Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года.

 

Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форме (в случае специальных показаний либо по желанию родителей, аргументированному значимыми факторами). Занятия проводятся 2 раза в неделю (возможно проведение двух занятий подряд с перерывом), продолжительность одного занятия – 0,5 академических часа.

 

 

Ожидаемые    результаты    и    способы   определения   их результативности

 

По завершении работы цикла у детей:

-  будет развит навык речевого общения на достаточном уровне;

- сформируется навык построения связных монологических высказываний, контроля и самоконтроля за их построением;

- при построении устного речевого сообщения будут в полной мере задействованы такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение;

- сформируется положительная мотивация к школьному обучению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_novaya-2.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа

 «На пороге школы»

Возраст детей: 5 - 7 лет 

Срок реализации:   1 год

       

Составитель:

учитель-логопед

Дьякова Анастасия Юрьевна

     

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность: коррекционное обучение и профилактика

Актуальность

 Психологическая диагностика детей к школе показала, что такая составляющая готовности как, развитие связной речи, присутствует у подавляющего большинства детей в недостаточной степени. Кроме того,  в ходе консультативной работы в Центре родителями был сформулирован запрос на дополнительные групповые занятия с логопедом.  

Поскольку успешность обучения детей в школе во многом зависит от адекватного восприятия и воспроизведения текстовых учебных материалов, умения давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. Для восполнения пробелов в развитии детей старшего дошкольного возраста была разработана и составлена индивидуально-ориентированная коррекционно - развивающая образовательная программа «На пороге школы».

   

Новизна и педагогическая целесообразность 

Цель программы:  

Формирование у детей связной монологической речи, способствующей успешному обучению в школе.

Задачи:

  • закреплять и развивать у детей навык речевого общения, речевой коммуникации;
  • формировать навык построения связного монологического высказывания;
  • развивать навык контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • целенаправленно воздействовать на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения;
  • формировать мотивацию учения посредством моделирования ситуации обучения приближенной к школе.

Отличительные     особенности    данной    программы  от  уже  существующих  программ

Возраст    детей,    участвующих   в   реализации   данной программы: 5 -7 лет

Категория детей:    дети с низким и средним уровнем развития связной речи и сохранным интеллектом.

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года.

Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форме (в случае специальных показаний либо по желанию родителей, аргументированному значимыми факторами). Занятия проводятся 2 раза в неделю (возможно проведение двух занятий подряд с перерывом), продолжительность одного занятия – 0,5 академических часа.

Ожидаемые    результаты    и    способы   определения   их результативности

По завершении работы цикла у детей:

-  будет развит навык речевого общения на достаточном уровне;

- сформируется навык построения связных монологических высказываний, контроля и самоконтроля за их построением;

- при построении устного речевого сообщения будут в полной мере задействованы такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение;

- сформируется положительная мотивация к школьному обучению.

1. Анализ и сравнение результатов логопедического обследования на начальном, промежуточном и заключительном этапах реализации цикла занятий:

 - с помощью методики В.П. Глухова «Обследование связной речи детей с нарушениями речи» - с помощью схемы системного развития нормальной детской речи А.Н. Гвоздева

- с помощью схем уровня речевого развития, представленных в типовой программе воспитания и обучения в детском дошкольном учреждении.

2. Обратная связь от  родителей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

№ занятия

Продолжи-

тельность

Кол-во часов в год

Диагностика (первичная, промежуточная, итоговая)

