Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ развития познавательного интереса
материал по теме

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети  должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15- 20 лет назад, поэтому, постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Считается, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_sokolovoy_v.m..doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова Валентина Михайловна

                                                 Содержание:

Информация об опыте………………………………………………3

Технология опыта……………………………………………….…...6

Результативность опыта…………………………………………...13

Библиографический список….........................................................16

Приложение к опыту ………….. ……….………………………....16

I    Информация об опыте

Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ развития познавательного интереса

 Условия возникновения опыта

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка», детский сад №17 «Светлячок» расположен в густонаселенном микрорайоне поселка Пролетарский Ракитянского района. Поселок находится далеко от крупных городов. В его структуру входят дом культуры, детская библиотека, музыкальная школа, Центр православного просвещения, храм успения Пресвятой Богородицы, общеобразовательные школы, ряд предприятий. В  дошкольном учреждении функционирует восемь групп, которые посещают до 200 детей.

Контингент родителей воспитанников группы  разнороден и представлен разными социальными слоями: 48 % - служащих, 30 % - рабочих «БЗРК», 8,7 – работники бюджетной сферы, 6% - не имеют постоянной работы, 5,3% домохозяйки. Анкетирование родителей показало, что не всегда в современных семьях уделяется должное внимание развитию познавательно- исследовательской деятельности   (компетентности)  у детей (не знают, как это сделать, не хватает времени). Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача непосильная для ребенка. Поэтому перед педагогами ДОУ встала необходимость работы над данной проблемой.

      Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети  должны знать и уметь намного больше, чем их сверстники 15- 20 лет назад, поэтому, постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Считается, что одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

                                                       Актуальность:

Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значения познавательной деятельности для общего развития дошкольника и формирования его личности. Функциональное назначение познавательной деятельности  состоит в том, чтобы вооружить дошкольников  знаниями умениями и навыками, содействовать воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств малышей, развивать их познавательные силы, личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес), выявлять и реализовать потенциальные возможности детей,   приобщать их к поисковой и творческой деятельности.

В последнее время  образовательная работа с детьми старшего дошкольного возраста в детских садах  становится, все больше похожа на обучение в школе. Традиционно отведенные обществом для дошкольников культурные практикумы (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность), признанные формировать ребенка, как инициативного и самостоятельного субъекта активности, вытесняются  занятиями, уроками, которые даются по школьной технологии.  К сожалению, кроме ухудшения здоровья и потери учебной мотивации, это ни к чему, как правило, не приводит.  

Как  помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми  и сверстниками, как помочь детям устранять  появляющиеся трудности?  Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне?  Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.  Диагностика уровня обучаемости дошкольников в старших группах  в 2008  учебном году выявила, что лишь  у 38 %    воспитанников  высокий и средний уровень сформированности способностей к  познавательной и исследовательской деятельности.   Это породило ряд противоречий, которые должен решить данный опыт работы:

  1. между необходимостью повышать уровень способности к  познавательной и исследовательской деятельности  дошкольника и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения в детском саду;
  2. между сформированностью у дошкольников определённой системы фактических знаний и недостаточным развитием способности к познавательной деятельности.

Поэтому   актуальность опыта  заключается в реализации в условиях ДОУ системы образования, воспитания и развития детей,  проектной деятельности дошкольников.   Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

                   Ведущая идея опыта состоит  в активизации интереса, формировании навыков и умений детей   познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.

 Проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать настоящее сообщество детей и взрослых.  

Метод проектов  рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается  возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Длительность работы над опытом.

       Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы МДОУ «Центр развития ребенка» детский сад №17 с сентября  2008 учебного года.

 В воспитательно-образовательный процесс проектный метод включили как инновационную технологию организации педагогического процесса.

Диапазон опыта

Этот опыт работы может быть использован воспитателями для работы с детьми 3-7 летнего возраста.

Работая в этом направлении нужно понимать, что проектная деятельность – сложноорганизованный интегрированный  процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного  процесса, которые требуют активного участия администрации дошкольного учреждения. Диапазон опыта представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в учебный процесс  – «занятия + индивидуальная работа + детское экспериментирование,  практические упражнения»

Новые знания помогут педагогам сориентироваться и выработать свою творческую линию на основе теоретических и методических подходов, которые рассматриваются в данном опыте работы

Теоретическая база опыта.

