развитие у детей коммуникативных качеств, через театральную деятельность.
методическая разработка (старшая группа) по теме

развитие коммуникативных качеств через театральную деятельность!младший и старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_u_detey_kommunikativnyh_kachestv.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей коммуникативных качеств, через игру.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту, ребёнок научается сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.

Известно, что игра позволяет выявить задатки ребёнка и превратить их в способности, развить умения и навыки, и поэтому я подобрала и систематизировала игры по развитию коммуникативных качеств у дошкольников. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель – развитие коммуникативных качеств и навыков.

Система, предлагаемая мной, состоит из четырёх блоков: игры на развитие умения сотрудничать, игры на умение активно слушать, игры на умение перерабатывать информацию, игры на умение говорить самому.

Помните! Ребёнок имеет свои коммуникативные права:

- право на свою систему ценностей;

- право на ответственность;

- право на личное достоинство и уважение этого достоинства;

- право на индивидуальность и своеобразие;

- право на независимость от других людей;

- право на свою мысль;

- право на отстаивание своих прав.

Младший дошкольный возраст.

1. Развиваем умение сотрудничать:

Учим слышать, понимать и подчиняться правилам:

Зайчики и лиса.

Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребёнок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять».

Дети выбегают на середину зала и начинают весело прыгать. Через некоторое время, воспитатель продолжает: «вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает».

Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «в лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали».

Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в чётком соответствии со словесными указаниями взрослого.

Совушка – сова.

Детям показывают сову (картинка), рассказывают о ней. Один ребёнок – сова; остальные – лесные птички. Сова сидит на дереве (стул), птички бегают вокруг неё, осторожно к ней приближаются.

Воспитатель говорит:

Совушка - сова, большая голова,

На дереве сидит, головой вертит,

Во все стороны глядит.

Вдруг она как полетит…

При последнем слове (не ранее) сова «слетает» с дерева и начинает ловить птичек. Пойманная птичка становится новой совой, и игра возобновляется.

Менялки.

Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего. Он встаёт и выносит стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих.

Воспитатель говорит: «меняются местами те, у кого…(светлые волосы, красные носочки, синие шорты, косички и т.д.)». после этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами: водящий в это время старается занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.

Игра в «тарелочку».

Играющие садятся на пол по кругу. Один ребёнок выходит на середину круга, ставит тарелочку на ребро, раскручивает её, называет имя какого-нибудь ребёнка, а сам возвращается в круг. Тот, кого он назвал, должен успеть дотронуться до тарелочки, пока она крутится. Вновь раскручивает её и называет следующего игрока. Кто не успел добежать до тарелочки и подхватить её, выбывает из игры.

Травинка.

Считалкой выбирают «наблюдателя»; остальные дети – «травинки».

Задача «наблюдателя» - выбрать самую лучшую «травинку», т.е. ребёнка, который внимательно слушает, правильно и точно выполняет задание воспитателя.

  1. Поднимите руки медленно вверх через стороны.
  2. Потянитесь, как травинка тянется навстречу солнечному теплу.
  3. Глазами «нарисуйте» солнышко, которое греет травинку.
  4. Покачайтесь, как травинка на ветру, сначала из стороны в сторону, а потом вперёд – назад.
  5. Ветер усиливается и всё сильнее раскачивает травинки из стороны в сторону, вперёд – назад.
  6. Затем ветер стихает – травинка замирает.
  7. Ветер усиливается – травинки вновь сильно раскачиваются.
  8. Ветер затихает – травинки тянутся, опустив руки.

«наблюдатель» не только выбирает лучшую травинку, но и объясняет свой выбор. Ребёнок, которого выбрали, становится «наблюдателем», и игра повторяется.

Учим контролировать движения и работать по инструкции.

Группа в обручах.

Каждый ребёнок берёт обруч и с его помощью «прицепляется» к соседу – и так до тех пор, пока вся группа не окажется сцепленной обручами. Соединившись, дети стоят тихо в ожидании начала звучания музыки; под музыку стараются двигаться так, чтобы сохранять цепочку. Ведущий может подсказать детям разные способы сцепления: за плечи, руки, ноги, туловище. Игроки могут образовать цепочку, конус, круг.

Холодно – горячо, право – лево.

Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план – схему.

Обыграй превращение.

Ведущий по кругу передаёт предметы (мяч, пирамидка, кубик и др.), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, если бы это были названные взрослым объекты. Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «яблоко» - дети «едят» его, «моют», «нюхают» и т.д.

