Мероприятия в детском саду
материал на тему

В этом разделе представлены материалы к мероприятиям, которые были мной проведены в нашем образовательном учреждении для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ, КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

ОСНОВНЫМИ МЕТОДАМИ   ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ  ЯВЛЯЮТСЯ:

1.      Чтение педагога  по книге или наизусть. Это дословная передача текста.    Читающий сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2.     Рассказывание педагога. Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
3.     Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведений.
4.     Заучивание наизусть.

 ТИПЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ    ЛИТЕРАТУРОЙ.

1.   Чтение и рассказывание одного произведения.

2.   Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3.   Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;
б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4.   Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:
а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);
б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);
в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;
г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5.    Чтение как часть занятия по развитию речи:
а) оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок);
б) чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов или рассказа как закрепление материала).

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций.

Подготовка к занятию включает следующие моменты:

• обоснованный выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень и воспитательное значение), с учётом возраста детей, текущей воспитательно-образовательной работы с детьми и времени года, а также выбор методов работы с книгой;
• определение программного содержания – литературной и воспитательной задач;
• подготовка педагога  к чтению произведения. Нужно прочитать произведение так, чтобы дети поняли основное содержание, идею и эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его).
С этой целью требуется провести литературный анализ художественного текста: понять основной замысел автора, характер действующих лиц, их взаимоотношения, мотивы поступков.

Далее идёт работа над выразительностью передачи: овладение средствами эмоциональной и образной выразительности (основной тон, интонации); расстановка логических ударений, пауз; выработка правильного произношения, хорошей дикции.
Темп речи  - это движение речи, протекание её во времени. Различают:  быстрый, медленный, плавный и прерывистый темп.

Ритм речи – равномерное чередование ускорения и замедления, напряжения и ослабления, долготы и краткости, подобного и различного в речи.

Дикция чтеца – каждое слово педагог произносит правильно: ясно, отчётливо, неторопливо.

Орфоэпия – совокупность норм литературного произношения, принятого в данном языке. Обстоятельный материал по вопросам работы воспитателей в области культуры речи можно найти в журнале «Дошкольное воспитание» в разделе «Говорите правильно». Лучше совсем не произнести слово, чем произнести его с орфоэпической ошибкой. Поэтому перед рассказыванием и чтением художественного текста о произношении незнакомого текста необходимо справиться в словаре.

Сила голоса чтеца – читать ребёнку надо голосом средней громкости, порой его усиливая, иногда ослабляя.

Паузирование –с помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц.

Расстановка логических ударений -  эмоциональная окраска голоса чтеца: одни и те же слова в зависимости от того, с каким выражением их произносят, могут совершенно менять смысл. Тембральная окраска голоса чтеца, а также его мимика, поза, выражение лица должны соответствовать содержанию рассказываемого.

В предварительную работу входит подготовка детей. Прежде всего, подготовка к восприятию литературного текста, к осмыслению его содержания и формы. С этой целью можно активизировать личный опыт детей, обогатить их представления путём организации наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, иллюстраций.

Объяснение незнакомых слов – обязательный приём, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значение тех слов, без понимания которых становится неясным основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течёт молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» - при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

- В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель – обеспечить детям правильное и яркое восприятие путём художественного слова.

- Во второй части проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы, средств художественной выразительности.

- В третьей части организуется повторное чтение текста с целью закрепления Т  эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

     Чтению может предшествовать краткая
вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.
В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.
      Выразительное чтение, заинтересованность самого педагога, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
    По окончания чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогла старику!», или «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»
    Если понимание произведения затрудняет детей, сразу после его чтения возможна беседа.
Вопросы можно условно классифицировать так:

• позволяющие узнать эмоциональное отношение к событиям и героям («Кто вам больше понравился? Почему? Нравится герой или нет?»;

• направленные на выявление основного смысла произведения, его проблему. Например, после чтения сказки А.М. Горького «Воробьишко» можно задать такой вопрос: «Кто виноват в том, что мама осталась без хвоста?»;

• направленные на выяснения мотива поступков («Почему Маша не разрешала медведю отдыхать?» - сказка «Маша и медведь»);

• обращающие внимание на языковые средства выразительности;

• направленные на воспроизведение содержания;

• подводящие к выводам («Почему писатель так назвал свой рассказ? Зачем писатель рассказал нам эту историю?»).
       
     В конце занятия можно повторное чтение произведения (если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.

Методические приемы, облегчающие восприятие читаемого

    Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь им усвоить его содержание и эмоциональный настрой, педагог  обязан читать выразительно, кроме того, он пользуется дополнительными методическими приемами, развивающими у детей навыки слушания, запоминания, понимания.

