Педагогический проект " От кольчуги до мундира"
методическая разработка (средняя группа) по теме

Ларина Любовь Евгеньевна

В проекте описаны формы, методы, принципы реализации проекта по патриотическому воспитанию -образовательная область-социализация, через ознакомление дошкольников со службой в армии.Даны диагностические материалы,тематическое планирование.Материал разбит на блоки: " ВОВ.Защитники Отечества", " Наша армия родная", " Богатыри земли русской".Соответствие ФГТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedproekt2012.docx109.75 КБ
Файл tablicy_sociuma.docx89.94 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Цильнинский детский сад общеразвивающего вида

 « Терем-Теремок»

МО Цильнинский район

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ОТ КОЛЬЧУГИ ДО МУНДИРА»

        

Разработала воспитатель

Ларина Любовь Евгеньевна

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………….7

Содержание проекта: ……………………………………………...8

Теоретическая часть. Патриотизм и патриотическое воспитание…………………………………………………………………..12

Экспериментальное выявление уровня сформированности  у детей дошкольного возраста представлений о Армии. Методика обследования

…………………………………………………………………………………..19

Входная диагностика…………………………………………………………24

Направления работы, этапы,планирование мероприятий по проекту

« От кольчуги до мундира»…………………………………………………..28

Описание проекта ……………………………………………………………...27

Сравнительный анализ диагностики уровня развития детей по патриотическому воспитанию ОО « Социализация»……………………45

Отчет по проекту:……………………………………………………..….…..48

Достигнутые результаты по проектной деятельности …………………..52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:……………………………………………………54

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

           Исходя из приказа Министерства образования и науки Российской

Федерации от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федераль ных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» предписывается, что в Обязательной части Основной общеобразовательной программы дошкольного образования по направлению «Социально-личностное развитие» выделяется образовательная область « Социализация», в которой должен содержаться следующий раздел:

Формирование тендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Образ Я. Формирование представлений о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрос лым»). Углубление представлений детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе.

Расширение тендерных представлений.

Воспитание уважительного отношения к сверстникам своего и проти воположного пола.

Семья. Углубление представлений детей о семье (ее членах, родственных отношениях) и ее истории; о том, что семья — это все, кто живет вместе с ребенком. Выяснение того, какие обязанности по дому есть у ребенка (уби рать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).

Детский сад. Закрепление представлений ребенка о себе как о члене кол лектива, развитие чувства общности с другими детьми. Продолжение зна комства детей с детским садом и его сотрудниками.

Привлечение детей к обсуждению оформления групповой комнаты и раздевалки. Совершенствование свободной ориентировки в помещениях детского сада.

Родная страна. Воспитание любви к родному краю; рассказы детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечатель ностях.

Формирование доступных пониманию дошкольников представлений о государственных праздниках. Рассказы детям о Российской армии, о вои нах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

 В разделе « Формирование гендерной, семейной,гражданской принадлежности,патриотических чувств, чувство принадлежности к мировому сообществу» содержатся компоненты патриотического воспитания, где также указываются интеграции данной области с другими образовательными областями

Одной из приоритетных задач нашего детского сада является патриотическое воспитание. Основной целью в данном направлении для нашего учреждения является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества.

Решение данной темы мы нашли в интеграции, что на данный момент соответствует новым Федеральным государственным требованиям, где образовательный процесс строится на этом принципе.

Интеграция в нашей работе прослеживается:

  1. В образовательных областях
  2. В целях и задачах
  3. В совместной деятельности воспитателей и узких специалистов
  4. Во взаимодействии с социумом

Наш детский сад по данному направлению активно взаимодействует с социумом, что видно из приведенной ниже таблицы.

Патриотическое воспитание сегодня — одно из важ нейших

звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие из вестные люди нашей страны.

Так, С.И. Ожегов определял патрио тизм как «...преданность и любовь к своему Отечеству и своему наро ду». Г Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а есте ственное человеческое чувство». В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственно сти перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педа гог М. Монтессори в своей книге «Дом ребенка» в 1915 г. писала: «Главное в работе с детьми 3—7 лет — воспитание чувств, т.е. динами ка от чувств к идеям». Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребен ка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добры ми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязан ности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начина ется формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству. Разносторонняя работа объединяет педагогов, детей, родителей в важнейшем деле формирования основ патриотизма и разумеется, гражданственности. Для нас имеет значение не только то, что происходит с нашими воспитанниками, но и то, как меняются в результате такой деятельности педагоги и родители, какие открытия делают они для себя вместе с детьми. Изменение позиции взрослых, которые проживают годы дошкольного детства вместе с ребенком, переосмысление ими идей патриотического воспитания и приводит в конечном итоге к тому, что в детях закладываются чувства любви к родине, причастности к ее судьбе и ответственности за происходящее.

Тема военно-патриотического воспитания на наш взгляд, является особенно востребованной в современном обществе и которое должно быть  направленно на формирование  у детей готовности к военной службе как к особому виду государственной службы.

И.А. Ильин писал, что «русская армия всегда была школой патриотической верности».

Л.П Карсавин считал, что армия является наиболее ярким и стойким носителем любви к Отечеству, истинного патриотизма.

В последнее время заметно упал престиж служения нашему Отечеству,

Изменилось и отношение молодых людей к службе в армии. В связи с этим мы решили разработать проект «От кольчуги до мундира», имеющий целью вызвать у детей интерес к истории нашей страны и чувство гордости за воинов, защищавших и защищающих нашу Родину. Поскольку по данной теме имеется большое количество разнообразного методического материала, мы постарались проанализировать его, выделить основные  важные и интересные моменты, си стематизировать их и использовать в доступной  форме, не перегружая детей излиш ней информацией.

На наш взгляд, в рамках патри отического воспитания основные задачи могут быть решены с помощью метода проектов, ког да дети заинтересованы темой, принимают непосредственное участие в обсуждении, планиро вании, распределении функций, проведении исследований совме стно с родителями и т.д. В свою очередь воспитатель, сообщая детям новые сведения, рекомен дуя различные материалы, имеет возможность направлять работу в нужное русло.

Предлагаем разработанный нами и реализуемый по  настоящее время проект по патри отическому воспитанию : « От кольчуги до мундира»

План основного этапа проекта мы разбили на тематические блоки:

1.Наша армия родная. ( где изучаем тему Российской армии)

2.Защитники отечества ( посвящена  целиком ВОВ)

3.Богатыри земли русской.

Развивая данную тему, мы будем продолжать работу по проекту в старших группах, усложняя и углубляя материал в исторической последовательности: начиная от становления солдатской службы на Руси- появления первых богатырей, затем возникновения дружин и далее, учитывая возрастные изменения детей и уровень усвояемости материала.

Содержание

1.Вид проекта : ознакомительно-ориентированный, групповой, долгосрочный

Цель проекта

  1. Формирование чувства патриотизма у детей  дошкольного возраста

Задачи проекта:

  1. Расширение ,обобщение, систематизирование знаний детей о Российской Армии
  2. Воспитание чувства уважения к Российскому воину, его силе и смелости
  3. Развитие интереса к истории своей страны
  4. Развитие и обогащение речи дошкольника, его эрудиции и интеллекта
  5. Интеграция в  работе с родителями по патриотическому воспитанию детей в семье
  6. Интеграция с социумом в патриотическом воспитании детей
  7. Разработка основных методических материалов и изготовление дидактических пособий
  8. Скоординированность действий педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды

Срок реализации; сентябрь 2011г – май 2014г.

