Индивидуальная коррекционно-развивающая и образовательная программа воспитанника
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Арнаутова Людмила Викторовна

Предлагаемый индивидуальный маршрут поможет эффективно выстраивать работу специалистов коррекционой направленности (дефектолог, логопед)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon indiv_programma_arnautova.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад № …… «,,,,,,,,,,,,,»

Индивидуальная коррекционно-развивающая и образовательная программа

воспитанника

ФИО___________________________________________

Дата рождения__________________________________

Группа_________________________________________

(срок реализации  _______ –________  )                

СОГЛАСОВАНО

на заседании ППк

МБДОУ д/с № …. «…………….»

Протокол №______________

от «____» _____________ 20___г.

ОЗНАКОМЛЕНЫ

родители воспитанника(цы)

_________________________

_________________________

«____»________20____г.

Данная программа является частью основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, и определяет содержание и организацию образовательного процесса для ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Программа направлена  оказание помощи ребёнку с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья)  в том числе и инвалидов в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.

Программа ориентирована на индивидуализацию образования и предоставление ребёнку с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) равных стартовых возможностей для обучения в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу дошкольного образования.

Содержание деятельности в ходе реализации индивидуальной образовательной программы обеспечивает:

  • осуществление квалифицированной индивидуально-ориентированной, психолого-медико-педагогической помощи и поддержки ребёнку с ОВЗ с учётом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей;
  • возможность освоения ребёнком с ОВЗ основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ.

Структура индивидуальной программы:

  • общие сведения о ребёнке;
  • медико-психолого-педагогическая характеристика с заключением педагогов и специалистов ППк ДОУ и городской ПМПК;
  • коррекционно-развивающий маршрут (план);
  • предполагаемые результаты;
  • пояснительная записка (условия и особенности организации психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ и ООП);
  • планирование  деятельности по реализации индивидуальной программы;
  • промежуточные и итоговые результаты;
  • заключение специалистов и педагогов

Задачи: 

  • создать условия для эффективного психолого-медико-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ в ДОУ;
  • проводить мониторинг для определения динамики развития ребёнка, успешности в усвоении основной образовательной Программы дошкольного образования, реализуемой в ДОУ, уровня его социализации и формирования у него интегративных качеств;
  • планировать и проводить коррекционно-развивающие мероприятия, своевременно корректировать планы с учётом особенностей развития ребёнка, его соматического и физического состояния, с учётом показателей медико-психолого-педагогического обследования и на основе мониторинга его развития;
  • оказывать помощь ребёнку в формировании у него социального опыта взаимодействия со сверстниками, взрослыми людьми и предметами окружающей действительности;
  • подготовить ребёнка к обучению в начальной школе, предупредить возможную тяжёлую адаптацию к условиям школьной жизни;
  • оказать помощь родителям в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ.


  1. Сведения о ребёнке:

Ф.И.О.________________________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения_________________________________________________________________________________________________________________

Адрес, дом. телефон____________________________________________________________________________________________________________

Посещает МБДОУ ________________________________________________________________________ с________________________20_________г.

Из какого МБДОУ поступил_____________________________________________________________________________________________________

2. Социальный статус семьи: полная,  не полная   (нужное подчеркнуть)

Ф.И.О. родителей (законных представителей):

Мать (лицо её заменяющее)_______________________________________________________________________________________________________

Образование_____________________место работы, должность_________________________________________________________________________

Контактные телефоны____________________________________________________________________________________________________________

Отец (лицо его заменяющее)______________________________________________________________________________________________________

Образование_____________место работы, должность_________________________________________________________________________________

Контактные телефоны____________________________________________________________________________________________________________

Родственники, участвующие в воспитании ребёнка:

Ф.И.О._________________________________________________________________________________, степень родства_________________________

Ф.И.О._________________________________________________________________________________, степень родства_________________________

Ф.И.О._________________________________________________________________________________, степень родства_________________________

3. Заключение городской  ПМПК________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации городской ПМПК_________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Данные медицинского обследования_____________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Данные психолого – педагогического  обследования

20_____20____уч.г.

20_____20____уч.г.

20_____20____уч.г.