Горная тропинка.

Перед игрой детям читают басню С. Маршака «два барана» и проводят беседу по её содержанию.

- как вы думаете, почему с баранами произошло несчастье?

- какие качества погубили баранов?

- подумайте и скажите: был ли выход из создавшейся ситуации?

- как, на ваш взгляд, следовало бы поступить баранам?

Затем начинается игра.

Воспитатель говорит: представьте, что мы высоко в горах. Перед нами пропасть, через которую надо перебраться. Вы пойдёте навстречу друг другу (вспомните баранов). Ваша задача – не свалиться в пропасть. Помните, что вы идёте по очень узкой тропинке и узкому мосту через пропасть.

Пропасть шириной 2м, мостик и тропинка шириной 25-30 см ограничены верёвкой или очерчены мелом.

Дети разбиваются на пары и, двигаясь навстречу друг другу, перебираются через пропасть.

Подводятся итоги: «какая пара прошла лучше всех? Почему?». Оцениваются активность, внимание к партнёру, взаимопомощь, варианты решения проблемы и выбор наиболее подходящего, а также время выполнения.

Глаза.

В качестве образцов воспитатель использует изображения из геометрических фигур. Перед началом игры вместе с детьми анализирует эти изображения, распределяет детей на пары: у одного глаза завязаны, у другого – нет (он – «глаза» своей пары). Далее ребёнок с завязанными глазами рисует на бумаге, слушая команды «глаз»: «вправо, влево, вверх, вниз, влево…» (команды даются с опорой на образец). Затем дети меняются ролями, игра повторяется.

Замри!

С помощью считалки выбирается морской царь. Он следит за неподвижностью «морских фигур» и «волшебной палочкой» удаляет нарушителя.

Ведущий говорит: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, морская фигура – замри!».

Дети, замерев в любой позе, ждут сигнала: «Отомри!».

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

Я не должен.

Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (в системах взрослый – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – окружающий мир), и шаблон «я не должен» (например, изображение знака « - »).

Ребёнок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор.

Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.

Звери на болоте.

Играют все дети группы. Они «звери», которые попали в болото. У каждого по три дощечки (три листа бумаги). Выбраться из болота можно только парами и только по дощечкам.

У одного из игроков сломались и пошли ко дну две дощечки. Чтобы он не утонул, ему надо помочь – это может сделать партнёр (его пара).

В роли потерпевшего и спасающего должен побывать каждый ребёнок.

Оцениваются, как готовность прийти на помощь, так и предложенные варианты спасения.

Связующая нить.

Дети сидят в кругу и передают друг другу клубок ниток, так чтобы все взялись за нить.

Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети чувствуют, что они хотят для себя и могут пожелать другим.

Когда клубок вернётся к взрослому, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Поводырь.

В группе разложены и расставлены предметы – препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «переступи через кубик», «здесь стул. Обойди его». Затем дети меняются ролями.

2. Развиваем умение активно слушать.

Учим общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.

Пантомимические этюды.

Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребёнок, который только учится ходить, уставший человек и др.

Сказки наизнанку.

Кукольный или настольный театр по известной сказке.

Педагог предлагает детям придумать вариант сказки, где характеры героев изменены (например, колобок злой, а лиса добрая), и показать с помощью настольного театра, что может произойти в такой сказке.

Азбука настроений.

Воспитатель готовит шесть карточек, передающих разные настроения нескольких персонажей (кошка, попугай, мышка, мужчина, женщина, ребёнок): (радость, горе, страх, злость, самодовольство и недовольство.

Детям предлагают выполнить такие задания, как «определи настроение (по карточкам); «выбери героев» (с определённым настроением), расскажи, что с ними произошло, и объясни причину его эмоционального состояния.

Отражение чувств.

Дети объединяются в пары, договариваются, кто будет «говорящим», а кто «отражателем». Воспитатель шепчет на ухо «говорящему» фразу типа: «за мной пришла мама». Говорящий эмоционально повторяет её, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал его друг в момент, когда произносил фразу.

Развиваем слуховое восприятие.

Телефон.

С помощью считалки выбирается телефонист. Он задумывает слово и передаёт его первому игроку (на ухо, шёпотом), тот по цепочке следующему и т.д. когда слово доходит до последнего игрока, телефонист спрашивает его, какое слово он «получил по связи». Если слово названо неверно, телефонист проверяет каждого игрока и устанавливает, где нарушилась связь.

Цепочка слов.