Участники проекта:

  1. Дети
  2. Родители
  3. Воспитатели
  4. Музыкальный руководитель
  5. Инструктор по физической культуре

Образовательная область: Социализация

Актуальность:

Тема патриотического воспитания особенно актуальна в наше время. Задача педагогов помочь дошкольникам сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, толерантности.

Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.

Патриотическое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию личности ребенка через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение интеллектуальной пищей.

Результатом данной работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России, воспитание  любви  и гордости за свою Родину .

Предполагаемые результаты:

На уровне детей:

В результате целенаправленного патриотического воспитания должно быть сформировано у детей интегративное качество «Имеющий первичные представления о Родине, о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, », которое:  

  1. активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственных  чувств (совести, долга, ответственности,    патриотизма.)
  2. формирует высокие нравственные личностные качества: отзывчивость,справедливость,смелость,толерантность
  3. формирует знания о  некоторых государственных праздниках.
  4. уточняет представление о Российской армии, ее роли в защите Родины,  о  некоторых военных профессиях.
  5. закрепляет некоторые представления о истории нашей страны.

На уровне родителей:

 

  1. повышение психолого-педагогической культуры в вопросах патриотического воспитания
  2. укрепление значимости  семьи в воспитании детей и в обществе.
  3. улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация   позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Патриотизм и патриотическое воспитание

Патриотизм — это любовь к Ро дине, преданность своему Отече ству ,

стремление служить его инте ресам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

На личностном уровне патрио тизм выступает как важнейшая ус тойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззре нии, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основопола гающих ценностей.

Патриотизм проявляется в по ступках и в деятельности человека, он  всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма яв ляется определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отече ства и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравствен ной основой жизнеспособности го сударства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизую щего ресурса развития общества, активной гражданской позиции лич ности, готовности ее к самоотвер женному служению своему Отече ству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично соче таются лучшие национальные тра диции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернациона лизмом, чужд национализму, сепа ратизму и космополитизму.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Россий скому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направ ленность российской патриотиче ской идеи; веротерпимость; собор ность и законопослушание; общ ность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллектив ной жизни; особая любовь к род ной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей обще ственного сознания приводит к ос лаблению социально-экономиче ских, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритет ность патриотического воспитания в общей системе воспитания граж дан России.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как к особому виду государственной службы.

В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспе чении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Цель патриотического воспита ния — развитие в российском обще стве высокой социальной активнос ти, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценнос тями и качествами, способных про явить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жиз ненно важных интересов и устойчи вого развития.

На современном этапе развития нашего общества достижение ука занной цели осуществляется через решение следующих задач:

  1. утверждение в обществе, в со знании и чувствах граждан соци ально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений
  2. уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям
  3. повышение престижа госу дарственной, особенно военной, службы;
  4. создание и обеспечение реализа ции возможностей для более актив ного вовлечения граждан в решение :социально-экономических, культур ных, правовых, экологических и других проблем;
  5. воспитание граждан в духе ува жения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни
  6. создание условий для обеспе чения реализации конституционных  прав человека и его обязанностей
  7. гражданского, профессионального и  воинского долга;
  8. привитие гражданам чувства гор дости, глубокого уважения и почи тания символов Российской Феде рации — Герба, Флага, Гимна, дру гой российской символики и исторических святынь Отечества;
  9. формирование расовой, нацио нальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотиче ского воспитания граждан Россий ской Федерации осуществляется через более частные задачи с уче том специфики субъектов и объек тов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, соци альной, правовой, политической, духовной и других сферах.

Какие сведения и понятия из этого способны усвоить дети?

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ

В  патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (бабушек и дедушек, участников ВОВ ,их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия,  как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что лю бим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увекове чены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с други ми городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий..

Например:

— везде соблюдаются традиции: Ро дина помнит героев, защитивших ее от врагов;

— повсюду живут люди разных на циональностей, совместно трудят ся и помогают друг другу;

—есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом—  это непременно быть интер националистом.

Поэтому воспи тание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного    отношения    к культуре других народов, к каждо му человеку в отдельности, неза висимо от цвета кожи и вероиспо ведания.

Таким образом, решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен  устроить свою работу в соответствии с местными условиями и ценностями детей, учитывая следующие принципы:

  1. позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  2. непрерывность и преемствен ность педагогического процесса
  3. дифференцированный подход к каждому ребенку
  4. максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  5. рациональное сочетание разных видов деятельности
  6. адекватный возрасту баланс интеллектуаль ных, эмоциональных и двигатель ных нагрузок
  7. деятельностный подход;
  8. развивающий характер обуче ния, основанный на детской ак тивности.

Тематическое планирование способствует эффективному и сис темному усвоению детьми знаний о своей стране. Причем темы повторяются в каждой груп пе. Изменяются только содержа ние, объем познавательного мате риала и сложность, следовательно  и длительность изучения.

Отдель ные темы желательно приурочи вать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными со бытиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали дет скую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравне ния (богатыри раньше-а теперь?), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно    анализировать увиденное, делать обобщения, вы воды. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ре бенка дошкольного возраста харак терны кратковременность интере сов, неустойчивое внимание, утом ляемость, Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у де тей внимания и длительному сохра нению интереса к одной теме. Кро ме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по знакомству с окружающим, но и музыкой, изодеятельностью .

Учет возрастных особенностей детей требует широкого примене ния игровых приемов, которые важ ны как для повышения познава тельной активности детей, так и для создания эмоциональной атмо сферы занятия. Например, боль шой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по реке времени, в прошлое нашей Родины и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельно сти (изготовление коллажей, по делок, альбомов, тематическое ри сование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими   моментами   вызван тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д но и «живые» наглядные предметы и материалы (кольчуга, кукла-богатырь, солдат, щит, меч и т.д.).

«Готовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, былинами, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательно посещение  музеев,  а также организация специальных помещений детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможности первого проникновения  в  историю родного  края.  Кроме того, в подобном «помещении» расширяются возможности подачи   информации посредством игры (через домовенка Кузю, героев сказок и былин и т.д.).

Экспериментальное выявление уровня сформированности  у детей дошкольного возраста представлений о Армии .

Описание и проведение диагностики .

Данное направление диагностики принадлежит к числу практически  неразработанных. С те оретической точки зрения, которая очень редко реализуется на практике, оно предполагает изучение представлений детей о необходимости защиты своего Отечества, истории войн и формирования разных ро дов войск, готовности к служению в армии. Действи тельно, служение в армии отождествляется многими с идеей самоотверженного служения Родине.

В рамках данного на правления диагностики изучается в первую очередь уровень стремления в будущем защищать свою Родину и сформированности представлений воспитанников о защитниках Родины и ее армии.

Изучение первоначальных представлений детей об армии, защитниках отечества, истории своей страны  возможно путем проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком..

