" Формы и методы работы по правовому воспитанию с родителями и детьми"
материал (старшая группа) по теме

Гармоза Ксения Николаевна

Это доклад на методическом обьединении о проделанной работе по правовому  воспитанию с детьми и используемые методы и формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      МДОУ « Октябрьский детский сад»

   

Формы и методы работы

по правовому воспитанию

с родителями и детьми

в старшей группе

Доклад на методическом объединении

Воспитатель: Гармоза Ксения

      Николаевна

с. Октябрьское

2010г.

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. « Дети не будущие личности; они уже личности. Дети – существа, в думах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью»

                                                                                                  Януш Корчак.

Знакомы ли родители с правами своих детей?

После анализа данных анкетирования, оказалось, что многие родители вообще ничего не знают о Конвенции ООН о правах ребёнка.

Поэтому, нами были приняты план работы по правовому воспитанию, задачи, концепция, основные принципы:

ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить детей с основными документами по защите прав детей;
  2. Развивать уважение и терпимость, независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности языка, вероисповедания, пола, возраста;
  3. Способствовать формированию чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
  4. Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;
  5. Активизировать словарь ребёнка с расширением его кругозора.

ОСНОВНОЙ КОНЦЕПЦИЕЙ – является воспитание правовой культуры на основе Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

1.доступность предлагаемого материала;

2.системетичность и постепенность его усвоения;

3.наглядность и практическое применение;

4.индивидуальный подход;

5.учёт возрастных особенностей;

6.коллективное взаимодействие;

7.Гуманизация (сотрудничество с ребёнком, умение встать на позицию ребёнка, не игнорировать его чувства и эмоции)

В план работы по правовому образованию, как детей, так и их родителей было включено:

-поведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по теме « В гостях у Конвенции»;

- оформление наглядно-информационного стенда « Ребёнок и его права;

-анкетирование родителей;

-проведение консультаций с родителями;

-выставка совместных творческих работ родителей и детей.

Оформлен наглядно-информационный стенд « Ребёнок и его права», в котором размещены нормативно правовые документы по охране прав детства.

Родителям было предложено ответить на вопросы анкет: « Какой вы родитель?», «Уголок ребёнка дома», « О наказании» с целью выявления нарушения прав детей в семье.

В ходе анкетирования выявлена констатация факта использование физических наказаний» в исключительных случаях» в 1 % семей.

Была подготовлена выставка творческих работ родителей и детей по ознакомлению с Конвенцией под общим названием « Право на любовь».

На совместной встрече родителей, детей, педагогов ( родительском собрании), родители имели возможность познакомиться с историей создания Конвенции ООН о правах ребёнка, с нормативно-правовыми документами по охране детства, обсудить сложные педагогические ситуации, поделиться опытом семейного воспитания. Был затронут вопрос о необходимости наказания в процессе воспитания детей, формах наказания , ознакомились с « Семью правилами для всех» известного российского психолога Александра Леви. Так же заслушана  аудиозапись мнений самих детей по этому поводу. Дети отвечали на вопросы о том, как часто их наказывают, за что, что они испытывают, будут ли они наказывать своих детей, когда будут мамами и папами.

Для ознакомления и внедрения в семейную практику родителям было предложено поработать со сказкой ( в каждом литературном произведении можно найти правовой аспект, рисунки детей по теме).

Были даны домашние творческие задания родителям на тему                 « Домашние обязанности вашего ребёнка», сочинение « Мой ребёнок».

Родители так же откликнулись на участие в конкурсе семейных газет на тему» Под крышей дома моего», где отразили свой совместный отдых, труд, увлечения.

Особое внимание уделялось к привлечению родителей к участию в занятиях, развлечениях. Занятия поводятся один раз в неделю, в игровой форме, поощрительной оценкой, вниманием к каждому ребёнку. Преимущественными методами являются игра, драматизация ситуаций, беседа, диалог.

Моя задача состоит в том, что бы не требовать от детей безошибочного знания прав и обязанностей, а способствовать развитию правового мировоззрения, нравственных представлений.