Выбирается водящий. Он придумывает и называет три – пять слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребёнок справляется, он становится водящим.

Собери чемодан.

Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо?

Уложим вещи в чемодан: «подумайте: что можно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой и т.д. условие: повторяться нельзя.

Эхо.

1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки.

2-й вариант. Дети делятся на две команды: «эхо» и «выдумщики».

«выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме, по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля? Саша? И т.д.».

Взаимное цитирование.

«мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями и по коленям и дважды назову своё имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например Рома – Рома. Рома сначала постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовёт кого-либо другого, например, Катя – Катя. Тогда Катя, переняв ход, сделает то же и т.д. важно не смотреть на того участника, которого хочешь назвать, а произносить его имя в пространство, глядя, например в другую сторону».

Учим задавать открытые и закрытые вопросы.

Почта.

Между участниками игры и водящим завязывается диалог.

Водящий: динь, динь, динь!

Дети: кто там?

Водящий: почтальон!

Дети: откуда?

Водящий: из Норильска.

Дети: а что там делают?

Водящий: танцуют, поют, смеются, играют, летают и т.д. (дети изображают действия, названные водящим).

«Да» и «Нет» не говорите.

В игре участвуют две команды. Воспитатель предлагает одной из команд выбрать «добровольца»: он встаёт перед другой командой, игроки которой в течение минуты «обстреливают» его вопросами. «доброволец» должен ответить на них, соблюдая правило: «Да и нет не говорите».

Если игрок произнесёт одно из этих слов, это будет означать, что команда соперница его перехитрила и он должен вернуться на своё место. Если же игрок в течение минуты удержится и не произнесёт запрещённых слов, то команда – соперница признаёт себя побеждённой. «доброволец» получает фишку. Затем команды меняются ролями. В конце игры подсчитываются фишки: команда, у которой их больше, победила.

Как тебя зовут.

Участники придумывают себе смешные прозвища (пузырёк, расчёска, ручка и т.п.), затем водящий задаёт вопросы. Отвечая на них, можно называть только своё прозвище. Отвечать надо быстро, не задумываясь, ни в коем случае нельзя смеяться, даже улыбаться.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя метлой, и строго предупреждает: «Кто ошибётся, тот попадётся! Кто засмеётся, тому плохо придётся!» Затем следует такой диалог:

- Кто ты?

- Метла.

- Что ты ел сегодня утром?

- Метлу.

- На чём можно ездить?

- На метле и т.д.

Так продолжается до тех пор, пока игрок не рассмеётся. Если игрок рассмеялся, он должен отдать фант и выйти из игры.

Сундучок.

На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т.д.  этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке.

Правило: на все вопросы надо отвечать «ДА» или «НЕТ».

Картинная галерея.

Детям предлагают рассмотреть уже известные им картины и загадать ту, которая им больше всего понравилась. Затем все дети садятся в круг, вызывается один ребёнок. Он говорит: «Все картины хороши, но одна лучше».

Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась этому ребёнку. Если она угадана, ребёнок говорит: «Спасибо всем, это действительно она – картина под названием (называет картину)».

Азбука почемучек.

Задавайте вопросы так, чтобы их первые слова начинались с каждой буквы алфавита (по порядку). Проигрывает тот, кто первый собьётся, кто забудет последовательность букв в алфавите.

Арбуз – это фрукт или ягода?

Бегемот – это кто?

Волки водятся в наших лесах? И т.д.

Интервью.

Игра проводится с подгруппой детей. Им предлагается разделиться на две равные команды. Одна команда (эксперты) встаёт у окна, другая (журналисты) – у дверей.

Инструкция: «Сейчас каждый журналист найдёт себе эксперта и возьмёт у него интервью по такой, например, теме «Город, в котором я живу».

Пожалуйста, исполняйте свои роли так, чтобы ваше поведение, речь были как у настоящих журналистов и экспертов. На проведение интервью вам даётся 5 минут».

Педагог выступает в роли наблюдателя.

Пум-пум-пум.

Сейчас мы сыграем в игру «Пум-пум-пум». Пум-пум-пум – это какой-нибудь предмет, который есть в нашей группе. Выбирают ребёнка, который должен загадать предмет. Дети задают ему вопросы, чтобы догадаться, что это за «пум-пум-пум» такой.

Тот, кто загадал предмет, должен отвечать на вопросы детей полными предложениями.

Учим перефразировать сказанное (сохранив главный смысл).

Скажи по-другому.

