Подборка пальчиковой гимнастики
календарно-тематическое планирование на тему

Головина Валентина Васильевна

Для комплексно-тематического планирования педагогического процесса важно отбирать и оздоровительный материал в соответствии с темой текущей недели. Думаю, что подборка пальчиковой гимнастики поможет педагогам выбрать необходимый комплекс (игру).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx58.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Мышка»

(движения по тексту)

Мышка мылом мыла лапку,

Каждый пальчик по порядку.

Вот намылила большой,

Сполоснув потом водой,

Не забыла и указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылила усердно,

Самый грязный был наверно,

Безымянный терла пастой,

Кожа сразу стала красной,

А мизинчик быстро мыла –

Очень он боялся мыло.

Труд

Нитку вдеть — для пальца

Непосильный труд,

Но зато два пальца

Платьице сошьют.

Три в тетради нашей

Пишут хоть куда.

Десять поле пашут,

Строят города.

(Движения для пальцев рук: встряхивание, поглаживание, постукивание, массирование, разминание)

«

«Разотру ладошки»

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь с ним крепко

И вытягивать начну.

Пальчик с пальчиком  сложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Выпущу я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики!

«Петушок»

Петушок, петушок,

Чистим мы твой гребешок.

Долго первый зубчик трём,

Ко второму перейдём.

Третий долго-долго трём,

На четвёртый перейдём.

А теперь клюв разотрём

И по складке проведём:

Назад-вперёд, назад-вперёд,

Петух песенку поёт.

Вот помощники мои

Вот помощники мои,

их как хочешь поверни:

(смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так,

не обидятся никак.

(Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.

(Встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и работать захотели.

(потираем руками)

Поработают немножко,

(Хлопаем в ладоши)

мы дадим им отдохнуть.

(Сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и опять обратно в путь.

(Хлопаем в ладоши)

«Угадайте!»

Пять да пять – родные братцы,

Все так вместе и родятся.

Если вскапывают грядку –

Держат все одну лопатку.

Не скучают, а играют

Вместе все в одни игрушки.

А зимою всей гурьбою

Дружно прячутся в теплушки.

Вот такие пять да пять!

Угадайте, как их звать.

«Фрукты»

Будем мы варить компот.

Фруктов нужно много. Вот!

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот,

Угостим честной народ.

«Толстушка-ползушка»

Толстушка – ползушка,

Дом завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи не спеши

Рога покажи.

«Ладушки»

- Ладушки, ладушки, где были?

- У бабушки.  (хлопают)

- А у бабушки ладони,

Все в морщинках собраны.   (показывают руки)

А у бабушки ладони

Добрые предобрые.

 (поглаживают ладони друг о друга)

Всё работали ладони,

Долгими годами. (кулачком по кулачку)

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами. (понюхать ладони)

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони. (поглаживают)

И с любой печалью сладят

Тёплые ладони. (сдуть с ладошек)

«Маляры»

Дом мы строим. Выше, выше!

Поднять руки вверх.

Есть окошки в нём

Показать пальцами окошки, соединив большие и указательные пальцы.

И крыша.

Поднять руки над головой, соединив ладонями крышу.

Красят домик маляры

Для любимой детворы.

Выполнять руками движения кисти маляра.

«Карасёнок и карась»

Карасёнку раз карась

Подарил раскраску.

Ладошки – «плавающие рыбки»

И сказал карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!»

Ладошки – «книжки»

На раскраске карасёнка

Три весёлых поросёнка.

Ладошки – «пятачки».

Карасёнок поросят

Перекрасил в карасят!

Ладошки – «кисточка».

«Птички»

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек – стайка.

Сжимают и разжимают пальцы рук.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Эта – зяблик.

Эта – стриж.

Эта – развесёлый чиж.

Поочерёдно массируют пальцы на левой и правой руке.

Ну, а эта – злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Прячут руки за спину.

"Котята"

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят,

(Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых.

(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

«В лесу»

Меж еловых мягких лап

Сжимают и разжимают пальцы.

Дождик кап-кап-кап!

