к "до" первой октавы сначала - сверху вниз. Если ребёнок не дотягивается до тоненьких нот - просите "пищать". Затем петь гамму снизу вверх и обратно.

    4. Взрослый должен играть песенку на инструменте по клавишам с цветными квадратиками, ребёнок - петь нотами.

    5. Взрослому показывать ребёнку по буквенной записи - ребёнку петь, взрослому подыгрывать и подпевать.

    6. То же, но без подпевания.

    7. То же, но без синхронного подыгрывания, а каждая клавиша нажимается взрослым чуть позже пения - для корректировки, а не для подсказки.

    8. То же, но нажимать клавишу только после фальшиво спетой ноты.

    9 Хорошо известную песню петь нотами наизусть или учить нотами наизусть по фразам.

    10. Петь песенку нотами наизусть, играя "понарошку" на рисунке клавиатуры.

    11. Петь нотами под фонограмму мелодии, то прибавляя, то полностью убирая звук (цикл "Азбука-потешка").

    12. Петь нотами хорошо выученную песенку во время подвижной игры.

    Упражнения приведены в порядке возрастающей трудности, по мере освоения одно-два следует выполнять ежедневно. Используйте для этих упражнений запись мелодий "Азбуки-потешки" в "Песеннике".

    Развитие музыкального слуха.

    -Мой ребёнок с трудом подбирает по слуху даже самые простые мелодии. Не порекомендуете ли какие-нибудь упражнения?

    - Важнейшим условием подбора мелодий по слуху является умение ребёнка правильно петь мелодию во время подбора, не сбиваясь, когда взята неверная клавиша. Подпевайте ему, чтобы помочь.

    - Какие упражнения по развитию музыкального слуха вы порекомендуете?

    - Многие проблемы, связанные с затруднением в пении, подборе мелодий, разучивании мелодий наизусть можно снять, если вовремя начать развитие абсолютного слуха. Предлагаем регулярно включать в музыкальные занятия следующие игровые задания:

    1. "Угадайка". Угадывать по звуку предметы: по какому стаканчику звонили, по какой коробочке стучали. Можно использовать самодельные погремушки, детские музыкальные инструменты.

    2. "Учительница". Задания, как в "Угадайке", но угадывает мама. Можно угадывать ноту (из 2-3 нот).

    3. "Зевака". Мама играет ноту "до" под каждый шаг ребёнка, когда начинает играть на другой ноте, ребёнок прыгает. Меняться ролями. Водить куклу.

    4. "Гости". Вырезать из картона фигурки или подобрать игрушки для некоторых нот. "До" - доктор, "ми"- мишка, "ля"- лягушка и.т.п. Одна из игрушек нажимает свою клавишу - ребёнок угадывает: чей голосок, кто пришёл.

    5. "Орешек". На столе - три листочка, на которых нарисованы персонажи или буквы - названия нот. Под одним из листочков лежит орешек. По звуку ребёнок угадывает.

    6. "Хлопушки". Мама одну руку кладёт на колено или на стол, а другой рукой играет ноты первой октавы в произвольном порядке. На определённую ноту (например "до") ребёнок должен хлопнуть по маминой руке. Чтобы ребёнку было легче, сначала можно тихонько подпевать названия нот, постепенно всё тише.

    7. "Догонялки". Мама играет, играющая на инструменте рука накрыта листком, на котором рисунком, цветом или буквой обозначены использующиеся для отгадывая клавиши (обычно 3-5). На рисунке обозначения находятся над соответствующими клавишами. Ребёнок должен каждый раз угадывать и показывать на рисунке, какая клавиша под листом нажата. Когда ребёнок начнёт безошибочно угадывать клавишу, пусть показывает на листочке, сидя в стороне.

    8. "Прятки". Клавиши размечены. Малыш слушает ноту, затем ищет её на пианино.

    9."Комарики". Ребёнок не смотрит на клавиатуру. Мама тихо нажимает клавишу и поёт её на звук "з". Малыш должен найти эту клавишу

    - "прихлопнуть комара, пока не укусил". Мама продолжает тянуть звук, пока малыш не угадает клавишу.