Метод проектов - одно из инновационных направлений в современ ной дидактике, которому в последнее время уделяется все большее вни мание.

Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.   Педагог  организует про блемную ситуацию для детей, но  не предлагает  свои варианты решения, т.е. уходит  от  тра диционного и привычного действия по заранее заданному образцу.                Ведь проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация  снимается максимально быстро.

 В работе над опытом идет опора на педагогические взгляды современных педагогов–новаторов: Л.А.Венгера, Б.П.Никитина, А.В.Запорожца, Т.И.Ерофеевой, Н.Е. Веракса, Джон Дьюи и др.

 Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследователи–педагоги  выделяют интеллектуальную готовность, которая включает достаточно высокий уровень развития познавательной, исследовательской деятельности и мыслительных операций.

       Проблема познавательной активности издавна привлекала внимание философов, психологов, педагогов от Сократа до ученых наших дней (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн,  А. Н. Поддьяков и др.).    

    В основу практико-методологической стороны  данного опыта положены методические пособия: Л.С Киселёвой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»;  Т.А. Данилиной, Т.С. Ладоги, М. Б. Зуйковой, материалы Н.Е. Веракса, Е.С. Евдокимовой.   По мнению этих ученых, основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, которые включат в себя:

  1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  2. Развитие познавательных способностей,
  3. Развитие творческого воображения,
  4. Развития творческого мышления,
  5. Развитие коммуникативных навыков.                                          

Считаем, что умение пользоваться проектным методом – показатель

высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

                                          Степень новизны

      Проектный метод работы с детьми дошкольного возраста распространён, крайне мало, и практически не затрагивает дошкольные учреждения.

 Новизна опыта заключается в том, что использование модели образовательной технологии проектной деятельности дошкольников приведет к активизации механизма детского саморазвития, в результате которой познавательная инициативность,  социальная и творческая активность дошкольников перейдут на качественно новый уровень.

 В данном опыте  предложены новые формы, приемы и методы организации проектного метода работы; разработка совместных авторских проектов: воспитатели, дети, узкие специалисты, родители, которые вошли в методическое пособие: «Технологии развития социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и общества» (Белгород, 2009).

 Работа строится на основе технологий авторов Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников», Л.С. Кисилевой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». Данные образовательные технологии проектной исследовательской деятельности дошкольников охватывают  дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), с учетом сенситивных периодов каждой возрастной ступени, включающие разные виды проектов по срокам реализации, содержанию тематике, количеству и категории участников. Считаем, что организация работы с детьми на основе предложенных технологий актуальна и инновационна для дошкольного образования

II. Технология опыта:

Тема опыта: Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ развития познавательного интереса.

 Целью  является создание системы работы по развитию познавательной деятельности  дошкольников на основе проектного метода.

    Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной   если:

  1. она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
  2. направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
  3. характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Для достижения цели были поставлены следующие  задачи:

  1. увеличить мотивационно–развивающее пространство через подбор стимулирующего, дидактического и развивающего материала соответственно сенситивным периодам детского развития;
  2. детально разработать и апробировать образовательное содержание предполагаемой модели;
  3. формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества детского сада и семьи;
  1. провести экспериментальную проверку эффективности использования (проведения) проектной деятельности в данной группе.

                                   Описание средств достижения цели

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, организовывая детское проектирование, соблюдались следующие условия:

  1. учет интересов ребенка;
  2. деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
  3. тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
  4. предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
  5. совместное с взрослыми  поэтапное достижение цели.

                    Работа  над опытом состоит из трех этапов:

1 этап – аналитико-диагностический:

 сбор информации по проблеме, изучение и анализ исследовательских трудов ученых; проведение диагностики познавательных, творческих способностей детей, уровня их самостоятельности и инициативности в решении проблемных ситуаций, формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности.

2 этап – практический:

методическая работа с педагогами ДОУ, разработка и реализация семейных, творческих, социальных и познавательных проектов, проведение занятий  и индивидуальной работы с детьми по развитию способностей к  познавательной деятельности, корректива методов и средств достижения поставленных задач.

3 этап – аналитико – обобщающий:

итоговая  диагностика способностей детей, оценка результатов, создание методических рекомендаций для внедрения данной модели в практику работы дошкольных учреждений.

 На первом этапе работы возникло предположение, что проектная деятельность имеет законное право на существование.