Взрослый говорит: «у одного мальчика было плохое настроение. Какими словами можно про него сказать? Какой мальчик? (печальный, грустный). Да, печальный, грустный – это слова, близкие по значению, слова – друзья. Поэтому мы об этом мальчике можем сказать: «один мальчик был очень грустный».

Далее даются аналогичные задания: «девочка торопится в школу. (какая она?). мама посмотрела на вымытую посуду. (что о ней можно сказать?). через окно видно, что идёт сильный дождь. (как об этом сказать иначе?).

О чём я сказала?

Взрослый обращается к детям: «послушайте, что я скажу сейчас. Бежит собака. Бежит ручеёк. Бежит вода из крана. О чём я сказала?». Подводит детей к выводу: «вы сказали, что собака, речек, вода из крана могут бежать».

Каждому ребёнку дают по три предметные карточки. Перефразировать мысль педагога будет тот ребёнок, про чьи картинки пойдёт речь. Например, «сложи вещи. Сложи руки. Сложи дрова. Плывёт утка. Плывёт человек. Плывёт корабль. Летит самолёт. Летит птица. Летит облако. Ножка у стула. Ножка у гриба. Ножка у мебели. Ушко у куклы. Ушко у кошки. Ушко у иголки». И т.д.

Объясни Незнайке.

Педагог говорит: «Незнайка не понимает того, о чём я ему говорю. Давайте ему поможем. Как можно сказать по другому? Труд кормит, а лень портит. Умея начать, умей окончить. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит». И т.д.

Слушай и повторяй.

Играть может подгруппа детей. В первой игре роль ведущего воспитатель берёт на себя. Когда дети усвоят правила игры, ведущим может стать любой желающий.

Воспитатель с помощью считалки выбирает одного ребёнка для передачи информации детям. Ребёнок внимательно слушает, вникая в содержание сказанного. Затем ему предлагают передать детям суть сказанного ему, но другими словами.

Например, «я прочитаю интересный рассказ про путешественника муравьишку. – «воспитатель (имя, отчество) прочитает нам рассказ о путешествиях муравья».

Усложнить игру можно, используя стихи, сказки, рассказы, небольшие по содержанию и объёму.

Старший дошкольный возраст.

Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.

Зеркало движений.

Один ребёнок – «зеркало», все остальные ненадолго закрывают глаза или отворачиваются. Воспитатель,  молча, показывает «зеркалу» какое-либо упражнение или ряд действий. Дети открывают глаза, а «зеркало» подробно рассказывает, какие действия должны быть выполнены (отражены). Если у более половины детей правильные действия не получаются, выбирают новое «зеркало».

Тайный смысл.

Взрослый называет несколько пословиц и просит выбрать одну из них, которая подходит к сюжетной картинке (подбираются заранее).

Примеры пословиц – у страха глаза велики, трусливому зайке и пенёк – волк, одна пчела много мёда не носит, как аукнется, так и откликнется.

Идёт следствие.

С помощью считалки выбирают двух детей (детективов), все остальные – свидетели. Они видят, как воспитатель незаметно для детективов вешает на доске какую-нибудь сюжетную картинку, к примеру «пожар в высотном доме».

Свидетели дают показания об этом, но не прямо, а косвенно, например: «я чувствую запах дыма. Становится всё жарче. Кто-то громко кричит. Слышны автомобильные сирены. Подъезжают машины красного цвета». И т.д.

Свидетели, с одной стороны, должны давать показания так, чтобы детективы не сразу поняли, что именно происходит; с другой – они не могут давать ложных показаний.

Как только детектив решит, что он понял, в чём дело, он говорит: «у меня есть ответ». Однако если он скажет, что это пожар, но не догадается, что это пожар в высотном доме, ответ не будет принят в качестве удовлетворительного. Каждый детектив имеет право трижды выдвигать свои версии.

Детектив имеет право «расшевелить» группу, говоря: «я хочу знать больше». По прошествии двух минут детективами становятся другие участники.

Перечень повседневных ситуаций для игры: «у автомобиля проколота шина», «она с удовольствием читает книгу». И т.д.

Поиск смысла.

Детей знакомят с баснями И.А.Крылова и предлагают пересказать их содержание, найти скрытый в них смысл, провести конкурсы на поиск смысла, инсценировать басню.

Плохое настроение.