    10. "Ягоды". Нарисовано несколько стаканчиков (сначала 2-3) соответствующего цвета или с рисунком, или с буквой. Если малыш угадал, какая нота прозвучала, то в соответствующем стаканчике рисует кружочек-ягоду, если нет - около стаканчика.

    11."Охотник". Рядом с мамой - игрушка ("добыча"). Ребёнок стоит далеко. После каждого правильного ответа ребёнок делает шаг вперёд.

    12."Кто быстрей". Записать на магнитофон угадывание нот: звук

    - пауза 5 секунд - ответ. Ребёнок должен угадывать "наперегонки" с магнитофонной записью.

    13. "Школа". Рассадить игрушки. Мама играет, спрашивает кукол. Ребёнок подсказывает.

    Угадывание нот рекомендуется осваивать в следующем порядке:

    "до", "соль", "до" (второй октавы), "ми", "ре", "фа", "ля", "си" (все ноты первой октавы). Очередная нота вводится, когда малыш почти без ошибок угадывает прежние.

    Выбор инструмента.

    - Если вы решили купить новый инструмент, примите во внимание три важнейших фактора:

            ваши цели,

            ваши возможности,

            предполагаемое качество отечественных и импортных инструментов.

    Если вы решили использовать не новое пианино - не покупайте "антиквариат" (довоенные пианино отечественные и немецкие имеют отличный звук, но механика большой нагрузки не выдержит). Не покупайте пианино, которое плохо "держит" строй или с трещинами на деке. Оптимальный вариант - это чёрное отечественное пианино выпуска 1955-75 годов, в хорошем состоянии, Московской или Ленинградской фабрики. Цены на пианино чёрного цвета ниже, чем на коричневые, а качество первых значительно выше.

    Покупка синтезатора позволит решить важнейшие задачи музыкального развития: научить ребёнка чисто петь, подбирать по слуху, развивать абсолютный слух и чувство ритма, играть наизусть и по нотам, Синтезатор, в зависимости от сложности (и цены), может иметь много дополнительных удобств и музыкальных эффектов. Например, воспроизведение тембров самых разных инструментов, возможность играть музыкальное сопровождение упрощённым способом и другие.

    -Какой синтезатор вы порекомендуете для ребёнка?

    Не годятся самые миниатюрные, не дающие хорошего звука. Покупайте синтезаторы, которые могут работать как от сети, так и от батареек - попросите проверить исправность блока питания и продемонстрировать возможности инструмента. Желательно наличие инструкции на понятном вам языке, кстати, это один из показателей "солидности" фирмы и торгующей организации. Рекомендуем покупать инструмент, принимая во внимание следующие характеристики: 

    1. Количество октав на клавиатуре - первое время вполне достаточно четырёх октав. 

    2. Размер клавиш - одни считают, что для занятий с ребёнком до 4 лет удобнее, если клавиши меньше, чем на пианино, другим нравится большая клавиатура, на которой взрослому играть легче. 

    3. Наличие режима игры "Автоаккомпанемент".

    Оптимально, если первый синтезатор, пусть не дорогой, вы приобретёте до рождения ребёнка или в первый год его жизни.

                     Учимся играть на фортепиано.     

    Подготовка к разучиванию песни.

    Игра на инструменте очень нравится малышам. Выученную песенку они обязательно будут играть друзьям, бабушке, гостям, будут использовать в играх с куклами, напевать, подбирать на других инструментах, играть вместе с вами в ансамбле.

    В процессе разучивания у детей развиваются слух, чувство ритма, зрительная память, умение распределять внимание, координация движений, появляются первые навыки игры по слуху. Многие музыкальные дети не любят петь и танцевать. Если бы не занятия на инструменте - об их способностях никто бы не знал.

    - С чего же начинать занятия на инструменте?

    - С прослушивания песенок в вашем исполнении или с подвижных музыкальных игр-песенок, в зависимости от настроения ребёнка. Главное, чтобы не ослабевал интерес малыша.

    - А если я нот не знаю?

    - По буквенной записи у вас сразу получится. Разучивая песенку на инструменте, подпевайте.

