Труд дошкольника
материал (средняя группа) по теме

 Барбарина Ольга Александровна

Родительское собрание (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_doshkolnika.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Труд дошкольника

(родительское собрание средняя группа)

 ЧТО ЗНАЧИТ подготовить ребенка к жизни? В чем главный залог того, что эта столь дорогая для нас жизнь будет прожита красиво, ярко, небесполезно? Вероятно, мы не ошибемся, если скажем: главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Без этого не может быть успехов ни в учении, ни в будущей деятельности; без этого нет ни уважения окружающих, ни чувства собственного достоинства. Иными словами, без этого нет счастья.
Только в труде, систематическом и упорном, формируется личность, выковываются ее лучшие качества.
Работая вместе с другими детьми, помогая им и получая их помощь, ребенок становится более отзывчивым, чутким. Ежедневное решение той или иной практической задачи развивает умственные способности, любознательность, настойчивость.
Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека.
Заботясь о нем, заботьтесь о том, чтобы он был трудолюбив!

Как вы думаете, когда наступает пора трудового воспитания ребенка?(вопрос родителям)
Ошибаются родители, которые думают, что пора трудового воспитания наступает, когда ребенок достигает школьного возраста или становится еще старше. Вспомните: ваш сын или дочь трудились даже тогда, когда еще не умели вставать на ножки. С каким упорством тянулись они к заинтересовавшей их игрушке, как старательно сжимали свой еще слабый кулачок, пытаясь взять, удержать ее!
Стремление к активному практическому действию свойственно детям, заложено в них от природы. Это драгоценное качество надо поддерживать, развивать, умело направлять.
Чем раньше начато трудовое воспитание, тем лучше будут его результаты.

У детей дошкольного возраста легко вызвать желание работать, участвовать даже в тех видах труда, которые им еще малодоступны. Но гораздо труднее добиться, чтобы желание это было устойчивым. С азартом взявшись за дело, ребенок способен быстро охладеть к нему, отвлечься, заняться чем-нибудь другим.
Дети не виноваты в этом непостоянстве. Не надо забывать, что организм ребенка дошкольного возраста еще только развивается, формируется. Способность концентрировать внимание пока еще очень невелика. Слабость мускулатуры, несовершенство координации движении, незрелость нервной системы порождают быстрое утомление.
Как правило, детей  младшего возраста, обычно не интересует конечный результат труда — его больше увлекает сам процесс. И если этот процесс оказывается для него слишком утомительным, то пропадает и желание трудиться.
Отсюда следует, что задания, которые вы даете ребенку, должны быть, прежде всего, посильными, и, конечно, приходится думать не столько об их практической пользе, сколько о педагогической значимости.

Какой, например, прок семье от того, что девочка выстирает кукольные платья? (вопрос родителям)

Конечно, никакого. Наоборот, маме придется самой потратить время, чтобы дать ей тазик с водой, мыло, приспособить место для сушки.
Но воспитательная ценность подобной «стирки» несомненна. И особенно, если вы проследите, чтобы она хорошенько отстирала платье, прополоскала, отжала, повесила, а потом еще вылила воду, вытерла тазик. Только тщательная, «добротная» работа заставляет ребенка напрягать усилия, только при таком условии тренируются мышцы, развивается ловкость, формируется воля.

Как часто нам приходится напоминать детям об их обязанностях: "Убери игрушки", «прибери свою одежду на место и т.д.»

Как мы ведем себя в этой ситуации?? (вопрос родителям)

Мы говорим, убеждаем, потом срываемся на крик и, в конце концов, приходим к выводу,  (какому?) что проще сделать самому, чем тратить столько сил на убеждения, уговоры, попреки.
Но все же нельзя  допускать неисполнительности, нужно следить за тем,
чтобы начатое дело всегда было доведено до конца.

Как этого добиться? (вопрос родителям)

Конечно, не порицаниями и нотациями. В одних случаях, может быть, стоит привнести в работу какой-то новый, более интересный для ребенка элемент, дать новые «орудия труда»; иногда полезно, чтобы взрослый помог ему, увлекая его своим примером. Но надо именно помогать, показывать, а не брать все дело на себя, стимулировать инициативу ребенка, а не подавлять ее.
Давайте понаблюдаем такую сценку. Четырехлетний мальчик забрался на диван с полученной в подарок мозаикой. Мать тут же уселась рядом и, не дав сыну подумать над узором, подбором цветов, стала все делать сама. Ребенку оставалось только смотреть. Смотрел он охотно — и в этот раз и потом, но сам складывать узоры не научился и, взяв в руки мозаику, сразу же обращался за помощью.
Надо постепенно воспитывать у ребенка сознательное отношение ко всему, что он делает. А для этого цель труда должна быть ему понятной, близко

достижимой. Протерли, допустим, листики комнатных растений — полюбовались, какие они стали свежие, красивые; подклеили порванную книжку — сели рассматривать в ней картинки.