Мы провели диагностику по патриотическому воспитанию только в начале и середине года по темам : « Наша армия родная» и « ВОВ. Защитники отечества», так, как проект  находится еще только в начальной стадии работы, которая будет продолжаться до 1914 года, когда можно будет делать заключение о конечных результатах проведенной работы. Но, чтобы не возвращаться к началу диагностики в старших группах, мы разработали диагностику с учетом возрастов. Начиная от средней,  и заканчивая подготовительной группами.

Диагностика проводилась на базе Цильнинского детского сада  « Терем-Теремок» по учебному пособию «Мониторинг патриотического воспитания в детском саду». Косыгиной. Э

А также Шаламовой.Е.И. « Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»

Возрастная группа детей: средний дошкольный возраст.

Количество испытуемых: 20 человек.

Дата проведения диагностики: Сентябрь2011-Январь 2012г.

Критерии диагностики уровня знаний и навыков детей по теме:

Воспитатели в течение учебного года трижды проводят монито ринг качества знаний и навыков детей по программе патриотического воспитания: начальное обследование, промежу точное, итоговое.

Результаты помогают воспита телям выявить недостатки в работе и вовремя их скорректировать.

Высокий уровень: знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребенок самостоятельно ведет повествование, иногда требуются незначительные наводящие  вопросы проверяющего.

Средний уровень: знания частично поверхностные, многие явления или события ребенку незнакомы; на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.

Низкий уровень: ребенок затрудняется с ответом на вопросы даже  с подсказками взрослого.

Правильные ответы ребенка на :

 7-9 вопросов свидетельствуют о высоком уровне сформированности представлений детей о защитниках Родины, ее Армии, военно-историческом прошлом.

6-4 вопроса – о среднем уровне;

если ребенок ответил менее чем на 4 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности знаний  по теме

Диагностический инструментарий определения результатов работы по теме:

  1. Опросы детей на тему «Наша Армия родная»
  2. Опросы детей на тему  «Защитники отечества ".
  3. «Богатыри земли русской"

При диагностике уровня сформированности знаний по патриотическому воспитанию были использованы:

1.Д/и. «Кто лишний», « Что лишнее», «Назови род войск», « Что нужно солдату, моряку, летчику»,  « Чей головной убор», « Чья форма?», «Третий лишний»,

« Одень солдата», «Кому –что ( виды военной техники ), « Назови оружие»,

 « Кем ты будешь?»

2.Иллюстрации 

«Совместные учения»,« Защитники мирного неба», с изображением родов войск и разнообразной военной техники

3.Альбомы « Военные самолеты», « Военные корабли», « Танки», « Военная форма», « Погоны», « Награды» «Солдатская служба»

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ:

Вопросы на тему: «Наша армия родная»( начало, середина, конец года)

  1. Кто защищает нашу Родину?
  2. Для чего солдатам нужно оружие?
  3. Кто плавает на кораблях(водит самолеты, управляет танками)?
  4. Какой головной убор носят моряки?
  5. Что нарисовано на крыльях самолета?
  6. Кто самый главный на корабле?
  7. Какой праздник мы отмечаем 23 февраля?
  8. Какие войска есть в нашей Армии?
  9. Какую боевую технику вы знаете?

Вопросы на тему: «Защитники Отечества» ( начало-конец года )

  1. Какой великий праздник отмечает наша страна 9 мая?
  2. Что проходит 9 мая на главной площади Москвы?
  3. Почему в день победы на улицах много людей?
  4. Кого мы называем ветеранами?
  5. Почему у ветеранов много наград?
  6. За что награждали в войну солдат?
  7. Чем награждали солдат за подвиги?
  8. Какие памятники героев войны в нашем поселке вы знаете?
  9. Где они расположены?

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Вопросы на тему: «Наша армия родная»( начало, середина, конец года)

  1. Назовите рода войск нашей армии.
  2. Расскажите, чем отличается военная форма солдата, летчика,
  3. Какую боевую технику вы знаете?
  4. Какое значение имеет боевая техника в службе солдат?
  5. Для чего солдатам нужно оружие?
  6. За что  награждают медалями?
  7. Назовите художественные произведения, рассказывающие о службе в армии?
  8. Назовите песни о службе в армии?
  9. Для чего в армии нужны погоны?

  1. Назовите известных вам героев — защитников Отечества.
  2. Какие подвиги они совершили?
  3. Какие улицы в нашем городе названы в честь героев — защитников Отечества?
  4. Назовите памятники, посвященные  героям войны?
  5. Где они расположены?
  6. Кто такие ветераны?
  7. За что награждают медалями и орденами?
  8. Когда и как страна отмечает День Победы?
  9. Назовите город первого салюта

Беседа "Богатыри земли русской"  

  1. Каких русских богатырей вы знаете?
  2. Почему Илью Муромца так прозвали- Муромцем?
  3. Назовите полное имя Алеши? Почему его так прозвали?
  4. С кем бился Алеша Попович?
  5. Чем прославился Добрыня Никитич?
  6. Как называется головной убор богатырей?
  7. Как называется рубаха богатырей, сплетенная из мелких колечек?
  8. Назовите оружие богатырей
  9. Кто из богатырей самый сильный?

Диагностика уровня развития детей по патриотическому воспитанию.

 ОО « Социализация» по тематическому  блоку « Наша армия родная»

МДОУ Цильнинский детский сад « Терем-Теремок».

Группа____Средняя « Гномик»____________________________________

Дата проведения_____сентябрь2011____январь 2012_______________

Воспитатели______Ларина.Л.Е_________________________________

п/п

Ф.И.Ребенка

Количество правильных ответов на вопросы опросника

« Наша армия родная»

Начало года

Общий вывод

об уровне сформированности

знаний

Начало года

Количество правильных ответов на вопросы опросника

« Наша армия родная»

Середина  года

Общий вывод

об уровне сформированности

знаний

Середина  года

Анисимов. А

3

низкий

4

средний

Ахмадуллин. Д

6

средний

6

средний

Булич. К

8

высокий

9

высокий

Данилова. А

8

высокий

9

высокий

Данилова. К

6

средний

6

средний

Егорушкина. Н

9

высокий

9

высокий

Илларионов. Д

5

средний

7

высокий

Курочкин. О

5

средний

6

средний

Камалов. Р

8

высокий

8

высокий

Кузнецов. Д.

6

средний

6

средний

Лоскутова. М

6

средний

6

средний

Мулендеев. А

3

низкий

4

средний

Мусин. Г

6

средний

7

высокий

Патьков. Д

6

средний

7

высокий

Сидорова. А

3

низкий

5

средний

Степанов .М

5

средний

6

средний

Харлампьев .М

5

средний

6

средний

Хафизова А

5

средний

6

средний

Шахина .Д

6

средний

6

средний

Фомин. Д

5

средний

6

средний

Сводная  таблица диагностики по исследованию уровня сформированности представлений детей по первому блоку « Наша армия родная»

Начало  года

Середина года

Общее кол-во  детей в группе

Количество детей

%

Количество детей

%

Кол-во обследованных детей

20

100

20

100

Из них высокий уровень

4

20

7

35

Из них средний уровень

13

65

13

65

Из них низкий уровень

3

15

-

Диагностика уровня развития детей по патриотическому воспитанию.

 ОО « Социализация» по тематическому  блоку « ВОВ.Защитники отечества»

МДОУ Цильнинский детский сад « Терем-Теремок».