Занятие №1

0,5 ч

3 часа        

Занятие №2

0,5 ч

Занятие №33

0,5 ч

Занятие №34

0,5 ч

Занятие №67

0,5 ч

Занятие №68

0,5 ч

Развитие диалогической речи

Занятие №3

0,5 ч

3 часа

Занятие №4

0,5 ч

Занятие №9

0,5 ч

Занятие №10

0,5 ч

Занятие №19

0,5 ч

Занятие №20

0,5 ч

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа

Занятие №5

0,5 ч

2 часа

Занятие №6

0,5 ч

Занятие №11

0,5 ч

Занятие №12

0,5 ч

Занятие №17

0,5 ч

Занятие №18

0,5 ч

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин

Занятие №7

0,5 ч

4 часа

Занятие №8

0,5 ч

Занятие №31

0,5 ч

Занятие №32

0,5 ч

Занятие №41

0,5 ч

Занятие №42                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

0,5 ч

Занятие №51

0,5 ч

Занятие №52

0,5 ч

Составление описания по предметным картинкам с опорой на план

Занятие №13

0,5 ч

5 часов

Занятие №14

0,5 ч

Занятие №21

0,5 ч

Занятие №22

0,5 ч

Занятие №35

0,5 ч

Занятие №36                                                                                                                                                                          

0,5 ч

Занятие №43

0,5 ч

Занятие №44

0,5 ч

Занятие №53

0,5 ч

Занятие №54

0,5 ч

Составление рассказа по картине

Занятие №15

0,5 ч

5 часов

Занятие №16

0,5 ч

Занятие №23

0,5 ч

Занятие №24

0,5 ч

Занятие №37

0,5 ч

Занятие №38

0,5 ч

Занятие №45

0,5 ч

Занятие №46

0,5 ч

Занятие №55

0,5 ч

Занятие №56

0,5 ч

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины

Занятие №25

0,5 ч

5 часов

Занятие №26

0,5 ч

Занятие №29

0,5 ч

Занятие №30

0,5 ч

Занятие №39

0,5 ч

Занятие №40

0,5 ч

Занятие №47

0,5 ч

Занятие №48

0,5 ч

Занятие №49

0,5 ч

Занятие №50

0,5 ч

Творческий пересказ рассказа. Придумывание рассказов и сказок на выбранную тему

Занятие №27

0,5 ч

4 часа

Занятие №28

0,5 ч

Занятие №57

0,5 ч

Занятие №58

0,5 ч

Занятие №61

0,5 ч

Занятие №62

0,5 ч

Занятие №63

0,5 ч

Занятие №64

0,5 ч

Составление описательно-повествовательных зарисовок по индивидуальным картинкам

Занятие №59

0,5 ч

2 часа

Занятие №60

0,5 ч

Занятие №65

0,5 ч

Занятие №66

0,5 ч

ИТОГО

68 занятий

34 часа

34 часа

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа включает 68 занятий (34 часа).

Тема «Диагностика»  - 3 часа (занятие №1,2,33,34,67,68)

Проводится групповое или индивидуальное обследование связной монологической речи по методике В.П.Глухова (см. приложение). На каждого ребенка заполняется индивидуальный оценочный профиль состояния связной речи (см. приложение).

В зависимости от достигнутого уровня развития связной речи, подтвержденного промежуточной диагностикой и по желанию родителей, ребенок может быть выведен из группы после освоения им минимума программного материала (17 занятий).

Тема  «Развитие диалогической речи» - 3 часа (занятия № 3,4,9,10,19,20)

Обучение ведению диалога, развитие зрительного внимания, навыков счета, логического мышления, закрепление употребления простых предлогов.

Основные понятия: люди, мужчина, женщина, олимпиада, соревнование, здоровый образ жизни, различные виды спорта, зимние развлечения.

Тема «Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа» - 2 часа (занятия № 5,6,11,12)

Обучение точно и полно отвечать на вопросы, обучение пересказу короткого текста.

Основные понятия: фланелеграф, деформированное предложение, серия картинок.

Тема «Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин» - 4 часа (занятия № 17,18,31,32,41,42,51,52)

Обучение пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин.

Основные понятия: зима, снег, мороз, сказочный , волшебный, необыкновенный, чудесный, скворечник,  построить, заинтересованно, располагать, погожий.