Воспитатель объясняет, что у каждого из нас бывает плохое настроение. Мы должны научиться понимать истинную причину этого и правильно реагировать и на плохое поведение человека, и на его высказывания. Например, один мальчик пришёл в детский сад в плохом настроении и со злобой сказал своему другу: «я не буду с тобой играть». Тот подумал немного и очень спокойно спросил: «тебе хочется поиграть с другими детьми?». У мальчика сразу улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся на него, а просто понял его.

Затем воспитатель предлагает выбрать ребёнка, который может показать «плохое настроение». Остальные дети должны попытаться правильно реагировать, начиная с фразы: «ты имеешь в виду, что…».

Учим использовать такой приём активного слушания, как развитие мыслей собеседника.

Я начну, а вы продолжите.

Взрослый приносит незаконченные предложения из рассказа Н.Н.Носова «На горке». Ребёнок должен закончить предложение, использовав образные слова и выражения. Например, «был ясный день, снег на солнце…(сверкал, искрился, переливался, блестел). Миша сел на санки и помчался с горы…(пулей, вихрем, так что дух захватывало). Санки перевернулись и мальчик…(шлёпнулся, бухнулся в снег, полетел кубарем). Коле очень захотелось, чтобы гора получилась. Он трудился…(не покладая рук, без устали, в поте лица)».

Играем со сказкой.

Воспитатель знакомит детей со сказками Дж. Родари из цикла «Сказки, у которых три конца»: «Волшебный баран», «Большая морковка», «Хитрый Буратино». Обращает их внимание на то, что каждая из них не окончена, но писатель придумал три разных финала, для того чтобы дети смогли поиграть с ними. Предлагает послушать три варианта и концовки и выбрать тот, который больше нравится, или придумать свой конец и нарисовать к нему иллюстрации. Можно предложить детям придумать весёлую, печальную или поучительную концовку.

Завершить игру можно выставкой рисунков.

Моё начало – твой конец.

Дети делятся на две команды:  одна – придумывает начало истории про игрушку (собачка, мишка) по цепочке, другая – её продолжение (также по цепочке).

И это хорошо, и это плохо.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на ручку с двумя колпачками. «Этот колпачок белый – он будет означать «хорошо», Этот колпачок чёрный – он будет означать «плохо». Если ручка белым колпачком повёрнута кверху, нужно говорить «хорошо», если чёрным – «плохо».

Выбирается тема, в которой дети способны выделить «хорошее» и «плохое» (время года, животные, бытовые приборы и т.д.).

Например, тема «Лес». Ручка повёрнута белым колпачком вверх (лес – это хорошо, потому, что он очищает воздух). Передаём ручку Ане, поворачивая её чёрным колпачком вверх. Аня должна объяснить, почему лес - это плохо. Например, «Лес это плохо, потому, что в нём можно заблудиться». И т.д.

3.Учим перерабатывать информацию.

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

Через стекло.

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, на другой – на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: я тебе позвоню, когда приеду», «напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать.

Магазин игрушек.

Дети делятся на две группы - «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для неё действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.

Пойми меня.

Одному ребёнку на ухо сообщают задание. Он должен без слов (жестами, пантомимикой) передать это сообщение другому ребёнку. Задания могут быть, например, такими: открыть дверь, подойти и посмотреть в окно, поставить два стула рядом и др.

Вечер загадок.

Начинать целесообразней с внешних признаков окружающих предметов, например: «большой, круглый, полосатый» (арбуз). Затем можно добавить функциональные признаки: «шумит, ворчит, глотает, всё дома очищает» (пылесос). После этого можно предложить «образные загадки» типа «крашено коромысло через реку повисло» (радуга). Непонятные слова надо обязательно объяснять.

Путешествие Буратино.

Детям показывают Буратино(кукла) и говорят, что он – заядлый путешественник и сейчас расскажет о том, где был и что видел, а дети стараются отгадать, в каких помещениях детского сада он побывал и когда (зимой, летом; утром или вечером) это было. Итак, Буратино был там, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются; расстёгивают пуговицы, снимают одежду, складывают её, потягиваются, расстилают постель, успокаиваются, отдыхают, спят; пляшут, поют, слушают, притоптывают, кружатся, кланяются; маршируют, подлезают, приседают, пролезают, сгибаются, разгибаются, спрыгивают. Был Буратино в детском саду тогда, когда дети приходят, здороваются, раздеваются, переобуваются, заходят в группу; обедают, благодарят; одеваются, прощаются, уходят; купаются, загорают, ходят босиком, собирают ягоды; катаются на лыжах, на санках, лепят снежных баб.

Угадай и нарисуй.