Скажите, у кого из вас, в ваших семьях есть у  ребенка домашние обязанности? Поделитесь опытом.
Как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и: делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием? Возможно ли такое? Возможно. Для этого нужно выстроит определённую систему, продумав
цели, процесс и вознаграждение за результат. И, конечно же, набраться терпения.

* Сначала поговорим о целях. (предложить родителям выбрать ответ)
Что именно вы хотите  получить от внедрения системы домашних обязанностей в наш обиход? 

Мы хотим, чтобы:
- дети помогали маме по дому;
- дети знали, где находятся их вещи;
- дети считали свои обязанности вкладом в семью;
- дети выполняли их самостоятельно;
- родители не тратили силы на уговоры;
- дети перестали себя чувствовать гостями в собственном доме, а родителей добрыми волшебниками, исполняющими любую их прихоть;
- родители вздохнули свободнее. (Особенно мамы, т. к. часть пусть небольших, но рутинных дел теперь лежит на других членах семьи и т. д.)

При этом необходимо четко представить себе:
- Что получаем мы - родители, - предлагая детям взять на себя ряд обязанностей
- Что получают от нового образа жизни дети,
- И что, в конце концов, приобретает семья, то есть мы все - дети и родители.

Выделяем главное. Родители расписывают.
Расписали? Отлично! Теперь просматриваем получившийся список, и выделяем ГЛАВНОЕ. Это одна или две цели, ради которых действительно стоит все это затевать и настойчиво из дня в день в течение месяца повторять детям, что именно эти дела теперь входят в их ежедневные обязанности.
Рекомендация: пусть в вашем списке главных целей присутствует воспитательный момент. Например, вы не просто хотите, чтобы дети имели ряд обязанностей, которые будут облегчать вам уход за домом, но и формируете у них привычки на будущее:

- находить время на дела по дому;
- ребенок должен помнить о том, что он  живет не в замкнутом пространстве, а с близкими людьми, которые не обязаны его  обслуживать;
- он должен заботиться о других;
- находить пользу и даже удовольствие от рутинных дел, которые все равно нужно выполнять.
Ведь наша с вами родительская задача - максимально полно подготовить ребёнка к переходу во взрослую жизнь. За что ребенок, когда вырастет, будет нам благодарен.

Теперь приступаем к воплощению плана в жизнь. Вам предстоит окинуть пристальным взглядом весь дом, и написать ВСЕ дела, которые необходимо делать для того, чтобы поддерживать дом в чистом и уютном виде.
Пишите все. Пригодятся даже такие мелочи, как "наполнять фильтр водой". С этой задачей успешно справится даже 3-летний малыш. Он будет с гордостью наполнять фильтр - и считать себя важным членом семьи. Не менее важным, чем мама или папа.
Это станет его ежедневной домашней обязанностью, за которую будет ОТВЕЧАТЬ только он.
Не разделяйте сразу домашние дела на обязанности для сына, для дочки и для мужа. Не забегайте вперед. Сначала распишите все, что видите: (пишут родители)
- выбить маленький коврик, что вечно пылится у двери и ждет, чтобы его вытряхнули;
- полить цветы на кухне;
- разобрать сумку с продуктами, выставив их на кухонный стол;
- выставить обувь, разбросанную по прихожей, чтобы сапоги, туфли, ботинки и тапочки стояли как солдаты на параде;
- складывать вечно разбегающиеся по дому ручки и карандаши в одно место;
- следить за тем, чтобы пульт от телевизора не покидал прикроватную тумбочку;
- вытирать лапы собаке после прогулки и т.д.

Представьте свой список своим домочадцам, потому что они не всегда представляют себе сколько вам нужно сделать работы по дому, и предложите выбрать самим за что они будут отвечать. И делать будут с удовольствием.
Первый раз вместе с мамой.
Не стоит думать, что ребенок сразу возьмет и сделает то, что вы ему поручили. Скорее всего, это не произойдет. Поэтому пройдите с ним первый раз каждую обязанность с начала и до конца. Нужно вытереть пыль с подоконника? Покажите, где лежит тряпочка и где она будет его ждать с этих пор, покажите, что ее нужно намочить, выжать, вытереть пыль, потом снова промыть, выжать и только тогда работа будет закончена. Ребенок имеет право знать, как делать правильно и как убирать за собой инструменты после работы.
Но он не обязан догадываться о том, как все это делать. Даже если он много раз видел манипуляции в вашем исполнении, пройдите с ним все шаги заново, чтобы потом не отчитывать ребенка за то, что сами не догадались объяснить.

Каждому "спасибо" - свое время и место.
Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе!
Говорите "спасибо" своим детям за их труд, за быстрое исполнение обязанностей. Но говорите, если этот труд действительно помог вам и вашей семье.
"Спасибо" или любая другая благодарность, похвала имеет великую силу. Но тогда, когда звучит к месту и ко времени. Когда вы показываете, что на самом деле оценили помощь, что она заметна глазу. Что есть результат, который очень всем нужен.

Как показывают наблюдения, ребенка до трех лет в семье обычно еще полностью обслуживают: одевают, кормят с ложечки. А ведь именно, в начале третьего года у детей бурно проявляется стремление к самостоятельности. Если его не поддержать, оно может утратиться, и тогда даже в четыре, пять, а то и шесть лет ребенок пассивно будет ждать, пока его оденут, умоют, покормят.
В четыре-пять лет ребенок уже может сам зашнуровать ботинки, завязать шнурки, застегнуть пуговицы.
Привлекайте его и к работе по дому — пусть в меру своих сил учится поддерживать порядок в квартире, ставить на место сдвинутые стулья, вытирать пыль.
Собираясь лепить, рисовать, наклеивать на бумагу аппликации, ребенок должен сам принести, а потом и убрать все, что нужно было для этого занятия.
На прогулке зимой дайте ребенку лопатку, и пусть он не просто тычет ею в снег, а расчищает дорожку; весной он с удовольствием поработает маленькими граблями, совком.
К пяти годам появляется способность к волевым усилиям и относительно сложным действиям. У ребенка этого возраста надо закреплять умение не только самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи; он должен учиться убирать свою постель — поправлять простыню, покрывать постель одеялом, класть сверху подушку.
Дети склонны к подражанию, они питают безграничное доверие к взрослым.

Решение педагогических ситуаций.

Включение родителей в дискуссию.

Воспитатель: Предлагаю Вам обсудить несколько педагогических ситуаций, решить предложенные задачи, найти выход из них.

  1. Маша взялась подметать дома пол. Но у нее нет сноровки: метет медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается Маше. Мести она начинает еще хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку ворча: «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи».
  2. Вопрос. В чем состоял педагогический просчет матери? Как вы  поступаете в подобных обстоятельствах?

  1. Дима часто помогал маме на кухне: мыл посуду. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, и сказал: «Что ты  занимаешься женской работой?» С тех пор Дима перестал помогать маме.

Вопрос. Как вы оцениваете действия отца? Следует ли мальчиков приобщать к домашнему труду?

  1. Целую  стопу белья нагладила мама. Оля аккуратно складывает по местам. Мама советует:

–Складывай так, чтобы не помять белье, и  чтобы его удобно было отыскивать в шкафу: отдельно колготки, затем платочки. А в самый низ – носочки. Вот как ты хорошо делаешь, настоящая помощница!

Вопрос.  В чем воспитательная ценность участия ребенка в хозяйственно-бытовом труде? Какими приемами мать старается воспитать у дочери интерес к труду? Привлекаете ли Вы ребенка к трудовым будням семьи?  В чем выражается его участие? (Примеры).

Итог

Будьте же для своего ребенка примером трудолюбия, подчеркивайте не утомительность труда, а его радость, необходимость, красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние труда дошкольников по уходу за растениями на участке и по выращиванию овощей на познавательный процесс.

Мир природы открывает широкие возможности для умственного развития дошкольников.Дети получают сведения о различных растениях, познают особенности их роста и развития, приёмы ухода за ними,...

Посильный труд дошкольников в природе

Рекомендации для воспитателей...

Формирование навыков ручного труда дошкольников, как истоков русского народного творчества.

Формирование навыков ручного труда дошкольников, как истоков русского народного творчества....

Виды труда:Хозяйственно-бытовой труд дошкольников

СодержаниеВведение1. Виды труда дошкольников 2. Хозяйственно-бытовой труд  дошкольниковЗаключение Список литературыПриложение...

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников от младшего возраста к старшему...

Влияние труда дошкольника на формирование у него нравственных качеств. Труд ребенка в семье.

Детский труд с самых ранних лет может послужить при целесообразном его применении важным условием нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения. Главная задача трудового воспитани...