Главные вкладки

    Проект. Славный путь 309-й Пирятинской Краснознамённой ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии.
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Веревкина Наталия Александровна

    Одним из постулатов патриотического воспитания в детском саду является формирование у детей чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого.

    Цель проекта: формирование у детей знаний о 309-й Пирятинской Краснознамённой ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии через различные виды деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon v_sibiri_ne_bylo_voyny.doc749 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект. Славный путь 309-й Пирятинской Краснознамённой ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии.

    В Сибири не было войны -

    С тем согласиться я готов.

    В Сибири не было войны,

    Но славилась Сибирь полками,

    И сердце Родины - Москву -

    Пришлось прикрыть сибиряками!

    В Сибири не было войны,

    Но на полях под Сталинградом

    Лежат сибирские сыны,

    Как и в болотах Ленинграда.

    В Сибири не было войны...

    Сибирской гвардии солдаты

    Прошли от Курска до Москвы

    В Берлин, ломая супостата!

    В Сибири не было войны?

    Поправ пятой фашизма знак,

    Как символ мира над Берлином

    Стоит с ребенком сибиряк!

    В Сибири не было войны,

    Но до сих пор рыдают вдовы...

    И. Шевчук

    Одним из постулатов патриотического воспитания в детском саду является формирование у детей чувства уважения к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого

    Цель проекта: формирование у детей знаний о 309-й Пирятинской Краснознамённой ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии через различные виды деятельности.

    Задачи проекта:

    1. познакомить детей с 309-й Пирятинской Краснознамённой ордена Кутузова II степени стрелковой дивизией,
    2. формировать представления об участниках боевых действий на основе ярких, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания,
    3. формировать толерантность, уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ.

    Участники: воспитатели, дети старшей- подготовительной группы, родители.

    Время проведения проекта: С 28.11.11. – 2.11.11.

    Предметно-развивающая среда:

    1. Дидактические игры с патриотическим содержанием.
    2. Подборка наглядно – дидактического материала на тему Великой Отечественной Войны и солдатских будней.
    3. Подборка художественной литературы – рассказов, стихов, пословиц и поговорок о войне, военных, о мире.
    4. Подборка песен военных лет.
    5. Подборка различных материалов для продуктивной деятельности детей.

    Средства реализации проекта:

    1. Использование различных видов деятельности (познавательной, продуктивной, художественно – речевой, игровой).
    2. Просвещение родителей.
    3. Организация развивающей среды.
    4. Непосредственно образовательная деятельность.
    5. Посещение памятника павшим героям в а. Сапогов.

    Работа с родителями:

    1. Составление рассказов   о тех, кто воевал на войне.
    2. Папка- передвижка: «Советы родителям «Как рассказать детям о войне».
    3. Участие в конкурсе рисунков «Они защитили Родину».

    Содержание проекта:

    Виды еятельности

    Режимные моменты:  комплекс утренней зарядки на песню «Катюша»  (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского)

                               Пробуждающая гимнастика под музыку  

    Образовательная деятельность

    Совместная деятельность

    Продуктивная

    деятельность

    Художественно- речевая

    Экскурсия в школьный музей «Поиск».

    Цель: закрепление представлений де тей о Великой Отечественной войне; знакомство с воинами- односельчанами;

    Сюжетно-ролевая игра «Военный ко рабль»,

    русские народные игры « Перетягушки»,

    «Крепость»,

    тренировочные игры: «Парашютисты», «Капитаны»,

    дидактическая игра

    « Определи род войск».

    Конструирование из бумаги «База подводных лодок», «Эскадрилья самолетов»

    Чтение произведений

    В. Давыдов «До зор»,

    О. Высотская «Мой брат уехал на границу»,

    Слушание му зыки М.Магиденко «У кремлевской сте ны».

      Славный путь 309 – ой дивизии.

    Цель: формирование у детей знаний о 309-й Пирятинской Краснознамённой ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии.

    Сюжетно-ролевые игры:

    «Пограничники»,

     русские народные игры «Русское единство»,

    «Снять часового»,

    дидактическая игра «Что в военном пакете?»,

    подвижная игра «Саперы»,

    «Снайперы».

     

    Рисование «Солдаты - защитники»,

    лепка

    «Военная техника»

    Слушание музыки

    В. Агапкин «Прощание славянки»,

    чтение А. Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне».