Тема «Составление описания по предметным картинкам с опорой на план» - 5 часов (занятия№ 13,14,21,22,35,36,43,44,53,54)

Обучение составлению рассказа – описания.

Основные понятия: хвойные, лиственные, стая, корм, морды, хвосты, хищные, травоядные, перелетные и зимующие птицы.

Тема «Составление рассказа по картине» - 5 часов (занятия № 15, 16, 23, 24, 37, 38, 45, 46, 55, 56)

Обучение составлению рассказа-описания по тематической и сюжетной картине.

Основные понятия: ель, смола, короткий рассказ, лютая, зимовка, озимые, ранняя и поздняя  весна, времена года, весенние месяцы.

Тема «Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины» - 5 часов (занятия№ 25,26,29,30,39,40,47,48,49,50).

Обучение пересказывать рассказ большого объема.

Основные понятия: перелетные птицы, журавль, косяк, договаривание предложений, сюжетная картина, берлога, спячка, вопросительный план, бесстрашная, отважная, героическая, тщедушный, проворная, юркая.

Тема «Творческий пересказ рассказа. Придумывание рассказов и сказок на выбранную тему» - 4 часа (занятия № 27,28,57,58,61,62,63,64).

Обучение самостоятельному рассказыванию с элементами творчества.

Основные понятия: лесные звери, птицы, рыбы, насекомые, зимовье, зимние месяцы, творческий пересказ, Отечество, Родина, военные профессии, военная техника, цветы, листья, стебель.

Тема «Составление описательно-повествовательных зарисовок по индивидуальным картинкам» -2 часа (занятия № 59,60,65,66).

Обучение составлению коротких зарисовок (эссе) по опорным картинкам.

Основные понятия: проталины, последовательность

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема

№ занятия

Повторение пройденного ранее материала, демонстрация творческих работ

Работа по новой теме

Лексико-грамматические упражнения, подвижная игра

Диагностика

№1,2,

33,

34,

67,

68

Методика обследования  В.П.Глухова для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста

Развитие диалогической речи

№ 3

Беседа о понятии люди, человек, мужчина, женщина. Представление о возрасте человека. Обогащение речи антонимами. Употребление в речи однородных членов предложения с противительным союзом «а».

Как назвать одним словом, разделить на две группы, чем похожи, чем отличаются

№4

Ответы на вопросы

Употребление антонимов-прилагательных в положительной и сравнительной степени

«Один - много», «Наоборот», «Запомни и выполни»

№9

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Беседа о видах спорта, классификации, физкультуре. Употребление в речи сравнительной степени наречий.

«Кому что нужно?», «Кто что и где делает?»

№10

Припоминание видов спорта и названия спортсменов

Произношение слов сложной звуко-слоговой структуры. Беседа о здоровом образе жизни, закрепление

«Найди пару», Игра-имитация «Мы спортсмены»

№19

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Беседа по сюжетной картине. Постановка вопросов к фрагментам картины. Составление рассказов-миниатюр.

№20

Припоминание примет зимы.

Рассказы-миниатюры детей о своих зимних забавах.

«Найди правильную картинку», «Соедини точки», «Посчитай шарфики»

Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа

№ 5

Ответы на вопросы

Вводная беседа, работа с фланелеграфом. Ответы на вопросы

№6

Припоминание прошлой темы

Самостоятельная работа с фланелеграфом, пересказ с опорой на предметные картинки

«Расскажи какой?», «Деформированная фраза»

№11

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Последовательное выкладывание картинок, с объяснением содержания. Прослушивание рассказа.

«Подбери действие»

№12

Припоминание рассказа

Постановка вопросов, Восстановление деформированных фраз. Пересказ

«Подбери к признаку героя», «Кто ты?»

