Картотека подвижных игр
материал по теме

Картотека подвижных игр, рекомендованная программой Васильевой. Включает в себя  игры народов Поволжья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_igry.docx36.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду»

под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.)

ЛИСА В КУРЯТНИКЕ

Задачи: Развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу, упражнять

в беге с увертыванием,  в ловле,  в лазании,  прыжках в глубину.

Описание: На одной стороне площадки отчерчивается курятник. В курятнике на насест (на скамейках) располагаются куры, дети стоят на скамейках. На другой стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место - двор. Один из играющих назначается лисой остальные куры - они ходят и бегают по двору, клюют зерна, хлопают крыльями. По сигналу «Лиса» куры убегают в курятник, взбираются на насест, а лиса старается утащить курицу, не успевшую взобраться на насест. Отводит ее в свою нору. Куры спрыгивают с насеста и игра возобновляется.

Правила: Лиса может ловить кур, а куры могут взбираться на насест только по сигналу воспитателя «Лиса!».

Варианты: Увеличить число ловишек - 2 лисы. Курам взбираться на гимнастическую стенку.

ЛОХМАТЫЙ ПЕС  

Задачи: Приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал.

Описание: Ребенок изображает собаку, он сидит на стуле в одном конце площадки, делает вид что спит. Остальные дети находятся в другом конце помещения за чертой - это дом. Они тихо подходят к собаке, воспитатель говорит; «Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит - не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему разбудим, и посмотрим - что же будет?». Собака просыпается, встает и начинает лаять. Дети убегают в дом (встают за черту). Роль передается другому ребенку. Игра повторяется.

Варианты: Поставить преграду - скамеечки на пути детей; на пути собаки.


ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ  

Задачи: Развивать у детей внимание, умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу.

Упражнять детей в беге, ходьбе.

Описание: Дети сидят вдоль стены, они автомобили. Каждому дается флажок какого - либо цвета. Воспитатель стоит лицом к играющим, в центре. В руке - 3 цветных флажка, по цветам светофора. Поднимает флажок, дети, имеющие флажок этого цвета бегут по площадке в любом направлении. На   ходу   они    гудят,    подражая    автомобилю.    Когда    воспитатель    опустит   флажок,    дети останавливаются, и по сигналу «Автомобили возвращаются!» - направляются шагом в свой гараж. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, но может поднять и 2 , и все 3 флажка вместе, тогда все машины выезжают из гаража.

Правила: Выезжать из гаражей  можно только  по сигналу воспитателя,  возвращаться  в  гараж тоже по сигналу. Если флажок опущен, автомобили не двигаются.

Варианты: Разложить по углам ориентиры разного цвета. На сигнал «Автомобили выезжают», в это время поменять местами ориентиры. Предложить детям вспомнить разные марки автомобилей.

ПТИЧКИ И КОШКА

Задачи: Развивать у детей решительность, упражнять в беге с увертыванием.

Описание:   На   земле   чертится   круг   или   кладется   шнур   со   связанными   концами. Воспитатель выбирает ловишку, который становится в центре круга. Это кошка. Остальные - птички, находятся за кругом. Кошка спит, птички влетают за зернышками в круг. Кошка просыпается, видит птичек и ловит их. Все птички вылетают из круга. Тот, кого коснулась кошка, считается пойманным и идет на середину круга. Когда поймают 2-3 птичек выбирается новая кошка.

Правила: Кошка ловит птичек только в кругу. Кошка может касаться птичек, но не хватать их.

Варианты: Если кошка долго не может никого поймать, добавить еще одну кошку.

КТО БРОСИТ ДАЛЬШЕ МЕШОЧЕК

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании в даль правой и левой рукой,  в беге,  в распознавании цвета.

