Доклад "Конструирование и ручной труд".
материал на тему

Выступление на городском педагогическом всеобуче "Конструирование и ручной труд".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2009vystuplenie_na_gmo_origami.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском педагогическом всеобуче.

ТЕМА:

«КОНСТРУИРОВАНИЕ  И  РУЧНОЙ ТРУД»

ЦЕЛЬ: обосновать эффективность обучения дошкольников конструированию и ручному труду.

ЗАДАЧА:

-раскрыть понятие «конструирование»;

-перечислить виды конструирования в детском саду;

-познакомить с искусством оригами (история его возникновения; значение оригами в развитие личности дошкольника; организация работы педагога по обучению детей технике   оригами; процесс обучения дошкольников искусству оригами).

ПОНЯТИЕ «КОНСТРУИРОВАНИЕ»

В переводе с латинского термин «конструирование» означает создание модели, построение.

ПОД ДЕТСКИМ КОНСТРУИРОВАНИЕМ ПРИНЯТО ПОДРАЗУМЕВАТЬ:

-создание разных конструкций и моделей из строительного материала (это крупный строительный материал, для работы на полу и мелкий строительный материал, для индивидуальной работы)   и деталей конструкторов («ЛЕГО», металлический конструктор и т.д.);

-изготовление поделок из природного материала (мох, ветки, шишки, камни и т.д.);

-изготовление игрушек из бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, пластиковые бутылки и т.д.);

-создание поделок из бумаги и картона.

Конструирование является продуктивной, конструктивной деятельностью, которая отвечает интересам и потребностям детей. Созданные детьми постройки, поделки они используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка…, что приносит детям большое удовлетворение.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои конструкции, различают следующие

 

ВИДЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ:

-из крупного и мелкого строительного материала;

-из деталей конструкторов;

-из природного материала;

-из бросового материала;

-из картона и бумаги.

Сегодня мы более подробно рассмотрим конструирование из бумаги в технике оригами.

ОРИГАМИ – складывание игрушек из листа квадратной формы в разных направлениях.

Про оригами написано много стихов, песен, загадок и т.д., как взрослыми, так и детьми. Ольга Шатаева из Саранска (ученица 5 класса) сравнивает оригами с чудесной страной и пишет:


«Что такое оригами?»
Задала вопрос я маме.
И ответила она:
«Это целая страна!»
Там чудесно оживают
Птицы, звери и цветы.
Там таинственно, как в сказке
Все сбываются мечты.
И тогда решила я:
Это чудо оригами
Буду я любить всегда!

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ОРИГАМИ

Техника складывания игрушек из квадратного листа бумаги путем его многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из стран восходящего солнца – Японии, Кореи, Китая.

В  переводе  с  японского  «ори» -  сгибать, «гами» - бумага.

Искусство оригами появилось более тысячи лет тому назад, но история донесла до нас немного. Известно, что первые фигурки были посвящены богам, помогали излечивать людей от разных недугов и должны были приносить в дом счастье.

В начале техникой оригами владели только жрецы, позже это искусство стало встречаться  среди аристократов. В средние века аристократы посылали дамам своего сердца любовные письма, сложенные в виде различных фигурок. После того, как бумага перестала быть предметом роскоши, оригами начало распространяться и среди простого народа. Триста-четыреста лет назад появились фигурки зверей, птиц, рыб. Цветов, драконов, людей.

Сейчас искусство оригами распространено во многих странах мира.  Тысячи людей занимаются этим видом искусства, создают собственные, оригинальные образы.  Свидетельство тому различные выставки, фестивали, конкурсы, центры, клубы оригами, в том числе и в нашей стране.  Крупнейшие  из  них  в  Москве  и  Санкт  – Петербурге.

Своим широким распространением в мире оригами обязано японскому мастеру Акире Йошизаве, который изобрел универсальную, понятную для всех систему знаков. Благодаря изобретенным им простым знакам, процесс складывания игрушек стало возможным  передавать на письме. Любой человек, знакомый с этими обозначениями, сумеет сложить модель, из какой бы иноязычной книги она ни была бы взята.В настоящее время оригами занимает прочное место  в обучении и развитии детей. Одним из первых технику оригами в педагогику ввел немецкий  педагог  Ф.  Фребель.  Основатель детских садов Ф. Фребель подчеркивал огромное значение искусства оригами в развитии детей.

ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА ОРИГАМИ

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С БУМАГОЙ В ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ ДОШКОЛЬНИКИ:

-познают свойства данного материала, учатся бережно относится к нему;

-закрепляют знания эталонов формы и цвета;

-развивают художественный вкус, творчество; познавательные процессы (память, мышление, восприятие, воображение); умение анализировать, планировать, доводить начатое дело до конца;

-формируют умение трудиться и бережно относиться к продуктам деятельности;

-совершенствуют глазомер, мелкую моторику рук; объяснительную речь и коммуникативные способности;

-воспитывают личностные  качества как: самостоятельность, наблюдательность, сила воли, упорство, умение видеть прекрасное, замечать необычное.