I. Медицинское сопровождение

Группа здоровья, диагноз

Лечебно-оздоровительные мероприятия

Коррекция нарушений:

II. Познавательная деятельность

1. Восприятие

а) целостное восприятие («Чего не хватает?», «Пересекающиеся линии»)

б) выделение в предмете существенных деталей, частей. («Части предметов»)

в) восприятие величины, формы («Тест Когана»)

г) восприятие цвета («Разложи по цвету»)

д) восприятие пространства, времени ( «Где стоит?», «Когда это бывает»)

2. Внимание

а) длительность сосредоточения, продуктивность

б) устойчивость

в) истощаемость

3. Память

а) кратковременная слуховая  «10 слов»

б) долговременная слуховая

в) зрительная   «Что изменилось»

г) опосредованная «Спрячь слова в картинки»

4. Мышление

а) невербальная классификация («Что исчезло?», «Подбери пару»)

б) способность к обобщению («4-ый лишний»)

в) классификация («Разложи по группам»)

г) последовательность событий (с 6 лет)(«Что сначала, что потом»)

д) загадки (с 5 лет)

е) устанавливает ли причинно-следственные связи («Нелепицы», с 5 лет)

III. Эмоционально-волевая сфера

  1. Контакт (при обследовании)

  1. Признаки неадекватного поведения

  1. Отношение со сверстниками

  1. Отношение со взрослыми

5.  Реакция на одобрение

6.  Реакция на замечание

7.  Работоспособность

8.  Характер деятельности

9.   Понимание эмоционального смысла иллюстраций

IV. Речевое развитие

  1. Понимание словесной инструкции

  1. Особенности звукопроизношения

  1. Объем пассивного словаря

  1. Объем активного словаря

  1. Особенности фразовой речи

  1. Связная речь

  1. Лексико-грамматический строй речи

  1. Фонематический слух

V.Развитие элементарных математических представлений

  1. Счет прямой от 1 до 10

2.  Счет обратный

3.  Название предыдущего и последовательного числа

  1. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

  1. Усвоение понятий: один – много

  1. Больше – меньше. Столько же

  1. Выше – ниже. Короче - длиннее

  1. Слева – справа. Вверху - внизу

9. Нахождение суммы и остатка (в пределах первого десятка чисел)

VI. Физическое развитие

 1. Развитие движений (моторика):

а) ведущая рука

б) развитие манипулятивной функции рук

в) скоростно-силовые качества

г) выносливость

д) гибкость

е) ловкость

VII. Эстетическое развитие

1. Создание художественных образов выразительными средствами (цвет, форма, композиция)

2.  Способность к созданию нового рисунка  (оригинальность, вариативность)

3.  Музыкальное развитие:

а) слушание музыки

б) пение

в) музыкальная игра

г) музыкально-ритмические движения

      5.   Дополнительная информация об особенностях развития, поведении ребёнка; особенности социализации и интеграции

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сильные стороны в развитии ребёнка (по результатам первичного обследования):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слабые стороны в развитии ребёнка  (по результатам первичного обследования):

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Коррекционно-развивающий маршрут

Направления

ПМП

сопровождения

20__- 20__г.

20__- 20__г.

20__- 20__г.

20__- 20__г.

20__- 20__г.

20__- 20__г.

Медицинское

(формы и сроки сопровождения специалистами ДОУ и поликлиники)

Психологическое

(психические процессы, подлежащие коррекции, формы и сроки сопровождения)

Специальное

(дефектологическое)

(формы и сроки сопровождения)

Специальное

(логопедическое)

(речевые процессы, формы и сроки сопровождения)

Педагогическое

(педагогические процессы, формы и сроки сопровождения)

Социализация и интеграция

К – консультации

Ф – фронтальная форма сопровождения

И – индивидуальная форма сопровождения

ИНТ – интерактивная форма сопровождения в присутствии родителей или лиц их заменяющих

Д – сопровождение в домашних условиях

С коррекционно-развивающим маршрутом ознакомлен(а)_____________________________________

 (подпись родителей, расшифровка подписи)

Дата «_____»_________20______г.