Описание: Дети стоят вдоль стены. Несколько детей, названных воспитателем, становятся на одной линии перед положенной на пол веревкой. Дети получают мешочки 3 разных цветов.  По   слову   воспитателя   «Бросай!»   дети   бросают   мешочек   вдаль.   Воспитатель обращает  внимание  детей   на  то,   чей   мешочек  упал  дальше   и   говорит:   «Поднимите-мешочки!».   Дети   бегут   за   своими   мешочками,   поднимают   их   и   садятся   на   места. Воспитатель называет других детей, которые занимают места бросавших мешочки. Игра заканчивается, когда все дети бросят мешочки.

Правила: Бросать и поднимать мешочки можно только по слову воспитателя.

Варианты: Поставить ориентиры - кто дальше. Бросать шишки, мячики, копья.

КРОЛИКИ  

Задачи: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в подлезании,  в беге,  в прыжках на 2 ногах.

Описание: На одной стороне площадки отчерчиваются круги - клетки кроликов. Перед ними ставятся стульчики, к ним вертикально  привязываются обручи  или  протягивается  шнур.  На противоположной стороне ставится стул - дом сторожа. Между домом и клетками кроликов - луг. Воспитатель делит детей на маленькие группы по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный круг. «Кролики сидят в клетках!» - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки - это кролики в клетках. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов на травку. Кролики пролезают в обруч и начинают бегать и прыгать. Воспитатель говорит «Бегите в клетки!». Кролики бегут домой и возвращаются в свою клетку, пролезая снова в обруч. Затем сторож снова их выпускает.

Правила: Кролики не выбегают, пока сторож не откроет клеток.

            Кролики возвращаются после сигнала воспитателя «Скорей в клетки!».

Варианты: В каждую клетку поставить скамеечку или стульчик по числу кроликов.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ

Задачи: Развивать у детей слух, внимание и выдержку.

Описание: Дети сидят по кругу или  вдоль стены. Один  из играющих  по назначению воспитателя становится в центре круга или перед сидящими. По сигналу воспитателя он закрывает глаза. Воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Ребенок, находящийся в центре круга, должен не открывая глаз, указать рукой направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, воспитатель говорит «Пора!», играющий открывает глаза. А тот, кто позвонил - поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он снова закрывает глаза и отгадывает еще раз.    Затем воспитатель назначает другого водящего.

Правила: Водящий открывает глаза только после слова воспитателя «Пора!»

Варианты:    Раскрутить    водящего;    вместо    звоночка    ввести    дудочку    или    другой музыкальный инструмент.

ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК

Задачи: Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

Описание: Все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра - это ручеек. Дети должны по камушкам - дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими  ногами  с  одного  камушка  на другой.  По  слову  «Пошли!»  5  детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону - «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

Правила: Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

           Перебираться можно только по сигналу.

Варианты: Увеличить расстояние между шнурами, обходить предметы, перебираясь на другой берег. Прыгать на одной ноге.

ЗАЙЦЫ И ВОЛК

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на ногах, в приседании, ловле.

Описание: Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки, квадраты.  Вначале  игры  зайцы  стоят на своих  местах.  Волк  находится  на  противоположном конце площадки - в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок - скок - скок, на зеленый на лужок.

          Травку щиплют, слушают,  не  идет ли  волк».  

Зайцы  выпрыгивают из  кружков  и  разбегаются  по  площадке. Прыгают на 2 ногах,  присаживаются,  щиплют траву и оглядываются  в  поисках  волка.  Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев отводит к себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк.

Правила: Зайцы выбегают при словах - зайцы скачут.

           Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк!».

Варианты: Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду - ручей.

КОШКА И МЫШКА  

Задачи:  Развивать у детей  умение быстро действовать  по  сигналу,  ходить, сохраняя  форму  круга. Упражнять в беге с ловлей.

Описание: Все играющие, кроме 2, становятся в круг, на расстоянии вытянутых рук, и берутся за руки, в одном месте круг не замыкается.  Этот проход - называется воротами. Двое играющих, находятся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает вне круга и в кругу, кошка - за ней, стараясь поймать ее. Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка – только в ворота. Дети идут по кругу и говорят: «Ходит Васька серенький, хвост пушистый - беленький.

 Ходит Васька - кот.

 Сядет, умывается, лапкой вытирается, песенки поет.

