Адаптированная коррекционно-развивающая программа (В.И. Ганичева)
методическая разработка по теме

Киселёва Наталья Валентиновна

             Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приемы самоконтроля.

            У ребенка есть врожденная потребность в гармонии, балансе, поэтому его нервная система всегда зависит от состояния тела в целом. Если тело находиться в напряжении, нервная система работает с перегрузками. И чем больше у ребенка расстройств, тем меньше он хочет чувствовать свое тело, тем больше он с ним расходиться. Так как ребенок может ощущать жизнь только через физическое существование, то отчуждение от своего тела ведет к межличностной отчужденности.

           На уровне тела можно смоделировать практически любые отношения к людям, явлениям, событиям окружающего мира, а также пространственно-временные отношения. Телесное взаимодействие является способом поддержания контакта и выхода из него, учит понимать другого человека, т. е. развивает чувство эмпатии. Особенно важно формировать позитивные чувства в детской среде. Поэтому большое значение имеют техники непосредственного телесного контакта, потребность в котором у детей очень велика. На основе этого подхода построена коррекционно-развивающая программа «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми», которая позволяет создать у ребенка ощущение защищенности, безопасности. Проживая это состояние, ребенок учится строить свои отношения с миром.

          Включение телесно-ориентированных психотехник на ранних этапах развития детей позволяет осуществлять раннюю диагностику и коррекцию психомоторной функции, эмоционального состояния и различных поведенческих нарушений у ребенка, а значит и оказывает ему своевременную психологическую и педагогическую помощь.

         Программа имеет как профилактически-развивающую направленность в работе с детьми, так и коррекционно-компенсаторную.

         Программа построена на основе целостного подхода к личности ребенка, принципа единства и гармоничного развития всех сфер его жизнедеятельности, с учетом естественной динамики развития ребенка с основным акцентом на развитие его психомоторной функции.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ganicheva.doc116 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю___________________/Зам. по ВМР Андреева Г.А./

            01.10.11 г.                      

Перспективный план коррекционно-

развивающей работы с детьми старшей и

подготовительной группами по программе

 И.В. Ганичевой «Телесно-ориентированные подходы в психокор-

рекционной и развивающей работе с детьми»

на 2011-2012 учебный год

        

                                                                                                                              Разработала:

                                                                                                                             Киселева Н.В., педагог-психолог

                                                                                                                             МДОУ ЦРР д/с «Белоснежка»

   

Месяц

Задачи

        1 год обучения

              (5-6 лет)

          2 год обучения

               (6-7 лет)

Оборудование

Тема

Мяч

   Октябрь

 

1. Изучение психомоторного развития  и эмоционального состояния детей.

2. Знакомство с группой.

3. Снятие эмоционального напряжения, создание позитивного настроя.

Диагностика

1. Вводное занятие с 8.

                                                                                   Ноябрь

1. Познакомить детей с понятием «органы чувств» и их ролью в познании окружающего мира.

2. Создать позитивное отношение к собственному телу и развить способность осознанно управлять им.

3. Ознакомить детей со строением и основными частями тела.

4. Развивать сенсорную чувствительность, слуховую и зрительную память.

Блок «Я и мои помощники»

Коробка с мелкими предметами;

сенсорные дощечки;

магнитофон, аудиозапись музыки для релаксации, звуков природы;

небольшие кусочки овощей и фруктов, сахар, соль;

листы бумаги, простые и цветные карандаши;

2. Органы чувств с.10

3. Ориентировка в схеме тела с.13

4. Ориентировка в схеме тела с.13 (продолжение)

5. Контакт с телом с.17

1. Помочь осознать телесную активность в процессе межличностного взаимодействия.

2. Развивать невербальную коммуникацию: мимику, жестикуляцию.

2. Тело в контакте с. 22

3. Тело в контакте с. 22

(продолжение)

4. Развитие невербальной

коммуникации с.26

Предметы с различными поверхностями – мягкими и жёсткими, холодными и тёплыми, гладкими и шершавыми;

мелкие предметы: камешки, желуди, орехи, шишки, ракушки.

Блок «Эмоциональная

сфера»

5. Злость, гнев с. 38

                                                   Декабрь                                                                    

 

1. Развивать сенсорную чувствительность, слуховую и зрительную память

2. Знакомство с базовыми эмоциями (радость, грусть).

