Главные вкладки

    Развитие чувства ритма.
    статья по теме

    Шайдурова Ольга Ивановна

    yes Источник - интернет, часть 2.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_chuvstva_ritma.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие чувства ритма. 2 часть.

    -Как проявляется чувство ритма у малыша?

    - Равномерными танцевальными или игровыми движениями под музыку.

    - Какие виды занятий развивают чувство ритма?

    - Массаж с пением, который можно начинать с первого месяца жизни, гимнастика с пением - со второго. Выстукивание "в такт" фонограмме или пению с помощью взрослого на шумовых и детских инструментах - с четвёртого, пятого месяца. Гимнастика, предложенная на аудиокассете «Гимнастика для мам и малышей» - начиная с года.

    - Часть песенок из цикла "Ладушки" специально предназначена для развития чувства ритма.

    Песенки из "Азбуки-потешки", короткие и простые, при медленном пении на один слог и отстукивании ритма ладошкой, ножкой или подходящими предметами позволяют сосредоточиться на ритме. Например, в песенке "Дон-дон" можно стучать ложкой по чашечке или сковородке, а в песенке "Аты-баты" - идти куклой по столу .

    Многие песенки из сказки "Катенька и котенька" имеют танцевальный аккомпанемент, и под них стучать веселее.

    Рекомендуем фонограмму песенок "Катеньки и котеньки" прослушивать в разных вариантах:

     1. Звучит только голос артиста. Взрослый подпевает и помогает стучать ребёнку.

    2. Звучит только аккомпанемент. Взрослый поёт (вместо артистки) или проговаривает текст песенки и помогает стучать ребёнку. Стучать надо в такт, то есть под музыку, равномерно.

    Для занятий расставьте или развесьте набор "инструментов": колокольчиков, стаканчиков, чашечек, тарелочек, кастрюлек, бутылочек, ложечек, палочек и т.п.

    Ряд игр для развития ритма у малышей раннего возраста предложен на аудиокассетах «Мамины уроки», «Первые уроки».

    Развитие чувства музыкального ритма, начавшись в раннем возрасте, продолжается, пока ребёнок занимается музыкой. Различные виды музыкальной деятельности способствуют этому - слушание музыки, пение, песенки-игры, танцевальные и ритмические движения, а позже - игра на музыкальном инструменте.

    Материал: "Первые уроки", "Мамины уроки", "Ладушки",

    "Гимнастика для мам и малышей".

    Подготовка к пению.

    -Когда можно начинать занятия?

    - Лучшей подготовкой к пению является пение мамы с первых дней жизни ребёнка. Первые 3-4 месяца это должны быть в основном колыбельные и другие спокойные, протяжные песни, Большой выбор таких песен вы найдёте на аудиокассете. Побуждать ребёнка "петь" можно с четырёх месяцев.

    - С чего начинать занятия?

    - Обратите внимание на певучие звуки, которые слышны, когда ребёнок гулит, запомните их. Демонстрируйте ребёнку свой восторг от его вокализаций. Побуждайте продолжать. Попробуйте использовать самодельный рупор. Играйте в "попугаев": весело копируйте лепет ребёнка, особенно протяжные, певучие звуки. Учитывайте реакцию ребёнка: не обращает внимания; останавливается и вопросительно смотрит; "поёт" более оживлённо. Попробуйте во время лепета издать звук, которого нет в "репертуаре" ребёнка. В ответ на лепет давайте вариации своих звуков: меняйте ритм, высоту, пойте короткие слова.

    - А если ребёнок замолкает?

    - Не удивляйтесь. Некоторые дети предпочитают лепетать, когда остаются одни.

    Материал: "Азбука", "Песенки-бусинки".

    Звукоподражание.

    - Когда начинать занятия?

    - После того как ребёнок, слушая фонограмму, попытается подражать "голосу" животного или другому звуку.

    - Что понадобится для занятий?

    - Подберите рисунки или фотографии животных, птиц, а также предметов, которые "издают" интересные звуки. Используйте цветные иллюстрации книг "Азбука-потешка", подберите их сами исходя из выбранного вами песенного материала.