Прежде всего, сочли нужным пополнить предметно – развивающую среду в группе дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями для занятий, игр. ( Приложение №7-фото).

Изучив и проанализировав  труды ученых,  отметили необходимость разумного сочетания поощрения детской инициативы и контроля со стороны воспитателя на основе возрастной дифференциации.

          Педагогическая диагностика развития познавательных способностей детей осуществлялась  при помощи     игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку », «Назови одним словом», «Разложи по полочкам», (автор М.В. Крулехт); Диагностика развития  способностей к исследовательской деятельности осуществлялась по тестам, разработанным профессором А.И. Савенковым: «Угадай предмет», «Развитие навыков экспериментирования», «Развитие умений задавать вопросы».

Критерии диагностики познавательной  и  исследовательской деятельности: %

  Мл. группа

В

С

Н

Развитие познавательных способностей

18,3

43

38,7

Скорость ответа на уточняющий вопрос

19,8

54,9

25,3

Скорость ответа на восполняющий вопрос

17,5

44.1

38,4

Умение задавать вопрос

17.8

42,4

39,8

Быстрое решение задач. Нахождение новых

способов решения задач (вместе с педагогом)

18,5

55.2

26,3

Реакция на помощь в решении задач

15, 8

57

27,2

Предпосылки  поисковой деятельности (практ. опыты)

19,7

37,5

42,8

Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что воспитанники   недостаточно владеют разнообразными способами познаниями окружающего мира, слабо производят мыслительные операции (затрудняются задавать вопросы, отвечать на поставленные им вопросы),  анализировать, сравнивать, группировать. У детей отмечалось бедное творческое мышление, воображение, слабо развиты коммуникативные умения, навыки. У большинства детей предпосылки поисковой деятельности развиты недостаточно хорошо.

  С целью изменения сложившейся ситуации  был осуществлен

второй этап работы – практический.

Чтобы помочь ребятам достигнуть более высокого уровня,  изучив методику работы с вопросами, было принято решение применить в работе, поделив  сами вопросы на две группы:

  1. Уточняющие (Правда ли, что у тебя дома живет кошка?   Почему весной снег тает?).
  2. Восполняющие (Где можно построить нарисованный тобою дом?  Кто, когда и где может построить этот дом?).

Для развития умения задавать вопросы  используются  разные упражнения и задания. Очень нравится малышам игра «Угадай, о чем спросили».  Ребенку на ушко шепотом задается вопрос, например, «Ты, любишь музыку?» Ребенок отвечает: «Я люблю музыку». Всем  остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Прежде чем выполнять то или иное задание, нужно договориться с отвечающими детьми о том, чтобы они не повторяли вопрос при ответе.

       На занятиях  тоже ставятся перед детьми вопросы, стимулирующие познавательную активность: Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга? и т.д.  Каждый вопрос, обращая ребенка к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать, различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними.

Таким образом,  вместе  с детьми обсуждаются высказанные идеи, предложения, предлагаются свои версии ответа.

        При работе над тем или иным проектом крайне важно  научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.

        В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой  деятельности дошкольников:

  1. в учебной деятельности:

 занятия-путешествия, занятия в форме дидактических игр.

  1. в повседневной деятельности: наблюдения, целевые прогулки и экскурсии, дидактические и сюжетно-ролевые игры, практические упражнения,  опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами, коллекционирование (классификационная работа), совместное творчество детей и родителей, презентация.  

Для развития познавательной, исследовательской активности у детей, используются также активные методы и приемы: ТРИЗ, методика предметно-схематических моделей, технология экспериментирования, игровые технологии. Приняв позицию заинтересованного партнера,  можно придерживаться примерно-следующей последовательности этапов исследования:                                                                                                                       Основные этапы метода проектов

    1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

    2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

  1. к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
  2. в каких источниках можно найти информацию;
  3. какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
  4. с какими предметами научиться работать для достижения цели.
  1. Выполнение проекта – практическая часть.
  2.  Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Задачи проектной деятельности   для каждого возраста различны.                              В младшем дошкольном возрасте – это:

  1. вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  2. активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
  3. формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).                                                                                                      

Уже в младшем возрасте дети приобретают определенные навыки и умения:      умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение делать выводы и умозаключения.                                                                                С младшими дошкольниками реализуются 2-3 проекта, со старшими дошкольниками в течение года до пяти проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко, средне, долгосрочные), по количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые и др.), совместные с родителями и без них.  Организовывая проектную деятельность  внутри группы, важно, чтобы пошаговое проектирование всегда приводило к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности.    