Это:
1) повторное чтение всего текста,
2) повторное чтение отдельных частей его.

3) беседа о прочитанном

Чтение может сопровождаться:
1) игровыми действиями детей;
2) предметной наглядностью:
а) рассматриванием игрушек, муляжей,
б) рассматриванием иллюстраций,
в) привлечением внимания слушателей к реальным объектам;
3) словесной помощью:
а) сравнением со сходным (или противоположным) случаем из жизни детей или из другого художественного произведения,
б) постановкой после чтения поисковых вопросов («Почему понравился герой? А как бы ты поступил на его месте?» и подобных),
в) подсказыванием при ответах детей слов-эпитетов, обобщенно называющих существенную черту образа (храбрец, трудолюбивая, бездельница, добрый, злой, решительный, мужественный и т. д.).
Чем младше ребенок, тем больше нуждается он в сопровождающих чтение игровых действиях и предметной наглядности; усвоению прочитанного старшими дошкольниками способствует словесная помощь.

                                                  ПРИМЕРЫ

ТЕМП РЕЧИ                               Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,

неторопливо                    Толя пел, Борис молчал,

                                                 Николай ногой качал.

                                                 Дело было вечером, делать было нечего.

Быстро, задорно                Красота! Красота!

                                Мы везем с собой кота,

                                чижика, собаку,

                                Петьку-забияку,

        обезьяну, попугая — вот компания какая!

РИТМ РЕЧИ                        Простите, верные дубравы!

                                Прости, беспечный мир полей

                                И легкокрылые забавы

                                Столь быстро улетевших дней!

ОРФОЭПИЯ        своего - [сваиво]        его - [иво]        сегодня - [сиводн']

Счастье - [щаст']        что - [што]        смеется - [смиjоцъ]

а также произношению слов, заимствованных из иностранных языков: шофер, статуя, километр, сантиметр, шоссе, портфель, коклюш и т. д.

СИЛА ГОЛОСА ЧТЕЦА        сначала мы ровным негромким голосом произнесем:
И однажды утром рано
Мы услышим в тишине...

Дальше голос крепнет и звучит, как рапорт:
«Космонавт Егор Степанов
С Марса шлет привет Луне!» (С. Михалков.)

ПАУЗИРОВАНИЕ        Паузы в концовке рассказа Н. Калининой «Весна наступила»:
«Она смотрит на стол/ и наконец / замечает рюмку с подснежником./
— Подснежник,— /радостно/ говорит она. —/Откуда?/ Где вы его взяли?/
— Я нашел его / сегодня в лесу, — /с гордостью сообщает Сережа.—/ Это тебе/ подарок./
Мама берет рюмку с цветком./
— Спасибо, — /говорит она. — /Это первый / весенний цветок/. Он под снегом растет./ Значит, / весна / уже наступила».

        В первом предложении паузы помогают создать картину происходящего: взгляд женщины рассеянно скользит по столу и неожиданно останавливается на цветке. Во втором предложении паузы оттеняют смену настроения героини: ею овладевает радостное удивление. В третьем и в последнем паузы также передают настроение: гордость сына тем, что он смог обрадовать мать, и задумчивую нежность матери.

ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ        Осень наступила. Ещё вчера морозило, а нынче – оттепель.

        - Ну, старуха, - говорит мужик, - какой воротник привёз я тебе на

        шубу!  

ЭМФАЗА        Бедный, бе – э – эдный воробышек! Бе – э – эдный, бедный!

        Ну и ж – ж –улик ты!



Предварительный просмотр:

 МОНИТОРИНГ  

      «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В    
                     ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и д/сад как две основные социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: "Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагога. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и д/садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм работы с семьей.
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.

Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка и глубоко понимая тесную взаимосвязь данной работы с содержанием всей физкультурно-оздоровительной программы д/сада, надо особое внимание уделять поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма.

Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателю, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работой в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с контрольным планом) в течении всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4. Взаимное доверие и взаимопонимание педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:
- Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
- Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей; целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.
- Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в д/саду.
- Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания).
- Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в д/саду, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма. В этих целях хорошо используются: информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада.
- Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания.
- Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми; "открытые дни" родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур.
- Совместные физкультурные досуги, праздники.
- Анкетирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка.

Анкетирование показало, что хотя многие родители имели высшее и среднее образование, уровень знаний и умений большинства из них в области воспитания здорового образа жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку уже требуется медицинская или психологическая помощь.

