Лекция для конференции "Православие в моей жизни"
материал по теме

Рычкова Надежда Николаевна

"…Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым. К Церкви нужно вести детей с раннего детства... Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий…".

Протоиерей Зеньковский В.В.

Дети – это наше будущее. В широком смысле,  им предстоит вершить судьбы страны, занять ключевые позиции во всех сферах жизни, а для нас, взрослых, родителей, педагогов, смысл в том, что это наша надежная опора к старости.  Согласитесь, ведь неподдельной радостью наполняются наши сердца, когда наши сыновья или дочери с готовностью откликаются на высказанную просьбу, прислушиваются к доброму совету, и глубокую печаль чувствуем, когда наши дети пытаются поступить по своей воле, не обращая внимание на родительские наставления и предостережения. Все чаще мы стали замечать в наших детях  озлобленность, грубость, эгоизм,  желание, чтобы от него все побыстрее отстали со своими наставлениями.  Удивляемся откровенно от чего в них столько злобы, мы ссылаемся на «такое время», «общество», на то, что телевидение и Интернет губит наших детей. Возможно, но мы, взрослые, знаем, что жизненный опыт наших детей слишком мал, чтобы отличить добро от зла, избежать опасности, что нравственно, а что безнравственно, как сделать правильный выбор. И кому, как не нам, взрослым и близким ребенку людям, необходимо с раннего детства заниматься приобщением детей к культуре, морали и слову, духовно питать наших детей и воспитанников, дать детям нравственные ориентиры добра, истины и любви.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Поговорим о преподавании православной культуры

в детском саду»

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский новый университет;

город Домодедово;  

Рычкова Надежда Николаевна;

ПЗ-07; факультет педагогики и психологии.

"…Мы не можем, имея детей, ждать, что когда-то, став зрелыми, они сами поймут, что их путь лежит к Церкви - ибо они могут и не понять, могут огрубеть, путь Церкви может оказаться навсегда заслоненным и закрытым. К Церкви нужно вести детей с раннего детства... Не с юности, а раньше должно начинаться питание ребенка благодатными силами Церкви, чтобы не оказалось сердце юноши глухим, когда придет час творческих исканий…".

Протоиерей Зеньковский В.В.[5]

Дети – это наше будущее. В широком смысле,  им предстоит вершить судьбы страны, занять ключевые позиции во всех сферах жизни, а для нас, взрослых, родителей, педагогов, смысл в том, что это наша надежная опора к старости.  Согласитесь, ведь неподдельной радостью наполняются наши сердца, когда наши сыновья или дочери с готовностью откликаются на высказанную просьбу, прислушиваются к доброму совету, и глубокую печаль чувствуем, когда наши дети пытаются поступить по своей воле, не обращая внимание на родительские наставления и предостережения. Все чаще мы стали замечать в наших детях  озлобленность, грубость, эгоизм,  желание, чтобы от него все побыстрее отстали со своими наставлениями.  Удивляемся откровенно от чего в них столько злобы, мы ссылаемся на «такое время», «общество», на то, что телевидение и Интернет губит наших детей. Возможно, но мы, взрослые, знаем, что жизненный опыт наших детей слишком мал, чтобы отличить добро от зла, избежать опасности, что нравственно, а что безнравственно, как сделать правильный выбор. И кому, как не нам, взрослым и близким ребенку людям, необходимо с раннего детства заниматься приобщением детей к культуре, морали и слову, духовно питать наших детей и воспитанников, дать детям нравственные ориентиры добра, истины и любви.

Каждый человек с рождения живет в мире отношений: с родителями, учителями, друзьями и недругами, начальниками. Часто построение отношений приносит разочарования, огорчения и иной эмоциональный дискомфорт. Для верующего человека все отношения определяются величиной константа — законом Божьим. От того, как он относится к Богу, зависят его отношения к окружающему миру, зависит выбор жизненного пути и, в конечном счете, — плоды жизни. Как помочь современным детям в обретении пути? И какие константные величины может предложить современная система образования?

