Сценарий развлечения «Кубанская ярмарка» Декоративно-прикладное искусство Кубани.
материал (подготовительная группа) по теме

Гишварова Анжела Сергеевна

Знакомство с декоративно-прикладным искусством Кубани, пробуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому я считаю, что необходимо включать мероприятия (занятия, развлечения, игры) регионального компонента в педагогический процесс. Предлагаемый  сценарий развлечения «Кубанская ярмарка» знакомит детей с традициями и декоративным искусством кубанских казаков - это кубанская песня, игры, талаш, соломка, вышивка, петриковская роспись и тряпичная кукла.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvlechenie._dekorativno-prikladnoe_iskusstvo_kubani..doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения «Кубанская ярмарка»

Декоративно-прикладное искусство Кубани.

Зал оформлен в кубанском стиле, организована выставка поделок изготовленных детьми и их родителями (игрушки и изделия из соломы, талаша, рушники, вышивка и т.д.). Звучит кубанская народная песня.

Детей входят под кубанскую песню в зал.

Ребёнок (девочка).

Посмотрите вокруг: зачарует краса,

Нет края краше нашего!

Золотятся хлеба, зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена.

Ребёнок (мальчик).

А какие сады на Кубани у нас!

А какие девчата – красавицы!

Кубань – это житница нашей страны,

Стихами и песнями славится!

Песня «У Кубани матушки реки…» (исполняют дети).

Ведущий.

- Здравствуйте гости дорогие, рады мы гостям у нас!

А приглашаю я вас на Кубанскую ярмарку. Кубанская ярмарка – это настоящий праздник. Повсюду музыка звучит, кубанские песни, смех, говор разноязычной толпы: русских, украинцев, адыгов, грузин и т. д. Не удивляйтесь, на Кубани сегодня живёт свыше 100 национальностей. Особую прелесть ярмарке придаёт казачья старина. Какая же ярмарка без плетня и кубанской хаты, крытой камышом. А раз мы на ярмарке, то здесь торгуют и угощают сладостями, овощами, фруктами. Есть на нашей ярмарке и выставка изделий, изготовленные народными мастерами – умельцами. Долгими зимними вечерами люди занимались рукоделием, украшением своих домов – вязали, ткали, пряли, вышивали, мастерили игрушки. Иногда это делали в одиночку, а чаще всего собирались вместе на сходницу. Не зря есть пословица «Собирай всю родницу на весёлую сходницу». Задушевная песня всегда помогала людям в работе. Вот посмотрите здесь у нас мастера по изготовлению игрушек из талаша.

        Дети исполняют песню «Кубанские казаки» и делают кукол из талаша.

Ведущий.

        - Посмотрите, ребята, сколько чудесных игрушек выполнено из талаша, а вы знаете, что такое талаш? Нет? Тогда послушайте загадку:

У закутанных девиц

Волос ветер шевелит.

        - Что это? Правильно кукуруза. Так вот талаш это кукурузные листья.

И из них можно сделать игрушки, сплести коврики, корзины, шляпы и многое другое (дети рассматривают изделия).

(Входят под музыку  казак и казачка)

Казачка.

На краю Руси обширной

Вдоль Кубанских берегов

Проживают тихо, мирно

Семьи кровных казаков

Много лет семьи кубанской,

Много лет и казакам

И станицам, и городам.

Ведущий. Здравствуйте, гости долгожданные, проходите. А что это у вас, видно гостинцы вы нам принесли.

Казак. Отгадайте мою загадку:

Вырос в поле дом, полон дом зерном.

Стены позолочены, ставни заколочены.

Ходит он ходуном на столбе золотом.

Дети.         Колосок.

Дети исполняют хоровод «Колосок»

Ведущий.

        - Что мы получаем из зерна? (Муку).

        - А из муки? (Хлеб, булочки и т. д.).

Казачка.

Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он, вкусный, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Ведущий. Ой, да это настоящий каравай, спасибо за угощение.

        - А вы знаете, что из этих «золотых столбиков» можно делать различные полезные изделия – корзины, хлебницы, шляпы, лапти, игрушки, картины для украшения хат и многое другое. (Дети рассматривают изделия).

Ведущий.

        - Ребята, обратите внимание на это чудо (показывает на скатерть). Какие они красивые, ажурные. А вы знаете, как называлась в старину скатерть? Настольник, так как клали ее на стол. Что вы еще видите? (салфетки, полотенца). А как на Кубани называли полотенца? (рушники).

-  Давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали. Верно, узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.