Приходит Карлсон (кукла) с чудесным мешочком. В нём лежат разные интересные предметы, про которые он будет загадывать загадки. Дети должны отгадать их и отгадки нарисовать.

Примечание. Можно предлагать детям сразу от одной до пяти загадок на одну тему. Загадки можно брать на разные темы.

Задуманное действие.

Один из играющих (водящий) выходит из комнаты. Остальные договариваются, что он должен сделать (например, почистить зубы, подмести пол, поглядеться в зеркало и т.п.). водящему предлагают подсказку, например: «это ты делаешь каждое утро». Он пытается угадать и изобразить задуманное действие.

Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Что на что похоже.

Взрослый договаривается с детьми, что они для описания задуманного предмета или живого существа будут использовать только сравнения (по внешнему виду, действиям и т.п. со сходными и известными всем предметами). Назначается водящий, который выходит из комнаты и стоит за дверью, пока дети загадывают что-либо или кого-либо. Затем он возвращается и по описаниям-сравнениям пытается отгадать, что же дети задумали.

Я бросаю тебе мяч.

Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают мяч и говорят: «я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т.д.)». тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть котёнком, люблю смотреть на цветы и т.д.)».

Задом наперёд.

Воспитатель подбирает пары картинок: гнездо с яйцом – птица; мальчик в постели – он же идёт с портфелем; гриб маленький – гриб большой; бабушка вяжет носки – носки связаны; мальчик грязный – мальчик моется в душе; чистый лист бумаги – на листе рисунок; игрушки разбросаны по комнате – в комнате порядок; у девочки воздушный шар – девочка без шара. Воспитатель раскладывает картинки по порядку и рассказывает первую историю: «в гнёздышке лежало яйцо. Из него вылупился птенчик. Птенчик вырос и научился летать». Детям предлагают рассказать историю по этим же картинкам, но начиная со второй из пары. Возможный вариант: «летела птичка, свила гнёздышко, снесла яичко».

Хорошо – плохо.

Дети делятся на две команды. Задача первой – объяснить, почему весна или любое другое время года или какое-либо действие – это хорошо; задача второй – противоречить первой команде и объяснить, почему это плохо.

Затем команды меняются ролями.

Почему? А потому!

Сначала взрослый, затем сами дети задают «каверзные» вопросы: «почему кошка часто умывается?». И т.п. за самый доказательный и правдоподобный ответ ребёнок получает фишку.

«Я не…» - «Зато я не…»

Водящий утверждает что-либо с его точки зрения неправдоподобное: «дети учат взрослых»; «отменили тихий час». И т.п. дети должны придумать такие условия, при которых это утверждение становится возможным; становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не…». Отвечающий, ловя мяч, должен ответить: «Но зато я не…». Например, «я не забываю чистить зубы по утрам». – «Но зато я не мою руки перед едой».

Развиваем способность аргументировать свою точку зрения.

Что было бы, если бы…

К детям приходит Фея с волшебной палочкой (игрушка) и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают, но они должны обосновать свой выбор. Варианты: «если бы я был художником, то нарисовал бы…»; «если бы я был артистом, то сыграл бы роль…»; «если бы я был цветком, то радовал бы…»; «если бы я был воспитателем, то…».

Бывает – не бывает.

Воспитатель подбирает предметные картинки, вызывает двух детей: первый ребёнок берёт картинку и придумывает небылицу. (крокодил летает). Второй должен доказать, что так быть не может. (крокодил не летает, у него нет крыльев). Первый доказывает, что может, но при определённых условиях и называет их. (нет летает, его везут в самолёте).

Договор по правилам.

Педагог предлагает детям выбрать себе любую роль. Но они должны доказать всем, что смогут её сыграть: рассказать, что будут делать, почему, как и для чего.

Доказательство.

Перед детьми раскладывают разные предметы (палочки, кубики, геометрические фигуры и т.д.. дети обдумывают, что из них можно сделать.  Например, один ребёнок говорит, что из палочек и кружков можно выложить машинку. Дети хором говорят: «докажи!». Ребёнок должен рассказать, как он будет это делать, и выложить придуманную им фигуру.

4. Учим конструировать «текст для другого».

Развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично.

Художник слова.

Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие, «На какое животное похож? На какой предмет мебели?». И т.д.

Магазин.

Один ребёнок -  «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.

Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупатель, затем дети меняются ролями.

Опиши друга.

Упражнение выполняется в парах. Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают причёску, одежду и лицо своего партнёра. Потом описание сравнивают с оригиналом и делают вывод о том, насколько ребёнок был точен.

