Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме

Данное планирование помогает воспитателю развивать культуру поведения детей подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное планирование работы по воспитанию

культуры поведения

Подготовительная к школе группа

Сентябрь

1-я неделя. В конце занятия, предшествующего ри сованию, объяснить детям правило: «Самостоятельно готовься к занятию». Напомнить, что в школе ученики сами готовятся к уроку. Еще раз уточнить, где в груп пе находятся необходимый материал и пособия.

2-я неделя. На занятии по развитию речи закре пить знакомые правила поведения (здороваться, про щаться, не перебивать разговор старших, во время разговора смотреть на собеседника).

3-я неделя. 1) После игры побеседовать с детьми о том, как они выполняли знакомые им правила:

—  справедливо разрешай спор;

—  будь внимателен к товарищу;

—  за свои ошибки отвечай сам, не перекладывай вину на другого;

—  уступай игрушки товарищам.

2) Перед занятием по лепке напомнить: каждый должен самостоятельно приготовить все необходимое к занятию.  Проверить,  как дети  справились с этим.

4-я неделя. 1) Во время прогулки в лес начать с детьми разговор о бережном отношении к природе. Познакомить с правилами поведения в лесу: нельзя ломать деревья, кусты, разорять птичьи гнезда и др.

2) Утром побеседовать с детьми о том, как они дома выполняют поручения взрослых. Еще раз напом нить: не заставляй повторять просьбу несколько раз — это неуважение к взрослому.

Октябрь

1-я неделя. Утром понаблюдать, как ребята, придя в детский сад, включаются в жизнь группы, чем на чинают заниматься. Побеседовать на тему «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

2-я неделя. 1) Вечером прочитать рассказ «Трудный день». Отметить, как дети могут забо титься о маме, помогать ей.

2)   Утром показать детям альбом «Осень». Поговорить о красоте родной природы. Закрепить правила поведения в лесу.

3)   В начале занятия по аппликации отметить:

—  дети, которые не приготовились к занятию, отнимают время у своих то варищей;

—  любое задание нужно выполнять старательно, аккуратно; хорошо выпол ненная работа доставит удовольствие и детям, и взрослым.

4)   На занятии по развитию речи по беседовать о чутком, доброжелательном отношении к людям. Прочитать сти хотворение А. Барто «Вовка добрая душа».

3-я неделя. 1) Перед занятием по конструированию напомнить о том, что в детском саду они самые старшие и поэтому должны заботиться о малышах. Уточнить значение слов «заботиться о малышах». Дать задание: сделать игрушки для малышей и после занятия подарить их.

2)   Во время прогулки предложить детям заняться каким-либо трудом; познакомить с правилами: «Не сиди без дела», «Если закончил задание раньше товарища, помоги ему».

3)   Прочитать рассказ В. Осеевой «Три товарища». Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе, учить понимать и оценивать поступки людей. Напомнить пословицу: «Дружба заботой да подмогой креп ка». Закрепить правило: «Другу всегда помогай, друга всегда выручай».

4-я неделя. 1) Утром объяснить пра вило «Не опаздывай в детский сад на завтрак, обед это доставляет неудоб ство товарищам».

2) Вечером побеседовать о том, как дети помогают дома родителям, есть ли у них свои обязанности. На примере рассказа В. Осеевой «Волшебное сло во» закрепить правила вежливости.

Ноябрь

1-я неделя. Рассмотреть иллюстрации к книге В. Маяковского «Что такое хорошо  и   что  такое  плохо».   Поговорить о хороших и плохих поступках. Ввести правило «Не перенимай дурных поступков, старайся сам подать хоро ший пример другим».

2)  Напомнить: старшие дошкольники должны заботиться о малышах дома и в детском саду (уступать игрушку, помогать одеваться и раздеваться), не обижать их.

3)  Во время прогулки рассказать о том, как надо оберегать растения зимой.

2-я неделя. 1) На занятии по раз витию элементарных математических представлений объяснить правило: «Прежде чем выполнить задание, по думай».

2)  Во время завтрака напомнить пра вило: «За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол».

3)  Вечером предложить детям выбрать себе такое дело, чтобы самим было интересно и другим приятно. На помнить пословицу: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

3-я неделя. 1) Вечером побеседовать с детьми о добрых делах, которые они могут делать в детском саду и дома.

2)  Прочитать пословицы: «Только одному тяжко жить на свете», «Друга ищи, а найдешь — береги», «Человек без дружбы, что дерево без корней». Выяснить, как дети их понимают.

Познакомить с правилом: «Всем со ветуем дружить, ссориться не смейте. Без друзей нам не прожить ни за что на свете».