     «Земляки – фронтовики 309 Пирятинской стрелковой дивизии. 

    Цель: расширение знаний  детей о ветеранах ВОВ, которые про живали и проживают в Усть – Абаканском районе, воспитывать чувство сострадания и ува жения к пожилым людям.

    Сюжетно - ролевая игра «Подводная лодка»,

        игра-эстафета

    «Попади в цель»,

    дидактическая игра «Защитники отечества».

    аппликация

    «Мир на земле»,

    конструирование из строительного материала (взлетная полоса, ангар, самолеты)

    Слушание музыки « Марш славянки», чтение произведений

    А. Г.Твардовский

    «Рассказ танкиста», В.П.Катаев

    «В разведке»,

     «Символы Победы - ордена, медали и знамена»

    Цель: Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем Победы, которое водрузили над Рейхстагом; воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

    Сюжетно - ролевая игра «Радисты», Дидактическая игра «Ордена войны», Подвижные игры «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет»

    Лепка

    «Звезда Победы»»,

    аппликация

     «Георгиевская ленточка»,

    Рисование знамя 309  

    Слушание музыки

    А. Аренский

    «День Победы,

    чтение произведений П.Лесников «Наш флажок», А.Игебаев «День Победы», А.П.Гайдар «Поход»

     

     Развлечение «Аты- баты».

    Цель: совершенствовать скоростно-силовые качества в процессе игр и эстафет; развивать ловкость и выносливость, четкость и выразительность движений; быстроту реакции;  развивать речь, память, внимание; способствовать поддержанию праздничного настроения;  обогащать эмоциональный опыт детей;  доставлять им радость от совместной деятельности со взрослыми; формировать умения, способствующие воспитанию личностных качеств: доброжелательного отношения друг к другу, воли к победе.

    Сюжетно - ролевые игры по желанию детей, дидактиче ская игра «Род войск и боевая техника», подвижные игры «Пограничники»,

    Рисование «Празд ничный салют», «Храбрые защитники».

    Лепка

     «Пограничник в дозоре».

    Чтение стихов А.Игебаев

     «День победы»,

     В. Берестов

    «Нет, слово «мир» останется едва ли...»,

    Слушание песен А.Александров «Священная война.

    Литература.

    1. wikipedia.org›wiki/309-я_стрелковая дивизия
    2. abakan.sibnovosti.ru
    3. vkontakte.ru›club13610082
    4. Дошкольное воспитание

    Приложение.

    Конспекты  по теме проекта.

    Комплекс упражнений на песню Катюша»

    (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского)

    Вступление:

    Дети встают со своих мест и, маршируя по залу, выстраиваются в круг.

    1-й куплет:

    Идут по кругу, маршируя. На повторении последних 2 строк перестраиваются в З колонны с заранее выбранными звеньевыми.

    2-й куплет:

    1 строка. Правая рука вперед -  вниз, левая -  вперед - вниз.

    2 строка. Правая рука в сторону — вниз, левая в сторону — вниз.

    3—4 строки. Махи руками над головой.

    3—4 строки (повторение). Перестраиваются в круг.

    3-й куплет:

    1 строка. Все дети сходятся в центр «дробным шагом», притопнув в конце строки ногой и постепенно поднимая руки вверх.

    2 строка. Расходятся из центра «дробным шагом и встают опять по кругу, опуская руки вниз и притопнув в конце строки ногой.

    3 строка. Медленно кружатся вправо на «топотушках».

    4 строка. Медленно кружатся влево на «топотушках».

     3—4 строки (повторение). Машут руками над головой.

    4-й куплет:

    1 - 2 строки. Выполняют «ковырялочку» правой и левой ногой поочередно.

    3 - 4 строки. Повторение движений 3 - 4-й строк 3-го куплета.

    3 - 4 строки (повторение). Маршируют врассыпную и поворачиваются лицом друг к другу.

    5-й куплет:

    Повторение движений 2-го куплета, стоя врассыпную.

    Образовательная деятельность.                       

    Тема. Славный путь 309 – ой дивизии.

    Цель: формирование у детей знаний о 309-й Пирятинской Краснознамённой ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии.

    Программное содержание:

    1. Продолжить формирование патриотических чувств на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа.
    2. расширить представления детей о 309.
    3. Развивать речь, мышление, поддерживать инициативу детей.