Библиотека.

Дети выбирают двух – трёх библиотекарей и делятся на две - три группы (каждую группу «обслуживает» один библиотекарь). Ребёнок пересказывает содержание нужной ему книги, но не показывает её. Библиотекарь по описанию должен догадаться, о какой книге идёт речь, и выдать её ребёнку.

Знакомство.

Выбирается ребёнок, который берёт одну предметную картинку и, не показывая другим, несколько секунд рассматривает её. Затем картинку убирают, и ребёнок должен точно (без искажений) описать изображение, начиная со слов: «Я хочу вас познакомить с моим лучшим другом…».

Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому.

Снежная королева.

Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у неё есть продолжение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно разглядеть всё то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и даёт образец описания двух – трёх детей.

После игры дети говорят, какие трудности они испытывали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант: можно предложить всей группе «надеть очки» и поочерёдно разглядывать каждого участника игры.

Угадай, кто это?

Один ребёнок – рассказчик; остальные сидят на стульях по кругу. Рассказчик описывает кого-либо из детей: внешность, одежду, характер, склонность к тем или иным занятиям и т.д. дети угадывают, о ком идёт речь. То, кто догадался первым, выводит ребёнка «отгадку» в круг, и он вместе с рассказчиком, взяв его за руки, шагает под песню, исполняемую детьми:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Станьте в круг.

Я твой друг, и ты мой друг,

Добрый, добрый друг!

Рассказчик и «отгадка» занимают места на стульях; угадавший становится рассказчиком.

Построим город.

Один ребёнок – «архитектор». Его задача – рассказать «начальнику стройки» (его выбирают дети), какой город он хочет построить. Начальник стройки, учитывая особенности каждого ребёнка, распределяет роли и объясняет каждому, что он должен делать. Когда строительство закончено, начальник благодарит всех за работу, а архитектор оценивает соответствие постройки его замыслам.

Учим устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

Телевизор.

Выбирают одного ребёнка («ведущий телепередачи»); остальные дети делятся на две группы и уходят в другое помещение. Воспитатель даёт ведущему задание – показать по телевизору (окно в ширме или стульчик со спинкой) передачу «Новости» («в мире животных», «музыка на ТV» и т.п.). пока он готовится, взрослый приглашает первую группу телезрителей, рассказывает им о событиях, которые будут показаны; телезрители по описанию угадывают, что это за передача, и договариваются, как расскажут о ней второй группе детей. Их приглашают в групповую комнату. Телезрители передают им информацию об увиденной передаче. Эта группа детей говорит, какую передачу они смотрели. Затем дети меняются ролями.

Телеграф.

Четыре ребёнка – «связисты»; остальные – наблюдатели; воспитатель – отправитель телеграммы; один ребёнок – её получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передаёт ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвёртому; четвёртый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он всё понял?

Примерный текст: «вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг».

Диалоги.

1-й вариант: дети объединяются в пары. Им дают задание поговорить на тему типа: «Моё любимое время года» («лучший друг», «день рождения» и др.) и запомнить, о чём рассказал собеседник. В течение 5-7 минут дети общаются. Затем по условному сигналу разговоры прекращаются, и дети, поменявшись парами, рассказывают друг другу, что услышали от предыдущих собеседников.

2-й вариант: «Переговоры». Дети делятся на две команды. Тему для разговора выбирают сами. Условие: не перебивать друг друга. В течение 5-7 минут команды общаются по выбранной теме и делают вывод, о котором сообщают педагогу или ребёнку – наблюдателю/

Методика выявления уровня

коммуникативного развития детей от 3 до 7 лет.

Материал: игрушки, книги, вопросы для беседы.

Инструкция: «Скажи, пожалуйста, чего бы ты хотел: поиграть с игрушками, почитать книги или поговорить?». В зависимости от выбора ситуации детям предлагают вопросы (см.далее). если ребёнок не может самостоятельно сделать выбор, взрослый предлагает сначала поиграть, потом почитать, затем поговорить. Предлагаемые детям ситуации предъявляют именно в этой последовательности. Обследование проводят индивидуально, в отдельной комнате. Каждая ситуация занимает приблизительно 15 минут.

Игра.

Задание детям: давай поиграем в дочки-матери. Это твоя дочка, а ты мама. Я к вам приду в гости. Это посуда, в ней будешь варить обед. Ты можешь укладывать дочку спать, кормить и т.д.