Родители часто в анкетировании задают вопрос: "Как лучше с детьми провести выходной день?".
Планирование формы проведения отдыха выходного дня происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Пожалуй наиболее универсальным видом активного отдыха для всех членов семьи является туризм. Туризм служит надежным средством укрепления здоровья и восстановления сил, израсходованных за неделю.

Семейные туристические походы оказывают ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды и разнообразной двигательной активности. Кроме того, совместные походы способствуют укреплению семьи. В семейном походе дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу, видят свою отдачу. Именно в походе сам по себе возникает тот духовный контакт, о котором многие родители только мечтают.
В отношении семейного отдыха более всего приемлемо использовать туристическую прогулку.
Первый вопрос, с которым сталкиваются большинство семей, планирующих свои выходные дни или отпуск, это с какого возраста уже можно брать детей в поход. Самостоятельно дети могут участвовать в путешествиях уже с 3-4 лет. Начинать нужно с несложных продолжительных прогулок в парке, к реке, во время отдыха на даче, предлагая детям преодолевать простейшие препятствия.
Следующим этапом могут быть однодневные туристические прогулки в лес. (См. книга Бочарова "Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста".)
Так же родителям можно предложить спланировать совместный отдых на даче; главное обязательно сменять проживание в городской квартире на отдых в природных условиях.
На дачном участке необходимо оборудовать место для отдыха и занятий спортом всей семьей.
Пусть это будет совсем небольшая площадка, на ней можно разместить качели, турник, канат, лестницу, баскетбольное кольцо, простейшие тренажеры и т. д. На площадке можно проводить индивидуальные тренировки, соревнования типа "Кто дольше провисит на перекладине", "Кто самый сильный" (подтягивание), Меткий стрелок" (Игра в кольцеброс).
Такие веселые соревнования между всеми членами семьи доставляют удовольствие и старшим, и младшим.

В дождливую погоду занятия и игры всей семьей можно организовать на веранде. На даче всегда должен быть набор разных настольно-печатных игр. Преложить родителям пробежки по лесной тропе с купанием в реке, походы за грибами и ягодами, велосипедные прогулки. Можно оборудовать мастерскую, в которой мальчики вместе с папой или дедушкой ремонтировать и конструировать мебель, изготовлять поделки из дерева и бросового материала.

Каждый вид летнего семейного отдыха принесет ожидаемый результат, только в том случае, если будет заранее спланирован и продуман. И  воспитатели должны помочь в этом.
Подвижные игры во дворе являются самым доступным ми массовым видом
физических упражнений для детей. Социологи считают, что игра стоит на высшей ступени интересов детей. По привлекательности с ней могут соперничать только кинофильмы и книги.
Взрослые могут стать зачинщиками такого досуга: помочь оборудовать площадку для игр, смастерить недостающий инвентарь, продумать и подготовить призы.

Двор есть при каждом доме. Даже если двор небольшой, всегда можно найти место для размещения незатейливых спортивных снарядов. Наиболее мобильными из них являются лестница, перекладина для подтягивания, качели.
Из старых ненужных автопокрышек можно соорудить полезные тренажеры для детей. Если сделать из них своеобразную горку, то может получиться отличное сооружение для лазания и прыжков.

Можно сделать полосу препятствий, лабиринты.
А если на улице ненастье, возникает целый ряд проблем, связанных, прежде всего, со сложностью разрешения противоречия между высокой естественной потребностью детей в активной двигательной деятельности и площадью квартир. В этом случае родители часто отдают предпочтение организации спокойных занятий (по рисованию, лепке, просмотру мультфильмов и передач, чтению, настольно-печатным играм). Ограничение активности ребенка и в детском саду и дома ведет к невосполнимым потерям в его здоровье и гармоничном физическом и общем развитии.

Родители часто больше внимание уделяют эстетике помещения, загромождают квартиру мебелью, и ребенку нет места с его неуемной энергией. Безусловно, не каждый решится отодвинуть импортную стенку и поставить перекладину, тем более разместить целый спортивный комплекс. Однако крепкое здоровье и хорошее настроение детей достойная награда за такую жертву.

Известный специалист в области физического воспитания детей В. С. Скрипалев предложил оригинальную конструкцию спортивного комплекса для обычной квартиры. Автор убедительно доказывает преимущество физических упражнений, выполняемых на спортивном комплексе, перед обычным бегом и даже подвижными играми. В спортивном уголке Скрипалева снаряды расположены таким образом, чтобы получилось гимнастическое дерево. С одного снаряда можно перелазить на два соседних.

Перечислим семь движений, являющихся базовыми для новых комбинаций и вариантов:
1. Вис (на перекладине, кольцах).
2. Прыжок.
3. Вращение.
4. Качание (на съемной груше-качалке, обычных качелях).
5. Катание (на комнатной горке).
6. Равновесие (на наклонной лесенке).
7. Лазание (с использованием всех перечисленных снарядов).

Для того, чтобы "стадион в квартире" использовался ежедневно и имел популярность у всех членов семьи, занятием на нем можно придать сюжетно-образный характер.

Малышей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белочки, обезьянки, перелезающей с веточки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный родителями или навеянный сказкой, мультфильмом, дети 3-4 лет охотно откликаются на предложение "собачки" залезть на верхушку снаряда - "дерева", сделать запас орешков и грибов, достать бананы с верхней ветки. Снаряды украшаются разными атрибутами. Это поддерживает интерес младших дошкольников к гимнастическим упражнениям и сплачивает всех членов семьи.

"Спортивный стадион" для детей 5-7 лет можно трансформировать в парусный корабль и отправиться на нем в кругосветное путешествие.

Немного фантазии и комплекс превращается в джунгли. Этот и многие другие сюжеты эмоционально привлекательны для детей, и они не зная усталости, будут с пользой проводить время на снарядах, не заметно овладевая все новыми и новыми движениями, развивая свое воображение, творчество, самостоятельность и инициативу.

Другим, не менее ценным приемам поддержания интереса к процессу - а главное, результатам двигательной деятельности, - является ведение дневниковых записей о спортивных достижениях в личных рекордах. Методика ведения дневниковых записей может быть различной. Некоторые семьи могут ограничиться короткими записями в специально купленном семейном или детском альбоме, в котором уже есть специальные разделы (показания роста, массы, сроки овладения ходьбой, прыжками, катанием на велосипеде, лыжах и т.д.).

Старший дошкольник начинает сравнивать свои достижения с результатами братьев, сестер. У него появляется стремление к самосовершенствованию. Если такое желание стимулируется взрослыми, то оно превращается в потребность ежедневно заниматься физкультурой.
Безусловно, не стоит преувеличивать возможности ребенка и ждать от него серьезных результатов. Здесь на помощь как всегда приходит игра, увлекательный сюжет соревнование, доброе общение. Дети могут принять непосредственное участие в красочном оформлении его страниц, помещая туда свои зарисовки, наклейки и т.д. Каждый месяц, (неделю, сезон) всей семьей подводятся результаты - "Чему мы научились". Каждый член семьи демонстрирует свои возможности (в подтягивании, лазании по канату, в выполнении разных акробатических номеров и т.д.).

В дневник или журнал можно заносить данные антропометрических измерений по годам, фиксировать показания прыжков в длину, метание на дальность, скорость бега, сроки и особенности овладения спортивнымивидами физических упражнений (лыжами, велосипедам, роликовыми коньками и т.д.).

Другой формой проведения домашнего физического досуга являются подвижные игры и игровые упражнения.

С учетом ограниченной площади и возможностей квартиры рекомендуется отбирать игры и упражнения малой и средней подвижности. Участниками могут быть только дети или вся семья. Это могут быть игры в кольцеброс, кегли. Очень большой популярностью пользуются русские народные игры "Жмурки", "Прятки", "Кошки-мышки", "Краски", "Фанты", игры в камешки, современные - "Найди и промолчи", "Не оставайся на полу".

В короткие зимние вечера можно организовать семейные чтения художественной литературы по вопросам укрепления здоровья. Такие совместные чтения и обсуждения прочитанного помогает сформировать у ребенка осознанное отношение к своему здоровью. Родителям рекомендуется собрать небольшую библиотеку с лучшими образцами детской классической художественной литературы. (Книги Чуковского, Барто, Маршака, Михалкова).

О чтении лучше договариваться заранее, наметить место и время, где соберется вся семья. Это может быть небольшой диван, ковер, круглый стол. Заранее планируется, какая книга будет сегодня прочитана и обсуждена. Тема может быть подсказана проблемами в здоровье у одного из членов семьи, общими семейными задачами. Так, например, что бы преодолеть нежелание малыша умываться и мыть руки с мылом, можно прочитать и обсудить стихотворение А. Барто "Девочка чумазая". Плохой аппетит можно побороть, используя произведение С. Михалкова "Про девочку, которая плохо кушала".

Весной, когда возрастает количество респираторных заболеваний у детей, можно обсудить вопрос закаливания и прочитать стихотворение С. Маршака "Про мимозу" или Семеновой "Учись быть здоровым или как стать неболейкой".

Обсуждение произведений может быть сведено к формулировке семейных правил или кодекса здоровья, касающихся режима дня, закаливания, питания.

АНКЕТА

«Отношение родителей к здоровью и здоровому образу жизни своего   ребенка».

Уважаемые родители, просим Вас ответить на следующие вопросы:

    1.             Болел ли ваш ребенок в последние полгода?______________________________

          Если болел, перечислите заболевания ___________________________________

____________________________________________________________________

2.             Сколько дней болел Ваш ребенок?_______________________________________

3.             Что было причиной его болезни? _______________________________________

____________________________________________________________________

4.             У ребенка есть постоянный режим дня? _________________________________

5.             Ежедневно ли Ваш ребенок выполняет утреннюю гимнастику?______________

____________________________________________________________________

6.             Ежедневно ли он чистит зубы?__________________________________________

7.             Сколько времени ежедневно проводит ребенок на свежем воздухе?___________

____________________________________________________________________

8.             Употребляет ли фрукты, овощи? Сколько раз в день?_______________________

____________________________________________________________________

9.             Уважает ли ребенок окружающих его людей и не спорит по пустякам?________

____________________________________________________________________

10.         Регулярно с ним проводите закаливание?_________________________________

11.         Всегда ли одеваете его по погоде?_______________________________________

12.         Занимается ли ребенок в спортивной секции, танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо занятий физкультурой в д/саду)?

_____________________________________________________________________

13.         У ребенка есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?__________________

                         

                                         СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО



Предварительный просмотр:

                        ВЫСТАВКА КНИГ «МИР ДЕТСТВА»

Подготовили учителя-логопеды: Краснянская Л.В.

                                                             Литвинова И.В.

Проблема воспитания впервые остро проявляется на третьем году жизни ребенка. Бытовые хлопоты отходят на второй план, постепенно малыш осваивает горшок, начинает самостоятельно есть, одеваться, играть, может рассказать о своих желаниях и потребностях. Но проступки подросшего крохи все труднее списывать на детские шалости, и большинство родителей терзают мысли — не закрепятся ли в характере ребенка проявленные равнодушие, жестокость, жадность; как воспитать умение заботиться о других и сопереживать им, как воспитать бережливое отношение к природе, способность дружить и сотрудничать; как сформировать внутренний морально-нравственный закон.

Первые и главные наставники ребенка — сами родители. Причем намного важнее их советов, наказов и нравоучений — личный пример, которому прежде всего и пытается подражать малыш. Среди прочих воспитателей, не всегда желанных, есть у родителей очень важный союзник — книги.

Художественное слово может оказать более сильное влияние, чем привычные советы родителей. Возрастной кризис заставляет малыша сопротивляться просьбам взрослых, но перед книгами не нужно отстаивать свою самостоятельность и независимость.

Когда книги приходят на помощь

Вот несколько основных проблем, встающих перед родителями, разрешить которые помогают детские книги.

Что такое хорошо и что такое плохо. Одна из главных задач воспитания — формирование у ребенка собственных морально-нравственных ориентиров. Недостаточно добиться того, чтобы малыш заучил несколько правил, поскольку в жизни ему предстоит решать более сложные, неоднозначные задачи. Навык различать добро и зло будет развиваться и совершенствоваться долгие годы. И очень важно поменьше читать морали и больше давать малышу поводов для размышлений. Ситуации для обдумывания можно находить не только в реальной жизни, но и на страницах книг. При этом нужно помнить, что вопросы важнее ответов, и избегать книг, где автор сам все разъясняет, не оставляя ребенку шанса задуматься над решением этических проблем.

Что можно почитать:
Н. Носов. Леденец, Фантазеры, Огурцы, На горке, Карасик
В. Осеева. Волшебное слово и др.
Е. Пермяк. Пичугин мост
А. Барто. Вовка — добрая душа и др.
А. Балинт. Гном Гномыч и Изюмка
Т. Макарова. Мечта Маленького ослика, Слон Хортон ждет птенца
Н.Артюхова. Мяч и песочные пироги
Л. Улицкая. Про доброту
О. Романченко. Галина сказка, Уговорил, Хитрый Шурик

Воспитание чувств. Ребенок может съесть или испортить угощение для всей семьи, мешает отдыхать уставшим родителям, драчлив, топчет насекомых и вырывает с корнем растения, не замечает чужих слез, никогда не предлагает свою помощь. Если речь идет о трехлетке — такое поведение типично. Себя он считает центром мира и не способен без подсказки заботиться о других. Но, тем не менее, учить сочувствию и сопереживанию, эмоциональному реагированию на различные ситуации, идентификации испытываемых чувств необходимо и в раннем возрасте. К сфере чувств и эмоций легче всего пробиться с помощью искусства — музыки, живописи и, конечно, литературы. Считается, что поэзия быстрее вызывает эмоциональный отклик, но не все дети любят слушать стихи. Впрочем, и проза может дать важный навык. В книгах малыши обычно отождествляют себя с одним из героев и, разделяя его радости и переживания, постепенно учатся заботиться о других.

Что можно почитать:
В. Осеева. Плохо, Просто старушка, Печенье, Перышко
Б. Алмазов. Лягушонок
В. Катаев. Цветик-семицветик
Г. Х. Андерсен. Гадкий утенок
Е. Благинина. Посидим в тишине
Г. Циферов. Паровозик из Ромашково
А. Барто. История на просеке и др.
Д. Биссет. Про мальчика, который рычал на тигров

Сложные законы взрослой жизни. Осваиваясь во взрослом мире, малыш нередко попадает впросак. Он торопится поскорее стать таким, как родители, научиться делать то, что они умеют. Но руки и ноги не всегда слушаются, мешает незнание законов природы и свойств вещей. Истории о детях или животных, сталкивающихся с такими же трудностями, отчасти научат малыша предугадывать последствия своих действий, понимать причинно-следственные связи. И самое важное, что такие истории поднимут самооценку ребенка, избавят от страха неудачи. Благодаря таланту писателей, говорящих на языке детей, малыш поймет, что не он один постоянно ошибается, научится смотреть на неудачи с юмором, попытается, как и герои книг, победить непокорные предметы окружающего мира.

Что можно почитать:
В. Драгунский. Денискины рассказы
Н. Носов. Мишкина каша и др.
З. Александрова. Смешные человечки
Л. Воронкова. Маша-растеряша
В. Осеева. Хорошее, Строитель
Е. Пермяк. Как Миша хотел маму перехитрить, Как Маша стала большой
С. Маршак. Вот какой рассеянный

Дружба и сотрудничество. В среднем дошкольном возрасте у малыша просыпается интерес к сверстникам. Теперь ценность детской площадки измеряется не горками и качелями, а присутствием товарищей по играм. Но дружба — дело непростое. Легко было научить годовалых карапузов играть рядом, обмениваться игрушками и не бросаться песком. Новые проблемы посложнее — как показать ребенку несправедливость отношений, развенчать неудачных кумиров, научить дружить с кем-то, а не против кого-то, сохранять баланс между отзывчивостью и самоуважением? Трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы малыш все понял и не ощутил при этом давления взрослых. А с книжками проще — вы обсуждаете и высказываете свое мнение о поведении героев, надеясь, что ребенок сам сопоставит вымышленных и настоящих персонажей.

Что можно почитать:
В. Сутеев. Яблоко, Под грибом, Кораблик, Палочка выручалочка
Л. Муур. Крошка Енот
Е. Пермяк. Самое страшное
И.А. Крылов. Лебедь, рак и щука
Русские народные сказки: Лиса и журавль, Репка
Н. Носов. Бенгальские огни, Прятки
Л. Улицкая. Грустная история
А. Линдгрен. Принцесса, не желавшая играть в куклы
В. Осеева. Три товарища, Добрая хозяюшка, Сторож, Случай
Э. Хогарт. Мафин и паук
Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья
М. Пляцковский. Урок дружбы и др.
А. Костинский. Тигренок, который говорил "Р-Р-Р!" и его друзья

Опасные последствия. Обеспечить безопасность крохи вполне по силам родителям, а вот исследовательский инстинкт ребенка постарше не остановят никакие преграды, замки, заглушки. Остановить смышленого малыша могут только многократные предостережения и рассказы о неприятных последствиях. И конечно, книги (обязательно снабженные выразительными иллюстрациями), в которых эмоционально рассказывается о героях, нарушавших запреты.

Что можно почитать:
С. Маршак. Пожар
Э. Успенский. Про Веру и Анфису
А. Усачев. Умная собачка Соня
М. Горький. Воробьишко

Читаем, думаем, играем

Прочитав с малышом книгу, подобранную с воспитательными целями, хочется вовлечь малыша в обсуждение прочитанного, узнать, что и как он понял. Однако лучше, если инициатором разговора будет ребенок. Если малыш внимательно слушает, как вы читаете, но не задает вопросов, не стоит опасаться, что ему неинтересно или он ничего не понимает. Попробуйте через некоторое время вернуться к этой книге. Возможно, крохе нужно будет что-то осмыслить, чтобы сделать свои выводы.

Обсуждение книг не должно напоминать моралистическую беседу. Отношение к героям и событиям преподносите малышу как свое собственное (а не единственно верное) мнение. Пусть ребенок сообщит, согласен ли он с вами. Скорее всего, вначале крохе будет трудно обозначить свои чувства словами. Поэтому попробуйте поиграть с текстом книги. Например, придумайте вместе с ребенком другое окончание рассказа или продолжение, где герои будут действовать в соответствии с предопределенными характерами. Если малышу понравится такое занятие, при чтении новой книги прервитесь и спросите его: "А как бы ты поступил? Как думаешь, что сейчас произойдет?"

С ребенком постарше можно попытаться взглянуть на ситуацию с точки зрения разных героев. Полезно отыскивать хорошее в плохих событиях, и наоборот: "Котенок промок под дождем. А кому дождь полезен?" Говорите о чувствах, которые переживают герои, по ходу рассказа. Беседу лучше всего строить в форме вопросов и ответов. Взрослый может сообщать свои мысли (иногда нарочно ошибаясь), а ребенок будет соглашаться или возражать.

По любимым книжкам устраивайте спектакли, предоставляя ребенку выбрать персонажа или попробовать себя в разных ролях. Или изготовьте картонные фигурки героев и разыгрывайте кукольные представления. Если вас пугает мысль о театрализованных действиях, просто вносите эпизоды прочитанных историй или отдельных персонажей в игры с ребенком.

Воспитанию чувств способствует соединение чтения с другими видами искусства. Например, подберите музыкальное сопровождение для какого-нибудь произведения. Или репродукции картин, которые оживят "скучные" описания природы. Если ребенку понравятся такие занятия, предложите ему игру: слушая музыку или рассматривая картины (желательно настоящие, в музее), придумывайте, для какой книги они послужили бы наиболее выразительным сопровождением.

Поддерживайте связь между книгой и реальностью. Во время чтения напоминайте о похожих событиях из жизни малыша, а в жизни иногда сравнивайте поведение ребенка или других людей с литературными персонажами.

Если ребенок отказывается от обсуждений прочитанных книг — не стоит настаивать. Чтение хороших книг и само по себе важная часть воспитательного процесса.

Размышления у книжной полки

Выбирая книгу для чтения и обсуждения, обращайте внимание на следующие моменты:

  1. Содержимое книги не должно противоречить принятым в семье нравственным установкам. Например, кто-то считает важным учить малыша защищать свою собственность, в другой семье приучают к щедрости. Бессмысленно спорить, кто прав, но с автором выбранных книг вы должны придерживаться схожих убеждений.
  2. Ребенку важно отождествлять себя с одним из персонажей, иначе книга не найдет отклика, не заинтересует его. Помешать отождествлению может пол, возраст, какие-то черты характера героев.
  3. Учитывайте актуальность проблем для жизни малыша. Например, когда ребенок начинает интересоваться сверстниками — подбирайте ему больше книг о дружбе.
  4. Важно регулярно читать книжки на родном языке, чтобы малыш усваивал ценности, убеждения, нормы, свойственные вашей культуре.
  5. Не забывайте о качестве иллюстраций — персонажи должны выглядеть искренними, эмоциональными, с выраженными (иногда и утрированными) чертами характера. Чтобы не ошибиться, выбирайте издания, украшенные такими мастерами детской иллюстрации, как В. Сутеев, В. Чижиков, К. Ротов, В. Владимирский, Е. Рачев, П. Репкин, А. Пахомов, Т. Александрова, И. Семенов, Ф. Лемкуль, Э. Булатов, О. Васильев и др.

Решив пополнить детскую библиотеку книгами не только развлекающими и развивающими, но прежде всего воспитывающими, вы поймете, насколько обманчиво изобилие детской литературы в магазинах. Больше половины изданий встретят вас серой бумагой, наскоро составленными на компьютере рисунками, бессмысленным текстом. Но и оставшиеся, нередко любимые детьми книжки, вызывают сомнение в их способности воспитания нравственности, доброты, сопереживания.

Как же быть? Распечатывать тексты из Интернета, отыскивать лучшие книжки в библиотеках, самим сочинять сказки и истории. Все усилия стоят того, чтобы потом с гордостью любоваться собравшейся на книжной полке разношерстной компанией добрых друзей и верных помощников.

                                      РЕЗУЛЬТАТЫ  АНКЕТИРОВАНИЯ

Для того чтобы изучить, как организовано домашнее чтение в семьях, было проведено анкетирование, в котором приняли участие _________ человек (родители воспитанников от младшей до подготовительной группы). Главная задача опроса состояла в том, чтобы заинтересовать родителей проблемой приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению.

В результате анкетирования выяснилось, что более чем 86% воспитанников детского сада имеют дома библиотеку, и лишь у 14% ее нет. Большинство родителей читают ребенку книги перед сном (40%), многие – каждый день (29%). К сожалению, ежедневное чтение не является традицией во всех семьях – около четверти опрошенных (24%) читают детям только тогда, когда их об этом попросят.

В списке любимых книг своих детей родители называли (в порядке наибольшего предпочтения): русские народные сказки ("Колобок", "Гуси -лебеди", "Маша и медведи"); сказки Ш. Перро "Красная шапочка", "Кот в сапогах", "Золушка"; сказки Г. Андерсена "Русалочка", "Дюймовочка", "Снежная королева"; стихи К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова; рассказы Н. Носова, В. Бианки и многое другое. Среди опрошенных 5% (4 человека) не смогли назвать любимые произведения своего ребенка.

Почти все родители (99%) без труда смогли вспомнить недавно прочитанные с детьми книги. 80% опрошенных отметили, что после прочтения книг обсуждают с ребенком содержание произведений, никогда не беседуют лишь 2 респондента.

Более половины (62,5%) всех респондентов не выписывают детские журналы. Примечательно, что 26 человек (32,5%) сообщили: "покупаем". Этот факт можно объяснить тем, что в настоящее время издается большое количество доступной литературы (книжек, самоделок, раскрасок, книг с заданиями), которая вполне заменяет журналы.

Вопросы, умеет ли читать и понимает ли прочитанное ребенок, а также читает ли он детские книги самостоятельно, были включены в анкету для того, чтобы выяснить, какое количество "читающих" детей уже проявляют интерес к книгам.

На вопрос, в каком возрасте ребенок должен научиться читать, большинство взрослых (60%) ответили, что в 6–7 лет, а 19% опрошенных – что в 5–6 лет.

Также из общения с родителями выяснилось, что они крайне редко бывают с детьми в районной библиотеке, в т. ч. потому, что она расположена удаленно. По этой же причине затруднительна организация экскурсий в библиотеку для воспитанников детского сада. Учитывая данные, полученные в результате анкетирования, было принято решение об открытии уголка  в каждой группе дошкольного учреждения.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы данной анкеты.

                          Ваше мнение для нас очень важно.

1. Есть ли у вас дома библиотека, и что она собой представляет?

 (несколько книжных полок; книжный шкаф; стеллажи с книгами; другое)

2. Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с книгами?       (да; нет).

3. Часто ли вы читаете ребенку книги?   ( каждый день; каждый вечер перед сном; когда попросит; иногда).

4. Назовите, пожалуйста, самые любимые книги вашего ребенка
 
5. Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных вами ребенку произведений:

6. Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном? (да; нет; иногда).

7. Может ли ваш ребенок назвать недавно прочитанные с вами книги? (да; нет; не знаю).

8. Имена каких поэтов и писателей знает ваш ребенок?

9. Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?

(да; нет; не знаю).

10. Выписываете ли вы детские журналы? Какие?

11. Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться читать?

12. Умеет ли читать (и понимать прочитанное) ваш ребенок?   (да; нет).

13. Читает ли ваш ребенок детские книги самостоятельно?    (да; нет).

14. Рассматриваете ли вы с ребенком работы, представленные на выставке в коридоре первого этажа детского сада:  (да, обязательно каждый раз: там содержится много материала для бесед; да, иногда; нам некогда рассматривать; нет, никогда).

Благодарим за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Закаливающие мероприятия в детском саду.Сочетание воздушной ванны с физическими упражнениями, босохождение с использованием ребристой дорожки, массажных ковриков"

здоровьесберегающая технология :• укрепить здоровье, иммунитет и опорно-двигательный аппарат детей;• повысить жизненный тонус и эмоциональное состояние;• развить координацию движений;• научит ды...

Сценарий развлекательного мероприятия в детском саду День защиты детей.

Формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свобода, развитие уважения и терпимости к другим людям и их правам....

Закаливающие мероприятия в детском саду с детьми от 3-7лет

Закаливание детей в детском садуО пользе закаливания известно еще с самых древних времен. Хорошо известно, что на него очень быстро откликаются нервная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы. Быстр...

Публикация " Малыш приходит в детский сад. Модель адаптационных мероприятий в детском саду".

Построение модели адаптационных мероприятий в детском саду. Создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семь...