3)  На рисовании отметить, кто из де тей выполняет правило «Самостоятель но готовься к занятию».

4-я неделя. 1) Учить детей заранее планировать трудовую деятельность, подбирать необходимые материалы, продумывать действия по порядку, до биваться результата. Закрепить прави ла: «Прежде чем выполнить задание, подумай, как его выполнить лучше», «Если при выполнении задания тебе помогали,   поблагодари   за   помощь».

2)   Предложить детям самим приго товить атрибуты к игре в «магазин» для младшей группы. Закрепить пра вило: «Заботься о малышах дома и в детском саду». Отметить, что забота о малышах выражается в добрых делах.

3)  Во время беседы обобщить и закрепить представления детей о дружбе, вспомнить пословицы, поговорки, пра вила: «Помогай товарищу, не жди, по ка он у тебя попросит помощи»; «По делись с товарищем игрушками, кни гами, карандашами, если их у него нет»; «Останови товарища, если он поступает плохо».

4) Вечером побеседовать с детьми о том, как они понимают правило «Уважай взрослых в детском саду и до ма». Привести примеры добрых дел, по которым можно судить об уваже нии детей к взрослым.

Декабрь

1-я неделя. 1) После дневного сна отметить, кто из детей аккуратно и быстро заправляет свою постель. Вы яснить, все ли ребята дома убирают за собой постель, и побеседовать на эту тему с родителями.

2)    Утром напомнить детям о пра вилах культурного поведения за сто лом: «Если тебе что-нибудь нужно достать, вежливо попроси об этом со седа»; «Окончив еду, не облизывай лож ку» и др.

3)     Предложить детям несколько упражнений на правило «Не пере нимай дурных поступков»:

«Толя дернул Галю за косичку. Витя увидел и засмеялся. А как бы ты посту пил на месте Вити?»

«Таня и Сережа играли в мяч и нечаянно разбили вазу. Мама спроси ла: «Кто это сделал?» Сережа говорит: «Не я». И Таня тоже: «Не я». Правы ли дети?»

2-я неделя. 1) Во время завтрака (обеда) напомнить детям о бережном отношении к хлебу. Закрепить правило: «Не кроши хлеб, доедай кусок до конца».

2)  На занятии по ручному труду (из готовление кормушек для птиц) дать понятие о том, как можно помочь пти цам зимой. Закрепить правило: «Береги природу».

3)    Утром отметить детей, которые всегда умеют найти для себя занятие в группе.

4)   Провести досуг с использованием правил   аккуратности   и  опрятности.

3-я неделя.  1) Беседа на тему «Мы в гостях». Чтение стихотворения А. Барто  «День рождения». Закрепление пра вил поведения в гостях.

2) Во время прогулки закрепить пра вила поведения на улице: «Переходить улицу можно только по разрешению взрослого в указанном месте»; «Идя по улице, придерживайся правой сто роны, иначе будешь мешать прохожим, двигающимся навстречу».

Январь

1-я неделя. 1) В свободное время предложить детям нарисовать картину на тему «Как мы заботимся о малы шах дома и в детском саду».

2)   Беседа на тему «Волшебные сло ва — наши верные друзья». Закрепить представления детей о том, что «вол шебные» слова помогают человеку, вы зывают у него добрые чувства к тем, кто говорит их.

3)  Утром предложить детям настоль ные дидактические игры. В ходе игры контролировать выполнение правил. В случае нарушения предложить их рассказать.

2-я неделя. 1) Отметить, как приятно начинать рабочий день, если все ребя та пришли вовремя. Закрепить прави ло: «Не опаздывай в детский сад (к обе ду, на занятие)».

2)    Во время прогулки упражнять в выполнении правил поведения на ули це: «Идти парами, организованно пере ходить улицу».

3)    Утром предложить детям само стоятельно распределить обязанности дежурных. Учить договариваться, усту пать друг другу.

3-я неделя. 1) Перед началом ро левой игры побеседовать об этических правилах поведения: «Играйте друж но»,   «Уступай   игрушки   товарищам».

2)   Индивидуальные беседы с деть ми: «Какие правила культуры пове дения ты знаешь? Кого из ребят ты можешь назвать вежливым? Почему ты так думаешь? Подсказываешь ли ты своему товарищу, как себя вести, если видишь, что он поступает не так, как надо?»

3) Вечер пословиц и поговорок о дружбе и товариществе.

4-я неделя. 1) Утром обратить вни мание на внешний вид детей. Позна комить с правилом: «Если ты видишь непорядок в одежде ровесника или взрослого, то об этом надо сказать так, чтобы человек не обиделся».