    Предварительная работа. 

    1. Беседы о ВОВ.
    2. Посещение школьного музея «Поиск»
    3. Заучивание стихов «Солдат», «Салют Победы»,
    4. Рассматривание альбомов, иллюстраций, чтение рассказов,
    5. Прослушивание произведений о ВОВ.

    Ход

    Под фонограмму марша из кинофильма «Я шагаю по Москве.»(муз.А.Петрова.)дети заходят в зал.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о наших защитниках, которые отстояли нашу страну в годы Великой Отечественной войны. О тех, кто с оружием в руках защищал нашу свободу, нашу Родину.

    А что же такое Родина для вас?(ответы детей.)

    Ребёнок: Слышишь песенку ручья?

    Дети: Это Родина моя!

    Ребёнок: Слышишь голос соловья?

    Дети: Это Родина моя!

    Ребёнок: Садик, где твои друзья,

    Дети: Это Родина моя!

    Ребёнок: Руки матери твоей,

    Шум ветвей и звон дождей,

    И в саду смородина-это тоже Родина.

    Воспитатель: Родина - это детский сад, улица, на которой вы живёте, ваши родные люди мама, и папа, наше село, наш город Абакан ,наша столица Москва.

    В этом году исполняется 70 лет 309-й Пирятинской Краснознамённой ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии.

    Дивизия была сформированная в 1941-42 годах в Хакасии – суровом сибирском краю скотоводов, шахтеров и охотников, людей смелых и закаленных.

    Части 309-й стрелковой дивизии комплектовались из жителей Хакасии, Красноярского и Алтайского краев, Омской, Новосибирской и Иркутской областей. Собрались разные по профессии, возрасту, но единые по настрою люди, люди крепкой сибирской закалки.

    В составе дивизии было три сапёрных полка, противотанковая артиллерийская бригада, отдельный сапёрный батальон, строительная рота, рота связи, медико-санитарный батальон и рота химической защиты. Первым командиром 309-й Пирятинской стрелковой дивизии был Александр Николаевич Афанасьев. 

    Пройдя предварительную военную подготовку, 15 апреля 1942 года 309-я стрелковая дивизия получила приказ Сибирского военного округа подготовиться к отправке на фронт.

    30 апреля 1942 года первый эшелон 955-го стрелкового полка ушел с Абаканского вокзала на запад. А за ним в последующие дни отправились остальные эшелоны дивизии. Они спешили туда, где решалась судьба Родины.

    Проследовав до Пензы, дивизия перешла в подчинение 3-й резервной армии. Здесь части вооружились.

    Знаменитая битва под Курском началась на рассвете 5 июля 1943г.

    Мужественно вели себя под огнем врага бойцы 309-й стрелковой дивизии.

    23 августа советские войска, штурмом овладев Харьковом, победно завершили Курскую битву.

    После успешного сражения 309-я стрелковая дивизия приняла участие в освобождении территорий Украины. Особо памятным является освобождение города Пирятина. В честь этой победы она и получила почетное наименование - «Пирятинская».  Рожденная в огне боев дружба двух городов – Абакана, где формировалась дивизия, и Пирятина – расширилась и окрепла в послевоенные годы.

    День Победы воины 309-й стрелковой дивизии встречали в районе города Шмольц в Германии.

    Ребёнок:

    Как луг зари, алеет над стеклом

    Свещенный стяг, пылавший над Берлином,

    Когда уже не гарью, а теплом.

    Повеяло под небом журавлином.

    Ребёнок:

    Под Брестом возносили, под Москвой.

    На каменных руинах Сталинграда.

    Закрыли люди в звании солдата,

    Миллионы рук, в рубцах багровых

    Ребёнок:

    Через огни и горький дым разрух,

    Они в Берлин внесли знамёна славы.

    (Показать знамя 309.)

    Сейчас ветеранов дивизии можно встретить в различных городах и районах страны. Везде они верны боевым традициям своего соединения и фронтовому братству, постоянно утверждают их добросовестным трудом на благо Родины, всем укладом своей жизни.

    Ратный подвиг воинов 309-й стрелковой дивизии не только описан в ряде книг, но и увековечивается в камне, бронзе и в музейных экспозициях.

