Организация предметно-развивающей среды ДОУ
статья по теме

Хрюнова Елена Станиславовна

 

Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predmetno-razvivayushchaya_sreda_mdou_no41_zhavoronok.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Если человек загадывает на год, он сеет хлеб. Если человек загадывает на десятилетие, он сажает деревья. Если человек загадывает на века, он воспитывает детей. В  «Жаворонке» загадывают на века. Потому что в детском саду с таким чудесным весенним названием работает коллектив людей, увлеченных одной целью – воспитать из малышей замечательных людей, подготовить их к большой и сложной жизни взрослых.

За 40 лет существования «Жаворонок» приобрел богатый опыт и традиции, главная из которых – подходить к решению всех проблем творчески.  Детский сад как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми?

Одна из проблем, с которой мы столкнулись в своей работе,  была  нехватка специализированных помещений. В результате переоборудования имеющиеся помещения стали многофункциональными. И мы стали более рационально использовать площади своего детского сада. Так, например, из групповых комнат были оборудованы: Монтессори-класс, Сенсорная комната, часть спальни используется как экспериментаторская лаборатория. Центры астрономии и географии мы разместили в группах. Бывшая приемная превратилась в физиокабинет. Многофункциональное применение нашел так же музыкальный зал, который во второй половине дня используется для занятий хореографией и ритмикой. В физкультурном зале проходят дополнительные занятия на тренажерах и корригирующая гимнастика. Изостудия ведет свою работу во второй половине дня в логопедическом кабинете, который в это время свободен.

Для успешной адаптации ребенка в современных усло виях, развития его способнос тей, творчества и полноценной самореализации необходима гармонично-развивающая сре да пребывания.

Создание психологически комфортных интерьеров в понимании педа гогов нашего ДОУ — непре менное условие развития лич ности ребенка, основа его эмо ционального благополучия, за лог раннего развития эстети ческого вкуса.

В ДОУ созданы условия для художественно-эстетического развития детей, используются методики и приемы для развития детей в изобразительной, музыкально-театральной деятельности, при обучении хореографии. В занятиях изостудии реализуется метод организации коллективного детского творчества, способствующий развитию сотрудничества и позитивных взаимоотношений, созданию благоприятного    психологического климата в группе.

Элементы культуры — живописи, литературы, музыки, театра — входят в дизайн интерьера детского сада. В каждой группе органи зованы выставки детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок). Воспитатели с уважением отно сятся к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети знают, где в группе можно хранить игрушки, "драгоценные" для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.

Предметно-игровая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым де лом.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидакти ческий материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, крас ки, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

В каждой группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы  ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позво ляющее ощущать тесный контакт с ними.

Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включе ны не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме уголков природы в группах, где дети наблюдают за растениями, проводят элементарные опыты, в детском саду организована экспериментаторская комната. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поли вают цветы, кормят птиц, чистят их клетки. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами приро ды дети учатся при ведении календаря погоды. В уголках детского экспериментиро вания малыши играют с песком, водой, крас ками, пеной.

В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помо щью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, по могающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.).

Предметно-игровая среда старших дошкольников не должна сковывать ини циативу детей. В группе и на участке размещено необходимое количес тво разнообразного игрового материала, который дети используют по своему усмотрению. Наряду с многофункциональ ными предметами (кубы, бруски, цилинд ры), разными по размеру, форме, матери алу, у детей имеются обычные игрушки и игровая атрибутика.

Самостоятельная организация игро вой среды, подбор атрибутики, дополня ющей настоящую самодеятельную игру, в которой дети сами придумывают сю жет, сами моделируют и разыгрывают свои роли, способствуют развитию игры и их творчества, а также их активности, инициативности и воображения.

Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

Если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в "семью", "больницу", "магазин", выделяем для этого большую часть группы. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодо левает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с кон структорами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию вообра жения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

Осуществляется квалифицированная коррекция речевого развития детей. Коррекция речи детей ведется в форме фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Развитие речи детей прослеживается во всех направлениях воспитательной деятельности с детьми. Эта работа проводится при взаимодействии логопедов, дефектолога, воспитателей, музыкальных руководителей, инструктора по физическому воспитанию. Во всех возрастных группах подобран большой дидактический материал по этому разделу.  Учителя-логопеды твердо уверены: основы правильной и красивой речи закладываются и развиваются в дошкольном детстве. В тесном контакте со специалистами работают и воспитатели, которые на собственном примере учат малышей говорить грамотно и красиво. Для этого детям не только ежедневно читают книжки, но и много рассказывают.      Работа учителей-логопедов и учителя-дефектолога помогла оказать помощь нуждающимся детям, не посещающим логопедические группы. У многих детей были поставлены и активизированы в речи звуки, обогатился словарный запас, развилось умение согласовывать прилагательные и существительные.

Особый интерес вызывает Сенсорная комната, которая постоянно пополняется различными материалами.  Это помещение, оборудованное по специальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении психолога исследует окружающее. Обстановка способствует нормализации психического состояния, является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития.      Мягкая среда обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание условий для релаксации и спокойного состояния.

В детском саду ведется экспериментаторская работа. В нашем учреждении группа кратковременного пребывания работает по педагогической системе Марии Монтессори. Для работы с детьми по данной методике создается специальная развивающая среда, наполненная автодидактическими материалами, позволяющая развиваться ребенку в индивидуальном темпе и в соответствии с индивидуальными способностями.

Дети в этой группе разные по возрасту и физическому состоянию, поэтому для них создан гибкий график посещений. Еще рано говорить о достижениях, но на данном этапе у нас есть некоторые положительные результаты нашей работы:

  1. дети хорошо адаптировались в детском саду, благодаря этому они не изолированы от своих сверстников, а получают полноценное общение;
  2. мы наблюдаем положительную динамику в их развитии.

При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая де ятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не явля ется основным условием развития ребенка. Педагоги нашего детского сада в свободное время рисуют, шьют, вяжут, придумывают интерес ные игры, нестандартное оборудование для групп.

Мы считаем, что це ленаправленно организо ванная предметно-разви вающая среда в нашем учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ре бенка.

Созданная эстетичес кая среда вызывает у детей чувство радости, эмоцио нально положительное от ношение к детскому саду, желание посещать его, обо гащает новыми впечатле ниями и знаниями, побуж дает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному разви тию детей дошкольного возраста.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ДЕТСКИЙ САД № 41 «ЖАВОРОНОК»

«ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ

СРЕДА  МДОУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

презентация Организация предметно-развивающей образовательной среды в ДОУ по ФГОС.ppt

Цель моей презентаций: Приобретение профессиональных компетенций педагога в соответствии с требованиями ФГОСЗадачи: §Изучить нормативно-правовые документы ФГОС.        ...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Педсовет "Организация предметно-развивающей речевой среды".

Подлинно творческое развитие ребенка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях насыщенной предметно-развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средст...