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин

№ 7

Загадывание загадок о лесе

Беседа о лесе. Чтение рассказа «Стыдно перед соловушкой», постановка детьми вопросов по содержанию рассказа

Образование родственных слов

№ 8

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Коллективное деление рассказа на части по смыслу и составление после повторного чтения. Пересказ с опорой на план и сюжетные картинки

Подбор действий и признаков

№ 17

Называние примет зимы по цепочке

Рассказывание сказки. Работа с серией картинок.

«До, между, за», «Подбери родственное слово»

№18

Отгадывание загадок. Припоминание родственных слов к слову мороз.

Повторное рассказывание сказки логопедом, а затем детьми

«Разложи картинки»

№31

Отгадывание загадок по теме

Чтение сказки «Снегурочка»,

«Один-много», «Слова наоборот»

№32

Ответы на вопросы

Беседа по сказке, работа с серией картин по сказке

«Четвертый лишний»

№41

Прослушивание загадок, последующее называние перелетных птиц

Беседа по содержанию каждой картины «Скворцы прилетели».

«Подбери действие»

№42

Ответы на вопросы

Придумывание названия рассказу.

«Запомни и назови», «Путаница», Координация речи с движением

№51

Ответы на вопросы

Составление повествовательного плана рассказа, с помощью схем.

«Путаница», Координация речи с движением

№52

«Скажи иначе»

Введение в предложения однородных членов, эпитетов. Объединение отработанных предложений в связные фрагменты рассказа. Рассказывание детьми по цепочке.

Составление описания по предметным картинкам с опорой на план

№ 13

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Сопоставление деревьев. Понятие хвойных и лиственных деревьев. Работа с планом описания.

Образование родственных слов, «Найди и раскрась листья»

№14

Отгадывание  деревьев по загадкам или характерным признакам

Упражнение в составлении предложений. Сопоставление дуба и березы по плану. Составление описания дерева

«Две рейки»

№21

Приметы осени, названия перелетных птиц

Беседа о журавлях. Рассматривание их на картинках, соотнесение частей тела с природным материалом.

«Скажи иначе»

№22

«Скажи какой?»

Составление и запоминание описательного рассказа о журавле с опорой на план. Аппликация из природных материалов.

№35

Загадки о лесных  зверях. Кто где живет?

Упражнение в самостоятельном образовании не менее 4 родственных слов. Припоминание плана описания.

«Чей, чья, чьё, чьи?»

№36

Загадки о лесных  зверях. Кто где живет?

Аппликация из геометрических фигур. Самостоятельное описание выбранного животного

«Две рейки»

№43

Припоминание зимующих птиц

Отгадывание птиц по контуру. Отгадывание загадок. Рассматривание картинки снегиря.

№44

Загадки о птицах

Составление рассказа о снегире. Раскрашивание птицы.

«Один - много»

№53

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Отгадывание кроссворда. Рассказ логопеда о цаплях. Рассматривание серой цапли на предметной картине

№54

Отгадывание загадок

Арт-техника аппликация «Цапля» из геометрических фигур. Описание детьми своей птицы

Составление рассказа по картине

№ 15

Припоминание названий лиственных и хвойных деревьев

Рассматривание картины «Ель». Составление предложений по опорным словам, распространение их по вопросам, объединение их в связный рассказ.

«Назови признаки и действия»

№16

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Разбор схемы плана пересказа. Рассказы детей по цепочке

«Образование родственных слов»

№23

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Выделение родственных слов из текста. Беседа о зиме

«Подбери признаки», «Подбери действия», «Образуй признак», «Скажи иначе»

№24

«Скажи иначе»

Составление рассказа «Здравствуй зимушка-зима!». Коллективное повторение составленного рассказа.

«Дорисовать снежинку по точкам».

№37

Отгадывание загадок о весне

Припоминание примет весны. Повторение весенних месяцев. Беседа о весне.

№38

«Образуй признаки»

Коллективное составление картины весны. Составление предложений с помощью вопросов.

 «Что изменилось?»

Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картины

№ 25

Повторение названий перелетных птиц

Чтение рассказа. Беседа по содержанию отрывка.