      Поскольку ведущий  вид деятельности дошкольников – игра, то, начиная с младшего возраста, можно использовать ролево–игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.     В то же время, нужно помнить, что все обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась.

 В условиях ДОУ  выделяются четыре группы проблем: ребенок и семья,  ребенок и природа,  ребенок и рукотворный мир, общество и его культурные ценности.                                                                      

Мы, педагоги, воспитываем  в ребенке личность, способную максимально свободно и самостоятельно реализовывать свои потребности, проявлять  себя в действительности, которая значима в данный момент. Считается, что самоутвердится,  самореализоваться    дошкольник младшего возраста сумеет через   постижение ими основ гигиенической культуры, так как она на данном этапе у них является одной из основных.

С этой целью  был задуман проект «Хочу все уметь». (Приложение №1.1). 

Разработан перспективный план проекта «Хочу все уметь». (Приложение  №5). Девизом исследовательской работы  стали  слова Е. А. Аркина: «В ребенке следует воспитывать  не страх перед грязью, а брезгливость  и отвращение к ней, не чувство опасения за здоровье и свое тело, а уважение к нему». В ходе работы над проектом, были апробированы комплекс игр и  практических упражнений (алгоритм процесса умывания, одевания, стирки кукольного белья, раздевания) для постижения детьми основ    гигиенической культуры. Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», с/рол. игры: «Пригласим Попрыгунчика к столу»,  «Научим куклу мыть посуду»; практические упражнения: «Мы уже большие - вилками едим», игровые занятия: «Да здравствует мыло пушистое…» (Приложение № 6.1), «Купаться любят все», «Постираем кукле платье», игры-путешествия: «Путешествие в страну Чистюль», побудили детей к постоянному соблюдению  культурно - гигиенических навыков.

При проведении  экспериментов, таких как: «В какой воде лучше отстирается белье» у детей сформировались начальные предпосылки поисковой деятельности.     Внедрили навык групповой работы, повысили  психоло - педагогическую  культуру  родителей.   Дети научились избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу,  бережно относиться ко всему, что создано людьми для красоты и уюта.                                                                                                                                                                                           В рамках этого  долгосрочного проекта был реализован проект: «Самые родные, самые любимые» (Приложение № 1.2) ,  в котором  апробировали разные формы  взаимодействия детей  и  взрослых.   Осуществили апробацию новых форм организации воспитательно-образовательной работы, оптимально интегрирующих индивидуальную, коллективно-групповую, фронтальную деятельность, направленную на реализацию принципа дифференциации и индивидуализации в воспитании и развитии дошкольников.  

Благодаря специально разработанным занятиям,  играм и упражнениям у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, умения и опыт,  необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.                                                                                                          

          В средней группе темами совместного проектирования стали:

  1. Альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами на темы: «Моя семья», «Сотрудники ДОУ», «Как мы отдыхали летом», «Домашние питомцы» и др., которые дети  рассматривают, показывают  друзьям;
  1. Праздники: «Папа, мама, я  – спортивная семья»
  2. «Друзья наши меньшие»
  3. «Ребенок и дорога»

      Например, интересным проектом является, проведение семейного детского праздника: «Папа, мама, я – спортивная семья», где в результате совместных (взрослых и детей) обсуждений, продумываются шаги по достижению цели. Также определяются сроки и состав участников и приглашенных; намечается содержание (поиск информации) и фиксируется план – сценарий проведения; распределяются обязанности и роли каждого; определяются средства, и рассчитывается бюджет; составляется список и приобретается все необходимое.

Это так называемый подготовительный этап. Далее наступает этап реализации, когда воспитатели, родители и дети приглашают гостей, оформляют, шьют, разучивают, репетируют и т.д. Презентацией продукта совместной деятельности становится сам детский праздник, после которого остается много неизгладимых впечатлений от совместной деятельности и ощущений, что удалось лучше, а что не очень хорошо, и что надо сделать в следующий раз иначе, чтобы получилось отлично.