Группа____Средняя « Гномик»____________________________________

Дата проведения_____сентябрь2011___________________

Воспитатели______Ларина.Л.Е_________________________________

п/п

Ф.И.Ребенка

Количество правильных ответов на вопросы опросника

«ВОВ.Защитники отечества»

Начало года

Общий вывод

об уровне сформированности

знаний

Начало года

Количество правильных ответов на вопросы опросника

«ВОВ.Защитники отечества»

Середина  года

Общий вывод

об уровне сформированности

знаний

Середина  года

Анисимов. А

3

низкий

Ахмадуллин. Д

4

средний

Булич. К

6

средний

Данилова. А

7

высокий

Данилова. К

5

средний

Егорушкина. Н

8

высокий

Илларионов. Д

4

средний

Курочкин. О

3

низкий

Камалов. Р

6

средний

Кузнецов. Д.

5

средний

Лоскутова. М

6

средний

Мулендеев. А

3

низкий

Мусин. Г

6

средний

Патьков. Д

5

средний

Сидорова. А

4

средний

Степанов .М

5

средний

Харлампьев .М

5

средний

Хафизова А

4

средний

Шахина .Д

5

средний

Фомин. Д

7

высокий

Сводная  таблица диагностики по исследованию уровня сформированности представлений детей по первому блоку «ВОВ. Защитники отечества»

Начало  года

Середина года

Общее кол-во  детей в группе

Количество детей

%

Количество детей

%

Кол-во обследованных детей

20

100

Из них высокий уровень

3

15

Из них средний уровень

14

70

Из них низкий уровень

3

15

Этапы работы. Планирование.Направления.

1этап.Организационно-подготовительный.

Были обозначены актуальность и тема будущего Проекта, поставлена цель, определены задачи. Мы решили разбить работу над проектом по тематическим блокам :

  1. « Наша армия родная»
  2. « ВОВ. Защитники отечества»
  3. « Богатыри земли русской»

 2 этап. Основной

Предусматривает непосредственную реализацию проекта: проведение запланированных мероприятий

3этап.Заключительный.

Организация заключительного концерта  «Этих дней не смолкнет слава»

Оформление стенда « Они сражались за Родину»

Оформление мини-музея « Мир дому твоему -солдат!»

Подготовка мультимедийной презентации « От кольчуги до мундира»

Планирование мероприятий по проекту « От кольчуги до мундира»

Блоки

Содержание работы

Сроки

1.

Информационно-аналитический

1.Подборка

-Художественной      литературы

-Музыкальных произведений

2.Изготовление:

  -Методических материалов :(конспекты НОД , сценарии бесед, праздников, конкурсов )              

3.Разработка:

- Тематического плана по реализации проекта

- Положения о проекте.

4.Создание условий для реализации :

-Оборудование мини-музеев:

 « Богатыри земли Русской»

 «Наша Армия родная»

 -Изготовление сюжетно-ролевых игр:

 « Пограничники»,  « Танкисты».  « Летчики»

,« Связисты»  «Военные учения». «Военный парад», «Строим крепость»

 -Дидактических игр:

«Назови богатыря», «Кто лишний», « Что лишнее», «Назови род войск», « Что нужно солдату, моряку, летчику»,  « Чей головной убор», « Чья форма?

-Подвижных игр:

 «Наездники». « Доставь пакет по назначению», «Защита   границ», «Найди секретный пакет». «Меткий стрелок»

 -Оборудование в музее ДОУ мини-центров:

«Наши деды- славные победы»,  « Служу России»

                           

Сентябрь

2011

Февраль

2012

Сентябрь 2011-

Март

2014

2.

Наглядно-информационный

1.Фотовернисаж:

« Мой папа-солдат России»

2.Изготовление макетов:

 « Военные учения»

« Сталинградская битва»

3.Выставки:

-репродукций:

« Художники о ВОВ»  

 -книг   на тему

  « Патриотическое воспитание детей»

  -детского творчества :

 « От защитников богатырей до защитников  наших дней»,

« Боевые машины»,

 « Праздничный парад»

 Оригами « Военная техника»,

« Папа может все, что угодно»

  -рисунков детей с родителями:

    « Защитники отечества»,  

« Наша Армия сильна, защищает всех она»

4.Родительская газета:

« Нашим героям в день защитников отечества»

5.Фотоальбомы:

« От кольчуги до мундира»

« Памятники Волгограда»

«Армия Российская- смелая, могучая»

« Боевые машины»

« Герои земли Цильнинской»

6.Конкурсы:

«Детских рисунков о Российской Армии»

                           

Февраль

2012

Май

2012

Февраль

2012

2013

2014

Февраль

2012

2013

Февраль

2012

Февраль

2012

3

Познавательно-досуговый

1.Месячник патриотического воспитания (со школой):

проект « Во имя жизни»

« Вахта памяти»

«Фестиваль солдатской песни»

Конкурс чтецов по теме:

 « Этот день победы»( со школой)

Эстафета, посвященная памяти героев Советского Союза Воробьева.Е.Т

Спортивно-музыкальные праздники:

«Богатырские состязания»

«Морское путешествие»

2.Досуги:

 « Вечер военной песни»(со школой искусств)

3.Встреча с интересными людьми:

спортсменами спорткомплекса «Цильнинский»

с воинами Российской Армии

с Ветеранами войны

4.Непосредственная образовательная деятельность с детьми:

 «Наша Армия родная»

« Сказ про богатырей»

 « Летят самолеты»

 «Герои- Цильнинцы

 « Папы разные нужны, папы разные важны»

5.Беседы:

« О Российской Армии»

  «О проведении военных учений»

 « О Великой отечественной войне»

« Профессия-Родину защищать»

 « О Русских богатырях»

6.Знакомство детей с произведениями художественной литературы, с Энциклопедией Русской истории, Энциклопедией истории человечества

4.Заучивание стихотворений :

 « Мой дедушка» Л.Татьяничева,

 «Богатыри» Берестов

« Быль» Маршак,

 « 23 февраля»

« У самой  границы»

« Танк»

Заучивание пословиц и загадок

8.Разучивание военных песен:

 «Бравые солдаты».

 « Будем в армии служить».

 «Мечтаю о море».

«Лучше папы друга нет»,

« Песня солдата», « Крейсер Аврора»

9.Слушание музыки:

 « Кавалерийская»,

«Буденовец»

10.Разучивание танцев:

 «Пограничник»,

 « Яблочко»

11.Рассматривание репродукций картин:

  «Письмо с фронта»,

«Защитники брестской крепости»

«Ленинградка»

 «Сестрица»,

 « Победа»

«Совместные учения»

« Защитники мирного неба»

12.Лепка:

« Веселые вертолетики»

« Танки»

« Самолеты»

«  Солдат»

« Пограничник с собакой»

13.Рисование:

  «Портрет моего папы»

« Российский флаг»

« Боевые машины»

« Портреты солдат»

14.Конструирование:

« Танки»

« Крепость»

« Самолет»

« Бронетранспортер»

« Оружие»

« Корабль»

15.Экскурсии в музеи ДОУ

« Правовая академия»

« Комната сказок»

«Они сражались за Родину»

16.Развлечения

« Лучше папы друга нет»

«Мы будущие защитники Родины»

17.Конкурсы:

военной  песни: « Бравые солдаты»

чтецов стихов об армии, воинской службе

рассказов детей о папах,( дедушках)

« Письмо солдату» ( о жизни в детском саду)

18.Экскурсии в музей  боевой славы села

19.Возложение цветов к « Вечному огню»

20.Концерт « Этих дней не смолкнет слава»

Апрель

2012

2013

2014

Май

2014

Февраль

2012

Май

2014

Май

2012

Февраль

2012

2013

Май

2014

Январь

2012

Май 2012

Февраль

2012

Февраль

2012-

Май

2014

4.