    Так в городе Абакане, есть парк Победы. В нем сооружен и 6 ноября 1976 года торжественно открыт монумент Воинской славы. (приложение фото) Сюда приходят жители и гости города, ветераны войны и труда, школьники. Приходят, чтобы почтить память павших, поклониться и возложить цветы.

    Ребёнок.

    Пусть небо будет голубым,

    Пусть в небе не клубится дым,

    Пусть пушки грозные молчат,

    И пулемёты не строчат,

    Чтоб жили люди, города,

    Мир нужен на Земле всегда!

    (Дети исполняют песню « О мире». Музыка А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)

        Образовательная деятельность.                       

    Тема. «Земляки – фронтовики 309 дивизии».

    Цель:  расширение знаний  детей о ветеранах ВОВ, которые про живали и проживают в Усть – Абаканском районе, воспитывать чувство сострадания и ува жения к пожилым людям.

     Предварительная работа: подготовка сообщений о героях – пирятинцах (Чебода́ев Михаи́л Ива́нович, Родькина Татьяна Семёновна,  Шабардина Анастасия Артемьевна)

    Оборудование: альбом «Солдаты Победы», о земляках - героях войны.

                                                    Ход

    Воспитатель: Ребята, эти люди жили и живут в нашем районе, они так же, как и другие русские люди защищали нашу Россию от врагов.

    Давайте посмотрим, какие медали и ордена сверкают на их груди.

    Послушайте, что вам расскажут ребята о некоторых из этих людей, (сообщения детей)

    Воспитатель: У нас в гостях дочь Бажиндаева Ивана, который воевал в пирятинской дивизии, Борчикова Галина Ивановна. Она  вам  расскажет о своем отце.

    -  А может быть у вас есть дедушки и бабушки, которые тоже воевали на войне?

    Я предлагаю вам вместе с родителями составить рассказ о них. Мы с удовольствием и интересом послушаем ваши рассказы.

        Образовательная деятельность.                       

    Образовательная деятельность.                       

     Тема. «Символы Победы - ордена, медали и знамена».

    Цель: развитие знаний  детей о боевых наградах, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны, со знаменем 309 дивизии, воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов и командиров, гордость за свой народ, любовь к Родине.

    Оборудование: стенд с фотографиями орденов и медалей; изображение Знамени 309, репродукции картин О. Пономаренко «Победа», В. Богаткина «Штурм Рейхстага», музыкальные записи песен времен Великой Отечественной войны.

                                                  Ход.

    В начале занятия слушаем фрагмент песни «День Победы» (музыка Д. Тухманова).

    Воспитатель: О каком празднике говорится в этой песне? (Этот праздник называется День Победы.) Что это была за победа? (Это была победа в войне.)

    Как называют эту войну? (Эту войну называют «Великой Отечественной».)

    Как вы думаете, что означает слово «отечество»? ( Страна, в которой мы родились и живем. Страна наших родителей — отцов и матерей и наших предков. Наша родина — Россия.)

    Воспитатель: Дети, наша Республика Хакасия  отметила 70-ти летие Пирятинской Краснознамённой ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии.

     В этот день на улицах города можно встретить ветеранов — воинов той далекой войны. Сегодня мы увидим награды - ордена и медали, которыми награждали воинов в годы Великой Отечественной войны.

    Воспитатель: Четыре с половиной года длилась Великая Отечественная война.

    Много бед и горя она принесла русским людям — в руины превратились многие города и села, погибли тысячи людей. Защищая свою Родину, солдаты и командиры сражались, не жалея жизни.

    Воспитатель: Как вы думаете, за что воин мог получить орден или медаль?

    В первые годы войны бойцы и командиры награждались орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». (Рассматривают иллюстрации.)                                                                                            

    В ходе боев требовалось выделять подвиги бойцов, отмечать искусство военачальников. Тогда были утверждены ордена Отечественной войны, Суворова, Кутузова, Александра Невского и др.

    Для доблестных защитников городов-героев были изготовлены специальные медали «За оборону Ленинграда», «За оборону Севастополя», «За оборону Москвы».

    Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, награды вручались только на фронте? А те люди, которые работали в тылу, тоже совершали подвиги? Были ли женщины-героини среди защитников Отечества? Сегодня мы с вами многое узнали о наградах, которыми в годы Великой Отечественной войны отмечали героев. Память об этих людях мы сохраним навсегда.