       Проект «Друзья наши меньшие» возник после того, как в группе поселился хомячок. От желающих рассказать о своих четвероногих друзьях не было отбоя. И здесь на помощь детям пришли взрослые. Родители вместе со своими малышами создали красочные книжки-малышки о питомцах. В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка природы дети овладели несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, ухаживать за животными и рыбками (практические упражнения: «Полив цветов», «Подкормка цветов», «Посажу цветочек маме»).  Наблюдая за растениями и животными, дети  научились  подмечать  яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения    отразили в сочинении  экологических сказок. Таким образом, были созданы условия для желания детей сочинять сказки.

 Так появился проект «Сочиняем сказки вместе». (Приложение №1.3).

 С помощью занятий, наблюдений были апробированы комплекс игр и практических упражнений для постижения детьми основ  сочинительства: «Продолжи сказку», «Придумай конец сказки».  У детей сформировались начальные предпосылки поисковой деятельности (поставили цель - сделать так, чтобы растение чувствовало себя хорошо.): «Научим Попрыгунчика ухаживать за фикусом»,  «Отгадай, что за растение».     Закрепили  навык групповой работы. Сочиняя сказки, взрослые и дети выступили как равноправные партнеры взаимодействия. Стало заметно стремление родителей  к участию в дальнейшей совместной работе. 

    С целью повышения эффективности профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством систематизации взаимодействия деятельности ДОУ, ГИБДД и родителей  был реализован проект «Ребенок и дорога». (Приложение №1.4). Были разработаны содержание и методы обучения детей безопасному поведению на дорогах с учетом их возрастных особенностей. Совершая экскурсии  к перекрестку, по территории детского сада, апробируются комплекс игр, и практические упражнения для постижения детьми правил дорожного движения в самостоятельной деятельности: «Я иду по переходу», «Стоп - идите»,  «Водитель и пешеходы», «Найди безопасный путь», «Какая машина лишняя?», «Красный, желтый, зеленый». Всегда решали проблемные ситуации, возникающие на дороге: «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается».  

Познавательными для детей являются занятия: «Общественный транспорт»,  «Путешествие в страну Светофорию». (Приложение № 6.2).    

  Полученные детьми знания  на занятиях закрепляются в дидактических и сюжетно-ролевых играх, в повседневной деятельности.   Итогом проекта является выставка детских работ: «В стране Светофория»,  музыкальные праздники: «Азбука дорожного движения», «Праздник на улице»

       Использование методических приёмов, (показ, объяснение, решение проблемных ситуаций, практические упражнения, игры и т. д), позволяют целесообразно и грамотно доводить познавательную деятельность дошкольников до оптимальных результатов,(быстроты,  легкости, автоматизма, сознательности, прочности).

        Конечно, нужно понимать, что малыши, которые  сочинили   сказку, завтра не обязательно станут  добрыми, открытыми  и восприимчивыми. Дети также долго меняются, как и взрослые. К тому же человек обыкновенно меняется через свои собственные ошибки, свой жизненный опыт. Дети не имеют такой свободы выбора, как взрослые, на свершение поступков, их жизненный личностный опыт накапливается ими медленнее. Изменения становятся очевидными к школьному возрасту.  Но все то, что получил ребенок в дошкольном детстве, пригодится и поможет ему. (Например, все действия детей будут  доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе  станет привычкой).

                К концу пятого года жизни дети накопили определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования.

Задачами  проектной деятельности в старшем возрасте стали:

  1. формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  2. развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  3. формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  4. развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.     

 В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Несомненно, положительными моментами использования проектной деятельности стало то, что в процессе исследовательской работы у детей стала проявляться культура мышления, появилось умение видеть проблему, умение выдвигать гипотезы, умение задавать вопросы, сформировались классификационные умения, навыки исследовательского поведения, появилось умения выдвигать идеи и их оценивать.                                 Например, убирая листья на площадке, один ребенок  заметил, что с этой задачей робот справился бы быстрее. Малыши включились в дискуссию. Так возник проект: «Робот и человек».  (Приложение №2).

В основе  этого проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности воспитанников. Проблема исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях.   Самое главное, дети научились анализировать, дискутировать, распределять обязанности и поручения, делать выводы и умозаключения. Использование схем, позволяет осмысливать и систематизировать полученные знания в играх.                                                         

           Таким образом, ясно, что проектная деятельность начинает формироваться в возрасте от 3,5-4 до 5 лет на подражательно – исполнительском уровне. В этом возрасте ребенок выступает в качестве заказчика проекта. К концу пятого года дети переходят на развивающий уровень. Это первый опыт общения со сверстниками, опыт совместных переживаний (общие радости, заботы, огорчения). У детей 6-7 лет интенсивно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, интеллектуальная, эмоционально–волевая, действенно–практическая. В этом возрасте происходит третий – творческий – этап развития проектной деятельности.    