«Кто с кем улетает на юг?»

№26

Образование родственных слов.

Повторное чтение рассказа. Пересказ детьми по цепочке путем договаривания предложений

№29

Припоминание диких зверей наших лесов

Чтение рассказа «В берлоге». Краткий диалог по содержанию.

«Подбери признак», «Подбери действие»

№30

Выделение родственных слов

Повторное чтение с установкой на запоминание с последующим пересказом. Пересказ по цепочке.

«Эхо»

№39

Отгадывание загадки

Образование родственных слов к отгадке. Чтение или рассказывание рассказа «Как заяц зимует».

«Скажи наоборот»

№40

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Повторное чтение рассказа. Коллективное составление и заучивание вопросительного плана. Пересказ по цепочке

«Дорисовывание зайца по клеткам»

№45

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Чтение рассказа «Воробей», диалог по содержанию. Составление плана

Подбор синонимов к слову героический

№46

Припоминание синонимов героический

Повторное чтение с установкой на запоминание. Пересказ детьми по цепочке с опорой на предметные картинки

№47

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Беседа о весне. Рассматривание картины. Чтение рассказа «Грачи открыли весну»

№48

Называние перелетных птиц по цепочке

Беседа по содержанию рассказа. Повторное чтение рассказа. Коллективное составление вопросительного плана. Пересказ по цепочке.

«Образуй родственное слово»

№49

Отгадывание загадки

Чтение рассказа «Смелая ласточка». Беседа по содержанию рассказа.

«Подбор признаков и действий»

№50

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Повтор рассказа. Пересказ отрывков детьми.

«Скажи иначе», «Сделай так же»

Творческий пересказ рассказа. Придумывание рассказов и сказок на выбранную тему

№ 27

«До-между-за»

Чтение рассказа «Проказы старухи зимы». Беседа по содержанию.

«Кто где зимует?»

№28

«До-между-за»

Повторное чтение рассказа. Деление на смысловые отрывки. Творческий пересказ рассказа с добавлением эпизодов о зимовке птиц, зверей, рыб, насекомых, зимних забав детей.

№55

Разгадывание кроссворда, подбор картинок

Чтение рассказа «Птицы весну принесли», беседа по содержанию.

«Улетают- не улетают»

№56

Припоминание примет, связанных с птицами

Второе чтение рассказа, придумывание своего конца рассказа

«Закончи предложение», «Эхо»

№57

Рассказывание детьми около елки придуманные новогодние сказки перед родителями и другими детьми

№58

Рассказывание детьми около елки придуманные новогодние сказки перед родителями и другими детьми

№61

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Разговор об Отечестве. Рассматривание картинок с военными.

«Скажи иначе», «Кто защищает Отечество»

№62

Отгадывание загадок о военной технике

Придумывание мини-рассказов по теме

№63

Отгадывание загадок

Беседа и чтение стихотворения «Одуванчик», рассматривание его на картинке и в натуре.

«Отгадай, что это?», «Что с чем?»

№64

Отгадывание загадок

Чтение рассказа «Золотой луг», беседа по содержанию рассказа. Пересказ по плану с изменением лица.

№ 59

Отгадывание сказки

Чтение сказки «Красная шапочка». Беседа по сказке.

«Один-много», «Назови ласково»

№60

Ответы на вопросы, демонстрация творческих заданий

Придумывание нового окончания сказки. Отгадывание загадок

«Слова наоборот», «Сосчитай»

Составление описательно-повествовательных зарисовок по индивидуальным картинкам

№65

Припоминание примет весны

Беседа. Логические и грамматические упражнения с серией картинок (предметы, признаки, действия)

«Что изменилось?», Свободные танцевальные движения под музыку

№66

Самостоятельное составление описательно-повествовательных зарисовок из 2-3 предложений по индивидуальным картинкам. Коллективное распространение предложений с помощью вопросов. Демонстрация полученных предложений