Так, например, на занятии на тему « Отношение к больному человеку» поставлена цель – учить чувству сострадания, стремлению помочь больным, одиноким, пожилым людям,  замечать боль других, сопереживать; закрепить статью о праве ребёнка-инвалида на особую заботу и обучение. Дети рассматривали картинки по сказке                    « Приключения Буратино», где художник изобразил Кота Базилио с повязкой на глазу, а лису Алису с костылём. Дети высказывались, ка можно помочь им избавиться от болезней. Предлагалось руками закрыть последовательно глаза, уши, нос, представить и рассказать, что они при этом почувствовали. Вообразить, что сломана и не двигается рука или нога. Это задание нельзя превращать в шутливую игру: дети должны почувствовать, чего лишён человек, который из-за тяжёлой болезни потерял слух, зрение, возможность самостоятельно двигаться. Обсуждались сюжеты картинок, изображающих людей, попавших в беду.

Ребята познакомились с родословным древом семьи, увидели как оно составляется. Был оформлен альбом рисунков « Я и моя семья».

В практику внедрена система специально-организованных дидактических игр, цель которых:

  1. Помочь ребёнку в накоплении социального опыта;
  2. Расширить область правовых знаний;
  3. Формировать чувство само ценности;
  4. Обучать способам решения конфликтов и споров в позитивном русле.

Детям были предложены игры.

« Кто я такой?»

( на развитие чувства индивидуальности)

Дети создают книгу о себе. Начинается она с автопортрета на обложке. В эту книгу ребёнок собирает все рисунки, поделки из бумаги.

« Круговая беседа»

 Дети садятся в круг, который включает воспитателя. Воспитатель говорит фразы:

- Больше всего мне нравится в себе…

-Я хотел быть…

-Моя любимая игра…

- Я чувствую себя счастливым, когда…

Каждую фразу дети дополняют по очереди.

« Лунные люди»

Рассказать детям, что где-то на луне живут «лунные люди», поговорить о них с детьми, пофантазировать, как «лунные люди» носят брюки, какие у них есть домашние животные. « Перенести» ситуацию на Землю. Пофантазировать в отношении « Земных людей», « людей моря» и т.д.

Работа по правовому образованию детей и родителей ещё не завершена. Но уже даёт положительные результаты. Родители проявляют интерес к данной теме. Активные предлагают помощь при подготовке и проведении совместных мероприятий по правовому воспитанию, более внимательно изучают наглядный материал.

Дети учатся выражать своё мнение о правах человека при чтении художественной литературы, при выполнении творческих работ.

 ИСПОЛЬЗУЕМЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Р.А.Жукова

« Правовое воспитание» разработки занятий в старшей  и подготовительной группах/издат.» Корифей»/2007г.

2.С.В.Чиркова

« Родительские собрания в детском саду»/ « ВАКО»/ Москва, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: « Формы и методы работы по патриотическому воспитанию»

Работа с материалом и его анализ относительно востребованной в последнее время темы патриотического воспитания детей....

Сообщение на тему: « Формы и методы работы по патриотическому воспитанию»

Сообщение на тему: « Формы и методы работы по патриотическому воспитанию»...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОУ СРЕДСТВАМИ ИННОВАЦИОННЫХ И АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная, и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям  младшего дошкольного  возрас...

Формы и методы работы по экологическому воспитанию в ДОУ

Опыт работы. Сообщение воспителя на тематическом пед. совет....

«Использование различных форм и методов работы по физической культуре с родителями дошкольников по вопросам физического воспитания и оздоровления подрастающего поколения»

Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение проблем физического воспитания и укрепления здоровья детей невозможно без участия родителей.Целью моей педагогической деятельности, как...

Использование различных форм и методов работы по физической культуре с родителями дошкольников по вопросам физического воспитания и оздоровления подрастающего поколения»

.«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А если эти главные люди будут работать в тесном контакте друг с друго...