Главные вкладки

    Педагогический проект: "Семейство одарённых карапузов" (СОК)
    материал на тему

     В последние годы интерес к проблемам одарённости значительно возрос. Реальность и значимость этой проблемы несомненны. Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Как выявлять одаренность? Что можно сделать для поддержки таких детей?

    Главной задачей современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание детей с высоким уровнем развития способностей. В отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей, отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по педагогике детской одаренности.

    Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. В нашем дошкольном учреждении выявилась следующая проблема: преобладающая ориентация на «среднего» ребенка, а также отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sok_office_word.docx304.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования

    Администрации Верещагинского муниципального района

    Пермского края

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 89»

    Педагогический  проект

    «Семейство одаренных карапузов»

     

    Составила воспитатель

    Безгодова Т.В.

    МДОУ «Детский сад №89»

     Тема:  Педагогический проект «Семейство одаренных карапузов»(СОК)

    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, родители.

    Масштаб проекта: 2011-2013гг.

    Актуальность 

    В последние годы интерес к проблемам одарённости значительно возрос. Реальность и значимость этой проблемы несомненны. Каких детей называют одарёнными? Как происходит их дальнейшее развитие? Как выявлять одаренность? Что можно сделать для поддержки таких детей?

    Главной задачей современного образования и психолого-педагогической науки в целом является раннее выявление, обучение и воспитание детей с высоким уровнем развития способностей. В отечественной педагогической практике очень мало образовательных программ для одаренных детей, отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по педагогике детской одаренности.

    Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. В нашем дошкольном учреждении выявилась следующая проблема: преобладающая ориентация на «среднего» ребенка, а также отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы руководителей, всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

    Умная мысль:"...человечество действительно нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся? Их нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации."    Владимир Павлович Эфроимсон (1908-1989), генетик, эволюционист 

     Таким образом, целью нашей работы является

    Цель:  Выявление и развитие одарённых детей, с определёнными интеллектуальными и творческими способностями.

    Задачи:

     1.  Создать эффективную и постоянно действующую систему выявления одаренности детей в МДОУ .

     2. Осуществить методическое обеспечение процесса развития одаренности в МДОУ

    3. Способствовать повышению научно-теоретических знаний педагогов по работе с одаренными детьми.

    4. Создать условия для развития и самоорганизации одаренных детей.

    5. Обеспечение преемственно-перспективных связей в работе с одаренными детьми.

    6. Организовать целенаправленную совместную работу с родителями.

    Гипотеза: Если учебно-воспитательный процесс в дошкольном образовательном учреждении будет организован с учетом выявления и развития одаренных детей в условиях реализации индивидуальной траектории развития, предоставит возможности для творческой деятельности и самореализации личности, то будут достигнуты высокие результаты в интеллектуально - творческом развитии детей, их успешная адаптация и обучение в школе .

    ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

     Реализация поставленных задач будет проходить в 3 этапа: подготовительный, основной-реализационный, итоговый.

    1 этап: Подготовительный (изучение литературы, опыта работы других учреждений, создание творческой группы)

     Создание творческой группы: Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. По мнению некоторых исследователей, поведение педагога для одаренных детей должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуальные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в коллективе; предоставляет детям обратную связь; использует различные стратегии обучения; способствует формированию положительной самооценки ребенка; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение и индивидуальность ребенка. Опыт современного образования показывает, что существуют различия между детьми. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

    Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему.

     Диагностирование склонностей по определенным направлениям .При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Преимущество наблюдения в том, что оно может проходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности.

    Деятельность по развитию одаренности дошкольников в первую очередь охватывает развитие интеллектуальных способностей и дарований детей в учебном процессе, которая включает педагогические меры по развитию детской одаренности: психологическое обеспечение развития одаренности детей; внедрение современных образовательных технологий и специфических методик развития детской одаренности и т.д.

    2 этап:  Основной (реализационный).

    В соответствии с задачами программы нами будет разрабатываться система занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимизация образовательного процесса  планируется достигаться не за счет увеличения объема знаний и количества занятий, а за счет переноса основного внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов детской деятельности, использование прогрессивных методов и технологий таких, как моделирование ситуаций, детское экспериментирование, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение с ребенком.

