"Приглашаем вас на чай!"занятие со старшей группой.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Цели и задачи:

  • Познакомить детей с правилами чайного этикета в России. Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно правильно вести себя за чайным столом.
  • Расширить знания детей о национальных старинных и современных традициях в России Продолжать учить детей отвечать на вопрос распространенными предложениями.
  • Воспитывать вежливость, аккуратность, уважение к традициям своей страны.

Материалы:

  • чайный сервиз в русском стиле, самовар, сладости к чаю, лимон;
  • разные сорта чая;
  • мяч.

ХОД УРОКА

Под аудиозапись русской народной мелодии дети входят и садятся на стульчики, стоящие полукругом.

- Сверху пар, снизу пар,
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.

- Как вы дома встречаете гостей?

- Гостей надо поприветствовать, угостить и чем-то занять, чтобы им не было скучно. Гостей встречает хозяин словами приветствия, давайте вспомним их, поиграем в игру “Скажи приветствие”.

Дети становятся в круг, ведущий говорит любое слово приветствия и передает мяч соседу, тот говорит свое и т.д.

- Молодцы! Теперь пора подумать об угощении.

- Чаепитие на Руси – признак хорошего тона, что нам необходимо, чтобы напоить гостей чаем? (Дети отвечают).

- Конечно, вы правильно все перечислили: самовар, чайный сервиз (чайные пары), заварочный чайник, сахарница, молочник, десертные тарелки, десертные приборы, салфетки, вазочки и угощения.

- Посмотрите на этот стол, так традиционно накрывают стол в России. Я вам расскажу, как следует вести себя за чайным столом, чтобы про вас сказали, что вы воспитанный человек.

Берете салфетку и кладете ее на колени. Хозяйка налила вам горячий чай в чашку. Вы поворачиваете чашку в блюдце ручкой влево, берете тарелку с лимоном и аккуратно, внимательно перекладываете лимон в свою чашку, затем ставите тарелку обратно. В правую руку берете чайную ложку, левой – держите чашку за ручку и выдавливаете очень аккуратно сок из лимона, затем вынимаете лимон и кладете на блюдце. Берете из сахарницы общую ложку и кладете себе сахар, а потом своей чайной ложкой его размешиваете, очень аккуратно, не допуская шума и звон. Затем вынимаете чайную ложку и кладете ее на блюдце, чашку поворачиваете ручкой вправо. Если перед вами лежат печенье, пряники, сушки, конфеты, то вы их кладете в свою десертную тарелку и лишь, затем едите. Торты, пирожные едят с помощью десертной вилки. Пальцы, губы вытираем только бумажной салфеткой.

 

 

 

 

Физминутка.

- Я приглашаю вас на игру “Давайте поздороваемся”.

Дети по сигналу начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается ему на пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопка – здороваемся плечиками;
3 хлопка – здороваемся спинками.

Во время игры запрещено разговаривать.

Именно у нас появился особый вид приглашения в гости – на чай. К чаю подавались пряники, леденцы, куличи, печенья, кренделя, мед, варенье. А после чая – танцы. Стол накрывали цветной скатертью, сервировку вы видите. И обязательно во главе стола стоит самовар. Он является символом всего веселья и создает уют. Самовар, скорее всего, придумали и собрали в Сибири, ведь там очень холодно. В Европе самовар называют главным русским изобретением, а в Германии – русской чайной машиной. Раньше самовары топили дровами и шишками, а теперь какие самовары? (Ответы детей).

- Правильно, электрические. Обратите внимание, чашки в России широкие, заварочный чайник пузатый, и роспись яркая. Кстати, пить чай с лимоном придумали именно в России. Дело в том, что в тех странах, где выращивают чай – лимоны не растут, а там, где растут лимоны (Италия, Кипр, Греция и т.д.) не выращивают чай. А у нас в Краснодарском крае растет и то, и другое. В Англии, если вы захотите чай с лимоном, вам его так и представят – “Русский чай”.

- А теперь, приглашаю вас на чайный интеллектуальный аукцион. Здесь можно “купить” себе понравившийся чай, ответить на вопрос. Но правила на аукционе строгие. Если хотите ответить - поднимите руку и отвечайте только после того, как вас назовут, ответ должен быть содержательным, интересным и понятным.

Показываю детям пакетики с различными сортами чая, они выбирают их и отвечают на вопросы:

  1. Назовите страну, где “родился” чай? (Китай)
  2. Кто собирает чайные листики и почему? (Женщины, т.к. у них нежные руки, они аккуратны)
  3. Когда собирают чайные листики и почему? (Рано утром и вечером, т.к. чай не любит солнечные лучи и теряет свои свойства)
  4. Сколько видов чая вы знаете? Назовите их. (Черный, зеленый, красный, желтый)
  5. Как раньше называли чай в России? ( Китайской травой)
  6. Какие люди раньше могли пить чай и почему? (Богатые люди, т.к. он стоил очень дорого)
  7. Что же пил простой народ? (Отвары из листьев смородины, шиповника)
  8. Назовите пословицы о чае. (“Пей чай – удовольствие получай”. “С чая лиха не бывает”. “Чай пить, не дрова рубить”)
  9. Без чего трудно представить чаепитие в России? (Без самовара)
  10. Какой чай называли “русским” и почему? ( Чай с лимоном, т. к именно в России впервые стали его класть в чай)
  11. Что подают к чаю в России?

На этом наш аукцион завершен, молодцы! Вы являетесь знатоками чая. Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

А теперь, ребята, пойдемте мыть руки, т. к. сейчас мы будем пить чай!

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия ( старшая группа) :Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Путешествие в прошлое», посвящённое 75-летию снятия блокады Ленинграда (Совместно с родителями)

В РАМКАХ ПРОЕКТА " НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО" , БЫЛО РАЗРАБОТАНО И ПРОВЕДЕНО ЗАНЯТИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ К 75- ЛЕТИЮ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе (природа, ознакомление с окружающим, рисование) «Секреты яблока»...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Эколята приглашают в гости».

Занятие предусмотрено для детей 6 года жизни. В нем задания от Эколят - юных защитников природы....