 Алгоритм действий взрослых и детей на каждом из этапов представлено в виде таблицы №1.  (Приложение №4)                       

  Из таблицы видно, что активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

      Так, постепенно, перестроились отношения  детей с взрослыми: дошкольники реже обращаются с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно оценивать собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для постижения намеченного результата. Важную роль в развитии познавательного интереса детей  сыграли экскурсии в ФОК,  библиотеку, магазин, на почту, в школу с целью расширения представления о предметах, значении их для людей, осознания необходимости бережного отношения к ним для длительного использования. Во время экскурсий  поддерживали заинтересованность и любознательность детей,  побуждали к активной исследовательской деятельности, самостоятельным умозаключениям, организовывали совместную деятельность. Попытки детей самостоятельно решить проблему  замечали  и поощряли, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел мне на помощь!» Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки.

 Следовательно, каждый ребенок ставился в позицию активного деятеля, ему давалась возможность самостоятельно получать знания о том или ином предмете, найти ответы на интересующие вопросы, т. е развивались умения усваивать способ познания и применять его на  другом  материале.

                   Так как метод проектов начался внедряться с  младшей группы, привлечение родителей к осуществлению проектов сочли необходимым. Родителям предоставляли разную степень участия в проектах: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально – техническая поддержка и др.  Таким образом,  у родителей сформируются представления о методе проектов как эффективном условии развития творчества детей.   Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду, а мы смогли вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий, дальнейших проектов.

Сотрудничество  с родителями   включает три основных направления:

1) психолого-педагогическое просвещение родителей;

2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения;

3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.                                                                                                

    Используются следующие  формы взаимодействия с родителями:                  

 Консультирование, беседы, круглые столы, дискуссии, деловые игры,  наглядная пропаганда, анкетирование…

                 Одно из перспективных направлений в системе дошкольного образования – интеграция образовательного процесса, основанного на личностно-ориентированной модели воспитания. Это предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, постоянное саморазвитие и самообразование работников ДОУ.

 Из материалов данного опыта видно, что, проектная деятельность напрямую решает эту проблему. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применить их на практике. Дети учатся сначала думать, а потом делать, составлять план действий, соблюдать соглашения и придерживаться достигнутых договоренностей. Деятельность каждого ребенка направлена на достижения намеченного результата.Именно  поэтому большое внимание уделяется сотрудничеству с дополнительными специалистами.  Проект, объединяющий все способы познания, дает возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, читает, сочиняет сказки, делает опыты) все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.

 Поэтому с педагогами систематически проводятся консультации, теоретические и практические семинары, индивидуальные беседы.

   Таким образом, создано единое оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

     Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что  если нам, педагогам,  хоть немного удалось направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса проектирования, повысить детскую самооценку, значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти человека и позволит выбрать  такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.

                                        III. Результативность опыта.

    За время  работы над проблемой был  выполнен следующий объем работы:

  1. Изучена  методическая  и практическая  литература по данной теме.
  2. Апробированы рекомендации многих ученых и практиков: Л.С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн,  американского педагога-демократа Джон Дьюи;  Л.С Киселёвой   Т.А. Данилиной.
  3.  Пополнена предметно – развивающая среда в группе дидактическими, наглядно-иллюстративными пособиями для занятий, игр.
  4. Апробирована методика работы над проектами  в условиях группы.

Итогом  методической и практической  работы считаем:

  1. Систематизацию содержания работы.
  2. Разработку и реализацию семейных, творческих, социальных и исследовательских  проектов в условиях данной группы.
  3. Разработку календарно - тематического планирования.  
  4. Составление  конспектов занятий к проектам.
  5. Систематизацию взаимодействия с родителями воспитанников и воспитателями ДОУ.

В 2009г   Белгородским  региональным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов  выпущена брошюра «Технологии развития социальной компетенции дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ, семьи и общества»  (Из опыта работы  МДОУ «ЦРР -  детский  сад №17 «Светлячок» Белгородской  области»), куда вошли проекты: «Хочу все уметь», «Самые родные, самые любимые», календарно - тематическое планирования проекта «Хочу все уметь» для внедрения проектной деятельности в практику работы дошкольных учреждений. Критериями результативности опыта является  диагностика уровня   развития познавательных способностей детей,  которая  осуществлялась при помощи игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку », «Назови одним словом», «Разложи по полочкам», (автор М.В.Крулехт); «Нелепица» (автор С.Д. Забрамная); «Лишний предмет», «Раздели на группы» (автор М.И. Ильина, Л.Г.Парамонова). Диагностика развития творческого воображения и творческого мышления детей осуществлялась по методикам: «Назови картинку»,  «Дорисовывание фигур». Диагностика  развития коммуникативных навыков осуществлялась по методикам: «Метод вербальных выборов», «Два домика», «Маски» (автор М.И. Лисина).   Диагностика развития  способностей к исследовательской деятельности осуществлялась по тестам, разработанным профессором А.И. Савенковым:  «Угадай предмет», « Развитие навыков экспериментирования», « Развитие умений  задавать  вопросы».

Критерии диагностики познавательной деятельности: %

2008 -2009гг.

2009-2010гг.

2010-2011гг.

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

в

с

н

в

с

н

в

с

н

Развитие позн-ных способностей

18,3

43

38,7

25

46

29

36,2

46,5

8,7

Развитие творческого воображения

17,8

42,4

39,8

24,8

45,9

29,3

37,8

45,3

9,9

Развитие творческого мышления

17,5

44,1

38,4

25,4

46,6

28

36,2

45,4

6,7

Коммуникативные умения и навыки

19,7

42,8

37,5

28

48,6

23,4

39,8

47

5,5

Уровень развития у детей  познавательных способностей повысился   с 61,3% до 91,3 %,  уровень развития творческих способностей  повысился с 60,2% до 90,1%,  уровень развития творческого мышления повысился с 61,6% до 93,3%,  уровень развития коммуникативных навыков и умений повысился с 62,5%  до 94,5%.

Критерии

диагностики

исследовательской

деятельности %

2008 -2009гг.

2009-2010гг.

2010-2011гг.

2младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

в

с

н

в

с

н

в

с

н

1. Скорость ответа на проблемный вопрос

19,8

54,9

25,3

27,5

54

18,5

35,5

56

8,5

2.Быстрое решение задач

18,5

55,2

26,3

28,7

53,7

17,6

35,9

56,5

7,6

3.Нахождение новых способов решения задач

16,4

58,2

25,4

29,6

52,2

18,2

36,7

56,5

6,8

4.Реакция на помощь в решении задач

15,8

57

27,2

28,7

54,8

16,5

35,8

58,5

5,7

  Уровень развития интеллектуально – поисковой деятельности повысился с 73,7 % до 92,4 %,  уровень  умений решать проблемы самостоятельно повысился с 72,8% до 94,3 %,  уровень умений использовать различные варианты решения задач повысился с 74,6 %  до  93,2 % .

Диаграмма познавательной деятельности детей:

Диаграмма исследовательской деятельности:

 Результаты работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность.  В ходе проектной деятельности у детей:

  1. Расширились знания об окружающем мире
  2. Развились общие способности детей. Дети научились экспериментировать, синтезировать полученные знания, сформировались творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит им успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Таким образом, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей. У них  сформировалась способность  оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, т.е. готовит ребенка к учебной деятельности.

  1. Приобрели необходимые социальные навыки.

Дети стали внимательней друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, но и установленными нормами.

  1. Изменилось содержание игровой деятельности детей.

Игра стала более разнообразной, а сами дошкольники стали интересны друг другу.

Как показывает практика, в процессе проектирования     дошкольники не только стали подражать взрослым, но и передавать опыт сверстникам. Создают игры, сказки, загадки, моделируют костюмы, приобретая творческий опыт. При поддержке взрослых ребята стали авторами своих собственных творческих, ( Приложение №3) а также исследовательских проектов.( Приложение №2)

Год участия

Наименование конкурса

Направление, название работы

Уровень конкурса, результат

2009

Конкурс детских проектов в области «Энергия детства»

«Литературное творчество»

Рассказ: «Самые родные, самые любимые» - Гребенкина Н.,  ее мама Гребенкина И.А.