    Чтобы сохранить память о героях войны, в городах и поселках установлены памятники, в городе Абакане, есть парк Победы. В нем сооружен и 6 ноября 1976 года торжественно открыт монумент Воинской славы. Есть еще один очень важный символ для пирятинской дивизии— это Знамя 309 пирятинской дивизии.

    Воспитатель: Давайте рассмотрим изображение Знамени.

    Какого цвета знамя? (Знамя красного цвета.)

    Что изображено на знамени? (На Знамени  изображены: звезда, серп и молот, надписи.)

    В те времена наша страна Россия была частью государства, которое называлось Союз Советских Социалистических Республик. Государственный флаг Совет ского Союза был красного цвета с золотой звездой и золотыми серпом и молотом. Серп и молот — это символы труда и трудящихся, тех, кто работает на фабриках и заводах, выращивает хлеб, звезда — символ защитников Отечества. Эти символы изображены и на Знамени Победы, только нанесены они на полотнище белой краской. Надписи на Знамени говорят о том, какому военному подразделению принадлежало это знамя.

    Предлагаю нарисовать Знамя 309


    Сценарий спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста

    Аты – баты.

    Цель: совершенствовать скоростно-силовые качества в процессе игр и эстафет; развивать ловкость и выносливость, четкость и выразительность движений; быстроту реакции;  развивать речь, память, внимание; способствовать поддержанию праздничного настроения;  обогащать эмоциональный опыт детей;  доставлять им радость от совместной деятельности со взрослыми; формировать умения, способствующие воспитанию личностных качеств: доброжелательного отношения друг к другу, воли к победе.

    Оснащение: 3 мата, 3 обруча-паутинки, 1 гимнастическая скамейка, 3 поворотные стойки, 3 мостика, 3 мешка, 6 детских стульев, 3 комплекта детской одежды, 1 канат, 20 воздушных шаров, 1 волейбольная сетка, 3 символа флага, 3 пластмассовых гири, гирлянды, флажки.

    Музыкальное сопровождение: фонограммы «Аты-баты», « Идет солдат», « Не плачь, девчонка!», «Солдатский марш», «Богатырская сила».

    Спортивная форма: майка, шорты, носки.

    Время и место проведения: первая половина дня, спортивный зал.

    Ход праздника

    Ведущий (В.). Дорогие ребята, уважаемые родители! Сегодняшний праздник мы посвящаем мужчинам всех возрастов, ведь, начиная с самых юных лет, мальчики становятся защитниками слабых — девочек и малышей, а затем попадая в ряды Вооруженных Сил, становятся на защиту нашей Родины.

    1-й ребенок. Играла музыка лихая,

    И пел баян гитаре в лад.

    А над землею полыхая,

    Летели листья невпопад.

    2-й ребенок. И от дверей военкомата,

    Как прежде братья и отцы,

    Уходят в армию ребята —

    Совсем безусые юнцы!

    3-й ребенок. Хоть мамам плакать нет причины,

    Но их глаза от слез влажны,

    Уходят в армию мужчины —

    Уже защитники страны.

    4-й ребенок. На солнце светится рябина

    Погожей утренней порой.

    Уходят в армию мужчины

    Плечом к плечу в солдатский строй.

    5-й ребенок. Дорогие наши папы!

    И дедули дорогие!

    Поздравить вас мы очень рады,

    Сказать хотим слова простые.

    6-й ребенок. Здоровы будьте вы всегда,

    Веселыми бывайте!

    Пусть не состарят вас года,

    И нас не забывайте!

    Построение команд.

    В. Наши папы — настоящие богатыри! А дети не отстают от них. Они сильные, ловкие, смелые. И с помощью пап смогут справиться с любыми заданиями. А сейчас внимание — начинаем спортивное состязание. У нас три команды: «Звездочка», «Ракета», «Пилоты». Поприветствуем их! Сейчас каждая команда должна пройти полосу препятствий и добыть символ-флаг для своей команды. Эстафета препятствий включает следующие задания: необходимо проползти под гимнастической скамейкой, сделать кувырок на мате, пройти по мостику, пролезть через обруч-паутинку, обежать стойку и вернуться назад.

    Эстафета «Переправа на стульях».

    Участники каждой команды делятся на пары (папа и сын). У папы на плече висит пустой мешок. Сын переставляет поочередно стулья к стойке, а папа движется по ним к цели. Когда пара доберется до подворотной стойки, папа надевает на ноги мешок и прыжками возвращается обратно к команде, а сын переносит стулья в двух руках следующей паре.