2)  Показать детям, как расположены в шкафу материалы по изобразитель ной деятельности. Отметить: каждая вещь должна иметь свое место, тогда легче будет готовить все необходимое к занятиям. Напомнить правило: «Са мостоятельно готовься к занятию».

3)  После чтения произведения Т. Гор ской «Колин папа» побеседовать на те му «Чему нас учат герои этого расска за». Познакомить с пословицей «Скром ность красит человека».

Февраль

1-я неделя. 1) Утром побеседовать с детьми о том, как они собираются в детский сад (убирают постель, умы ваются, причесываются, чистят обувь, одежду и т. д.).

2) Прочитать стихотворение С. Мар шака «Как себя вести», закрепить пра вило «Уважай взрослых в детском са ду и дома».

2-я неделя. 1) После занятия по тру ду напомнить детям: «Если во время работы ты насорил или что-то разлил, убери сам. Рабочее место всегда должно быть чистым».

2)  На занятии по развитию речи со ставление рассказов из личного опыта на тему «Как дети выручили из беды товарища». Знакомство с правилом: «Не жди, когда тебя попросят о помо щи, учись сам видеть, кому нужна по мощь».

3)  Утром предложить дидактическую игру «Дошколята — вежливые ребята». Вспомнить правила вежливости, на звать литературные произведения, в ко торых говорится о вежливости.

4)   Во время прогулки понаблюдать за посадкой пассажиров в автобус. Уточнить правила поведения в транс порте, отметить нарушения.

5)  Индивидуальные беседы с детьми на  тему  «Тебя  пригласили  в гости».

6)  Занятие по ручному труду. Пред ложить проанализировать работу, которую выполнил  сам  и  которую  выпол нил товарищ.

3-я неделя. 1) Занятие по развитию речи. Творческое рассказывание на те му «Приключение новой куклы в дет ском саду». Закрепить правило: «Каж дой вещи свое место».

2)  Во время прогулки дать детям поручения разной сложности. Просле дить, как они будут вести себя в этой ситуации. Побеседовать о выполнении задания. Напомнить правило: «Если за кончил работу раньше товарища, помо ги ему».

3)  Предложить ситуацию: «Две подружки вошли в трамвай и уселись на скамейку. Едет трамвай, позвани вает, колесами постукивает. Но громче трамвая девочки наперебой рассказы вают друг другу про разные мультфиль мы. Рядом сидела женщина. Посмотре ла она строго на девочек, но подружки не унимались, еще громче раздавались их голоса.

Вопрос: почему женщина строго по смотрела на девочек?»

Познакомить с правилом: «В общест венном  транспорте   нужно   разговари вать тихо, вполголоса, чтобы не мешать остальным пассажирам».

Март

1-я неделя. 1) Беседа о том, как дети помогают взрослым дома, какие у них есть обязанности. Вспомнить правило: «Любое задание нужно выполнять ста рательно, аккуратно. Хорошо выполнен ное задание доставит удовольствие и тебе, и взрослым».

2)  Предложить ситуацию: «Мальчик шести лет вошел с папой в троллей бус. Женщина встала и предложила мальчику сесть. Мальчик сел. Папа и мальчик сказали: «Спасибо».

Вопрос: как ты будешь себя вести, ес ли тебе уступят место в транспорте?»

3)  Экскурсия в школу. Обратить вни мание на то, что после звонка все уче ники спешат в класс. Уточнить, какое правило соблюдают школьники. Напом нить, что такое правило есть и в дет ском   саду.   Предложить  его   назвать.

2-я неделя. 1) Утром провести инди видуальные беседы с детьми на тему «Как ты ведешь себя в кинотеатре (театре)?».

2)  Игра «Письма доброго сказочни ка». Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо». На конкрет ных и понятных примерах учить оце нивать поступки и соотносить их с эти ми словами.

3)  В конце занятия по развитию речи предложить несколько упражнений на правило «Не перенимай дурных поступ ков»: а) один мальчик обижал кошку, другой стал то же самое делать; б) один мальчик полез в грязь, и другой тоже.

3-я неделя. 1) Утром поговорить с детьми о правилах вежливости: «Какие правила вы знаете? Кого из ребят мож но назвать вежливым? Подсказываешь ли ты своим товарищам, как себя вести, если видишь, что они поступают не так, как надо?»

Вспомнить пословицы о вежливости: «Ласковое слово не трудно молвить»; «Вежливым открываются все двери». 2) Занятие по конструированию. Учить детей заранее подбирать мате риал и обдумывать последовательность работы. Закрепить правило: «Прежде чем начать выполнять задание, поду май, как его лучше выполнить».