Наталья Алексеевна Колесова об искусстве оригами сочинила такие стихи:

Простой листок бумаги,
Но в опытных руках
Он может обернуться
Жар птицей в облаках.
Он может стать зверушкой,
Причудливым цветком,
Забавною игрушкой,
Усатым мотыльком…
Волшебное занятье
Для рук и для ума,
И мира восприятье –
Чудесная страна!

Фантазии подвластны
Бумажные листы –
Для дома и в подарок,
И просто для игры.
Но главное богатство,
Что красоту творя,
Простой листок поможет
Создать тебе себя!

Таким образом, можно сказать, что в процессе обучения детей технике оригами осуществляется всестороннее развитии дошкольников.

ОРГАНИЗАЦИЯ  РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ

Складывание игрушек из бумаги в технике оригами в практику д/с вошло недавно, но несмотря на это, данное занятие стало уже не только популярным, но и любимым педагогами и детьми.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ:

-занятия;

-кружок «ОРИГАМИ»;

-самостоятельная деятельность детей.

 

Самостоятельная деятельность детей требует предварительного обучения. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка или в качестве подарка на день рождения, к празднику своим родителям, друзьям. (Например, недавно на занятии в подготовительной группе, мы учились складывать из бумаги самолетик. Занятие прошло оживленно, интересно и все дети справились с работой хорошо. Спустя два дня после занятия некоторые мальчики решили самостоятельно сложить эту игрушку из бумаги, тихонечко расположившись в уголке «Оригами». В процессе своей деятельности они напоминали друг другу приемы складывания, советовались и в результате, у каждого из них получился свой, неповторимый самолет. Затем, свои самолетики дети взяли на прогулку и самостоятельно организовали игры: «»Чей самолетик дальше улетит», «Летчики».  Этот пример говорит о том, что дети в самостоятельной деятельности  с удовольствием и по собственному желанию не только закрепили те навыки и умения, которые они получили на занятии, но и проявили творчество, а также смогли использовать свою игрушку в другом виде деятельности – игре).

В процессе обучения технике оригами воспитатель решает следующие

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

-знакомить детей с основными понятиями, базовыми формами техники оригами; со способами преобразования геометрических форм;

-формировать умение создавать конструкции по образцу; действовать в соответствии с устной  инструкцией взрослого;

-обучать созданию выразительных образов на основе знакомых приемов складывания;

-обучать различным приемам работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание).

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-развивать познавательные процессы (память, мышление, восприятие, воображение), объяснительную речь;

-развивать художественный вкус; способности (конструктивные – при создании фигурки из одного квадратного листа путем его неоднократного складывания или при изготовлении фигурки из нескольких  деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея; изобразительные – за счет частичной дорисовки деталей, использования метода аппликации; творческие – оригинальное применение известных моделей, изобретение своих фигурок;  оформительские -  оформление открыток, помещений к празднику; театральные - обыгрывание сложенных моделей, инсценировка с их помощью сюжетов произведений детской литературы);

-развивать мелкую моторику рук и глазомер; пространственную ориентировку;

-развивать умение анализировать, планировать, доводить начатое дело до конца.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-воспитывать интерес к искусству оригами;

-воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к материалу (бумаге); умение действовать сообща; оценивать, как свою, так и работу товарищей;

-формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

-расширять коммуникативные способности детей.

ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ПЕДАГОГ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ:

-заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый, они должны иметь квадратную форму;

-бумага для оригами должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся (игрушки в технике оригами можно складывать из заготовок цветной бумаги, газет, журналов, бумажных оберток);

-показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей;

-при показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия;

-обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение, показ второго – выполнение детьми;

-линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться;

-совмещение углов и сторон в процессе складывания оригами  должно быть точным;

-после того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ

Складыванию игрушек из бумаги прямоугольной формы мы обучаем детей со средней группы, причем складывание листа идет пополам.

-Сам процесс обучения технике оригами рекомендуется начинать со старшей группы детского сада, т.е. в 5-6 лет;

-занятия являются основной формой обучения технике оригами;

-форма организации занятий может быть: фронтальной, групповой, индивидуальной;

-занятия проводятся не менее одного раза в месяц, чередуя их с другими видами занятий по конструированию. Их длительность в старшей группе – 20-25 минут, в подготовительной – 25-30 минут.

ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ОЧЕРЕДНОГО ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЮ НЕОБХОДИМО:

-подобрать иллюстрации, загадки, стихи, песни, вопросы для беседы, сюрпризные моменты и т.д. в соответствии с тематикой занятия;

-написать конспект занятия, который включает в себя тему занятия, программное содержание, предварительную работу, материал и ход;

-подобрать бумагу нужного цвета и заготовить квадраты соответствующих размеров;

        

-сложить игрушку, для того чтобы на занятии представить детям образец и без затруднений провести показ способов действия;

-приготовить карандаши, фломастеры для дорисовки деталей; кусочки цветной бумаги, клей (если это необходимо). Традиционно в оригами не используется клей, но для того, чтобы фигурки имели большее сходство с реальными предметами, их часто оформляют аппликационно;

-воспитатель также должен убедиться в том, что рабочее место удобно для ребенка и хорошо освещено.

СКЛАДЫВАНИЮ КАЖДОЙ ИГРУШКИ НУЖНО ПОСВЯТИТЬ ОТДЕЛЬНОЕ  ЗАНЯТИЕ, КОТОРОЕ СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ЧАСТЕЙ:

-вводная часть   (включает определение мотива и цели занятия).

Здесь можно использовать стихи, загадки, отрывки художественных произведений, музыкальный фрагмент, сюрпризный момент и т.д.;

        

-основная часть  (представляет собой складывание игрушки).

Складывание игрушки часто представляет поэтапный показ. Педагог показывает приемы сгибания, а дети поэтапно их повторяют. После данной деятельности  воспитатель предлагает детям самостоятельно изготовить игрушку из другой квадратной заготовки;

-заключительная часть  (включает анализ выполненных детьми  работ).

Анализ желательно проводить  в игровой форме. Так дошкольники в занимательной форме учатся находить недостатки в своих работах и работах других детей. А интересная форма проведения вызовет у детей положительные эмоции.

Навыки и умения в работе с бумагой, которые дети приобретают на занятиях, они с удовольствием применяют в самостоятельной деятельности. Чтобы дошкольники  смогли достичь успехов в данном виде деятельности педагогу необходимо создать определенные условия.

В связи с этим, целесообразно в группе ОРГАНИЗОВАТЬ УГОЛОК «ОРИГАМИ», где в доступном и хорошо освещенном месте находилось бы все необходимое для изготовления игрушек в технике оригами (бумага разного цвета, размера, фактуры; образцы работ). Создание таких условий побуждает детей к активной продуктивной деятельности.  Ребята с удовольствием мастерят фигурки, создают разнообразные аппликационные композиции и т.п.

В завершении знакомства с искусством ОРИГАМИ хотелось бы сказать:

Что такое ОРИГАМИ,
Мы все вместе закрепим:
Это значит из бумаги
Делаем мы, что хотим.
Прямоугольники, квадраты
Мы сгибаем много раз.
Получаются игрушки
Для прогулок и проказ.
Нам сказали: оригами
Родилось в Японии.
Очень рады, что и вас
С ним мы познакомили.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеозапись занятия по ознакомлению детей технике оригами на тему «Котята», которое я проводила с детьми подготовительной группы.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском
саду: Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 240 с.

2.Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1991. -256 с.

3.Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. - М.: Карапуз, 1999.-240 с.

4.Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 128 с.

5.Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с
дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 128 с.

6.Долженко Г.И. 100 оригами. - Я.: Академия развития, 2001. - 224 с.

7.Мусиенко С.Н. Оригами в детском саду: Пособие для воспитателей. — М.: Школьная Пресса, 2005. - 80 с.

8.Ю.Соколова СВ. Оригами для старших дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004. - 48 с.

9.Афонькин СЮ. Оригами и аппликация. - СПб.: ООО Кристалл, 2001. - 304 с.

10.Соловьева Н.Г. Знакомство детей дошкольного возраста с

окружающим миром с помощью техники оригами. — М.: Айрис-пресс, 2004. - 56 с.

11.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей д/с и родителей. — М.: Просвещение, 1992. - 208 с.

12.Соколова С. Сказки из бумаги. СПб.: ЗАО Валери СПб, 1998. - 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по ручному труду и конструированию

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу....

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».

ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...

Конспект совместной деятельности по ручному труду (работа с природным материалом) с детьми подготовительной группы.

В конспекте расскрывается последовательность изготовления панно из природного материала по сказке "Колосок" с детьми подготовительной группы....

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Образовательная деятельность «Лиска-лисонька, лиса» (чтение художественной литературы-коммуникация-труд\ручной труд)

Планируемые результаты:ребенок  старается поддерживать беседу, высказывать своё мнение, рассуждает и дает свои необходимые пояснения;ребенок  познакомиться с правилами укрепления и сохранени...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов обучения ручному труду детей с общим нарушением речи . «Тема НОД- Новогоднее украшение для елочки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов  обучения ручному труду детей с общим нарушением реч...