    Для раскрытия творческого потенциала детей, индивидуальных способностей планируется организация занятий по дополнительному образованию, которые предусматривают обогащение в обучение детей с целью развития способностей, т.к. это прогрессивная альтернатива ускорению, способствующая развитию ребенка как целостной личности. Обучение планируется проводить по специально разработанным индивидуальным траекториям развития.

     3 этап: Итоговый 

     Работа будет проходить по трём направлениям-

    1. работа с педагогами;

    2. работа с воспитанниками;

    3. работа с родителями воспитанников.

    Создание условий для развития и самоорганизации одарённых детей: 

    Формы работы с детьми

     Система работы с педагогами по выявлению и развитию одарённых детей предусматривает:

    Организация совместной работы с родителями:

                           Модель организации педагогического процесса

    Нашу модель мы представили в образе растущего цветка. Цветок (ребёнок) в центре, лепестки – виды одарённости. Психофизическое развитие, соматическое здоровье, наследственные факторы, семейное воспитание и социальная среда, а так же характерные индивидуальные типологические особенности представлены в модели как корни цветка. К обязательным условиям развития относятся: организация педагогической деятельности воспитателей на основе базовой программы воспитания и обучения дошкольников, с включением в различные виды деятельности приёмов и методов работы исследовательского обучения, различных форм деятельности педагогов и детей по развитию творческого мышления, способностей и одарённости в целом.

    Деятельность по раскрытию творческого потенциала ребёнка проходит через весь образовательный процесс. Целенаправленная работа по развитию индивидуальных способностей ребёнка организуется в условиях экспериментально-исследовательской деятельности, творческих выставок, индивидуальных творческих заданий и др. В модели данная работа представлена непосредственными условиями жизнедеятельности в виде облаков. Раскрытию индивидуальных способностей ребёнка способствует деятельность специалистов дополнительного образования. Кружковая деятельность осуществляется на основе перспективных тематических планов, методических разработок, авторизированных педагогических технологий. В модели это представлено в виде лейки, как дополнительное образование.  

    Результативность

    - Создание банка одарённых детей, с определёнными способностями и наклонностями

    -  вариативность индивидуальных маршрутов развития, программ индивидуальных траекторий развития одаренных детей.

    - обогащение предметно-развивающей среды, с учётом склонностей детей;

    - повышения профессиональной компетенции педагогов  по вопросам одаренности детей

    - родители активные участники проекта

     Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был умный, талантливый, добрый взрослый

     Анализ нормативно-правовой базы: 

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

    Закон об образовании РФ

    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009г №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;

    Закон РФ от 01.01. 2002 «Федеральный закон о дополнительном образовании»

    Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (с изм. и доп.)

    Типовое положение «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666.

    Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 "Об утверждении платных образовательных услуг" (с изм. и доп.)

    Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

    Рекомендации к выполнению письма Министерства образования РФ от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

    Устав МДОУ «Детский сад №89»;

    Положение о кружковой работе;

    Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг в МДОУ;

    Договор между МДОУ и родителями (законными представителями)

    Список литературы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психолого-педагогическое сопровождение интеллектуально одарённых детей старшего дошкольного возраста

    Раскрываются условия  для выявления, поддержки и развития одарённых детей шестого и седьмого года жизни, обладающих высоким уровнем умственных способностей....

    Система формирования психолого - педагогической компетентности родителей одарённых детей в условиях ДОУ.

    В развитии, воспитании и формировании одарённого ребёнка главную роль, несомненно,  играет семья.  Часто мы в своей практике сталкиваемся с непониманием родителями особенностей развития одар...

    Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста "Одарённый ребёнок" в соответствии с ФГОС ДО

    Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской...

    Проект "Семейство книг"

    Настоящая книга существует для того, чтобы помочь ребенку вырости "Человеком" с большой буквы. Дети незаймуться чтение книг просто так, для этого нужно воспитать в них любовь к разнообразной литератур...

    Педагогическая статья « Музыкальная одарённость детей дошкольного возраста – как путь детского творчества в музыкальной деятельности»

    Одарённость – это системное развивающее в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижение человека, более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах.О...

    Психолого-педагогический родительский клуб "Карапуз"

    Организация в МДОУ № 18 "Бригантина" работы по оказанию психологической, педагогической, методической, консультативной помощи и поддержки родителям и детям раннего возраста с 6-ти месяцев до...