-  А какие цвета использовали мастерицы, чтобы вышить рушник? (красный, черный). Посмотрите на мой передник. Что вышито на нем? (цветы). Оказывается, рушники, которое вы здесь видите, имеют свое специальное предназначение. Ими украшали свои дома, самый красивый вешали в красный угол, то есть в красивый, видный угол, где обычно висела икона.

        - А давайте мы с вами нарисуем особенный узор, который очень часто встречался на рушниках.  

Игра «Крепкая семья» (Дети делятся на две группы и выполняют зарисовку узора, каждый ребёнок рисует  по одному элементу, слушая подсказки ведущего).

Цветок красный с корнями и ягодами - символ крепкой семьи.

Корни - это дедушка и бабушка.

Цветы - это родители, а ягоды - это дети.

В крепкой семье уважают стариков, берегут родителей, любят детей. Прямая черная линия - символ земли.

- Вот какой красивый узор у нас получился. Молодцы.

Казачка. Я хочу с вами поиграть «Чем мы с вами занимались зимой?»

 В: - Ой, вы девки, белые, что зимой вы делали?

Д: - А мы время не теряли, рушники вам вышивали.

В: - А, вы хлопцы, казачата, сложа руки, не сидели?

Д: - Мы же время не сводили, мы гончарный круг крутили.

В: - Ну, девки белые, что еще вы делали?

Д: - Спицы да крючки мы взяли и настольнички вязали.

В: - А что, хлопцы казачата, покажите-ка девчатам

Как корзины из лозы для хозяйства вы плели.

В: - Что же, девки белые, вы еще не делали?

Д: - А мы песни распевали и холсты под песни ткали.

В: - Ну же, хлопцы-казачата, что еще вы делали?

Д: - Молоточками стучали, и подковы мы ковали.

Ведущий.

        - Вот, ребята, посмотрите какие изделия ковали наши умельцы кузнецы. (Дети рассматривают изделия).

Казак.  А я знаю интересную игру  «Передай подковку» (игра с детьми)

Ведущий.

        - А ещё ребята у нас были и есть мастера, которые умели рисовать прекрасные Петриковские узоры. Они могли расписать ставни, хаты, стены, доски, печи, тарелки. А называли этих мастериц «чепурушками». Посмотрите, как они работают (за столом несколько детей расписывают тарелки, доски).

Ребёнок.

Посмотрите гости наши

Как тарелочки раскрасим.

Петриковку мы рисуем целый день

Рисованием занимать нам не лень.

Ведущий.

- Тихо, ребята послушайте кубанскую колыбельную песенку, которую пела мама – казачка своим непоседам маленьким казачатам.

Исполняется колыбельная песня «Ничь сизокрылая…»

Ничь сизокрылая за викном,

Спы, моё сэрдэнько, мырным сном!

Мглою покрывся наш дивный сад,

Траы квитки и дэрэвья сплят.

Ничь сизокрылая над сэлом,

Спы, моё сэрдэнько, добрым сном!

Ведущий.

- А куклы у них не простые, их тоже сделали мастера – умельцы. Посмотрите сколько разных кукол.  Они сделаны из ткани, палочек, и ниток, без иголки и ножниц.  Ткань рвалась руками, затем всё скручивалось и перетягивалось нитками. (Дети рассматривают кукол)

Ведущий.

- Ребята, вам понравилось у нас на ярмарке? Много интересного вы узнали и увидели. Да богат наш край мастерами – умельцами, да и просто хорошими людьми.

Танец казака и казачки.

Ребёнок.

Вот какой народ Кубанский хлебосольный

Много в них душевной теплоты.

Славься край могучий и раздольный

Красота родимой стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового комплексного занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе.

Конспект игрового комплексного занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе....

План-конспект итогового занятия-развлечения по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе

продолжать развивать интерес детей к народному декоративно – прикладному искусству...

Сценарий развлечения «Кубанская ярмарка» для детей подготовительной к школе группе

Цель: Познакомить детей с традициями кубанского народа.Задачи: формировать у детей конструктивные навыки, побуждать их творческой активности, воспитывать патриотизм и любовь к малой родине.Предварител...

Вечер развлечений по народному декоративно-прикладному искусству России "Путешествие в город Мастеров".

Народное декоративно- прикладное искусство- одно из средств художественного воспитания дошкольников. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы наро...

Презентация "Весенняя ярмарка. Декоративно-прикладное искусство."

Цель:  воспитание духовной культуры, приобщение детей к русскому народному творчеству, народным танцам, песням, развитие музыкальных способностей посредством пения и движения.Продолжать воспитыва...

Сценарий развлечения "Кубанская ярмарка"

для подготовительной к школе группы...