    - Что учитывать, выбирая картинки?

    - 1. Учитывайте, узнают ли дети предметы и животных. 2. Какие звуки малышу наиболее интересны? 3. Какие звуки дети легко воспроизводят?

    - Как заниматься?

    - Садитесь рядом с ребёнком и рассказывайте по картинкам. Не беспокойтесь, если нет реакции, и показывайте, что рады, если ребёнок проявил интерес. Имитируйте звуки, которые издаёт предмет или зверь, изображайте его характерные движения, старайтесь рассмешить малыша. Чем ярче будет ваше исполнение, тем скорее ребёнок начнёт копировать. Например: "Вот собачка! Собачка говорит: «Ав-ав!»" Лайте, пока это нравится вашему ребёнку и вам. Когда ребёнок научится повторять звук за вами, показывайте картинку и ждите 3-5 секунд, может быть, ребёнок начнёт имитировать звук сам. Если нет, помогите. Хвалите за любую попытку, даже если малыш только шевелил губами.

    - Как ещё можно помочь?

    -Ребёнку легче подражать звукам, если он видит, как подражаете вы. Иногда можно пальцами поправить положение губ ребёнка.

    -Мой ребёнок очень неусидчив, легко отвлекается.

    - Старайтесь пользоваться красочным и ярко раскрашенным обучающим материалом. Эти книжки, игрушки, инструменты доставайте только для урока, чтобы они оставались интересными. Первое время «Уроки» должны быть чрезвычайно короткими, лёгкими, чтобы ребёнок успешно справлялся: продолжительность одного задания составляет приблизительно 30 секунд, всего должно быть не более трёх заданий.

    Гуляя на улице предложите ребёнку повторить интересные и несложные для него звуки (ворона, кошечка, собачка, гудок машины).

    Материал: Звуковые заставки "Азбучки", "Весёлых уроков".

    Развитие слуха.

    - С какого возраста следует давать малышу погремушки?

    - Со 2-3 месяца. Музыкальные игрушки знакомят малыша с разнообразными звуками и побуждают его к самостоятельному музицированию.

    - Что кроме погремушек можно использовать для такого "музицирования"?

    - Любые колокольчики, маленькие игрушки или предметы со звуковыми эффектами, которые, будучи подвешенными над кроваткой, сразу зазвенят, запищат. Делайте погремушки сами: коробочки, флакончики и жестяночки с рисом, горохом, камушками. Подвешивайте их так, чтобы малыш мог дотянуться. Время от времени следует играть при ребёнке или помогать играть малышу.

    - Сколько этим заниматься?

    - По 2-3 минуты несколько раз в день. Иногда можно привязать погремушку или колокольчик к запястью или лодыжке ребёнка, чтобы при движениях малыша они гремели.

    - Какие ещё инструменты можно использовать?

    - Бубны, трещотки, свистки, барабанчики, бубенцы и другие. Звучание следует демонстрировать ребёнку негромко и ненавязчиво, чтобы ребёнок не начал бояться "музыки". Можно использовать пианино или синтезатор  для извлечения самых разнообразных звуков.

    -Как играть?

    - Играйте настолько разнообразно, насколько возможно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, прибавляя громкость и затихая, ритмично и без какого-либо ритма. Играйте то на одном инструменте, то на другом.

    - Как заниматься?

    - Прежде всего обращайте внимание на звуки, которые вызывают интерес ребёнка. Улыбайтесь малышам, разговаривайте с ними, особенно если они реагируют на "музыку". Расскажите малышу, какие звуки особенно нравятся вам, почему нравятся, как они получаются. Полезное упражнение по развитию слуха малыша вы найдёте в главе "Интенсивные комплексные занятия с ребёнком от 6 до 18 месяцев".

    - Можно ли использовать записи с танцевальной, инструментальной или вокальной музыкой?

    - Да, конечно, но это должны быть лучшие образцы любимого вами стиля.

    Наиболее оптимальна для свободного музицирования народная музыка (и не обязательно только русская). Отбивайте ритм, подпевайте, подыгрывайте, если умеете. Только не включайте очень громко, и 5 - 6 минут вполне достаточно.