7. Прогноз развития ребёнка и предполагаемые результаты в ходе коррекционно-развивающей и образовательной деятельности

Направления

ПМП

сопровождения

Предполагаемые итоговые результаты

Фактические результаты при выпуске ребёнка из ДОУ

Медицинское

(формы и сроки сопровождения специалистами ДОУ и поликлиники)

  • Практически здоров(а) и готов(а) к обучению в школе
  • Хорошая динамика в состоянии здоровья, готов(а) к школьному обучению, но необходимо дальнейшее сопровождение врачами-специалистами______________________________________________________
  • Динамика в состоянии здоровья не значительная, необходимо дальнейшее сопровождение врачами-специалистами________________________________
  • Без динамики в состоянии здоровья, необходим индивидуальный подбор формы обучения

( индивидуальное, дистанционное, в спец.учреждении и др.)_________________

  • Другое____________________________________________________________
  • Практически здоров(а) и готов(а) к обучению в школе
  • Хорошая динамика в состоянии здоровья, готов(а) к школьному обучению, но необходимо дальнейшее сопровождение врачами-специалистами____________________________________________________________
  • Динамика в состоянии здоровья не значительная, необходимо дальнейшее сопровождение врачами-специалистами______________________________________
  • Без динамики в состоянии здоровья, необходим индивидуальный подбор формы обучения

( индивидуальное, дистанционное, в спец.учреждении и др.)_______________________

  • Другое__________________________________________________________________

Психологическое

(психические процессы, подлежащие коррекции, формы и сроки сопровождения)

  • Все психические процессы сформированы по возрасту, готов(а) к обучению в школе______________________________________________________________
  • Хорошая динамика в развитии психических процессов____________________
  • Незначительная динамика в развитии психических процессов______________
  • Без динамики_______________________________________________________
  • Другое_____________________________________________________________
  • Все психические процессы сформированы по возрасту, готов(а) к обучению в школе____________________________________________________________________
  • Хорошая динамика в развитии психических процессов__________________________
  • Незначительная динамика в развитии психических процессов____________________
  • Без динамики_____________________________________________________________

Другое_____________________________________________________________________

Специальное

(логопедическое)

(речевые процессы, формы и сроки сопровождения)

  • Все психические процессы сформированы по возрасту, готов(а) к обучению в школе______________________________________________________________
  • Хорошая динамика в развитии психических процессов____________________
  • Незначительная динамика в развитии психических процессов______________
  • Без динамики_______________________________________________________

Другое_______________________________________________________________

  • Все психические процессы сформированы по возрасту, готов(а) к обучению в школе____________________________________________________________________
  • Хорошая динамика в развитии психических процессов__________________________
  • Незначительная динамика в развитии психических процессов____________________
  • Без динамики_____________________________________________________________

Другое_____________________________________________________________________

Специальное

(дефектологическое)

(формы и сроки сопровождения)

  • Все психические процессы сформированы по возрасту, готов(а) к обучению в школе______________________________________________________________
  • Хорошая динамика в развитии психических процессов____________________
  • Незначительная динамика в развитии психических процессов______________
  • Без динамики_______________________________________________________

Другое_______________________________________________________________

  • Все психические процессы сформированы по возрасту, готов(а) к обучению в школе____________________________________________________________________
  • Хорошая динамика в развитии психических процессов__________________________
  • Незначительная динамика в развитии психических процессов____________________
  • Без динамики_____________________________________________________________

Другое_____________________________________________________________________

Педагогическое

  • Полностью  усвоил(а) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ, сформированы интегративные качества по всем направлениям развития____________________________________________________________
  •  Частично усвоил(а) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ, испытывает трудности в усвоении образовательных областей____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  • Не  усвоил) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ_______________________________________________________________
  • Полностью  усвоил(а) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ, сформированы интегративные качества по всем направлениям развития__________
  •  Частично усвоил(а) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ, испытывает трудности в усвоении образовательных областей_________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

  • Не  усвоил) основную образовательную Программу, реализуемую в ДОУ_____________________________________________________________________

Социализация и интеграция

  • Полностью социализирован(а) и  интегрирован(а)в среде сверстников
  • Частично социализирован(а) и  интегрирован(а)в среде сверстников
  • не социализирован(а) и  интегрирован(а)в среде сверстников
  • Полностью социализирован(а) и  интегрирован(а)в среде сверстников
  • Частично социализирован(а) и  интегрирован(а)в среде сверстников
  • не социализирован(а) и  интегрирован(а)в среде сверстников

8. Специальные условия и особенности организации ПП сопровождения

ребёнка с ОВЗ в ДОУ

8.1 Программно-методическое обеспечение

1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы

Раздел «Средняя группа» от 4 до 5 лет

2. Программа «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» под общей  ред. С.Г.Шевченко

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта

М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

  1. 8.2 Методическое обеспечение диагностического процесса (нужное отметить, необходимое добавить)

Педагогическая диагностика

1. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по дошкольной психологии»

М.: ИЦ «Академия»,1998

2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. «Практикум по возрастной психологии»

СПб.: «Речь»,2008

3. Кабанова Т.В., Домнина О.В. «Тестовая диагностика»

М.: «Гном», 2008

4. Ноткина Н.А. «Оценка физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста»

СЧб.: «Детство-пресс»,2008

5. Немов Р.С. «Психология (психодиагностика)»

М.: «ВЛАДОС», 2001

Диагностика НПР (психологическая)

1.Э.Д. Гейци Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста

Новосибирск, 2006

2.Т.Д. Маруинковская Диагностика психологического развития детей

М.: Линка-Пресс, 1997

Специальная (дефектологическая) диагностика

1. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. «Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР»

СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

2.Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (серия «Коррекционная педагогика»)

М.:  Гуманитарный издательский центр «Владос»,2008

3.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по дошкольной психологии»

М.: ИЦ «Академия»,1998

4. С.Д. Забрамная «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей»

М.: «Просвещение»,1997

Специальная (логопедическая) диагностика

1. Раннее выявление и коррекция речевой недостаточности. Г.В.Чиркина, О.Е.Громова

М.: Просвещение, 2003

2. Специальная диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Е.А.Стребелева

М.: Просвещение, 2005

3. И. Д. Коненкова Обследование речи дошкольников с ЗПР

М.: ГНОМ и Д, 2004

  1. 8.3 Методическое обеспечение педагогического сопровождения (основные методики и технологии)

1. Т.И.Бобкова, В.Б.Красносельская идр.  «Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР»

М.: ТЦ «Сфера»,2008

2.С.Г.Рыбакова «Арт-терапия для детей с ЗПР»

СПб.: «Речь»,2007

3.И.Е.Светлова «Развиваем мелкую моторику и координацию движений»

М.: «ЭКСМОПресс»,2001

4.Л.В.Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»

М.: «Просвещение»,1990

5. З.А.Богатеева «Занятия аппликацией в детском саду»

М.: «Просвещение»,1988

6.Т.Г.Казакова «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности»

М.:»Просвещение»,1996»

7. Е.В.Прима, Л.В. Филиппова и др. «Развитие социальной уверенности у дошкольников» (Здоровьесберегающая педагогика)

М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС,2002

  1. 8.4  Методическое обеспечение психологического сопровождения  (основные методики и технологии)

1. Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке

2.Изучение способов выражения эмоций

3. Изучение понимания эмоций, переживаемых другими людьми

4. Узнавание фигур

5. 10 слов

6. Разрезные картинки

  1. 8.5 Методическое обеспечение специального (логопедического, дефектологического) сопровождения (основные методики и технологии)

1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие

М.: ТЦ Сфера, 2008г.

2. Жукова Р.А. Развитие речи. Средняя группа. Разработки занятий

Волгоград: Корифей,2006

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФНР

М.: Просвещение, 1993

4. Янушко Е.Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет

М.: Теревинф, 2007

5. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей

СПб.: Детство-пресс, 2005

6. Е. В. Колесникова  Программа «Математические ступеньки»

М.: Издательство «ТЦ СФЕРА»,2013

7. И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Занятия по развитию речи в специальном детском саду»

М.:  ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2006

8. Е.А. Стребелева «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии»

М.:  ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

9. Л.В.Фомина «Сенсорное развитие: программа для детей в возрасте (4)5-6 лет»

М.: ТЦ «СФЕРА», 2001

10. «Комплексное планирование для групп детей разноуровнего развития» авт-составит. Ж.И.Старовойтова, Е.А.Костромина, Н.А.Жданова и др.

Волгоград: Издательство «Учитель», 2012


9. Распределение нагрузки на ребёнка в рамках непосредственной образовательной деятельности и коррекционно-развивающей деятельности  на неделю

№ п/п

Образовательная область

Наименование дисциплины

Специалисты

Количество учебных часов в неделю

средняя

старшая

подготовит.

