" Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев"
материал (младшая группа) по теме

Гармоза Ксения Николаевна

Доклад на методическом обединении о создании условий для творческого самовыражения,организации работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования, экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками в младшей группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  МДОУ « Октябрьский детский сад»

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

доклад на методическом объединении

Воспитатель: Гармоза Ксения

Николаевна

с. Октябрьское

2011г.

    Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их  пальцев.

 «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — утверждал В.А.Сухомлинский.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно.

Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.

Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Он творит, и творит сам.

В основе  моей профессиональной работы  лежит перспективно-тематический план  изобразительной деятельности  с детьми младшей группы И.А.Лыковой, который входит в её авторскую программу  художественного  воспитания « Цветные ладошки».

Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов.  Поэтому необходимо было создать условия для творческого самовыражения, организовать работу с детьми с применением способов нетрадиционного рисования, экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками.

Такой подход вызвал у малышей эмоциональный отклик, испытывая необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Ребята с удовольствием рисуют  пальчиками осенние листочки,  дождик, яркие разноцветные шары в подарок пальчиковыми красками.

Они получают  удовольствие от общения с красками и радуются результатам своего труда.

Наши ладошки научились превращаться в солнышко, заборчик и тд.

В процессе работы по нетрадиционному рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства.

Рисуя ватными палочками, дети учились создавать ритмические композиции на тему « Ягодки на кустиках». Тем самым развивая чувство ритма и видя возможность сочетания изобразительных техник: рисования веточек цветными карандашами и ягодок- ватными палочками или пальчиками.

Большой интерес вызвала передача  образов с помощью штампа. Используя штампики  из овощей, можно дорисовать колёса у машины, цыплят курочки, гуляющих по травке и т.д

 В качестве штампа  используются штампы,  сделанные из подручного материала. Вылепленным  из пластилина силуэта гриба с наклеенной подушкой из губки по контуру ребята помогали белке насушить грибы на ветке дерева. Рисуя пробкой или тампоном из поролона, малыши создавали поляну цветов или раскрашивали фрукты и овощи по контуру.

Тем самым развивая глазомер, изучая  цвет и форму.

Такая художественная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является одним из способов, позволяющих развивать мелкую моторику пальцев  рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга, сенсорное восприятие.

От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.    Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка.  

Во время лепки ко всему этому развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт

- чувство пластики формы и веса.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование.

Важно показать детям разнообразие пластических материалов   ( глина, пластилин, солёное  и сдобное тесто, бумажная масса, влажный песок, снег и т.д) и познакомить с их свойствами.

  Одним из первых творческих занятий в лепке из солёного теста было лепка по мотивам сказки - крошки « Лямба».  Задачей  было вызвать интерес к лепке фантазийного существа по мотивам литературного образа. Тем самым способствовать развитию образного  мышления, творческого  воображения.

Достаточно сжать размягчённый кусочек теста в кулачке, чтобы получилось необычное существо – у каждого своё, особенное и неповторимое. Для оживления сказочного героя использовались мелкие бусины, фасоль, семечки, пуговички.

Не менее интересной была лепка мышки-норушки из солёного теста.

С  малышами обязательно необходимо направление  на формирование игровой мотивации.  Это чтение стишков, песенок, потешек. Такой приём повышает положительное эмоциональное отношение детей к деятельности.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка, поделки  необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями.

Творческая деятельность – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
         Необходимо помнить, что  каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Использованная литература:

1.Дошкольная педагогика. Журнал № 5  2011г.

2.Лыкова.И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. мл.гр.                « Карапуз» Творческий центр СФЕРА , М. 2009г.

3.Программа « Детство»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по кружковой работе "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев"

Из опыта работы по художественно – эстетическому воспитанию кружка «Волшебная бумага»...

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев".

Статья, посвященная актуальности развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Презентация по кружковой работе "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев"

Из опыта работы по художественно – эстетическому воспитанию кружка «Волшебная бумага»...

МАСТЕР-КЛАСС «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими сл...

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинс

Лепка в ДОУ как средство развития творческих способностей дошкольников»«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тон...