3. Учить определять чувства и эмоции по телесным проявлениям – через мимику и пантомимику.

4. Обучение самоконтролю за эмоциональными проявлениями, принятие собственных эмоциональных реакций и способов реагирования.

5. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, учит выражать настроение мимикой и пантомимикой.

6. Развивать чувство эмпатии.

6. Контакт с телом с. 17

(продолжение)

7. Контакт с телом с. 17

 (продолжение)

Карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях, весёлого и грустного гномов;

магнитофон с записью весёлой  и грустной музыки;

лист ватмана, набор карандашей;

предмет-символ (свеча, сердечко из ткани).

Блок «Эмоциональная сфера»

8.Ознакомление с эмоциями с. 28

9. Радость, грусть с. 31

   

1. Ознакомить с чувствами злости, гнева и страха с формами их выражения.

2. Учить осознавать и выражать чувства злости, гнева с использованием техники моделирования эмоций.

3. Обучить умению справляться с чувством страха через игру, мимику, пантомимику.

6. Злость, гнев с. 40

7. Злость, гнев с. 40 (продолжение)

8. Страх с. 44

9. Страх с. 47 (продолжение)

Старые газеты, магнитофон, аудиозапись музыки для релаксации, карточка с изображением испуганного мальчика, пиктограмма «Страх», большое зеркало, мягкие игрушки – щенок, медвежонок, медведь, кукла-«страшилка», листы бумаги, простые и цветные карандаши.

                                                        Январь

1. Определение чувств и эмоций по телесным проявлениям - через мимику и пантомимику.

Продолжить работу над развитием самоконтроля за эмоциональными проявлениями, приятием собственных эмоциональных реакций и способов реагирования.

2. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

3. Ознакомить детей с чувством обиды, со способами выражения обиды в вербальной и графической формах.

10. Радость, грусть с. 31 (продолжение)

11. Обида с. 35

12. Обида с. 35 (продолжение)

Карточки с изображением лиц в разных эмоциональных состояниях, весёлого и грустного гномов; магнитофон с записью весёлой  и грустной музыки;

лист ватмана, набор карандашей;

предмет-символ (свеча, сердечко из ткани), карточка с изображением обидевшегося мальчика, пиктограмма «Обида», большое зеркало, листы бумаги, простые и цветные карандаши, воздушные шарики.

                                                           

1. Учить развивать координацию движений.

2. способствовать психическому и физическому оздоровлению.

3. Учить вырабатывать умения устанавливать оптимальные контакты с окружающей средой.

Развитие крупной моторики (макроуровень)

10. Хатха-йога с. 56

11. Хатха-йога с. 59 (продолжение)

12. Хатха-йога с. 62

                  Февраль                                        

   Февраль

1. Развивать равновесие, баланс тела, умения владеть своим телом на осознанном уровне.

2. Способствовать укреплению и развитию психического и физического здоровья детей.

3. Развивать навыки межличностного взаимодействия.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Блок «Развитие крупной моторики» (макроуровень)

13. Развитие координации,

равновесия с. 51

Мешочки с песком, теннисные мячи (резиновые игрушки), монеты, четки, палочки, карандаши, шары.

14. Развитие координации,

равновесия с. 51 (продолжение)

15. Парные упражнения с 55

Блок «Развитие мелкой моторики» (микроуровень)

16. Пальчиковая гимнастика и массаж. Работа с мелкими предметами. Упражнения с монетами с. 70

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

2. Способствовать совершенствованию функций нервной системы через разностороннее развитие движений рук детей.

3. Способствовать осознанию собственной телесной активности и улучшению контакта с телом через упражнения с предметами разной формы, фактуры, материала, массы.

 

Блок «Развитие мелкой моторики» (микроуровень)

Деревянные палочки диаметром 1,5-2 см, длинной 10-15 см с загнутыми концами.

13. Мудры с. 78

14. Мудры с. 81 (продолжение)

15. Штриховка с. 83

Блок «Развитие моторики» (средний уровень)

16.Упражнения с палочками с.89

                                                                                         Март                  

                                                 

Март

1. Продолжать обучению развития мелкой моторики пальцев рук.

2. Способствовать совершенствованию функций нервной системы через разностороннее развитие движений рук детей.

3. Способствовать осознанию собственной телесной активности и улучшению контакта с телом через упражнения с предметами разной формы, фактуры, материала, массы.

