Кружок «Маленькие волшебницы», как средство приобщения детей к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство.
статья (подготовительная группа) по теме

Смотрина Ирина Владимировна

Данный материал основан на опыте работы кружка "Маленькие волшебницы" МБДОУ ЦРР д/с №109 "Колокольчик" г. Волжский. Используемый опыт может помочь педагогам других дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_volshebnicy.docx298.97 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Маленькие волшебницы»,

как средство приобщения детей к русской народной культуре  через декоративно-прикладное искусство.

Понятие «народная культура» (и особенно «народ») связаны с самыми разными обыденными ассоциациями. В культуре и языке они представлены весьма широко: народное творчество, народное искусство, народная мудрость, молва, народные традиции, предания, верования, песни, танцы, пословицы, народные мастера  и т.д.

Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Все это вызывает  у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.

В нашем детском саду «Колокольчик» большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры. С этой целью был организован кружок «Маленькие волшебницы».

Основные задачи:

  1. Познакомить детей с историей создания русского костюма;  особенностями костюма характерного для Царицынской губернии.
  2. Развивать желание участвовать в процессе создания костюма (придумывание костюма для куклы, изготовление аксессуаров), демонстрации созданного.
  3. Развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства детей.
  4. Вызывать эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

Занятие проходит в два этапа:

На первом этапе дети знакомятся с историей возникновения одежды.  Узнают, что в глубокой древности с практической целью защиты от непогоды и укусов насекомых человек обмазывал свое тело глиной, сырой землей, жиром, затем к этим смазкам добавлялись растительные краски – охра, сажа, индиго, известь, и тело уже с эстетической целью раскрашивалось различными способами и цветом. На протяжении года дети узнают  всю историю костюма от древнерусского до современного.

И второй, наиболее любимый  детьми,  этап  -  практический.  Он помогает развивать внимание, интерес, мелкую моторику рук. На занятии дети учатся моделировать на листе бумаги одежду от древнерусской до современной,  создавать куклы обереги.  Ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль и чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.  Любимыми игрушками у ребят стали куклы-обереги день и ночь.  Они висят  в группе, и дети приходя в детский сад с удовольствием  меняют местами, выкладывая куклу день вперед, а уходя домой наоборот.

В конце учебного года дети знакомятся с техникой «батик».  Они с огромной радостью расписывают платки, а также любую предложенную им одежду, например футболки.

Созданные модели мы демонстрируем на выпускных утренниках.

Одной из форм работы с родителями являются походы в музеи города. Мы  с удовольствием посещаем выставки народно-прикладного творчества.  Ведь приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру,  мы помогает детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Народная игрушка как средство приобщения детей к русской народной культуре"

Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собств...

Доклад на педагогической конференции. Тема: «Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам»

 «Сказка – это колыбель мысли сумейте поставить воспитание      ребенка     так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой ...

Презентация "Метод проектов как средство приобщения детей к русским народным сказкам"

Использование технологии проектирования помогает нам в работе с русскими народными сказками, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослог...

отчёт по теме самообразования "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству"

презентация на тему отчёт по самообразованию на тему "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству"...

Программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к декоративно - прикладному искусству "Иголочка - затейница"

Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью....