Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет
методическая разработка (младшая группа) по теме

Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnosticheskie_metodiki_3-4_goda.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Автор методики, название методики

Исследуемая функция

Цель исследования

Методика исследования

Название шкалы

Материал

«Коробка форм»

Восприятие формы

Оценка восприятия формы и пространственных отношений

Перед ребёнком раскладывают фигуры-вкладыши и ставят ящик с прорезями. «У нас есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма – своё окошечко. Постарайся опустить письма в этот почтовый ящик».Ребёнок должен поместить фигуры-вкладыши в ящик через соответствующие им прорези.

Высокий уровень 3 балла-решение задачи на основе зрительного соотнесения основания фигуры с прорезью в ящике.

Средний уровень 2 балла-простые фигуры (круг, квадрат) зрительно соотносятся с прорезями, а сложные примериваются к разным, в том числе не соответствующим нужным прорезям.

Низкий уровень 1 балл-выполнение задания путём проб и ошибок.

Ящик с прорезями и объёмные вкладыши. Основания этих вкладышей соответствуют по форме прорезям ящика и представляют собой геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, квадрат и многогранник.

«Цветные коврики»

Восприятие цвета    

Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.

Ребёнку предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет.

Для детей 3-х лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия 2-3 х. карточек. Для детей 4 –х. лет удовлетворительным считается, если ребёнок правильно выбирает все основные цвета и называет 4-6 цветов

6 цветных карточек: красная, синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая, голубая.

«Кружки»

Восприятие величины

Выявление особенностей восприятия предметов по величине

Ребёнку предлагают 3 кружка одного цвета, но разной величины, просят выбрать «Самый большой» или «Самый маленький» кружок и назвать его («большой» или «маленький»)

Самостоятельное выполнение задания будет удовлетворительным для ребёнка 3-х лет.

«Фигуры»

Восприятие  формы

Выявление особенностей восприятия формы предмета

Перед ребёнком выкладывают 2 любые из 5 фигур. Затем предлагают ещё одну из своего набора и просят выбрать из своей пары ту, которая такая же, как образец. Например: перед ребёнком выкладывают круг и квадрат из первого набора, а затем квадрат из второго набора ит.д.

Для ребёнка 3-х лет допустимо путать овал и круг, квадрат и прямоугольник.

Два набора картонных геометрических фигур одинакового цвета –круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник.

«Мисочки»

Восприятие величины

Выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладения предметными действиями

Экспериментатор показывает ребёнку мисочки, вложенные одна в другую, затем раскладывает их в беспорядке перед ребёнком и предлагает:»Собери мисочки, как было». В случае необходимости показывает как надо выполнять задание на первых  двух элементах

Высокий уровень-3 балла-решение задачи на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень-2 балла достигается не с первой попытки.

Низкий уровень – 1 балла-отсутствие самостоятельного решения данной задачи

5-7 мисочек одинаковой формы, но разных  по величине, которые могут быть упорядочены как элементы сериационного ряда.

«Пирамидка»

Восприятие величины

Выявление уровня восприятия отношений предметов по величине и овладение предметными действиями.

Взрослый показывает образец пирамидки, фиксируя внимание ребёнка на том, что пирамидка ровная:»Посмотри, какая ровная пирамидка».Затем образец разбирают и элементы выкладывают перед ребёнком и элементы выкладывают перед ребёнком в беспорядке. Экспериментатор просит: «Собери пирамидку как было» Если ребёнок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.

Высокий уровень – 3 балла-выполнение задания на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень-2 балла-примеривание, сопоставление элементов пирамидки до надевания на стержень.

Низкий уровень – 1 балл-отсутствие самостоятельного решения.

Детская пирамидка из 5-7 элементов.

«Разрезные картинки»

Наглядно-действенное мышление

Выявление степени овладения зрительным синтезом-объединение элементов в целостный  образ

Части картинки, раскладываются перед ребёнком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение. Экпериментатор спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребёнок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если ребёнок не называет, взрослый предлагает: «Сложи  части и посмотрим, что нарисовано на картинке».

Высокий уровень-3 балла-на основе зрительного соотнесения.

Средний уровень-2 балла-правильное сложение картинок, достигнутое путём проб, прикладываний (3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти составных)

Низкий уровень-1 балл-картинки составляются с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не складываются.

Картинки из нескольких частей (от двух до шести)

Конструирование по образцу (автор Лаврентьева Т.В.)

Наглядно-действенное мышление

Определение уровня развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве

Экспериментатор за ширмой ли листом бумаги создаёт конструкцию из строительных деталей. Затем открывает конструкцию и просит ребёнка: « Построй из своих кубиков точно также»

Высокий уровень-3 балла-построение конструкции на основе зрительного соотнесения с образцом.

Средний уровень – 2 балла-экспериментатор строит конструкцию на глазах у ребёнка.

Низкий уровень-1 балл- отсутствие самостоятельного решения.

3 детали строительного материала разной формы (фигуры с основанием-полукруг, треугольник, прямоугольник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет

Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей...

Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогический консилиум.

Психологическое обследование - составная часть комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования.      Для получения инф...

Использование "Методики автоматизированного логопедического обследования детей 4-8 лет (студия "ВиЭль") для эффективной диагностики речевого развития детей с ТНР

Из опыта работы учителя-логопеда  по применению на практике компьютерной программы "Логопедическое обследование" (В.М. Акименко) при диагностике речевого развития детей с ТНР в группе к...

Диагностические методики используемые музыкальным руководителем Чесноковой Н.В. при оценке музыкальных способностей воспитанников.

Диагностические методики используемые музыкальным руководителем Чесноковой Н.В, при оценке музыкальных способностей воспитанников....

Диагностические методики, используемые при обследовании детей разных дошкольных возрастных

Психологическая диагностика – это углубленное психолого-педагогическое изучение детей на протяжении всего времени пребывания в ДОУ, определения их индивидуальных возможностей в ходе образователь...

Опыт применения специалистами МБДОУ «ДС № 46 «Надежда» диагностической методики «Протокол педагогического обследования детей с расстройствами аутистического спектра» для определения конкретных целей психологопедагогической коррекции дошкольников с РАС.

В настоящее время особую актуальность имеет проблема социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра. За последнее десятилетие количество детей с аутизмом выросло в десятки ра...