4. Регулирование психофизиологического состояния детей.

17. Упражнения с палочками и карандашами с. 74

18. Упражнения с палочками и карандашами с. 74 (продолжение)

19. Упражнение с шарами с. 76

20. Упражнение с шарами с. 77 (продолжение)

Деревянные палочки диаметром 1,5-2 см, длинной 10-15 см с загнутыми концами, наборы незаточенных карандашей с круглой и ребристой поверхностью, мячи.

1. Способствовать осознанию собственной телесной активности и улучшению контакта с телом через упражнения с предметами разной формы, фактуры, материала, массы.

2. Учить достигать состояние расслабления.

3. Способствовать профилактике и коррекции зрительных нарушений.

17. Упражнения с мячами с. 92

18. Упражнения с мячами с.94 (продолжение)

19. Упражнения с мячами с.95 (продолжение)

Теннисные мячи.

Блок «Развитие зрительного анализатора»

20. Профилактика и коррекция зрительных нарушений с. 96

                                                                                               

                                                                 Апрель

Апрель

1. Учить снимать мышечные зажимы через использование телесно-ориентированной терапии.

2. Обучать дифференцированию состояния напряжения (расслабления) отдельных мышечных групп тела.

3. Изучение психомоторного развития  и эмоционального состояния детей.

Блок «Работа с сегментами тела»

21. Последовательная проработка сегментов тела (глаза) с. 102

22. Последовательная проработка сегментов тела (рот) с. 104

23. Последовательная проработка сегментов тела (рот) с. 104 (продолжение)

24. Последовательная проработка сегментов тела (шея) с. 107

1. Способствовать профилактике и коррекции зрительных нарушений.

2. Учить приёмам правильного дыхания и расслаблению мышц тела.

3. Учить активизации отдельных систем организма.

4. Обучать снятию эмоционально-психического напряжения, повышать двигательную активность.

21. Профилактика и коррекция зрительных нарушений с. 98 (продолжение)

Блок «Основы саморегуляции»

22. Дыхание с. 120

23. Массаж с. 123

24. Растяжка с. 126

                              Май                                

                                           

 

1. Снятие мышечных зажимов через использование телесно-ориентированной терапии.

2. Обучение дифференцированию состояния напряжения (расслабления) отдельных мышечных групп тела.

3. Изучение психомоторного развития  и эмоционального состояния детей.

25. Последовательная проработка сегментов тела (грудь) с. 109

26. Последовательная проработка сегментов тела (диафрагма) с. 111

27. Последовательная проработка сегментов тела (живот, таз) с. 113

Диагностика

Бумага, глина, мяч.

1. Обучать снятию эмоционально-психического напряжения, повышать двигательную активность.

2. Обучать снятию напряжения, умению расслабляться.

25. Растяжка с. 130 (продолжение)

26. Постизомтрическая релаксация (ПИРС)

Диагностика



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка (для учащихся)

 

Автор материала (ФИ)

Панфилова Ангелина Сергеевна

Класс

11 «А»

 Учитель (ФИО)

Учитель истории Нечипуренко Светлана Николаевна

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №20

Название материала

Буклет «Отечественная война 1812 года»

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ , коллаж, рисунок и т.д.)

Презентация, учебный видеофильм, буклет

Цели,

Задачи материала

Цель: информационная, знакомство с причинами отечественной войны 1812 года, планами сторон, основными этапами, причинами победы русского народа.

Задачи: пропаганда знаний о победе русского войска  в Отечественной войне 1812 года, воспитание патриотизма, любви к Родине

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

Кириллов В.В. История в схемах и таблицах

http://uristinfo.net/istorija-rf/72-istorija-rossii-s-drevnih-vremen-do-kontsa-hh-vekа

http://vale-patrushev.narod.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.

Содержание 1.     Пояснительная записка1.1   Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2   Понятие «агрессивного поведения»1.3   Специф...

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ и инвалидов в условиях сенсорной «Удивительный знакомый мир»

Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задер...

Индивидуальная адаптированная коррекционно-развивающая программа сопровождения дошкольника с ОВЗ или с инвалидностью

Цель программы – коррекция психического развития, сохранение психического здоровья, развитие коммуникативных умений, навыков самоконтроля, произвольного внимания....

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

адаптированная коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ

Программа составлена для детей с ОВЗhttps://disk.yandex.ru/d/imjMA4fHOJQUZg...