    В. Папа может, папа может

    Все, что угодно!

    Быть ловким, сильным, смелым

    Во всех делах умелым.

    Ребята, с кем вы каждый день идете в детский сад? (С мамой, папой, бабушкой, дедушкой.) Сегодня нашим папам предоставляется возможность одеть и отвести ребенка в детский сад.

    Конкурс «Одень и отнеси».

    В. Ну-ка, папы и ребятишки, проверим вашу силушку. Беритесь за канат. Кто перетянет, тот станет самым сильным.

    Игра «Перетяни канат».

    В. Папы, а ну-ка ловите гири (ведущий бросает детские пластмассовые гири). Легкие они для вас! А сейчас найдем потяжелее. (В роли гири предлагается побыть детям. На каждом папе висит пять детей, которые пытаются удержаться на нем как можно дольше.

    Игра-соревнование «Кто самый сильный».

    Командам в течение одной минуты предлагается перебросить на сторону противника через волейбольную сетку как можно больше воздушных шаров.

    Командная игра между папами «Шарбол».

    В. За ступенькою ступенька — будет лесенка. Ну, а если слово к слову — будет песенка. Дружно мы соревновались, а теперь мы отдохнем, вместе песенки споем. (Поют дети и взрослые.)


                      Дидактические и подвижные игры.

    Дидактическая игра «Назови пословицу»

    Цель: закрепить знание детьми пословиц о солдатах, военном долге, о Родине, воспитывать интерес к русскому фольклору.

    Каждый ребенок, к которому в руки попадает мяч, вспоминает и проговаривает пословицу о смелости, силе, отваге, объясняет ее значение.

    «Сам погибай, а товарища выручай»,

    «С родной земли — умри, не сходи»,

    «За край свой насмерть стой»,

    «За правое дело стой смело»,

    «Жить - Родине служить»,

    «Счастье Родины - дороже жизни»,

    «Не тот герой, кто награду ждет, а тот герой, кто за народ идет».

    Дидактическая игра «Раньше и теперь»

    Цель: закреплять знания детей об истории России и укладе жизни наших предков; знакомить детей с предметами старины; учить находить аналог в современном мире; воспитывать интерес к прошлому нашей страны;   развивать речь, логическое мышление дошкольников.

    Оборудование: 10 карт формата А4 с изображением предметов старины и современного мира; Картонные кружочки диаметром 4 см двух цветов: синие и красные.

    Играют от 2 до 10 игроков. У каждого игрока по одной большой карте с изображением предметов старины и предметов современного мира; картонные кружочки двух цветов. Роль ведущего выполняет воспитатель. Детям предлагается закрыть красными кружками картинки с изображением предметов современной жизни; синими кружками закрыть картинки с изображением предметов старины. Рассмотреть предметы современного мира, изображенные на открытых картинках; дать им правильное название и объяснить их назначение.

    Дидактическая игра «Защитники Отечества»

    Цель:   закреплять знания детей о разных родах войск Российской армии;   закреплять знания об особенностях военной службы и необходимых условиях для ее успешного прохождения; воспитывать чувство гордости за защитников Отечества;развивать речь, умение классифицировать предметы.

    Оборудование: 9 карт формата A3. В центре каждой карты изображение солдата различных родов войск (летчик, артиллерист, десантник, моряк, подводник, танкист, пограничник), а также ветеран Великой Отечественной войны. Свободное пространство вокруг воина разделено на 6 квадратов. Раздаточные карточки, на которых изображены различные предметы и события военной тематики (танк, пушка, автомат, бинокль, бескозырка, корабль, планшет, парад, Вечный огонь и т.д.).

    В игре могут принимать участие от 1 до 9 детей. Ведущий (воспитатель или ребенок) раздает участникам игры большие карты, маленькие карточки перемешивает между собой и по одной показывает детям. Задача детей — определить принадлежность показываемого предмета или события представителю тех или иных родов войск, аргументировать свой ответ. Если ребенок ответит правильно, он получает маленькую карточку и закрывает ею пустой квадрат на большой карте. Игра продолжается до тех пор, пока все маленькие карточки не будут розданы.