Комплексное логопедическое обследование

связной монологической речи

Для диагностики используется методика обследования  В.П.Глухова для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста. Используются следующие методы:

  • Обследование словарного запаса по специальной схеме;
  • Исследование связной речи с помощью серии заданий:

       ◊  пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

       ◊ составление рассказа по сюжетной картине;

       ◊ составление рассказа по серии сюжетных картин;

       ◊  составление рассказа-описания;

       ◊ рассказывание с элементами творчества (окончание рассказа,          придумывание сказки);

  • Использование бесед с родителями, воспитателями и детьми.

Обследование словарного запаса

Составление словаря-минимума проводится в соответствии с Типовой программой воспитания и обучения в детском дошкольном учреждении (1995 г.), с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы (подушка, гвоздь, пылесос и т.д.). Для выявления сформированности у детей общекатегориальных понятий применяются наборы картинок с изображением однородных предметов (овощи, мебель, фрукты и т.д.). Ребенку предлагается назвать одним словом общую группу предметов. Для определения возможностей детей в установлении соотношений между словами-понятиями дается задания на подбор антонимов (плюс-минус, злой-добрый, сильный-слабый и т.д.)

Пересказ текста

Выявление  возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого могут быть использованы  знакомые детям сказки («Мужик и медведь», «Теремок»), короткие реалистические рассказы (Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского). Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.

Весна

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.

Лодочка плыла, а дети бегали за нею, кричали, и ничего впереди себя не видели, и в лужу упали.

Л.Н.Толстой

Волчишко

Жили мать-волчиха и волчонок. Ушла волчиха на охоту. А волчонка поймал человек.

Понес человек волчонка в мешке домой. Дома он положил мешок с волчонком на пол.

Надоело волчонку лежать в мешке, и он вылез. А навстречу кот. Волчонок назад побежал. А мешок, как тряпочка, лежит. Побежал волчонок к человеку. Человек посадил волчонка в коробку. Там его не тронет кот. Ушел человек, а дверь закрыл неплотно.

Вылез тихонечко Волчишко. Подошел и открыл дверь. Побежал волчонок по дороге, а там его уже волчиха ждет. Обрадовался волчонок и помчался с ней в лес.

(По Е. Чарушину)

Составление рассказа по сюжетной картине

Выявление возможностей детей составлять связный рассказ на основе наглядной сюжетной картины. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующие конкретные детали.

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Выявление возможностей детей составлять связный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.

Составление рассказа-описания

Детям предлагается модели предметов (игрушек), так и их графическое изображение, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нею на голове» и т.п.  в случае, когда ребенок оказывается не способным составить короткий описательный рассказ, ему предлагается для пересказа образец описания, данный логопедом.

Рассказывание с элементами творчества

Выявление возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал.

Продолжение рассказа по заданному началу: ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.

Пример такого текста.

Коля учился в первом классе. Дорога от дома до школы шла через лес. Однажды зимой Коля возвращался домой из школы. Он шел по лесной тропинке. Вот он вышел на опушку и увидел домики своей деревни. Вдруг из-за деревьев выскочили четыре больших волка.

Индивидуальный качественный анализ высказываний детей с нарушениями речи и с нормальным речевым развитием позволяет установить несколько уровней выполнения заданий по каждому из видов рассказа. Основными критериями оценки являются: степень самостоятельности при составлении рассказа, адекватность поставленной задаче, семантическая наполненность, связность и последовательность изложения, соответствие грамматического оформления высказывания языковым нормам. Для оценки составляемых рассказов используется схема №1. Также используется оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания:         16-20 – хороший;  11-15 – удовлетворительный; 6-10 – недостаточный; 1-5 – низкий.

Индивидуальная оценка детских рассказов дает возможность получить объективные сравнительные данные в первичном и динамических исследованиях. По данным исследования для каждого ребенка составляется индивидуальный оценочный «профиль» состояния связной монологической речи (схема №2).