Детс

кий

сад-роди

тели

 « Нас объединяют дети»

 1.Конференция для родителей:

« Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

2.« Папина школа»:

Мультимедийная презентация по теме:

« Мы с папой любим спорт»

Информационные окна по теме:

« Мой папа-защитник Родины»

Круглый стол

«Пример отца в духовно- нравственном            воспитании детей в семье »

 « Интеграция в патриотическом воспитании детей в семье-детском саду-школе»

Презентация опыта патриотического воспитания детей в семье с фотопроектами

3.Совместные с родителями оформление стенда :

« Мир дому твоему-солдат»

4. Совместные досуги по теме:

«Смелые, сильные, ловкие»

«Богатырские состязания»

«Военные учения» ,

« А ну-ка парни»

5.Музыкальные развлечения:

« Праздник воинов отважных»

« Армия Российская-смелая, могучая»

6.Тематические встречи:

« Сильны и могучи богатыри славной Руси»

(былины об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, НикитеКожемяке. Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче)

« Наша Российская Армия»

(Алиакберов.Ш.Ш.)

Февраль

2012

Май

2014

Февраль

2012

2014

2013

Май

2013

Февраль

2014

Февраль

2013

2012

5.

Работа с социу

мом

1.Экскурсии :

к памятнику погибшим воинам и вечному огню

к площади

музей поселка

среднюю школу

школу искусств

библиотеку

спорткомплекс «Цильнинский»

в храм

Май

2012

2013

2014

Апрель

2013

2014



Описание проекта «От кольчуги до мундира»

Подготовительный  этап.

       
Свою работу над темой мы начали с изучения литературы по

патриотическому воспитанию и проектной деятельности в ДОУ.
Наибольший интерес  вызвали следующие методические пособия:

1.Майданкина Н.Ю., Ковардакова М.А. «Теория и методика правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста»

В монографии раскрыты сущность и специфика правового воспитания и правовой культуры на начальных этапах становления личности, выявлены ее критерии и уровня развития, определены принципы и содержание работы.

2.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»                      (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников)

                     Программа для реализации  работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения в средней группе.

Целевое назначение программы: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности

 3.Е.И Шаламова. « Методическая работа с кадрами»

В пособии представлен опыт  методической работы с кадрами по формированию у дошкольников основ патриотизма, а также диагностика уровня знаний дошкольников по теме : « Защитники Родины» 

 4.Кондрыкинская .Л.А. « С чего начинается Родина»

(Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, т.к. содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по теме «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества». Хорошо то, что материал составлен педагогами, которые так же ищут способ как лучше воспитать патриотические чувства у детей.

5. Г.Н.Данилина. «Дошкольнику-об истории и культуре России»

                       Пособие для реализации государственной программы

 « Патриотическое воспитание граждан» Предложена методика изучения истории и культуры России на ос нове русского народного творчества, истории родного города, русских традиций и т.п. — в процессе интегрированных занятий, включающих все виды деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При ведены подробные конспекты занятий, разработанных на основе мно голетнего опыта работы автора и коллектива одного из детских садов г. Подольска.

 6.М.Р.Мирошкина. « Мое право-мой выбор-моя ответственность»

Проекты и программы по гражданскому воспитанию детей.

Книга включает педагогические проекты, в ходе реализации которых ребята разных возрастов могут получить опыт применения своих прав, получить необходимые знания о б ответственности за сделанный выбор

               7. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».

 Автор в своей книге представила систему работы по данной теме,охвачены все разделы (семья, детский сад, город и т.д.). использовать в работе данную книгу легко, так как материал распределен понедельно, материал постепенно усложняется, новый материал строится на закреплении пройденного.

8.Т.А.Шорыгина. « Родные сказки».

В пособии рассказывается о значимости таких понятий, как семья, большая и малая Родина, народные традиции и обычаи, в доступной форме передаются знания о духовных наставниках народа, богатырях, героях. и других людях, которыми гордится отечество

Каждое из этих пособий направлено на решение задач патриотического  воспитания.  Изучая специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по теме патриотического воспитания, мы пришли к выводу, что в ней имеется достаточно большое количество специальных уроков, занятий по патриотическому воспитанию детей, разработанных и предложенных специально для работы с дошкольниками.

 Основной этап

Цель основного этапа — нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений об армии, об особенностях военной службы, уточнить представления детей о родах войск.

Наряду с традиционными видами деятельности (беседами, сюжет ными и дидактическими играми, развлечениями, художественным твор чеством) план основного этапа, представленного несколькими блоками, включал в себя мероприятия разнообразных организационных форм, основанные на взаимодействии всех участников образовательного про цесса — детей, родителей и педагогов.

Так, в  середине феврале в детском саду, в холле первого этажа был оформлен  фотовернисаж « Мой папа-герой России» ".

В рамках тематического блока « Наша армия родная» были проведены следующие мероприятия:

  1.   тематические беседы «Наша армия родная», « Армия в мирное время»

 «Профессия –родину защищать»

  1. непосредственная образовательная деятельность по ОО «Социализация»:

 « Наша армия родная», « Папа может все, что угодно», « Летят самолеты»,

  1. рассматривание иллюстраций о службе в армии: «Солдаты тренируются», « Вертолетчик»
  2. рассматривание репродукций картин: «Совместные учения»,

 « Защитники мирного неба»

  1. чтение художественной литературы: С.Баруздин "Шел по улице солдат",  Л.Кассиль "Твои защитники", А.Маркуша "Я – солдат и ты – солдат",  А.Беляев "Хочу быть военным моряком", Н. Никольский "Что умеют танкисты", В.Козлов "Пашкин самолет",
  2. заучивание стихотворений о службе в армии  « Мой дедушка» Л.Татьяничева, «Богатыри» Берестов,   « 23 февраля»
  3. проведение дидактических игр: « Выложи из палочек самолет, танк», «Третий лишний», « кому какой головной убор принадлежит?», «Что нужно солдату, моряку, летчику»

 « Одень солдата», «Кому –что ( виды военной техники ), « Назови оружие», « Кем ты будешь?», « Какой мой папа?»