    Дидактическая игра «Великие люди России»

    Цель: закрепить знания детей о великих соотечественниках; учить подбирать к соответствующему портрету необходимые предметы, которые относятся к данному человеку, его виду деятельности;   воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому России, гордость за великих соотечественников и их достижения;   развивать речь и логическое мышление дошкольников.

    Оборудование: 11 карточек (25x20 см) разного цвета, на которых в центре изображены портреты: А.В. Суворова, М. И. Кутузова, И. Н. Кожедуба, А. П. Маресьева, А.М.Матросова. Под каждым портретом — по 3 свободных белых кружка.

    В игре могут принимать участие до 11 детей. Воспитатель раздает большие карты, на которых изображены портреты великих людей. Показывает детям маленькие карточки-кружочки, где нарисованы предметы, характерные для того или иного вида деятельности. Воспитатель предлагает детям определить, какому из исторических персонажей, изображенных на портретах, подойдет этот предмет, и объяснить почему. Ребенок, который правильно ответил на вопрос, забирает карточку себе и закрывает ею кружок под портретом. Игра продолжается до тех пор, пока все кружки на картах не будут закрыты.

                            Подвижная игра «Кто быстрее?»

    На стульчиках, расставленных в несколько рядов, как в армии, лежат гимнастерка, комбинезон, плащ-накидка, буденовка, бескозырка. По команде дети должны как можно быстрее одеться или одеть кукол. Выигрывает тот, кто все действия проделает быстрее других и правильно. Победитель назначается командиром. Он распечатывает конверт и объявляет, в какой воинской части дети побывают в следующий раз.

    Подвижная игра «Перетягушки»

    Дети обеих команд делятся по парам. Каждой паре дается гимнастическая палка. Участники одной команды стоят по одну сторону от обозначенной линии. По сигналу ведущего участники команд стараются перетянуть противника на свою сторону.

    Подвижная игра «Саперы»

    Две команды перебираются с одной стороны на другую, наступая только на дощечки.

     

    Стихи о Великой Отечественной войне.

    У кремлевской стены,

    Где раскинулся парк,

    Люди молча, сняв шапки, стоят.

    Там пылает огонь,

    И в земле рядом спит

    Вечным сном неизвестный солдат.

    Мы приходим к тебе и приносим цветы,

    Скромный дар от российских ребят,

    Мы клянемся тебе

    Край родной так любить,

    Как любил неизвестный солдат.

     

                ***

    Сегодня праздник — День Победы!

    Счастливый праздник — день весны,

    В цветы все улицы одеты,

    И песни звонкие слышны.

    Там, где пушки не гремят,

    В небе солнце ярко светит.

    Нужен мир для всех ребят,

    Нужен мир для всей планеты!

    Люди празднуют Победу!

    Весть летит во все концы:

    С фронта едут, едут, едут

    Наши деды и отцы.

     

                 ***

    Был великий День Победы

    Много лет тому назад,

    День Победы помнят деды,

    Знает каждый из внучат.

    Чтит великий День Победы

    Вся огромная страна.

    В День Победы наши деды

    Надевают ордена.

    Отстояли наши деды

    Труд и счастье на земле.

    Ярче светят в День Победы

    Звезды мира на Кремле.

    За страну родную люди

    Отдавали жизнь свою.

    Никогда мы не забудем

    Павших в доблестном бою.

     

                      ***

    Мир и дружба всем нужны,

    Мир важней всего на свете,

    На земле, где нет войны,

    Спят спокойно дети!

    Там, где пушки не гремят,

    В небе солнце ярко светит,

    Нужен мир для всех ребят,

    Нужен мир для всей планеты!

     

                    ***

    Зори блещут в орденских лучах,

    Солнышками светятся медали.

    Нет, нельзя, чтоб в письменных столах

    Свет Победы на год запирали.

    Не для личной славы вам страна

    Выдала награды, не жалея:

    Доставайте чаще ордена,

    Мир от них становится светлее.

     

                   ***

    Есть у нас танкисты, есть и моряки,

    Есть артиллеристы, меткие стрелки.

    Есть у нас ракеты, есть и корабли,

    Наши космонавты - чудо всей Земли.

    Наша Родина сильна,

    Охраняет мир она.

     

                  ***

    Был великий

    День Победы

    Много лет тому назад.

    День Победы помнят деды,

    Знает каждый из внучат.