В ходе наблюдений за детьми отмечаются особенности восприятия, внимания, памяти, воображения, отдельных сторон мыслительной деятельности (способность к сравнению, обобщению, классификации), показатели работоспособности. Выявляются характерологические особенности личности (общительность, инициативность, замкнутость, отношение к учебным занятиям и др.), особенности поведения. Особое внимание обращается на восприятие и усвоение учебного материала, продуктивность выполнения заданий, особенности речевого поведения и др.

Результаты исследования используются для индивидуального подхода к детям в процессе обучения.        

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи// Развитие речи учащихся: Уч. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. Л., 1971. Т.453.

2. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1984.

3.  Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.

4. Гербова 6.6. Занятия по развитию речи в подготовительной  группе детского сада. М., 1984.

5. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М., 1985.

6. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей. — Авто-реф. канд. дис. М., 1987.

7. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. 1994, № 4.

8. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. 1988, № 3.

9. Долгова Л.А. Психологические основы развития навыков речевой коммуникации у учащихся общеобразовательной школы. М., 1996.

10. Ерастов Н.П. Культура связной речи. Ярославль, 1982.

11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.

12. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.

13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1998.

14. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост. В.И. Селиверстов. М., 1987.

15. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль, 1997.

16. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М., 1973.

17. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., 1982.

18. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1975.

19. Леонтьев А.А. Исследования детской речи //Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

20. Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

21. Лосева Л.И. Как строится текст / Под ред. Г.Я.Солганика. М., 1980.

22. Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е.Д.Хомской. Ростов-на-Дону, 1998.

23. Люблинская А.А Детская психология. М., 1979.

24. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, 1997.

25. Методика развития речи детей дошкольного возраста /Под ред. Л.П. Федоренко. М., 1984.

26. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.

27. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение). М., 1986.

28. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи / Ред. сост. С.А. Миронова, М., 1987.

29. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.

30. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни / Сост. Т.Б. Филичева и Г.В. Чиркина. М., 1989.

31. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. М., 1984.

32. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (НУ классы). М., 1980.

33. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Под ред.Ф.А. Сохина. М., 1981.

34. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. М., 1991.

35. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста. М„ 1999.

36. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М., 1999.

37. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.    Ч. I, II.

38. Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1979.

39. Шахнарович А.М. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. М., 1979.

40. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1996.

41. Гвоздев А.Н.. Вопросы изучения детской речи.  1961.

42. Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. —  МГОПУ,1996.

43. Гусарова Беседы по картинке. Времена года.— СПб.: Детство-Пресс, 1998.

44. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М, Филичева Т.Б.

Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. — Екатеринбург: АРД Лтд, 1998.

45. Мирясова В. И., Коноваленко С. В. Родная природа в стихах и загадках. — М.: Гном-Пресс, 1999.

46. Развитие речи у детей дошкольного возраста. Под ред. Сухина Ф. А. — М.: 1976.

47. Соколов-Микитов И. Год в лесу. — М.: Детская литература, 19&0.

48. Филичева Т. 5., Туманова Г. Я Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М.:

Гном-Пресс, 1999.

49. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1983.

    50. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный учебный план реализации коррекционно-развивающей и образовательной программы В рамках комплексного сопровождения ребёнка специалистами и педагогами ДОО

Индивидуальный учебный план реализации коррекционно-развивающей и образовательной программыВ рамках комплексного сопровождения ребёнка специалистами и педагогами ДОО...

Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и педагогами.

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной про...

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка

Материал содержит планирование работы воспитателей средней  группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей  и образовательной программы  в рамках комплексного сопровождени...

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...

Индивидуальная коррекционно-развивающая и образовательная программа воспитанника

Предлагаемый индивидуальный маршрут поможет эффективно выстраивать работу специалистов коррекционой направленности (дефектолог, логопед)...