Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Сафронова Юлия Викторовна

Формирование коммуникативных навыков детей раннего возраста через театральную деятельность "Театральное общество"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста через театральную деятельность

«Театральное общество»

Подготовил воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №143» г. Рязани Сафронова Ю.В.

Рязань, 2019 год

Тема: «Театральное общество»

Актуальность и новизна:

Детский сад – это первый опыт социализации ребенок. Каким он будет? Все зависит от нас педагогов. Мы хотим видеть наших воспитанников активными, умеющими общаться, действующими вместе со сверстниками и получающими радость от совместного общения.

Игра! Что может быть естественнее для малышей. Это главный вид деятельности в дошкольном возрасте, через который дети познают окружающий мир. Театрализованная игра – это та же игра. Она позволяет объединить детскую игру и театр, деятельность, наполненную эмоциями; является средством решения сложностей во взаимодействии детей друг с другом и со взрослыми. Театрализованная деятельность – это один из эффективных способов коррекционного взаимодействия.

Деятельность ребенка в театре, помогает ему стать открытым, общительным. В процессе театрализованной деятельности дети 2-3 лет общаются между собой как герои произведений. Они действуют больше эмоциями, мимикой, жестами, т.к. речевые навыки развиты еще недостаточно для активного общения. Это первая ступень общения.

Постепенно эти навыки переходят из игры в жизнь детей и помогают выстраивать контакты со сверстниками и взрослыми. Дети испытывают радость, удивление, интерес к деятельности, а после и к общению. Главное – создать между взрослыми и детьми отношение доброты, сердечности, любви. Это уже вторая ступень.

В театрализованной деятельности очень важно использовать двигательную активность, которую можно рассмотреть, как фактор, позитивно влияющий на психическое и соматическое здоровье детей. Игра, эмоции, движение – это третья ступень развития коммуникативных навыков младших дошкольников.

Мы используем в своей системе разные виды театра, что позволяет систематизировать, обогатить знания детей, лучше понять и освоить общение. Именно поэтому мы решили создать кукольный театр в группе детского сада, который отвечал бы всем возрастным особенностям детей. У нас есть успехи в этой области, мы видим результаты и хотим поделиться опытом своей работы.

Описание системы работы

В первую очередь мы задумались о создании условий, что в дальнейшем привело нас к более рациональной и эффективной организации предметно-пространственной среды в группе. Далее, исходя из требований ФГОС и требований к организации режима детей младшего дошкольного возраста, мы выделили формы деятельности с детьми – регламентированная и нерегламентированная – и определили их место в режиме дня. В дальнейшем мы разделили деятельность на организованную и самостоятельную; в последней дети могли проявить себя независимо от своих знаний, умений и навыков. После определения содержания деятельности мы провели первичную диагностику детей, от результатов которой мы отталкивались. В календарно-тематическое планирование включили разнообразные виды деятельности с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом результатов диагностики.

Цель: создание условий для развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей взаимодействовать друг с другом и взрослыми при помощи вербальных и невербальных средств общения, согласовывая свои действия с окружающими.

Развивающие:

  • развивать потребность в общении, психические процессы, мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Алгоритм организации театрализованной деятельности

                                          Создание

                                              условий

Задачи

Организация предметно-пространственной среды в помещении группы

Формы организации

Регламентированная деятельность

Нерегламен-

тированная деятельность

Учить детей взаимодействовать друг с другом и взрослыми при помощи вербальных и не вербальных средств общения, согласовывая свои действия с окружающими.

Развивать потребность в общении, психические процессы, мелкую моторику.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Создание центра театрализованной деятельности:

  • подбор кукол для различных видов театра;
  • дидактические куклы;
  • ширма;
  • фонотека с записями сказок, музыкальных произведений, шумовых и акустических эффектов;
  • декорации;
  • дидактические игры и упражнения.

Театрализованные занятия (1 раз в 2 недели):

  • занятия;
  • игры - занятия;
  • игры- загадки;
  • игры-драматизации;
  • игры;
  • упражнения;
  • инсценировки;

мастер-классы.

Самостоятельная театрализованная деятельность:

  • игры-забавы;
  • дидактические игры;
  • игры с пальчиковыми куклами и пр.

Содержание деятельности

Организованная

Самостоятельная

Введение элементов театрализованной деятельности в занятия:

Создание условий для развития творческих способностей, коммуникативных умений и навыков.

Смена различных видов деятельности: ритмопластические упражнения и игры; дыхательные упражнения; релаксационные упражнения; кукловождение; инсценировки.

Использование разнообразных средств выразительности речи – вербальные, не вербальные средства общения.

Установление гармоничных отношений с окружающими, освобождение от отрицательных переживаний, наполнение их положительными эмоциями.

Совместная творческая деятельность детей и взрослых.

Фонотека: музыкальные постановки, сказки, музыка настроений, звуки природы.

Ритмопластические упражнения, инсценировки.

Свобода выбора (произведения, героев, атрибутов, костюмов).

После определения содержания деятельности, мы провели первичную диагностику детей, от результатов который мы отталкивались. В календарно-тематическое планировании, мы включили разнообразные виды деятельности с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом результатов диагностики.

Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе

Месяц/

неделя

Тема

Задачи

Сентябрь

2 неделя

Знакомство с театром

Познакомить детей с театром. Вызвать интерес к театрализованной деятельности.

Сентябрь

4 неделя

Театральный мир

Знакомство с разными видами театров: пальчиковый, кукольный, настольный. Учить выражать эмоции через жесты, мимику.

Октябрь

1 неделя

Осенние напевы

Учить детей слушать музыкальное произведение. Развивать эмоциональную сферу. Учить красиво, плавно двигаться.

Октябрь

3 неделя

Настроение

Учить использовать выражения лица для передачи настроения героя, друг друга.

Побуждать детей к выражению образов в движении, мимике, эмоциях. Дать представление об основных эмоциях.

Ноябрь

2 неделя

Мимика

Вовлечь детей в игровой сюжет.

Побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной игровой ситуации.  Учить использовать маски.

Ноябрь

4 неделя

Страна воображений

Создать положительный эмоциональный настрой. Учить действовать с воображаемыми предметами. Побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать.

Декабрь

1 неделя

В гостях у сказки

Познакомить с содержанием русской народной сказки «Колобок».  Познакомить с настольным театром. Учить детей отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.

Декабрь

3 неделя

Сказка на столе

Повторить содержание сказки. Дать пример элементарного кукловождения.  Научить выражать эмоции через движение и мимику.

Побуждать к активному восприятию сказки.

Продолжать учить детей играть в настольный театр. Учить детей взаимодействовать друг с другом. Обогатить словарный запас.

Декабрь

4 неделя

Новогоднее развлечение

Порадовать детей, создать сказочную атмосферу.

 Расширить круг воспринимаемых музыкально-драматических образов. Побуждать к двигательной активности. Познакомить с пальчиковым театром.

Январь

2 неделя

Движение и сказка

Учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения. Побуждать к звукоподражанию, экспериментировать со звуками. Учить детей работать рукой – кукловождение. Активизировать словарный запас.

Январь

4 неделя

Колобок

Учить воспроизводить сюжет. Познакомить с куклами бибабо. Побуждать к участию в театрализованной деятельности. Упражнять в звукоподражании. Учить детей взаимодействовать друг с другом.

Февраль

1 неделя

Мелодия и сказка

Побуждать детей к выражению образов героев в движении. Учить импровизировать под музыку.

Продолжать учить по настроению музыки менять движение (быстро, плавно, медленно).

Февраль

3неделя

Знакомые сказки

Вызвать положительный настрой на театрализованную игру. Активизировать воображение детей. Вызвать отклик к знакомым произведениям, отношению героев.

Март

2 неделя

Прибаутки и потешки

Приобщить детей к русской народной традиции. Обогащение словаря. Вызвать эмоциональный отклик на творчество русского народа.

Март

4неделя

Вспомни сказку

Пробудить воображение детей. Учить пересказывать сказку с помощью кукол театра. Развивать эмоциональную сторону речи детей.

Апрель/

1 неделя

По следам сказок

Развивать воображение детей. Побуждать детей к фантазированию. Учить рассказывать сказку выразительно, эмоционально.

Апрель/

3неделя

Вторичная диагностика

Выявить уровень знаний о театре.

Май/

1 неделя

Теремок

Повторить содержание сказки. Вызвать положительный настрой на театрализованную игру. Продолжать учить детей рассказывать сказку эмоционально.

Май/

3 неделя

Теремок

Показ сказки детям другой группы

Побуждать детей к выражению образов героев в движении. Продолжать учить не бояться

 

Конспект – сценарий театрализованной деятельности во 2 младшей группе «Теремок»

Сафронова Юлия Викторовна, воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №143»

Цель: Создание условий для развития диалогической речи, через театрализованную деятельность.

Задачи: Формировать у детей умение использовать для передачи образов героев сказки выразительные средства: интонацию, жесты, мимику. Способствовать разностороннему развитию детей, развивать память, диалогическую речь, воображение. Воспитывать дружеские и доброжелательные взаимоотношения.

Оборудование: «Сундучок сказок» с масками героев сказки теремок, игрушка – медведь, запись песни Е. Железновой «Автобус», крупный строительный материал.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций и чтение сказки теремок, игры – подражания, просмотр кукольного спектакля по мотивам сказки «Теремок».

№ п/п

Этап

Содержание

Примечание

1

ВЧ .

Мотивация

- Ребята, сегодня нам в группу позвонили из сказочного леса и сказали, что с мишкой что-то не так, он все время грустит и плачет.  Давайте с вами отправимся в сказочный лес и спросим, что же случилось? (ответы детей).

(на автобусе отправляются в сказочный лес)

Встреча с медведем в сказочном лесу.

Разговор с медведем .(медведь рассказывает о том что в одной из сказок он сломал домик зверей и им теперь негде жить)

Ребята, давайте поможем мишке исправить свою ошибку. Для того чтобы помочь мишке нам нужно отправиться в эту сказку.

(Медведь дает волшебный сундучок сказок)

Открыв сундук, по маскам героев сказок дети определяют в какую сказку они отправятся.

запись произведения Е. Железновой «Автобус»

Что случилось?

Тебя кто-то обидел? Чем мы можем помочь?

сундучок сказок с масками

2

ОЧ. Драматизация

Дети совместно с воспитателем разыгрывают сказку «Теремок»

Чтобы исправить ошибку медведя и  подружить героев сказки дети совместно с воспитателем строят новый большой теремок.

Крупный строительный материал.

3

ЗЧ.

Анализ

На полянке в сказочном  лесу проводится рефлексия.

Возвращение в детский сад (дети продолжают самостоятельную игру в построенном теремке)

Кому мы помогали? Что случилось у мишки? Как мы помогали медведю? В какой сказке мы были? Было ли вам трудно?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по формированию коммуникативных навыков детей раннего возраста. Тема: «Ладушки, ладушки»

Формирование умения проявлять положительные эмоции в общении со взрослыми и сверстниками....

Презентация из опыта работы: Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой

Общение с природой – важный фактор формирования коммуникативных навыков. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблю...

Статья-презентация. Развитие познавательных, коммуникативных, художественных умений и навыков детей раннего возраста через сказку

Развитие познавательных, коммуникативных, художественных умений и навыков детей раннего возраста через сказку...

План по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»

План по самообразованию: «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад "ВИШЕНКА...

Проект «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»

Проект «Формирование речевого развития детей раннего возраста через культурно-гигиенические навыки»Проект по «Формированию речевого развития детей раннего возраста через культурно-ги...

Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой. (доклад из опыта работы)

Общение - одна из основных психологических категорий. Человек становиться личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высши...