1

Познание

РЭМП

Учитель-дефектолог

1

2

2

Ознакомление с окружающим миром

Учитель-дефектолог

1

1

1

2

Коммуникация

Подготовка к обучению грамоте

Учитель-логопед

-

-

2

Развитие речи

Учитель-дефектолог, учитель-логопед

1

1

1

Развитие речевого (фонематического) восприятия

Учитель-логопед

1

1

-

3

Художественное творчество

Рисование

Воспитатели

1

1

1

Лепка

Воспитатели

1

1

1

Конструирование/Аппликация

Воспитатели

1

1

1

4

Физическая культура

Физкультура

Инструкторы по физической культуре

1

1

1

Плавание

2

2

2

5

Музыка

Музыка

Музыкальный руководитель

2

2

2

6

Дополнительная образовательная деятельность

Кружок «Умелые ручки»

Воспитатели

1

1

1

7

Коррекционно-развивающая деятельность

Во всем образовательном процессе

Весь педагогический коллектив

Общее количество в неделю

13

14

15


10. Циклограмма совместной и самостоятельной деятельности  

№ п/п

Направление деятельности

Специалист

Сроки

1.

Игровая деятельность

Воспитатели

Ежедневно

2.

Сенсорное воспитание

Дефектолог

По графику

3.

Воспитание КГН и формирование навыков самообслуживания

Воспитатели

Ежедневно

4.

Нравственное воспитание

Воспитатели

Ежедневно

5.

Трудовое воспитание

Воспитатели

Ежедневно

6.

Социализация

Дефектолог, воспитатели

Ежедневно

7.

Коррекционные занятия с учителем-логопедом

Логопед

По графику

8.

Коррекционные занятия с педагогом - психологом

Психолог

Среда, пятница

9.

Коррекционные занятия с учителем-дефектологом

Дефектолог

По графику

10.

Дополнительная образовательная деятельность

Воспитатели

Среда


  1. Расписание занятий

2013 – 2014 уч.г.

День недели

Вид деятельности

Время

понедельник

Плавание

Конструирование

8.00-8.45

9.00-9.15

вторник

Ознакомление с окружающим

Изобразительная деятельность

Музыкальное развитие

9.00-9.15

9.25-9.40

15.30-15.45

среда

РЭМП

Плавание

9.00-9.15

11.15-12.00

четверг

Развитие фонетического восприятия

Изобразительная деятельность

Музыкальное развитие

9.00-9.15

9.25-9.40

15.30-15.45

пятница

Развитие речи

Физкультура

8.50-9.05

9.20-9.35


  1. План коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога по познавательному развитию

 ФИО ребенка

на 1 период – 18 недель (сентябрь-декабрь) 2013-2014 уч. г.

Психические процессы и познавательная деятельность

Краткая характеристика уровня развития психических процессов и познавательного развития

Цель и  задачи коррекционной работы

Восприятие

Находит и называет из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Недостаточно осознанно воспринимает информацию, образы, затрудняется в их интерпретации по причине недостаточности знаний, опыта. Собирает целостное изображение путем перебора вариантов, после переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях.

1.Развитие умений:

-воспринимать объекты целостно, выделять индивидуальное своеобразие объектов, их детали;

-узнавать объекты в разном положении, а также объекты, изображенные разными способами;

-выделять основные признаки объекта, его главные части, второстепенные признаки.

2.Развитие специализации движений рук, точности тактильного обследования предметов, пространственного анализа и синтеза.

Внимание

Объем внимания резко снижен (способен воспринимать один объект с внешней стимуляцией). Рассеян (многократные, длительные отвлечения). Не способен к концентрации внимания, характерны «застревания» на объектах, информации. Выполняет простейшую инструкцию (1-2 ступени) после повторения, показа. Работоспособность слабая (быстрая утомляемость и истощаемость).

1.Развитие концентрации, переключения, устойчивости внимания.

2.Стимулирование работоспособности, снижение утомляемости.

Память

Объем памяти узкий (зрительная в пределах 3 образов, слуховая 4-5 слов). Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью. Память непроизвольная.

Развитие умения описывать предметы с использованием карт-моделей и приводить для этого примеры из своего опыта, литературы, собственных  наблюдений.

Мышление

Исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов. Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Помощь использует. Действует на наглядном уровне. Мышление несамостоятельное. Не понимает значение символики. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно.

Развитие умений:

-сравнивать предметы по нескольким критериям: по функции, свойствам, качествам, происхождению;

-классифицировать предметы по их свойствам, качествам, назначению и происхождению;

-устанавливать причинно-следственные связи

Ознакомление

с окружающим миром

и

развитие речи

Недостаточно устойчивый интерес к обучению (не всегда охотно занимается, на занятиях малоактивен, работает только по вызову).