Стучат указательным пальцем по ладони.

Где сучок давно засох,

Трут кулачок о кулачок.

Серый мох, мох, мох.

Хватательные движения справа и слева.

Где листок к листку прилип,

Трут ладонь о ладонь.

Вырос гриб, гриб, гриб.

Постепенно поднимают руки.

Кто нашёл его, друзья?

Протягивают руки вперёд.

Это я, я, я!

Три раза ударяют себя в грудь.

«Мотальщики»

На концах бечёвок палки,

Называются «моталки».

Посреди бечёвок рыбка.

Ты мотай бечёвку шибко.

Тот  кто первым намотает,

Тот и рыбку получает,

Рыбку не простую.

Рыбку золотую.

Двое детей берутся руками за палочки и по команде наматывают на них бечёвку, стараясь как можно быстрее добраться до рыбки.

 «Грибы»

То-топ – пят шагов,

Ходьба на месте.

В туесочке пять грибов.

Переплести пальцы «корзиночкой», показать пять пальцев.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй лисичка - рыжая косичка.

Третий гриб – волнушка,

Розовое  ушко.

А четвёртый гриб- сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Бери его смело.

Поочерёдно массировать каждый палец, начиная с большого.

«Напёрсток»

Вышивает, шьёт иголка,

Пальцу больно, пальцу колко.

Левая ладошка раскрыта, в правой руке воображаемая иголка; иголка «шьёт» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.

А напёрсток в тот же миг

К девочке на пальчик прыг!

Делают движение, как будто надевают на указательный палец левой руки напёрсток.

Говорит иголке: «Шей,          «шьют»

А колоться ты не смей!»

Грозят указательным пальцем левой руки.

"У жирафов"

У жирафов пятна, пятна,

Пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна,

Пятна, пятнышки везде.

(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, на ушах,

На шее, на локтях,

На носах, на животах,

На коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

"Перчатка"

Весёлая мышка

Перчатку нашла,

(Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).

Гнездо в ней устроив,

(Складываем ладоши "ковшом").

Мышат позвала.

(Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).

Им корочку хлеба

Дала покусать,

(Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).

Погладила (отшлёпала) всех

(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному). 

И отправила спать.

(Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

 «Ладушки»

- Ладушки, ладушки, где были?

- У бабушки.        (хлопают)

- А у бабушки ладони,

Все в морщинках собраны.  

(показывают  руки)

- А у бабушки ладони

Добрые, предобрые.

 (поглаживают ладони друг о друга)

- Все работали ладони,

Долгими годами.  (кулачком по кулачку)

- Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами.  ( понюхать ладони)

- По кудрям тебя погладят

Добрые ладони.  (поглаживание)

- И с любой печалью сладят

Теплые ладони.  (сдуть с ладошек)

- Ладушки, ладушки, где были?

- У бабушки!  (хлопают)

"Поросята"

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день Хвостом вилял, (Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об Забор чесал. (Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,

Поросяток я люблю. ("Фонарики").

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,

Поросяток я люблю

(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок

Носом землю ковырял, (Средние).

Этот толстый поросёнок

Что-то сам нарисовал. (Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю,

Поросяток я люблю

(Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок –

Лежебока и нахал, (Большие).

Захотел спать в серединке

И всех братьев растолкал.

(Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

"Улитка"

Улитка в домике сидит,

Рожки высунув, молчит.

(Одна из рук - "цветочек". Она стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка - чашечка цветка. Вторая рука - улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).

Вот улиточка ползёт

("Улитка" раскачивается из стороны в сторону).

Потихонечку вперёд.

(Ползёт вперёд по столу).

На цветочек заползёт,

("Улитка" заползает на "цветочек").

Лепесточки погрызёт.

("Улитка" поочерёдно обхватывает пальцы ("лепесточки") второй руки ("цветочка").

Рожки в голову втянула,

(Рука ("улитка") сворачивается в кулак ("втягивает рожки").

В домик спряталась, заснула.

(Вторая рука ("цветочек") закрывается, пряча "улитку" в "бутоне").