  1.  сюжетно-ролевых игр : « «Военные учения», « Моряки»,

 « Пограничники», « Летчики», « Танкисты»

  1.  подвижных игр: «Поймай нарушителей границы», «Переправа», « Снайперы», « Метание гранат» , «Мы-солдаты»,  « преодолей полосу препятствий», « Парашютисты и летчики»
  2. Театрализованные игры: « Изобрази пограничника с собакой»,
  3. « Аэродром», « Награждение медалями»
  4. знакомство с пословицами о силе, смелости, отваге
  5. художественно-продуктивная  деятельность:

рисование: « Мой папа-солдат», « Танки», « Самолеты», « Военные грузовики», « Портрет моего папы», « Портрет моряка»»

лепка: « Веселые вертолетики», « Танки из глины», « Самолеты»,

 « Солдат-пограничник»

пластилиновая живопись : « Праздничный салют», « Самолеты»,

аппликация: « Летят самолеты», « Флажки», « Кораблик»

художественный труд: « Раскрашивание раскрасок»,

« Раскрашивание шаблонов из бумаги  военной формы летчика, моряка, танкиста»

поделки из природного материала: «Изготовление из желудей вертолетов, танков», « Открытка папе  и дедушке из круп», « Рамочка из цветных лоскутков»

  1. конструирование: « Строим крепость», « самолет», « Кораблик», «Военный грузовик», « Гараж для военной техники»
  2. разучивание танцев : «Яблочко», « Тучи в голубом», « Пограничник»
  3. конкурсы чтецов стихотворений об армии: « Нашей армии сыны»
  4. конкурсы военной песни в группе « Катюша»
  5. познавательные экскурсии в музеи ДОУ и поселка « Музей боевой славы»
  6. выставки книг : « От богатырей до защитников наших дней»
  7. подготовка подарков папам и дедушкам
  8. мини-музеи в группе: « Военная техника», « Наша армия родная», « Богатыри земли русской»
  9. изготовление макетов :« Военные учения», « Сталинградская битва»
  10. оформление фотоальбомов: « Военные самолеты», « Военные корабли», « Танки», « Военная форма», « Погоны», « Награды»,  

« Богатыри», « Богатырское снаряжение», « Солдаты разных войн»

  1. разучивание песен: « Бравые солдаты», « Будем в армии служить», « Папа может», « Лучше папы друга нет»
  2. просмотр мультфильмов: « Про Сидорова Вову», « Добрыня Никитич и Змей Горыныч», « Алеша Попович и Тугарин Змей», « Илья Муромец и соловей –разбойник», « три богатыря и Шамаханская царица», « Три богатыря»
  3. игры-эстафеты: «Построй крепость»,  «Саперы», «Отбой – подъем» «Собери рюкзак», «Передай донесение» ,«Пройди полосу препятствия»

В течении года  с дошкольниками нашей группы велась систематическая работа, имеющая целью повышения уровня сформированности знаний о Российской армии, исторического прошлого России.

Главными путями реализации задач повышения уровня патриотического воспитания  дошкольников являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий; традиционные праздники, концерты; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

Процесс познания находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно–игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают  понятие патриотизма через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей .

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника.

Большую часть времени мы посвящали практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм таким как: соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие, установление дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива.   Для ознакомления дошкольников с окружающим в предметно-пространственную среду группы включались сконструированные объемные макеты : « Сталинградская битва», « Военные учения». При конструировании макетов каждый ребенок принимал в их создании посильное участие. А также по желанию детей мы изготовили игровой макет в виде несложного ландщафта, с обозначенными на нем дорогой, рекой, холмами, который дети самостоятельно обыгрывают, перемещая солдатиков и военную технику в соответствии со своим замыслом.

В группе в свободном доступе имеются атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр, таких как "Пограничники", "Моряки" и т.д,  они способствуют закреплению в самостоятельной деятельности детей представлений об Армии, военной технике, вооружении. Способствует различению родов войск, и соответственно оказывают влияние на закрепление стереотипа: « В Армии служить необходимо, нашу Родину нужно защищать, чтобы суметь защитить Родину и народ-быть смелым , сильным, справедливым, уметь защищать более слабого»

Созданные общими усилиями альбомы «Военная техника», «Солдаты разных войн», «Богатырское снаряжение», также находятся в свободном доступе, что способствует закреплению полученных знаний в области патриотического воспитания. А также формируют более глубокие знания по данной тематике и способствуют возникновению интереса к поисково-исследовательской деятельности.

Игры-эстафеты: «Построй крепость», Саперы», «Отбой – подъем» «Собери рюкзак», «Передай донесение» ,«Пройди полосу препятствия» способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, а также создают условия для эмоционально-психологического благополучия, так как оказывают влияние на воспитание характера, воли, создают определенный духовный настрой.

Таким образом работа по формированию патриотических чувств у ребенка включает в себя:

1. Вырабатывание у детей представления о исторических событиях прошлых лет, формирование чувства любви к Родине, воспитание  будущих  защитников  Отечества

2. Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. Их сформированность проявляется в стремлении ребёнка овладеть знаниями, умениями, прилагать для этого достаточные усилия;

3. Воспитание опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности (умение оказать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, отзывчивость,справедливость,смелость,толерантность); данные качества являются составляющей патриотического воспитания личности  

4. Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной и трудовой деятельности в условиях семьи. Наличие этих навыков оказывает существенное влияние на общий процесс нравственного становления личности ребёнка, делает ребенка более самостоятельным в выборе занятий, игр, деятельности по интересам

Ещё важно воспитать в процессе любой деятельности в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя в жизни, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам патриотического воспитания дошкольников

    Совместную работу дошкольного учреждения и семьи мы строили на основе единства в воспитании детей, которое достигается в том случае, когда его цели и задачи хорошо известны как воспитателю, так и родителям; взаимодоверия между воспитателем и родителями, доброжелательного отношения их  друг к другу; взаимопомощи в совместной работе по воспитанию детей; изучения и пропаганды лучшего опыта совместного воспитания среди широкого круга родителей;

Использования всех форм работы дошкольного учреждения с семьей (педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации, групповые, общие собрания, наглядная педагогическая пропаганда и т. п.. Консультации, семейные викторины, совместное посещение музеев, экскурсии, сбор материалов для выставок, изготовление макетов, альбомов  содействуют расширению кругозора детей и родителей, благоприятствуют установлению психологического комфорта .

Поэтому мы осознаем, что успешное решение задач патри отического воспитания возмож но лишь при условии взаимодействия дети-родители-воспитатели, которое предпола гает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмо ции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Систематическая работа коллектива ДОУ по данному направ лению проводится в нашем детском саду при активном участии родителей воспитан ников и в тесной связи с общест венными органи зациями и учреждениями поселка.

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников осуще ствляется в разных формах:

  1. Нами  запланирована совместная с родителями  экскурсия  к памятни кам нашим землякам, павшим на фронтах Великой Отечественной войны. Где будет рассказываться о том , кому по ставлены эти памятники, о доблести и мужестве наших земляков .
  2. В старшей и подготовительной группах проведены мероприятия на тему «Наша Российская Армия»-при содействии дедушки, который рассказывал, как служили в его время,
  3. «Рассказ воспитателя родителям и детям о знаменитых Цильнинцах- героях Советского Союза Малышева.Н.И. и Воробьева.В.Т   » и другие.
  4. Дедушкам и бабушкам наших детей мы  планируем пред ложить  рассказать воспитанникам дет сада о прошлом нашего поселка, об участии их в защите нашей страны в годы войны.
  5. Мамам и папам – рассказать о зданиях на улицах города.
  6. Знакомя детей с прошлым поселка, мы рассказываем им и о его трудовой жизни в настоящем. Одновременно просим ро дителей больше рассказывать малышам о своей ра боте.
  7. Были у нас проведены тематические беседы с папами , дедушками и детьми  с демон страцией фотоснимков, мультимедийной презентацией « Мой папа и я», а также стенгазет и репро дукций картин.
  8. Проводились спортивные состязания совместно с папами:

 « Богатырские состязания», « Военные учения», «Морское путешествие»

  1. Проводились вечера встреч с папами « Мой папа самый лучший», на которых папам предлагались различные педагогические ситуации, прослушивались интервью своих детей, совместно готовились несложные блюда.
  2. Организовывались совместные  вы ставки детских рисунков, фото графий и работ на темы детского творчества:

« От защитников богатырей до  защитников  наших дней»,« Боевые машины» « Праздничный парад»  Оригами « Военная техника» « Папа может все, что угодно»

  1. Рисунков детей с родителями:  « Защитники отечества»,   « Наша Армия сильна, защищает всех она»
  2. Используя современные технологии, родители помогали оформить стенгазету в форме коллажа, где наши мальчики были изображены в форме солдат ВОВ.  На примере которой ребята узнали виды военной формы и заодно знакомились со значками: медалями и орденами.
  3. Совместно с родителями собрана коллекция значков городов-героев
  4. Подготовился  наглядный мате риал для родителей в виде папок-передвижек и консультаций « Роль отца в воспитании детей»,

 « Патриотическое воспитание в ДОУ»

Сравнительный анализ диагностики по блоку : « Наша армия родная»

Начало года

 В результате проведения исследования в начале года было выявлено, что большинство, а именно 13 дошкольников (65 %) данной группы имеют средний уровень знаний по данной теме. Высокий уровень наблюдается у 4 человек 20 % группы. Низкий уровень выявлен только у 3 –х человек группы, что составляет 15 % от всех участников исследования.

Середина года

Диагностика, проведенная нами к середине года показала следующие результаты:

Большинство показало средний уровень-13 чел-65 %, высокий уровень показало 7 человек, что составило 35%, низкого уровня нет вообще.

Результаты исследования показали, что проводимая работа имеет положительный результат. У детей появился интерес ко всему, что связано с военной тематикой. Это находит отражение в разных видах деятельности. Дети с удовольствием включились в исследовательскую деятельность, новую для них, и нет сомнения, что в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у ребенка сформировываются элементы патриотизма

Анализ диагностики по блоку : « ВОВ. Защитники Отечества»

Начало года

 В результате проведения исследования в начале года было выявлено, что большинство, а именно 14 дошкольников (70 %) данной группы имеют средний уровень знаний по данной теме. Высокий уровень наблюдается у 3 человек 15 % группы. Низкий уровень выявлен у 3 –х человек группы, что также составляет 15 % от всех участников исследования.

Диагностику в середине года мы не проводили, так как до марта работа  шла только  по блоку «Наша армия родная»,  а реализация проекта по блоку  « Защитники отечества» начнется с  середины марта месяца 2012 года. После чего в мае 2012 г. мы  планируем провести мониторинг усвоения материала.

Отчет по проекту:

В основу реализации проекта   нами были положены следующие принципы:

•   принцип личностно-ориентированного общения — индивидуаль но-личностное формирование и развитие морального облика чело века. В процессе обучения дети выступают как активные исследова тели окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми;

•   принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: Наша Армия родная, Великая Отечественная Война-Защитники Отечества, Богатыри земли русской

•   принцип наглядности — широкое представление соответствую щей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотогра фий, памятников, атрибутов, использование информационных компьютерных технологий

•   принцип последовательности предполагает планирование изу чаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в опреде ленной системе;

•   принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремить ся к достижению результата.

Использованы следующие методы:

  1. убеждение; беседы, лекции, рассказы,; обсуждение печатных материалов, произведений литературы и искусства, имеющих патриотическую тематику; внушение, показ

методы формирования мотивов, навыков, привычек патриотического поведения и опыта деятельности:

  1.  единые требования; приучение; пример; организация деятельности учащихся- изодеятельность, трудовая, наблюдение, использование творческой игры; соревнование;

Анализируя первые результаты проходящей работы, уже можно делать предварительные выводы о том, что интерес родителей к тому, как проводят время их дети в детском саду значительно возрос. Некоторые родители с азартом включились в сбор материала, оказывали не только активную помощь в реализации проекта, но и самостоятельно начали проводить исследовательскую работу дома с детьми. Еще более отрадным явилось то, что дети сами подключают родителей к поиску, активизируют их, заставляют искать и приносить в группу необходимый материал, участвуют сами в поиске.

Мало того,  многие дети не забирают обратно домой принесенные игрушки, а настаивают, чтобы их оставили в детском саду для совместных игр. Уже только на основании этого маленького примера можно делать выводы: метод проектов необходим детскому саду, детям попросту интересно! Утром они бегут в садик, а вечером не торопятся уходить, заставляя родителей ждать в коридоре, пока не закончится начатая игра или не будет досмотрена до конца книга, не найдена нужная информация, которую, надо признать, дети ищут с не меньшим азартом.

Мы надеемся, что проектная деятельность поможет в будущем нашим детям использовать накопленные знания, уметь  находить информацию, воспитать желание исследовать неизведанное или просто интересное, используя при этом обращение к книге. Не секрет, что нынешнее поколение практически не умеет производить поиск нужного материала, в случае затруднений в учебной деятельности. Они прибегают к помощи интернета, как к кладезю разнообразной информации, относясь к узнаваемому без малейшей доли сомнения. Никому из них не приходит в голову пойти в библиотеку или взять в руки книгу. Зачем? Это долго.

Мы надеемся сформировать в нашем поколении воспитанников любовь, уважение, почитание книги.

Цикл проектных мероприятий в детском саду завершается 9 мая 2014года, возложением цветов к подножию памятника Павшим воинам и « Вечному огню», и минутой молчания. Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что в учреждении сформирован фонд художественно-докумен тальных материалов, на основе которого можно в короткие сроки раз вернуть различные тематические экспозиции. Планируется дооформить музей боевой славы. Налажена работа обменного библиотечного фонда, где каждый родитель может взять интересующую его книгу и прочитать ее дома вместе с ребенком, в помощь им в каждой группе оформлены памятки "Прочитайте вместе с детьми". Все рисунки и рассказы дошкольников собраны и бережно хранятся, планируется издание мини-сборника детского творче ства и видеофильма "От кольчуги до мундира", черновой вариант которого мы представляем в приложении к проекту.

Несмотря на то что в процессе реализации проекта пришлось столкнуться со значительными трудностями, мы уверены, что такие акции не только можно, но и нуж но проводить в детском саду. И начинать работу по фор мированию патриотических основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: "Это потерянное поколение".

Достигнутые результаты по проектной деятельности

Деятельность

Результат

детей

родителей

1.Создание мини-библиотеки

2.Организация фотовыставок

3.Создание аудио и видеотеки

4.Коллекция игрушек военной техники

5.Видеофильм « Мой папа служил в армии»

6.Организация мини-музея в группе

7.Развитие физических качеств

8.Организация фотоколлажа « Мой папа-солдат России», выставка детских рисунков

1.Чтение, заучивание стихов

1.Помощь в организации

2.Рассматривание, обсуждение

2.Помощь в организации

3.Прослушивание, беседы по содержанию

3.Помощь в организации

4.Ролевые игры

4.Помощь в организации

5.Составление рассказов, где служил папа

5.Запись и оформление детских рассказов

6.Д/и «Кому-что»

6.Сбор игрушечных образцов военной техники

7.Участие в командных соревнованиях

7.Участие отцов в командных соревнованиях

8.Рисование рисунков:

« Мой папа-солдат»

8.Предоставление фотоматериалов из семейного архива

9.Лепка военной техники

9.Представление иллюстраций, распечатка фотографий военной техники

9.Изготовление макета « Панорама боя», « Военные учения»

Достигнутые результаты:

На уровне детей:

В ходе проектной деятельности по патриотическому воспитанию у детей сформированы интегративные качества:

1. «Имеющий первичные представления о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину,  некоторых военных профессиях»

2.Интегративное качество « Любознательный, активный»

  1. Так, как дети проявляют интерес к информации, которую получает в процессе общения
  2. Проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности
  3. Проявляет интерес к исследовательской деятельности

3.Интегративное качество « Эмоционально-отзывчивый»

  1. Эмоционально откликается на переживания близких взрослых,  персонажей сказок и историй, мультфильмов .
  2. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый,  добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый).

На уровне родителей:

Нами были достигнуты следующие результаты:

 

  1. повышение психолого-педагогической культуры в вопросах патриотического воспитания
  2. укрепление значимости  семьи в воспитании детей и в обществе.
  3. улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация   позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Мы планируем завершить наш проект к маю 2014 года, заключительным концертом к празднованию  Дня Победы.

А также оформлением стенда « Они сражались за Родину», где представим биографии и фотографии ветеранов ВОВ нашего поселка.

И оформлением мини-центра « Мир дому твоему -солдат!», куда войдут все разработанные в рамках проекта материалы с тем, чтобы ими могли воспользоваться дети и воспитатели следующих групп.

Список литературы:

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

 « От рождения до школы»Н.Е.веракса, Т.С Комарова, М.А.Васильева-Москва.Мозаика Синтез2011-336с

2. Майданкина Н.Ю., Ковардакова М.А. Теория и методика правового воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Ульяновск: УИПКПРО, 2005-200с

3.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова .Мы живем в России .Средняя группа.-М: Издательство Скрипторий 2003.,2010-104с

 4.Е.И Шаламова. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ- М: Издательство Скрипторий 2003.,2009-160с

 5. Г.Н.Данилина. «Дошкольнику-об истории и культуре России»: Пособие для реализации программы Патриотическое воспитание граждан Российской федерации.-М: Аркти.2003-184с

             

 6.М.Р.Мирошкина. Мое право-мой выбор-моя ответственность. Издательство Скрипторий 2003.,2010-104с

7. Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью».- М:Элизе Трэйдинг,ЦГЛ, 2003.-128с

8.Н.Г.Комратова.Л.Ф.Грибова.Патриотическое воспитание детей 4-6 лет:методическое пособие.-М:-ТЦ Сфера, 2007-224с

9.М.Ю.Новицкая,С.Ю.Афанасьева, Н.А.Виноградова, Н.В.Микляева.Мониторинг патриотического воспитания в детском саду: Методическое пособие-М: Дрофа, 2010.-156с

10.Л.А.Кондрыкинская.С чего начинается родина.М ТЦ Сфера, 2003-192с

11.Т.А.Шорыгина. « Родные сказки».Нравственно-патриотическое воспитание.-М.Прометей4 Книголюб, 2005-128с

12.Журнал Управление ДОУ№1 2005Федеральный закон « О днях воинской славы России»

13.Журнал Воспитатель ДОУ;№4.2010, №5 2010

14.Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 5 2010

15. Казакова.Р.Г, Сайганова.Т.И, Слепцова.Т.Е. Рисование с детьмидошкольного возраста.нетрадиционные техники.М ТЦ Сфера 2005-128с

16. О.Е.Громова.Г.Н.Соломатина, А.Ю.Кабушко.Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет.Методическое пособие М: ТЦ Сфера, 2005-128с

17.А.В.Печерога.Развивающие игры для дошкольников.-М.Вако., 2010-192с

18.О.В.Дыбина.Занятия по ознакомлению с окружающим мором в средней группе детского сада..-М: Мозаика-Синтез, 2010.-80с

19.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова .Мы живем в России .Подготовительная  группа.-М: Издательство Скрипторий 2003.,2010-104с

20.Г.С.Швайко.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.-М: Гуманит.издВладос, 2005-144с



Предварительный просмотр:

Библиотека

Храм Святой Троицы

Экскурсии к памятнику погибшим воинам

        Мечеть

        

Музей

Площадь

Детский сад

                

        

Спорткомплекс

 « Цильнинский»

Средняя школа

        

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ « СОЦИАЛИЗАЦИЯ»:

По задачам и содержанию воспитательно- образовательной работы

По средствам организации и оптимизации воспитательно -образовательной работы

КОММУНИКАЦИЯ

ПОЗНАНИЕ

ТРУД

БЕЗОПАСНОСТЬ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

ЧТЕНИЕ ХУД.ЛИТЕРАТУРЫ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД

ПОЗНАНИЕ

КОММУНИКАЦИЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ « СОЦИАЛИЗАЦИЯ»

ЦЕЛИ:

ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

ВКЛЮЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В СИСТЕМУ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЗАДАЧИ:

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

ПРИОБЩЕНИЕ К ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ОБЩЕПРИНЯТЫМ НОРМАМ И ПРАВИЛАМ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОЙ, СЕМЕЙНОЙ, ГРАЖДАНСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ,ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ, ЧУВСТВА ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К МИРОВОМУ СООБЩЕСТВУ

КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ        

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОБУДИТЕЛЬНЫЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

ТРУД

ИГРА

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Интерес к родного города и страны жизни

Гордость за достижения своей страны

Уважение к культуре и традициям своей страны

О культуре народа,традициях, народном творчестве

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

О природе родного края и страны,о деятельности человека в природе

О символике родного города и страны

Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятников

Любовь и чувство привязанности к родному дому

Уважение к человеку-труженику, желание принимать посильное участие в труде

Восхищение народным творчеством


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по аппликации "Мундир для папы"

Подарок на "День Защитника Отечества"...

планирование в старшей группе "Красные погоны , новенький мундир"

Перспективное планирование в старшей группе "День защитника Отечества"...

перспективное планирование Красные погоны,новенький мундир"

перспективное планирование   в  старшей группе...

план конспект по аппликации "Кольчуга богатыря"

Конспект занятия по аппликации для средней группы...

От кольчуги до мундира.

Расширение представлений о Российской Армии. Формирование здорового образа жизни....

Методическая разработка по изобразительной деятельности: «Кольчуга русского богатыря» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка посвящена развитию художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования...

Аппликация « Кольчуга Добрыни Никитича»

Цель: расширять знания детей о защитниках Родины. Продолжать учить отрывать от листа маленькие  кусочки, наносить на них клей, приклеивать аккуратно. Учить понимать  и анализировать содержан...