Индифферентен к новому, трудному заданию. Интересы узкие и эпизодические. Затрудняется в самостоятельной реализации познавательных интересов. Неустойчивое и неосознанное желание обучаться. Познавательная активность зависит от характера деятельности и знаний (проявляет избирательность).

Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью. Формировать интерес к окружающему миру, любознательность.

1.Уточнение, расширение, обогащение представлений о себе, окружающем предметном и социальном мире;

2.Формирование умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать обобщения и простые выводы, использовать знания в повседневной жизни.

-Уточнение и обогащение словарного запаса;

-Формирование основ экологических знаний.

РЭМП

Навыки счета неустойчивые. Счет больше механический. Порядковый счет в малом пределе. Сравнивает множества путем пересчета. Сравнивает числа в небольшом интервале (до 5). Выполняет арифметические действия. Знает арифметические знаки, цифры, но слабо оперирует ими. Геометрические формы знает, но определить качественные характеристики не может. На плоскости ориентируется слабо.

Развивать математическое мышление, формировать количественные, пространственные и временные представления; приобщать к математическому материалу, развивать воображение и интеллект, эмоциональную сферу ребенка.

-Знакомство с математическими понятиями, с образованием чисел в пределах 5-10, обучение счету (количественный и порядковый), (прямой и обратный).

-Развитие умений в сравнении множеств, определении состава чисел(один-много-ни одного; прямой счет, обратный счет, порядковый счет, соотнесение множеств, представление о цифрах, решение простых задач)

-Развитие умений ориентировки на листе бумаги  и на плоскости, в пространстве(стороны собственного тела, вверху-внизу, справа-слева, впереди-сзади (от себя, относительно предмета); во времени (части суток, времена года,вчера-сегодня-завтра, дни недели)

-Формирование представлений о геометрических фигурах и их свойствах, развитие зрительного гнозиса, идентификации по сенсорным признакам (цвет, форма, величина).

  1. План коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога по познавательному развитию

 ФИО ребенка

на II период – 20 недель (январь – май)) 2013-2014 уч. г.

Психические процессы и познавательная деятельность

Краткая характеристика уровня развития психических процессов и познавательного развития

Цель и  задачи коррекционной работы

Восприятие

Находит и называет из каждого блока свойств предметов, их пространственного расположения. Недостаточно осознанно воспринимает информацию, образы, затрудняется в их интерпретации по причине недостаточности знаний, опыта. Собирает целостное изображение путем перебора вариантов, после переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части. Включает часть в целое в знакомых изображениях.

1.Развитие зрительного рассматривания, зрительного анализа и синтеза.

2.Развитие умений определять, характеризовать и сопостовлять свойства и признаки знакомых объектов как на основе непосредственного восприятия, так и с использованием готовых моделей.

3.Развивать сенсорные эталоны, перцептивные действия (восприятие цвета-красн, син, желт, зел, корич, черн, бел, розов, голуб.; формы- сличение, выделение по слову, называние- круг,квадрат, треуг,прямоуг,овал;величины-Б-М,Д-К,В-Н,Ш-У,Т-Т; собирание пирамидки- возрастающий и убывающий порядок)

Внимание

Объем внимания резко снижен (способен воспринимать один объект с внешней стимуляцией). Рассеян (многократные, длительные отвлечения). Не способен к концентрации внимания, характерны «застревания» на объектах, информации. Выполняет простейшую инструкцию (1-2 ступени) после повторения, показа. Работоспособность слабая (быстрая утомляемость и истощаемость).

1.Развитие концентрации, переключения, устойчивости – внимания.(«Найди отличия»-кол-во, «Что неправильно?»-кол-во, продуктивная деятельность-время)

2.Стимулирование работоспособности, снижение утомляемости.

3.Развитие самоконтроля как произвольного внимания.

Память

Объем памяти узкий (зрительная в пределах 3 образов, слуховая 4-5 слов). Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание. Воспроизведение с множественными неточностями. Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью. Память непроизвольная.

1.Развитие умения использовать в мнемических целях алгоритмы, приемы ассоциации, аналогии, сравнения, классификации, обобщения.

2.Формировать

-соотношение произвольной и непроизвольной памяти

-непроизвольное активное запоминание

-произвольное запоминание.

Мышление

Исключает, обобщает, группирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не может объяснить свой выбор. Затрудняется в сравнении предметов. Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения. Помощь использует. Действует на наглядном уровне. Мышление несамостоятельное. Не понимает значение символики. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно.

1.Развитие умений:

-выделять существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений;

-сравнивать предметы по нескольким критериям: по функции, свойствам, качествам, происхождению;

-классифицировать предметы по их свойствам, качествам, назначению и происхождению;

-устанавливать причинно-следственные связи;

2.Осуществление преобразования объектов в процессе как практического, так и мысленного экспериментирования.

Ознакомление

с окружающим миром

и

развитие речи

Недостаточно устойчивый интерес к обучению (не всегда охотно занимается, на занятиях малоактивен, работает только по вызову).

Индифферентен к новому, трудному заданию. Интересы узкие и эпизодические. Затрудняется в самостоятельной реализации познавательных интересов. Неустойчивое и неосознанное желание обучаться. Познавательная активность зависит от характера деятельности и знаний (проявляет избирательность).

Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью. Формировать интерес к окружающему миру, любознательность.

Развивать представления об окружающем мире через:

-формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвете, форме, величине), о расположении их в пространстве;

-накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего окружения ребенка, природных явлениях;

-формирование   представлений   о   здоровом   образе   жизни.

-повышение уровня сенсорного и умственного развития;

-обогащение и систематизация словаря, развитие устной диалогической и монологической речи.

РЭМП

Навыки счета неустойчивые. Счет больше механический. Порядковый счет в малом пределе. Сравнивает множества путем пересчета. Сравнивает числа в небольшом интервале (до 5). Выполняет арифметические действия. Геометрические формы знает, но определить качественные характеристики не может. На плоскости ориентируется слабо.

1.Учить сравнивать  количество предметов, различать, один – много предметов.

2.Учить устанавливать равенство/неравенство предметов, понимать слова столько-сколько, поровну, больше, меньше.

3.Учить называть  числительные по прядку в пределах 5, согласовывать существительные с числительными в роде, числе, падеже.

4.Учить сравнивать  предметы по величине, высоте, ширине, длине.

5. Обучать счету  с использованием всех анализаторов.

6. Формировать  представления  о временных отрезках (время года, части суток), умение ориентироваться в них.

7. Формировать представления  о геометрических фигурах и их свойствах, признаках предметов: цвет, форма, величина.


Выводы и заключения по окончании________________года реализации программы  

( заполняется каждым специалистом ежегодно в мае-июне после ПМП обследования):

Специалисты

Выводы и заключения

Медицинский работник

Воспитатели

Педагог-психолог

Учитель – дефектолог

Учитель-логопед

Руководитель ФВ

Музыкальный

руководитель

Коллегиальное заключение и рекомендации:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Выводы и заключения по окончании________________года реализации программы  

( заполняется каждым специалистом ежегодно в мае-июне после ПМП обследования):

Специалисты

Выводы и заключения

Медицинский работник

Воспитатели

Педагог-психолог

Учитель – дефектолог

Учитель-логопед

Руководитель ФВ

Музыкальный

руководитель

Коллегиальное заключение и рекомендации:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Выводы и заключения по окончании________________года реализации программы  

( заполняется каждым специалистом ежегодно в мае-июне после ПМП обследования):

Специалисты

Выводы и заключения

Медицинский работник

Воспитатели

Педагог-психолог

Учитель – дефектолог

Учитель-логопед

Руководитель ФВ

Музыкальный

руководитель

Коллегиальное заключение и рекомендации:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог_______________________________(Попова О.В.)

Учитель – дефектолог________________________(Арнаутова Л.В.)

Учитель-логопед___________________________(Прокофьева Л.В.)

Воспитатели_________________________________(Полякова Г.А.)

                             _________________________________(Яковлева Т.Н.)

Руководитель ФВ_________________________(Прибыткова Ю.О.)

Муз.руководитель_____________________________(Жорова О.П.) 

Медицинский работник________________(___________________)

«________»___________20_____г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)

Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в  условиях образовательного ...

Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.

П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО - РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ.

иНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОНО -  РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ....

Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и педагогами.

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной про...

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка

Материал содержит планирование работы воспитателей средней  группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей  и образовательной программы  в рамках комплексного сопровождени...