"Два козленка"

(На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).

Как-то раз к кому-то в гости

Шёл козлёнок через мостик,

(Держим кисти горизонтально, сближаем руки).

А навстречу шёл другой,

Возвращался он домой.

(На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).

Два рогатых глупых братца

Стали на мосту бодаться,

Не желая уступить

И другого пропустить.

Долго козлики сражались,

Разбегались и толкались.

Вот с разбега лбами - бух!

(На слово "бух" - хлопаем в ладоши).

И с моста в водичку - плюх!

(Роняем руки на колени).

"Весна"

(Пальцы складываем щепоткой. Качаем ими).

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь.

(Ладони сомкнуты "ковшом", поднимаем руки вверх, раскрываем ладони, боковые части остаются прижатыми, пальцы растопырены).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

(Движения повторяются).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

(Выполняем руками волнообразные движения (пальцы выпрямлены, сомкнуты, ладони повёрнуты вниз).

А из под старой травки

(Ладони сомкнуты "ковшом").

Уже глядит цветок...

(Ладони раскрываются, боковые стороны рук соединяются, пальцы раскрыты, полусогнуты (чашечка цветка).

А из под старой травки

Уже глядит цветок

(Движения повторяются).

Раскрылся колокольчик

(Руки стоят на столе, опираясь на локти. Пальцы сжаты в кулак).

В тени там, где сосна,

(Пальцы постепенно разжимаются, свободно расслаблены (чашечка колокольчика).

Динь-динь, звенит тихонько,

(Качаем кистями рук в разные стороны, проговаривая "динь-динь").

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

"Зайцы"

Руки лежат на столе или коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом приподнимаем поочерёдно пару одноимённых пальцев, начиная с больших.

Десять серых зайцев

Дремали под кустом,

И двое вдруг сказали:

"Вон человек с ружьём"

Двое закричали:

"Давайте убежим!",

Двое прошептали

"Давайте помолчим!",

Двое предложили:

"Мы спрячемся в кустах!"

А двое вдруг спросили:

"Он может сделать "Бах"?"

"Бах" - выстрелил охотник,

(Хлопаем в ладоши).

Нажав ружья курок,

(Бежим пальчиками по столу или коленям).

И десять серых зайцев

Пустились наутёк.

"Пять утят "

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

(Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

(постепенно пальцы загибаются)

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

(На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

"Часы "

Садимся на коврик или подушку на колени. Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки.

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом!",

(Один хлопок над головой).

Мышь скатилась кувырком.

(Руки "скатываются" на пол).

Мышь полезла второй раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"

(Два хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

Мышь полезла в третий раз

Посмотреть, который час.

Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"

(Три хлопка).

Мышь скатилась кувырком.

"Червячки "

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает,

Головой она кивает,

(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).

Каркает: "Вот и обед!"

(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).

Глядь - а червячков уж нет!

(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)

"Пчелки "

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать,

(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке" Дети заглядывают в "улей").

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

(Сжимаем кулачки. Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки).

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать:

(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими (пчёлки летают).

Раз два, три, четыре, пять!

"Паучок"

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(Действия аналогичны первоначальным, "паучки" ползают на голове.)

«У слонов»

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

(Щипаем себя, как бы собирая складки).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

(Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка пальчиковой гимнастики

Подборка пальчиковой гимнастики...

Подборка пальчиковой гимнастики для первой младшей группы

Подборка пальчиковой гимнастики для первой младшей группы Вышла курочка гулять(шагают двумя пальцами - указательным и средним - каждой руки),Свежей травки пощипать(щиплющие движения всеми пальцам...

Подборка пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста.

Подборка пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста...

Подборка пальчиковой гимнастики по теме: «Весна».

Подборка пальчиковой гимнастики по теме: «Весна»....

Подборка пальчиковой гимнастики для детей.

Пальчиковая гимнастика в стихах для детей....

Подборка пальчиковой гимнастики по временам года.

Подборка пальчиковой гимнастики для использования в детском саду ....

Подборка пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста

Подборка пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста...