Адаптация детей к детскому саду
статья на тему

Богданович Екатерина Александровна

В статье описан опыт работы МБДОУ детского сада № 21 по адаптации детей к новым социальным условия, описаны виды работы с детьми и их родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx43.39 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование начал экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода наблюдения»

   Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и осознанного к ней отношения. Экологические проблемы присущи каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе.

   Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют загрязнения воды, воздуха и почвы, в результате чего люди пьют плохую воду, питаются некачественными продуктами, дышат воздухом с примесью выхлопных газов.  

   В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.

   Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – педагогами дошкольного образования.

   Именно поэтому бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и формирование начал экологической культуры  необходимо воспитывать с ранних лет, т.к. период дошкольного детства – начальный этап формирования личности человека, его позитивного отношения к природе и окружающему миру.

   Именно детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому неслучайно перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

   И.Д. Зверев отмечает, что «экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека. Более того, экологическая культура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей».1

   Экологическую культуру детей дошкольного возраста мы рассматриваем как специфическую «субкультуру» определенной социальной группы.

   Соответствующий дошкольному возрасту объем знаний, умений, ценностных отношений в области экологического просвещения ребенок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации, наблюдений, чтение художественной литературы. Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе и общей культурой членов семьи. Роль детского сада в организации данного вида деятельности определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива и оптимальными условиями воспитания, образования, развития и созданием эколого-развивающей среды в детском саду.

   Формирование экологической культуры в условиях детского сада предполагает развитие эстетических и этических чувств ребенка, которые вызывают радостное общение с природой, индивидуальные для каждого ребенка, имеют различные эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные. При положительных эмоциях формируется осознание ценности природы, ее красоты, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности ребенка.

 Опыт практики свидетельствует, что потребность в общении с природой - это отправная точка формирования экологической культуры ребенка: потребность

в общении с природой возникает у ребенка рано и, как правило, он не отделяет себя от природы и воспринимает себя частью природы.

_________________________________________________________________

1 Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии. М. ; Перемена, 1996  

В процессе наблюдений ребенок-дошкольник познает различные объекты, взаимосвязи в природе и специфику жизнедеятельности организмов.

   Потребность в общении детей с природой при формировании начал экологической культуры может быть удовлетворена специально организованным наблюдением в детском саду.  Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное.

   Руководство наблюдениями в природе дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.

  С.Л.Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний и культуры, как отправных моментов организации продуктивного вида деятельности.2

   При организации и проведении наблюдений в природе в детском саду важными являются такие позиции: наличие природных объектов; определение содержания наблюдения; поиск  оптимальных форм и приемов включения в них детей.

   В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (за снежинкой на ладони; за инеем, за поведением птиц у кормушки; в морозный день послушать скрип снега; полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду; за таянием сосулек; за весенней грозой;) и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель (за поведением рыб в аквариуме; за снегом; за пробуждением и  ростом растений; за почками на деревьях; за изменением окраски листьев; за одуванчиком). Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь, что доступно зрительному восприятию ребенка дошкольного возраста. Наблюдения мы проводим на занятиях, экскурсиях, ежедневных прогулках, во время работы на участке, в уголке природы. Тематика наблюдений в разных возрастных группах различна. Так, например, в первой младшей группе интересны наблюдения - "капельки дождя за окном", в старшей группе - "птичья столовая" и т.д. У педагогов возрастных групп детского сада имеется своеобразная "копилка" - картотека наблюдений, в которой содержатся цели, задачи, наблюдаемый объект, его характеристики, художественное слово, вопросы к детям.

При организации наблюдения в природе важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений, навыков и ценностных отношений детей не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры в дошкольном детстве.

   Общество заинтересованно сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе экологическую культуру. Дети должны воспитываться так, чтобы быть способными преумножать природные богатства Земли.









2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада.

Период адаптации детей в детском саду и помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада. 7.12.2016 Матвеева Л.В....

Консультация для педагогов "Адаптация детей к детскому саду", "Правильное заполнение листа адаптации".

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация детей к ДОУ – пространство, с которого все начинается. Родители и ДОУ мечтают о то...

Памятка «Подготовка детей к поступлению в детский сад. Адаптация детей к детскому саду».

Цель: Расширить знания родителей о подготовке ребёнка к поступлении в детский сад. Предупредить возможные негативные ситуации в период адаптации....

Конспект родительского собрания в младшей группе на тему :"Как живём мы в детском саду.Адаптация детей в детском саду".

Создать условия для знакомства родителей друг с другом.Познакомить родителей с программой развития детей,задачами развития и воспитания детей....

Адаптация детей к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации.

Адаптация к детскому саду. Степени адаптации. Правила успешной адаптации....