Пояснения: ребёнок должен принять роль и в соответствии с ней выполнять соответствующие игровые действия, развивая сюжет «Дочки-матери». Взрослый предлагает определённый сюжет, роли, объясняет игровые действия, затем ребёнок самостоятельно разворачивает свою деятельность. Взрослый может оказывать помощь в случае, если она потребуется: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребёнка. Общение осуществляется на фоне практических действий с игрушками.

Чтение книги.

Вопросы: почему ты выбрал эту книгу? Слушай, я её почитаю. Тебе понравились картинки? Что нарисовано на них? У тебя дома есть какие-нибудь животные? Какие животные называются хищниками? Грызунами?

Пояснения: после чтения ребёнок сообщает о своих знаниях в соответствующей области (о зверях, машинах и др.), подробно отвечает на вопросы. Книги подбираются в соответствии с возрастом, программой и должны иметь познавательный характер. Взрослый читает книгу, объясняет, что нарисовано на картинках. Общение осуществляется на основе чтения и обсуждения книг.

Беседа.

Вопросы: где работают твои родители? У тебя есть братик (сестричка)? Если бы ты был дома один, кого бы ты ждал больше всего?  Если бы у тебя были два-три билета в цирк, с кем бы ты пошёл? Ты бы смог отдать свой билет, если бы билетов не хватало, брату, сестре, родителям? С кем ты дружишь в группе? Почему? С кем ещё хотел бы дружить? Хочешь ли ты идти в школу? Во что больше любишь играть? С кем любишь играть?

Пояснения: ребёнок должен поддержать беседу на личностные (социальные) темы, оценивая достоинства, недостатки и поступки других людей. Проводится беседа на личностные темы. Взрослый задаёт вопросы о семье, друзьях, отношениях в группе; может рассказывать о себе, о поступках разных людей, оценивать свои достоинства и недостатки.

Критерий оценок (обработка результатов). Поведение детей оценивается по уровневой системе в зависимости от показателей и количества набранных баллов.

Таблица №1

1.Порядок выбора ситуации.

Игра.

1

Чтение.

2

Беседа.

3

2.Основной объект внимания.

Игрушка.

1

Книги.

2

Взрослый.

3

3.Комфортность состояния.

Свобода поведения (1) + интерес к опыту (1) + эмоциональная вовлечённость (1) =3

В игре

1+3=4

Свобода поведения (1) + интерес к опыту (1) + эмоциональная вовлечённость (1) =3

При чтении

2+3=5

Свобода поведения (1) + интерес к опыту (1) + эмоциональная вовлечённость (1) =3

В процессе беседы

3+3=6

4.Особенности речевых высказываний.

Об игрушках

1

На несоциальные познавательные темы.

2

На социальные темы.

3

5.Средства общения.

Предметно-действенные.

1

Речевые.

2

Речевые.

2

Низкий уровень (ситуативно-деловая форма общения) – от 0 до 9 баллов.

Средний уровень (внеситуативно-познавательная форма общения) – от 10 до 13 баллов.

Высокий уровень (внеситуативно-личностная форма общения) – от 14 до 17 баллов

Анализ коммуникативной функции речи.

Уровень развития способности.

Таблица №2

Умение подчиняться правилам и следить за этим.

Непродолжительное время после речевого указания.

Длительное время при заинтересованности.

Самостоятельно и продолжительное время.

Умение передавать содержание какого-либо впечатления, события, сказки и

т.д.

С опорой на дополнительные вопросы.

Самостоятельно, без подробностей.

Самостоятельно, последовательно, последовательно, обстоятельно.

Умение рассказать о поведении, переживаниях (своих и другого) и объяснить их.

Рассказ путём ответов на вопросы.

Может рассказать самостоятельно.

Рассказывает подробно и самостоятельно.

Совместное планирование действий в речевом общении.

Ориентир на планирование другого.

Элементарное совместное планирование.

Совместное планирование и распределение нескольких действий.

Понимание смысла сообщений.

Умение пересказать услышанное своими словами.

Умение пересказать и выделить общий смысл сообщения.

Умение дать оценку услышанному, сделать вывод и объяснить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"...

Проект. Развитие речи детей мл.гр. через театральную деятельность

развитие речи, театральная деятельность в мл.гр....

Развитие речи детей дошкольного возраста через театральную деятельность

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. В нашем  дошкольном учреждении  речевое развитие детей является приоритетным. Ведь речь – это...

СИСТЕМА РАБОТЫ «Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста через театральную деятельность».

Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодоле...