Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении
материал по теме

Золотухина Лариса Михайловна

Приложение к  консультации в виде презентации - к сожалению, 7  слайдов  пришлось  удалить  из-за  размера, непринимаемого  при  загрузке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon reprezentativnaya_sistema.zip2.45 МБ

Подписи к слайдам:

Существует четыре варианта подобных систем: визуальная система – «вижу», аудиальная система – «слышу», кинестетическая система – «чувствую» и система, которая условно называется «думающий тип» - дигитальный или дискритный. Таким образом, по способу восприятия и переработки информации людей делят на:А) визуаловБ) кинестетиковВ) аудиалов, и так называемый Г) дигиталов (дискрит).
Репрезентативная система – ( система представлений, сенсорный канал) предпочитаемый способ восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего мира. Репрезентативная система дает ответ на вопрос, как вы думаете.
*
*
Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения. Картинка, образ – главное. Они стараются безупречно выглядеть, поддерживать порядок на рабочем месте – не случайно даже дошкольники-визуалы отличаются среди сверстников своей аккуратностью и опрятностью. Визуал всегда заметит, как вы выглядите, кто во что был одет на вечере, а вместо радио включит телевизор. Визуал запоминает лучше то, что увидел, наиболее понятное объяснение для него – схемы и графики.
*
Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух. Для них важнее не то, что говорят, а то, как это сказано – тембр, интонация, тон. Сами часто обладают мелодичным голосом, им нравится слышать себя. Любая дисгармония – скрип половицы, шум упавшего предмета, резкие и громкие звуки – просто выводят из себя. Не могут сосредоточиться в шумном помещении. Музыка помогает как в работе, так и в отдыхе.
*
Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Для кинестетика важнее чувства, ощущения. Они ценят комфорт, и могут носить годами одну и ту же одежду, только потому, что она удобна. Стараются окружить себя предметами с выраженной фактурой, отдавая предпочтение мягкому, теплому, бархатному, гладкому... Кинестетики часто занимаются спортом, им просто необходимо движение (поэтому малыши-кинестетики больше других любят подвижные игры, и, как правило, раньше других начинают ходить).
*
 Дискрет (дигитал) - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Слова дигиталов: «я правильно понял?», «в этом есть смысл», «это нелогично», «зачем мы это делаем?», «почему именно так?»Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.
*
Несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:
*
А, например, для США это выглядит немного иначе:
*
ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Малыш - визуал. 1.Он быстро запоминает цвет, форму, размер. 2.Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. 3.Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. 4.Такие детки предпочитают рассматривать картинки, чем слушать сказку.5.Для ребенка-визуала важно, что на нем одето. Он очень аккуратен. 6.В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру).В воспитании малыша-визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. В то же время им тяжело даются словесные инструкции, они неоднократно переспрашивают задания. Никогда не кричите маленькому визуалу: «глаза бы мои тебя не видели», для них это самое тяжелое оскорбление.
Дошкольник - аудиал 1.Познает окружающий мир через звуки. 2.Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры 3.Придумывает различные сказки, игры. 4.Умеет убеждать, уговаривать.5.В подвижных играх участвовать не любит. 6.Дети-аудиалы очень общительны. Они могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залазить на горку, быстро и долго бегать) восприятием. Поэтому стоит эти навыки развивать с помощью игр, упражнений.
*
Маленький кинестетик 1.Познает мир с помощью прикосновений, движений. 2.У него хорошо развита моторика, он очень много двигается.3.Малыш - кинестетик любит все трогать, ощупывать; 4.Часто, когда учатся читать, водят пальцами по тексту. 5.Во время разговора совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко возле собеседника. 6.Когда говорите малышу «молодец», не забудьте погладить его по голове или обнять. 7.Они учатся лучше, если обучение сопровождается практической работой.
*
При выполнении работы на занятии или дома рекомендуется:визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за чем-нибудь, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. 
*
Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке": с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания;
*
Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":визуалу - лучше покачать головой, погрозить пальцем; сделать «страшные глаза»аудиалу - сказать шепотом "ш-ш-ш";кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.
*
Что подарить детям с разной репрезентативной системой: Дети-аудиалы Различные музыкальные инструменты. Это могут быть дудочки, маленькие игрушечные пианолы или простейшие клавишные, различные металлофоны, ксилофоны и т.п. Ребенку постарше можно дарить более серьезные инструменты - гитару, флейту, скрипку. Хороший музыкальный инструмент плюс опытный педагог, и из вашего аудиала обязательно вырастет замечательный музыкант.
*
Дети - визуалы Маленьким визуалам хорошо дарить интересные видеофильмы, аксессуары для юного художника и красочно иллюстрированные книги. 
*
Кинестетики Ребенку-кинестетику лучше всего дарить мягкие игрушки, конструкторы, игры-самоделки и все то, что можно разбирать, мять, гнуть... А главное - не скупитесь на внимание и теплоту.
*
Дискреты Подарки для дискрета - это одно из доказательств вашей любви к нему. Дарите преимущественно развивающие подарки и постарайтесь, чтобы это были игрушки или игры, в которые можно играть только вдвоем или втроем.
*
*
Следует помнить, что «чистые» аудиалы, кинестетики и визуалы встречаются нечасто. В большинстве случаев это комбинация двух типов.-Особенности восприятия также зависят от возраста: так, если малыши все тянут в рот, чтобы «познакомиться с предметом поближе», то дошкольники чаще используют зрение и слух. -Восприятие информации через определенный канал может иногда радикально меняться с возрастом, особенно вследствие психологической или физической травмы, но такие случаи единичны. -Если вы научитесь различать типы восприятия информации, это поможет вам лучше понимать других: собственных детей, родных, друзей, знакомых, сотрудников.. И помните: между кинестетиками, аудиалами и визуалами могут возникать значительные недоразумения, поскольку у каждого из них — свой взгляд на окружающиймир, но все эти недоразумения легко преодолимы, стоит только захотеть. Спасибо за внимание!
*

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование репрезентативной системы в воспитании и обучении дошкольников

Знание, что такое репрезентативная система,  дает большие возможности в совместной деятельности с детьми, а также при общении с любым собеседником....

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

1.1. Основные принципы музейной педагогики 1.2. Мини-музеи ДОУ1.3. Воспитание средствами музейной педагогики...

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Цели и задачи создания мини-музеев  в детском саду. Работа мини-музея "Солнышко"...

Использование музейной педагогики в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Музейная педагогики  создает условия для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.Технология музейная педагогика интегрируется с образовательными областями в различ...

«Использование мультимедийных технологий в системе дошкольного воспитания и обучения.»

Одной из составляющих современного образовательного процесса ДОУ является создание интерактивной среды.Мультимедийные средства призваны вдохновить к стремлению овладеть новыми знаниями, умениями,...

Консультация для педагогов «Использование мультимедийных технологий в системе дошкольного воспитания и обучения.»

Одной из составляющих современного образовательного процесса ДОУ является создание интерактивной среды.Мультимедийные средства призваны вдохновить к стремлению овладеть новыми знаниями, умениями,...