3)  Вечером рассмотреть иллюстрации к правилам дорожного движения. Про вести игру-упражнение «Наша улица».

4-я неделя. 1) Утром, во время завтрака, закрепить правила культуры еды: «Когда ешь, не откусывай сразу большой кусок — это некрасиво. Не разговаривай с полным ртом, ста райся есть беззвучно. Если тебе нужно что-нибудь взять на столе, вежливо попроси соседа передать».

2)  «Вечер» вопросов и ответов:

1.  Какие ты знаешь правила культу ры поведения?

2.  Какие правила тебе трудно выпол нять? Почему?

3.  Подсказываешь ли ты своим това рищам, как себя вести, если видишь, что они поступают не так,  как надо?

4.  Какие знаешь пословицы о куль туре поведения?

Апрель

1-я неделя. 1) Утром закрепить с деть ми правила поведения в настольной игре «Так — не так». Развивать моно логическую речь, умение рассуждать, доказывать.

2)  Во время прогулки в лес обратить внимание на березы. Отметить: неко торые люди, чтобы добыть березовый сок, делают на березе надрезы. Дерево от этого сильно страдает. Чтобы по мочь ему, надо пластилином и изолен той заклеить порезы.

3)    Вечером рассказать родителям о прогулке в лес. Выпустить бюлле тень «Береги березу»: «Товарищи ро дители, когда идете гулять в лес с деть ми, не собирайте сок с берез, от этого деревья гибнут. Своим примером учите детей бережно относиться к природе».

2-я неделя. 1) Утром упражнять де тей в выполнении правил вежливости. Предложить сходить в методический ка бинет и попросить пособие для заня тия. Напомнить, как надо обратиться с просьбой. После выполнения пору чения спросить ребенка, был ли он веж лив. Почему он думает, что был вежлив?

2)   Индивидуальные беседы с детьми о правилах речевого общения: «Когда мы говорим слова «скажите, пожалуй ста», «разрешите спросить? Как нужно разговаривать со взрослыми? Как нуж но разговаривать в общественных местах?» и т. д.

3)  Прогулка. Упражнять детей в пра вильном переходе улицы. Вспомнить правило: «Переходить улицу надо в ука занном месте, неправильный переход может привести к несчастному случаю».

4)  Вечером в настольных играх «Зна ки на дорогах» и «В путь-дорогу» закрепить правила дорожного дви жения.

3-я неделя. 1) Утром поговорить с детьми о том, как вести себя в театре, кино. Вспомнить некоторые правила: «Бывая в театре, в кино, в музее, пом ни, что ты здесь не один. Веди себя так, чтобы не мешать другим. В театр приходи вовремя. Не ешь во время спек такля, фильма — это некрасиво. Во вре мя действия не разговаривай. Поде литься   мнением   можно   в   антракте».

2) Прогулка в лес. Рассмотреть с детьми первые цветущие растения (первоцвет, ветреница), спросить, по чему над ними летает много насеко мых. Рассказать о бережном отноше нии к растениям, объяснить, почему они занесены в Красную книгу. Познакомить с правилом: «Не рви в лесу, на лугу цветов, пусть красивые расте ния останутся в природе! Помни, что букеты можно составлять из растений, выращенных человеком».

Май

1-я неделя. Занятие по развитию ре чи. В дидактической игре «Незнайка учит правила поведения» закрепить с детьми правила поведения в гостях, на занятии, в общественном месте, на улице.

2-я неделя. Вечер развлечений на те му «Как мы выполняем правила по ведения».

Летом планируется индивидуальная работа с детьми, не овладевшими пра вилами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения

В предлагаемом примерном планировании учтены те вопросы, которые вызывают наибольшие трудности в ходе воспитательно-образовательного процесса....

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей подготовительной к школе группы.

Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения у детей подготовительной к школе группы...

Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения в подготовительной группе

     В старшем дошкольном возрасте формирование нравственных качеств личности и привычек культурного поведения активно продолжается. Главным в целенаправленной воспитательной дея...

опыт работы по воспитанию культуры поведения

Документ представляет собой перспективный план по воспитанию культуры поведения средствами развития речи у детей подготовительной группы...

Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения (старшая группа)

Целью учебно-воспитательного процесса является: всестороннее развитие ребенка как личности,   что полностью соответствует Конвенции о правах ребенка: воспитание должно быть направл...

Перспективный план работы по воспитанию культуры поведения и общения (старшая группа)

План направлен на развитие у детей знаний, умений и навыков культуры поведения и общения в процессе занятий, повседневной жизни, игровой и трудовой деятельности....