В настоящее время как на региональном, так и на федеральном уровне ставятся задачи духовно-нравственного воспитания, которые находят развитие в постановке цели духовно-нравственного образования в государственных нормативных документах (см.: Концепция воспитания и развития личности гражданина России, Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, в котором выделена новая предметная область «Духовно-нравственная культура народов России»), в появлении большого количества пособий, в подготовке педагогов к преподаванию духовно-нравственной культуры в системе государственного образования. Так, в Московской области, как в системе православного, так и светского образования успешно используется образовательная программа «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для дошкольного, школьного звена и разработанный на ее основе комплекс учебно-методических пособий («Православная культура» — для 1–10 классов и «Добрый мир; «Православная культура для малышей» — для детских садов). Разрабатывается и постепенно издается серия книг по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, которые могут также интегрироваться в работу светских учреждений. В этих целях разработано и издано "Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста" под редакцией Алексеевой А.С. В пособии изложена примерная программа православного воспитания детей, распределенная по трем возрастным группам от младшего до старшего дошкольного возраста. В нем содержатся конкретные рекомендации для использования программы по десяти тематическим разделам: "Ребенок и его окружение", "Бог - Творец мира", "Молитва - общение с Богом" и другие. Это методическое пособие направлено на развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, оказания ему помощи в приобщении к Богу, обретения своего собственного пути к Нему. Изданные в этой серии программы "Воспитание сказкой" под редакцией Гладких Л.П. и "Подарок к празднику" под редакцией Потаповской О.М. отражают основные виды деятельности детей дошкольного возраста, раскрывая глубинный духовно-нравственный потенциал сказки и труда для личностного развития ребенка. Обе программы помогают использовать богатые традиции Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей, в формировании духовного семейного окружения. Конечно же,  не стоит забывать о том, что основа духовно-нравственного воспитания закладывается в семье и продолжается в детском образовательном учреждении.[1]

Целью духовного воспитания  является содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры.

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Работая в детском саду, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Более того, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех, не радея о самом важном в развитии ребенка - питании его души.

Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста. У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству. Первый опыт интеллектуального знакомства ребёнка с традициями православия возможен в возрасте после 4 лет. Психологически это обусловлено переживанием ребёнком кризиса трёх лет и появлением первых проявлений волевого поведения ребёнка. Научившийся ориентироваться и действовать в предметном окружении ребёнок начинает иначе воспринимать самого себя и своё ближайшее окружение.[2]

Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

Всё это исходит из того, что дети должны радоваться. У православного человека есть особые поводы для радости, и мы, педагоги, раскрываем их перед детьми. Мы знаем, что есть Бог, который любит нас. Мы знаем, что нас защищают ангелы. Мир, сотворенный Богом, прекрасен. И этот мир можно и нужно украшать добрыми делами и взрослым, и детям. Необходимо донести эти истины до понимания ребенка в самом начале его жизненного пути. Нельзя допустить, чтобы он плутал в этом мире, впадая в грех и уныние.

Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры от религиозного воспитания состоит в том, что занятия православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. Обучение ребёнка основам православной культуры позволит решить проблему интериоризации духовного опыта человечества в соответствии с индивидуальной траекторией развития личности.[3]

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является освоение им православных духовно-нравственных ценностей. Считаю, что наиболее правильным в этом возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников (православный литургический год), которые вводят ребенка в светлый, радостный и праздничный мир Православия, через который по- новому открывается жизнь окружающих людей и природы. Здесь крайне важно помнить слова К. Д. Ушинского, который писал: "Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни... Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка - все соединяется, чтобы оживить то или другое событие".[4]

При изучении православных праздников необходимо обратить внимание на форму проведения этих праздников, рассказать о том, как празднуется тот или иной праздник, объяснить  его нравственное, поучительное содержание. Почти каждый из них можно "инсценировать" так, чтобы дети почувствовали себя его участниками. Например, на Масленицу мы разыграли сказку "Пузырь, соломинка и лапоть". Пузырь был обжорой, соломинка - жадиной, а лапоть - властолюбцем. Они никак не могли договориться. Стали спрашивать детей: что можно посоветовать героям, как им помочь? Дети думали, а потом говорили: им надо попросить прощения, не объедаться, не сориться, делиться, уступать друг другу. Чем не "вводная лекция" перед Прощеным воскресеньем?

Каждую Пасху педагоги и воспитатели детского сада совместно с   настоятелем, председателем приходского совета   Успенской церкви с Б. Алексеевское отцом Максимом,  стремятся  устроить детям праздник, чтобы дать возможность погрузиться в мир русского быта, русской культуры, использовали народные игры и песни, потешки и хороводы. Воспитанники детского сада готовят интересные музыкальные постановки, где встречаются  со сказочными героями, получают знания о празднике Пасхе и призыв для них: быть добрыми.

На праздниках дети не только исполняют песни, сложенные на народную музыку, но и приобщаются к высокой культуре - слушают произведения русских классиков: Чайковского, Гаврилина, Свиридова, которые обращались в своем творчестве к теме Православия. Это очень обогащает детский опыт, расширяет спектр их эмоций.[6]

Дошкольное детство - очень важный и сложный период жизни. Именно в этот период закладываются основы личности. То, что недодали в этом возрасте, потом очень трудно, а порой и невозможно наверстать. Но и перегрузка информацией, усиленное обучение тоже не приводит к нужным результатам. В этом возрасте очень важны эмоциональные впечатления и традиционные формы детской деятельности.

Работая, с удивлением обнаруживаешь всю мудрость и глубину народной педагогики, где передача знаний и навыков идет не в форме предметов на уроках, а в ходе естественной жизни коллектива. Канвой годового цикла жизни детского сада служит народно-православный календарь, помогающий упорядочить работу. Яркие календарные праздники (Рождественские святки, Сороки, Благовещение, Пасха, Зеленые святки и т.д.) воздействуют на детей эмоционально и остаются в памяти ребенка. Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, что позволяет усваивать материал с младшего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его. И это дает удивительные результаты, когда дети разных способностей и наклонностей, любого возраста и развития находят возможность самовыражаться и развиваться.[6]

Но хочется все же отметить и обратную сторону «медали». Анализ ряда изданных методических пособий по православной культуре для детских дошкольных учреждений показал, что их содержание часто не соответствует своим названиям. Большинство из них ограничивается курсом Закона Божия, но его содержание превышает возрастные возможности детей дошкольного возраста. Содержание большинства занятий рассчитано на детей, достаточно подготовленных к церковной жизни. В то же время имеется много семей, где родители и дети только начинают приобщаться к ценностям православия.

К сожалению, до настоящего времени все выходящие из Министерства образования РФ директивные документы, касающиеся православного воспитания, практически не предусматривают использования их в деятельности детских садов различного профиля. Вместе с тем, на основании Закона Российской Федерации "Об образовании", в принятую в нашей стране систему образования включено и дошкольное образование, осуществляемое в детских садах. Целесообразно было бы  обратить внимание разработчиков нормативных и программных материалов на необходимость придания правового статуса православному воспитанию, начиная с дошкольного возраста.

Дошкольные образовательные учреждения, начинающие работу в этом направлении, нуждаются в компетентном оформлении со стороны священнослужителей. Но нередко они оказываются без помощи, как государственной образовательной системы, так и Церкви. А ведь священнослужители могут сказать то слово, в котором нуждается душа не только ребенка, но и родителей и педагогов, создать в учреждении атмосферу благочестия, добрых нравов, христианской любви и т.д. Однако из-за большой нагрузки, нехватки кадров священнослужители не всегда имеют возможность проводить эту работу. В этой связи необходима систематическая подготовка священнослужителей к педагогической работе. Введенный в духовных школах курс "Православная педагогика" требует особого выделения разделов "Семейное воспитание" и "Особенности духовно-нравственного становления личности в раннем и дошкольном детстве". В средних и высших светских педагогических учебных заведениях желательно введение специальных курсов и факультативов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в традициях православной культуры.[3]

К сожалению, за последние годы отмечается проблема снижения  педагогической компетентности не только родителей, но и специалистов-практиков, работающих с детьми дошкольного возраста. Это выражается в смещении акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет - это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Вызывает опасение перегрузка детского организма в связи с проведением массовых экспериментов, внедрением авторских программ воспитания дошкольников. Для решения этой проблемы необходимо организовать строгую экспертизу учебно-методического материала и пособий.

Вызывает большую тревогу и то, что средства массовой информации, особенно телевидение, в настоящее время все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка.

Подготовила Рычкова Н.Н.,

Заведующий МАДОУ Большеалексеевским д/с

Комбинированного вида «Калинка»

Список используемой литературы:

  1. Алексеева А.С . «Православное дошкольное воспитание - приоритетное направление в образовании»; "Методическое пособие по православному воспитанию детей дошкольного возраста";
  2. Бородина А.В. Основы православной культуры: Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. - М.: Издательство Основы православной культуры, 2005;
  3. Шевченко.Л.Л. Преподавание православной культуры в детском саду.
  4. Ушинский К.Д. Сочинения. В 10-ти т., т.6.- М., АПН РСФСР. 1989.
  5. Сайт воскресной школы: http://dagorthodoxy.ru/index.php/voskresnaya-shkola
  6. «Православная культура и её роль в развитии личности дошкольников» - http://www.bestreferat.ru/referat-136814.html;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ОДИН ДЕНЬ ИЗ МОЕЙ ЖИЗНИ!

Это эссе написано для участия в городском конкурсе "Воспитатель года-2011"....

"Спорт в моей жизни"

Воспитанник старшей группы, Озеров Александр, 6 лет, рассказывает о своём спортивном увлечении....

Лекция : Развитие на третьем году жизни

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3-х ЛЕТ В соответствии с периодизацией,...

Статья «ФОТОАЛЬБОМ МОЕЙ ЖИЗНИ» КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СВОЕГО «Я» ВОСПИТАННИКОВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ДОМА РЕБЁНКА

В статье идёт речь о значении фотографии в формировании личности детей, воспитывающизхся в условиях депривации. Роль фотоальбома в развитии речи....

Диплом Победителя муниципальной акции " Любовь в моей жизни, моей семье, моём роду"

Воспитанница  нашего детского сада, группы "НЕЗАБУДКА" приняла участие и победила  в муниципальной акции: "Любовь в моей жизни, моей семье, моём роду". В каждой номинации...