 Дом неслышно обойдет, притаится Васька - кот.

 Серых мышек ждет».

После слов кошка начинает ловить мышку.

Правила: Стоящие в кругу не должны пропускать кошку под сцепленные руки.

           Кошка может ловить мышку за кругом и в кругу.

           Кошка может ловить, а мышка убегать после слова «ждет».

Варианты: Устроить дополнительные ворота, ввести 2 мышек, увеличить количество кошек.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Задачи: Развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного  движения. Упражнять в беге по определенному направлению, с увертыванием, развивать речь.

Описание: На одной стороне площадки проводится черта - это опушка леса. За чертой, на расстоянии шагов очерчивается место для медведя. На противоположной стороне дом детей. Воспитатель назначает медведя, остальные дети - у себя дома.  Воспитатель говорит: «Идите гулять!». Дети направляются к опушке леса, собирая ягоды, грибы, имитируя движения и хором говорят: «У медведя во бору, грибы ягоды беру.

                                       А медведь сидит и на нас рычит».  

Медведь в это время сидит на своем месте. Когда играющие произносят «Рычит!» медведь встает, дети бегут домой.  Медведь старается  их  поймать -  коснуться. Пойманного медведь отводит к себе. После 2-3 пойманных выбирается новый медведь. Правила: Медведь имеет право вставать и ловить, а играющие - убегать домой только после слова «рычит!». Медведь не может ловить детей за линией дома.

Варианты: Ввести 2 медведей. Поставить на пути преграды.

«Катание мяча»

(Марийская народная игра)

Играющие договариваются, в каком порядке они будут катать свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3-5 м от черты, за кот орой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку, катит еще раз и получает очко. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди. Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.    

Правила: Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.        

«Скок - перескок»

(Татарская народная игра)

На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова, игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останетсяся без места, становится водящим.

Правила: Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играюших не могут находится в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто  раньше вступил в него.

«Ловишки»

 (Татарская народная игра)

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем,  затем втроем,  вчетвером и т.д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.

Правила: Пойманным считается тот. кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

«Молчанка»

(Русская народная игра)

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Первенчики, червенчики, Летали голубенчики, По свежей росе, По чужомой полосе, Там чашки, решки, Медок, сахарок - Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны молчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стишками. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки. Читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения. Разыграть фант можно и сразу, как проштрафился.
Правила: Ведущему не разрешается дотрагиваться до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.                

«Заря»

(Русская народная игра)

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря ходит сзади с лентой и говорит: Заря-зарница. Красная девииа. По полю ходила. Ключи обронила. Ключи золотые. Ленты голубые, кольца обвитые. За водой пошла! С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила:Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положиль  на плечо ленту.

«Охота на лося» 

(Удмуртская народная игра)

Играющие делятся на две команды. Все становятся зa чертой, проведен ной на расстоянии 1,5 м от лосиных рогов (их количество соответствует числу участников в команде). В руках у каждого игрока аркан. Все стара ются заарканить лося (набросить аркан на рога). Выигрывают те охотники, кто поймал больше лосей, т.е. большее число раз набросил аркан

Правила: Начинать игру по указанию ведущего поочередно в обеих командах. Прежде чем проводить игру, следует научиться определённому способу набрасывания аркана. Счет вести до десяти очков.

«Круговой»

                             (Мордовская народная игра)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находя щихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правила: Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

«Юрта»

(Башкирская народная игра)

В игре участвуют 4 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки.  В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

«Мы веселые ребята, Соберемся все в кружок. Поиграем и попляше, и помчимся на лужок».

На мелодию без слов ребята, переменным шагомперемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульм, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта

Привила: С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать  юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

 «Хищник в море»

(Чувашская народная игра)

В игре участвуют до 10 детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длинной 2-3 м, на одном конце ее делают петлю и надевают на столбик  или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на   уровне коленей. При приближении веревки детям - рыбкам нужно прыгать через нее.
Правила: Задетые веревкой рыбки выходят из игры  Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....