    «Игра» на шумовых и детских музыкальных инструментах.

    - С какого возраста?

    - С 8 - 9 месяцев.

    - Что нужно для проведения занятий?

    - Какие-нибудь звучащие игрушки или предметы, из которых дети уже научились извлекать нравящиеся им звуки. Запишите на аудиокассету звучание 5-7 известных ребёнку предметов - это могут быть игрушки, кухонные принадлежности и посуда, самодельные, детские или профессиональные музыкальные инструменты. Каждый предмет или инструмент должен звучать не менее 30 секунд, паузы между звуками разных предметов - 10 секунд.

    - Как заниматься?

    1. Положите перед малышом два предмета, звучание которых вы записали на фонограмму. Объясните, что надо будет "играть" на том инструменте, который ребёнок услышит.

    2. Прослушайте запись, поиграйте сами под запись, предложите сыграть малышу.

    3. Прокрутите плёнку назад, прослушайте повторно. Когда малыш начнёт сам играть под запись, переходите к воспроизведению записи следующего инструмента. Позже предлагайте выбор из нескольких инструментов.

    - Что можно предложить малышу, когда он познакомится с инструментами?

    - Попробуйте сами сыграть "дождик капает", "цыплята клюют", "выстрелил охотник" и т.д. Удобно воспользоваться звуковыми эффектами и песенками из фонограммы "Азбука-потешка". Когда ребёнок понаблюдает, как вы играете, предложите ему, чтобы он помог. Малыш не только будет повторять ваши приёмы, но и придумает что-то своё. Тут же   можно спеть или сыграть соответствующие воспроизводимым "эффектам" песенки из цикла "Азбука-потешка".

    -Я заметила, что ребёнку хочется сыграть песенку на синтезаторе самому, как ему помочь?

    - Пусть "играет" вашим пальцем. Получится, что он "играет" как бы сам. Малыш чувствует и видит движение мелодии, учится "играть" ритмично, привыкает к клавишам. Пробует "подпевать" во время игры. Для "игры" на инструменте и подпевания выбирайте самые несложные песенки из цикла "Азбука-потешка".

    Материал:  "Азбучка".

    Похвала и поощрения.

    Нужно ли хвалить, тем более поощрять, награждать ребёнка?

    - Предлагаемая методика может быть реализована, только когда малыш постоянно слышит похвалу, а взрослый с энтузиазмом проводит занятия. Маленького ребёнка во время занятий не критикуют, а поощряют. Ваш успех во многом зависит от того, сможете ли вы найти, за что искренне похвалить ребёнка или поощрить.

    - Расскажите подробнее, что может быть эффективным поощрением для малыша?

    - Дети разные. Можно приласкать - похлопать, погладить, даже пощекотать малыша, обнять, прийти в восторг - захлопать в ладоши, подбросить малыша вверх, крикнуть: "Ура!". В другом случае - предложить любимою игру, игрушку. Малыши постарше любят получать хорошие "оценки" в виде наклеек, звёздочек, плюсиков...

    -Когда следует поощрять малыша?

    - Сразу после выполнения или попытки выполнения упражнения. Даже небольшой промежуток времени между выполнением задания и поощрением снижает эффективность поощрения. Вы должны найти то, что действительно нравится малышу. Используйте соответствующие приёмы поощрения только на занятиях. Для закрепления и поддержания уже приобретённых навыков похвала и поощрение тоже необходимы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплекс упражнений по развитию чувства ритма

    Данные упражнения способствуют развитию чувства ритма и музыкально-ритмических движений...

    Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

    Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

    Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

    "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

    Музыкальные занятия – основная форма развития чувства ритма

    Музыкально-ритмическое чувство характеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность музыкального движения.Одна из основных...

    Консультация для педагогов «Музыкально – ритмическое развитие дошкольников» Рекомендации по развитию чувства ритма "Часы"...

    Консультация для педагогов «Музыкально – ритмическое развитие дошкольников» Рекомендации по развитию чувства ритма "Часы"... В последние годы заметно возросла потребно...

    Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

    laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....