    - А игры должны идти под моё пение?

    - Лучше под ваше, а не под фонограмму. Так вы сможете подладить темп пения под движения ребёнка и не отвлекаться на поиск нужной песни.

    - Я совсем не пою.

    - 95 % родителей, сообщавших это, потом всё-таки как-то спели детскую песенку. Используйте для игр запись на кассете и подпевайте.

    - Какую песенку взять для начала?

    - Возьмите ту, которая играется на одной клавише или ту, которая больше других нравится малышу. В обоих случаях играть первые песенки с малышом надо на одной клавише.

    - Сколько времени должна занимать подготовка до начала разучивания песенки на инструменте?

    - В процессе подготовки ребёнок старше двух лет уже запоминает слова. Малыш будет показывать на игрушку или картинку и просить сыграть, он начнёт немного подпевать и заинтересуется соответствующими игровыми движениями.

    - Мне кажется, для ребёнка двух лет играть ритмично даже на одной клавише и одновременно петь слишком трудно. Так ли это?

    - Надо начинать с самого простого: ноту для пения выбрать самую удобную, обычно это "ре" или "ми". Слова можно поучить заранее, например, во время пальчиковых или подвижных игр, а если малыш ещё не говорит, то просто петь на любой слог.

    С ритмом у малыша могут быть проблемы: детям трудно ритмично не только играть, но и стучать. Перед разучиванием песенки на инструменте следует отработать "весёлый", игровой вариант исполнения: постучать, похлопать или проговорить текст ритмично, объяснив ребёнку, что, например, сорока будет стучать ложками, сапожник стучать молотком, воробей клевать, Баба-яга стучать палкой и т. д.

    - Как помочь ребёнку, "исполняющему" песню на одной ноте?

    - Хорошо бы придумать небольшой сюжет для ввода этой песенки. Например, показать с помощью игрушек маленькую сказку (о Бабе-яге, о воробье и т.п.), по ходу сказки и прозвучит песенка. Вам на первых порах придётся и играть, и стучать, и петь.

    - А потом?

    - А потом предложите ребёнку стучать или хлопать под ваше пение, и вам надо петь в темпе, удобном для его движений.

    - Что делать после этого?

    - Продолжая петь, выполняйте движения одновременно с ребёнком и поработайте над "ритмом".

    - Как?

    - Для начала хватит двух способов:

    1. Взять его руки в свои и делать движения или хлопки его руками.

     2. Пусть ребёнок хлопает или стучит вашими руками.

    - Вы думаете, такая тренировка заинтересует ребёнка?

    - Постучать-то детки как раз любят, но для поддержания интереса следует занятия и дальше "инсценировать", например, стучать самыми различными способами. Поставьте на стол или пианино картонный ящик, в нём будут лежать ваши помощники - куклы. Ящик послужит ширмой или декорацией, а ребёнку потом самому захочется помочь куклам стучать, петь, играть. Другой вариант. Куклы перчаточные или пальчиковые, их надевают на руку - тогда уже они "помогают" стучать ребёнку. С детьми от 4 лет можно использовать маски, самодельные костюмы и регулярно в инсценировку песенок-игр вплетать задания, обучающие игре на инструментах.

    - Но нам ещё далеко до четырёх...

    - Для работы над ритмом могут помочь погремушки, барабаны, ксилофоны, просто баночки, бутылочки, кастрюльки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Что делать, если малыш не говорит?

    Полезные советы родителям, имеющих детей в возрасте 2 - 3 лет, с проблемами развития речи при нормальном слухе и нормальном развитии двигательной сферы...

    Если малыш не хочет идти спать

    Материал для родителей, как укладывать ребенка спать....

    Буклет «Что делать, если малыш впадает в истерику»

    Консультация для родителей ясельной группы...

    Если малыш не говорит.

    Если малыш не говорит....

    "Если малыш замкнут" Алевтина Луговская

    Причины замкнутости, положительный настрой, внутренне раскрепощение....

    Алевтина Луговская "Если малыш плачет без причины"

    Почему малыш плачет? Что делать родителям? Мама+малыш=дружба...

    статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

    Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....