Способы управления речевыми судорогами.
статья по теме

Захаренкова Валерия Владимировна

Родители заикающегося ребёнка обычно не знают, как правильно помочь своему ребёнку, чтобы его речь стала спокойнее, менее напряжённой. Материал данной статьи знакомит родителей с тем, как можно управлять речевыми судорогами. Знание существующего разнообразия факторов, влияющих на речь заикающихся, позволит комбинировать различные речевые упражнения так, чтобы всегда предусмотреть возможность возникновения речевых судорог и избежать их вовсе. Статья может быть также полезна педагогам, учителям-логопедам, у которых в группе находится ребёнок с таким тяжёлым речевым диагнозом, как заикание. Кроме того, в статье раскрывается последовательность воспитания плавности и ритмичности речи заикающегося ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4._sposoby_upravleniya_sudorogami.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Способы управления речевыми судорогами,

их предупреждения или появления.  

      Знание этих факторов позволит найти и способы, как управлять речевыми судорогами, и предупреждать их или избегать. Таких факторов много. Одни из них относятся к особенностям собственно устной речи человека. Другие могут быть отнесены к особенностям внешних условий, окружающих человека в момент его речевого общения, или к особенностям его внутреннего состояния при этом.

  1. На речь заикающегося ребёнка оказывает влияние разная степень её

самостоятельности. Это значит, что частота и сила речевых судорог зависит от того, говорит ли ребёнок сам (задаёт вопросы, самопроизвольно выражает свои мысли, желания) или делает это с чьей-либо помощью. Эта помощь (прямая или косвенная) может выражаться в подсказке ребёнку образца и даже просто в  совместном её проговаривании.  В зависимости от степени самостоятельной речи  в ней можно выделить несколько постепенно усложняющихся этапов. Сопряжённая речь, когда ребёнок произносит фразы вслед за логопедом и вместе с ним. Это наиболее лёгкая для заикающегося ребёнка форма речи. Степень самостоятельности здесь сводится к нулю.  Отражённая речь предполагает (в отличие от сопряжённой) только лишь повторение ребёнком фразы, сказанной логопедом, без её совместного проговаривания. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся детей форма речи. Следующая более сложная форма речи для заикающегося ребёнка – это вопросно-ответная речь.  В отличие от отражённой речи здесь уже появляются элементы самостоятельной речи. Правда, это пока ещё отдельные самостоятельно вставленные слова, и в то же время это ещё и как бы полуотражённая речь. Ведь ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ребёнку использовать  и определённую конструкцию предложения, и почти все слова, содержащиеся в вопросе. Сложнее давать развёрнутые ответы на вопросы. Обычно это ответы на установление причинно-следственных связей. Такие ответы приближают ребёнка к самостоятельной речи. Пересказ усложняет речь заикающегося,  так как требует от него произнести уже не одну фразу, а несколько. Здесь могут встретиться не только простые, но и сложные фразы.  Рассказ – это уже полностью самостоятельное изложение материала по какой-либо теме. И, наконец, спонтанная (самопроизвольная, самостоятельная) – самая сложная для всех заикающихся речь.

  1. Другим фактором, который может оказывать влияние на состояние

речи заикающегося ребёнка, может быть разная степень её подготовленности. Заикающемуся ребёнку легче говорить, когда текст выучен наизусть. Здесь нет необходимости подыскивать слова, необходимые конструкции предложений, последовательно излагать материал.

Тем более само заучивание наизусть предполагает обычно неоднократное проговаривание вслух определённого речевого материала. Следовательно, здесь есть и некоторая предварительная тренировка речи.  Речь заикающегося ребёнка льётся свободнее и тогда, когда он без заучивания наизусть просто заранее отрепетирует необходимый материал.  Проявления заикания усиливаются,  когда текст незнакомый и говорит нужно экспромтом, т.е. без предварительной подготовки.

Учитывая все перечисленные условия,  речевые упражнения строятся в следующей последовательности:

-  заученный текст;

-  отрепетированный вслух;

-  мысленно продуманный;

-  незнакомый текст, экспромт.

  1. Сложность речевой структуры  -   следующий  фактор, способный

влиять на появление или исчезновение речевых судорог у заикающихся, является. Трудности, как правило, возникают в начале изложения, в начале смыслового отрезка развёрнутой фразы (после дыхательной или смысловой паузы) или в начале простой фразы, на нескольких определённых («трудных») звуках.

  1. Степень громкости речи также влияет на её свободное течение. Как

правило, заикающиеся всегда говорят свободно шёпотом. У заикающихся иногда не наблюдается судорог и при беззвучной речи, т.е. тогда, когда они только беззвучно артикулируют, «произносят» фразу без единого звука. Заикающиеся говорят свободнее тихо, чем громко. Поэтому свободная и громкая речь достигается обычно путём последовательных речевых упражнений, произносимых беззвучно, шёпотом, тихо, громко, обычным голосом.

На речь заикающихся благотворно действует плавность и ритмичность речи.  Для избавления запинок судорожного характера полезно петь, читать стихи, говорить нараспев, сильно растягивая гласные звуки. Упражнения с использованием пения, ритмизированной речи используют для совершенствования и развития голоса, дыхания артикуляции, а так же для того, чтобы ещё раз обратить внимание ребёнка на имеющуюся у него возможность говорить свободно.

Плавность и ритмичность речи у заикающихся воспитываются в следующей последовательности:

-  пение;

-  пение с движениями;

-  ритмизированная речь в сопровождении с движениями;

-  ритмизированная речь без движений;

-  опора на гласные звуки;

-  разно ритмичная речь.

  1. В зависимости от обстановки последовательность речевых

упражнений может быть выражена следующим образом:

- тренировка правильной речи в хорошо знакомой обстановке;

- в малознакомой, чужой.

  1. В зависимости от общественного окружения;

- с близкими и друзьями;

- с воспитателями;

- с малознакомыми людьми;

- с незнакомыми.

  1. Деятельность также может влиять на качество  речи заикающегося

ребёнка в зависимости:

- от её вида (спокойные или подвижные игры);

- от степени её сложности (элементарные действия, комплекс действий);

- от отношения её к речи во времени (описание того, что есть, было или будет).

          У заикающегося ребёнка речь свободнее, когда он непосредственно сопровождает свои действия словами, т. е. одновременно проговаривает, что в данный момент делает.

          Значительно труднее рассказать о предстоящих своих действиях. Здесь нужно предварительно представлять себе  мысленно весь процесс, выбрать правильную последовательность и средства выражения своих мыслей. Всё это затрудняет речь ребёнка, способствует учащению и усилению запинок.

         

         Для перевоспитания речи важны все перечисленные факторы.  Недооценка одного из них будет мешать успешности или прочности выработанных навыков правильной речи у ребёнка. Существование такого многообразия факторов, влияющих на состояние речи,  позволяет комбинировать различные виды речевых упражнений так, чтобы всегда предусмотреть возможность возникновения речевых судорог и избежать их вовсе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Стресс и способы управления эмоциональным состоянием"

Тренинг для педагогов   "Стресс и способы управления эмоциональным состоянием"...

Консультация "Техники и способы управления своим внутренним состоянием"

Техники и способы, которые помогут снять нервно-психическое напряжение....

Способы управления гневом

Советы психолога[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24849383","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"480"}}]]...

«Способы управления верховыми куклами»

Цель: Совершенствовать навыки управления верховыми куклами на гапите. Акти­визировать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Поддерживать жела­ние участвовать в танцевальных импр...