Муниципальный

2 место

2009

Конкурс детских проектов в области «Энергия детства»

«Литературное творчество»

Сказка: «Сердитые колготки», «Сказка о коте по имени Пик» - Старкова Вика, ее мама

Муниципальный

3 место

2011

Всероссийский конкурс исс - ких работ и творческих проектов дошкольников младших школьников

Секция:

Техника и физика

«Я - исследователь»

Василевский Егор

Мозговой Матвей

Сополев Егор

Муниципальный

Победители

Таким образом, участвуя в педагогическом процессе наравне с взрослыми, проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

       Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на воспитателя. Проектирование заставило нас, педагогов, постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило мировоззрение и не допустило применения стандартных, шаблонных действий, потребовало ежедневного творческого, личностного роста.

              В ходе проектной деятельности развились и детско-родительские отношения. Ребенок стал более интересен родителям, поскольку стал выдвигать различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием.

           

                                Библиографический список:

  1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство  развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1. С. 24-36.
  2. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети взрослые и мир вокруг. М.,   1993.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2008
  4. Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2005.
  5. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: книга для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995.
  7. Киселева Л.С., Данилина Т.А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М., 2003.
  8.  Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М., 2004.
  9. Метод проектов// Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993 С. 567..
  10. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учебное пособие. М., 2001.
  11. Савинков А.И. Маленький исследователь. Как научить ребёнка приобретать знания: Методическое пособие. Ярославль: Академия развития, 2002.

Приложения

  1. Приложение  №1 – Авторские проекты

     №1.1-  проект: «Хочу все уметь»

     №1.2 -  проект: «Самые родные, самые любимые»

     №1.3 -  проект: «Сочиняем сказки вместе»

      №1.4 – проект: «Ребенок и дорога»

  1. Приложение №2 – Стендовая защита  исследовательского проекта:

«Робот и человек»

  1. Приложение №3 – Сказки, сочиненные воспитанниками на конкурс детских проектов в области «Энергия детства»
  2. Приложение №4 – Алгоритм действий взрослых и детей на каждом из возрастных этапов (Таблица)  
  3. Приложение №5 - Перспективный план проекта: «Хочу все уметь»
  4. Приложение №6 – Занятия:

№ 6.1 - «Да здравствует мыло душистое», в рамках проекта: «Хочу все уметь»

№ 6.2 -  «Путешествие в страну Светофорию».

  1. Предметно – развивающая среда в группе.

     Фотоматериал

           Приложение № 4 Алгоритм действий взрослых и детей на каждом из этапов 

   

       Этап

Возраст

3,5 -5 лет

5-6лет

6-7 лет

1

2

3

4

1 шаг

Подготовительный

Интригующее начало, отвечающее потребностям детей.

Обозначение взрослым проблемы

Выделение

(взрослым или ребенком) проблемы,

отвечающей потребностям обеих сторон

Выделение

(детьми или взрослыми) проблемы, отвечающей потребностям обеих сторон

2 шаг

Целеполагания

Определение взрослым цели проекта, его мотивация

Совместное определение цели проекта, предстоящей деятельности.

Прогнозирование результата

Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей дея-сти. Прогнозирование результата

3 шаг

Планирования

Привлечение детей к участию в планировании деятельности реализации намеченного плана

 Планирование деятельности  детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта

Планирование деятельности  детьми (при возможном участии взрослого как партнера) определение средств и реализации проекта

4 шаг

Исполнительский

Совместное движение взрослых и детей к результату: «деление вместе по образцу», выполнение отдельных, несложных поручений

Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых

Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижение договоренности, взаимообучение, взаимопомощь

5 шаг

Презентационный

Представление продукта проектной деятельности

Представление продукта проектной деятельности

Представление продукта проектной деятельности

6 шаг

Рефлексионный

Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата

Обсуждение результата, хода работы, действия каждого, выяснение причин успехов и неудач

Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач

Проектировочный

____

Совместно с детьми определение перспектив проектирования

Определение перспективы развития проектирования

                       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных коммуникационных технологий в детском саду, как способ развития познавательного интереса.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий гражда...

«Проектная деятельность в воспитательном процессе дошкольного образования»

Метод проектов – одно из инновационных направлений в современном дошкольном образовании. С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Самостоят...

Консультация для родителей на тему: «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

Консультация для родителей на тему:«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей»....

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"

Статья "Метод проектов в ДОУ, как способ развития познавательного интереса детей дошкольного возраста"...

«Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей».

       В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соотв...

Консультация для родителей «Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как способ развития познавательных интересов детей

Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, ...