    Летней ночью, на рассвете,

    Когда мирно спали дети,

    Гитлер дал войскам приказ

    И послал солдат немецких

    Против русских, против нас!

     

                       ***

    Четыре года воевал с врагами наш народ.

    Труден был путь к победе,

    Жесток был смертельный бой,

    Но просчитались фашисты,

    Не сломлен народ войной.

    За все, что есть сейчас у нас,

    За каждый наш счастливый час

    Спасибо доблестным солдатам,

    Что отстояли мир когда-то.

                  ***

    В День Победы, утром рано

    Выйди в город, погляди:

    По улице шагают ветераны

    С орденами на груди.

    И танкисты, и артиллеристы,

    И ракетчики, и пехотинцы,

    И моряки.

     

                  ***

    Чтит великий День Победы

    Вся любимая страна.

    В День Победы наши деды

    Надевают ордена.

    Мы про первый День Победы

    Любим слушать их рассказ.

    Как сражались наши деды

    За весь мир и за всех нас!

    Чтобы взрывы не закрыли

    Небо черной пеленой,

    Голубок наш белокрылый,

    Облети весь шар земной.

     

                    ***

    Грустные ивы стоят у пруда,

     Месяц глядит с вышины,

    Сонному берегу шепчет вода

    Имя героя страны.

    Вместе с Победой спокойные дни

    В эти вернулись края.

    Ночью на тихой заставе огни

    Вновь зажигают друзья.

                     ***

    Нет! — заявляли мы войне,

    Всем злым и черным силам.

    Должна трава зеленой быть,

    А небо синим-синим.

    Я хочу, чтоб все смеялись,

    Чтоб мечты всегда сбывались,

    Чтобы детям снились

    Радостные сны.

    Чтобы утро добрым было,

    Чтобы мама не грустила,

    Чтобы в мире не было войны.

                     ***

    Давайте будем беречь планету,

    Во всей Вселенной похожей нету,

    Давайте будем дружить друг с другом,

    Как дружит солнце с травой и лугом.

    Этим праздничным днем

    Песню о мире дружно споем.


            Советы родителям «Как рассказать детям о войне».

    Первый способ — говорите об этом с ребенком!

    Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «А зори здесь тихие», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.

    Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.

    Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.

    Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.

    Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.

    Седьмой способ — посещение памятных мест.


    СОЛДАТЫ ПОБЕДЫ

    309-й Пирятинской Краснознамённой ордена Кутузова II степени стрелковой дивизии.


    Первый командир 309-й Пирятинской стрелковой дивизии Александр Николаевич Афанасьев (30.12.1941 – 17.11.1942 гг.)


    Чебода́ев Михаи́л Ива́нович

    Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны с 4 июля 1942 года.

    Красноармеец, разведчик взвода пешей разведки 955-го стрелкового полка 309-й Пирятинской стрелковой дивизии. 1922 года рождения, хакас, комсомолец. Дважды ранен. В РККА с 1941 года. Призван Аскизским райвоенкоматом. 25 февраля 1945 года М.И. Чебодаев получил смертельное ранение. Домашний адрес: Хакасская автономная область, Аскизский район, улус Усть-Кандырла. Мать: Чебодаева Агафья Владимировна.

    В ночь с 21 на 22 сентября 1943 года под сильным огнем противника Чебодаев первой лодкой переправился на правый берег Днепра. Незаметно подполз к вражескому пулемету, мешавшему переправе, забросал его расчет гранатами и вывел из строя пулемет. При отражении контратак противника, превосходившего наших более пяти раз, Чебодаев с криком «За Родину!», «За Сталина!» поднял группу героев, врезался в ряды озверевших фашистов, в рукопашной схватке, огнем автомата и гранатами уничтожил 14 солдат противника. Будучи раненым, он продолжал сражаться.

    Группа, где находился Чебодаев, удержала позицию в течение суток, важную в тактическом отношении.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

    Пал смертью храбрых в одном из боёв за освобождение Литвы 25 февраля 1945 года. Похоронен на воинском кладбище в литовском городе Скуодас.


    Доможа́ков, Михаи́л Его́рович

    Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны с 1941 года.

    Рядовой, разведчик взвода конной разведки 957-го стрелкового полка 309-й Пирятинской стрелковой дивизии. 1915 года рождения, хакас, беспартийный. Призван Ужурским райвоенкоматом Красноярского края.

    Жена: Доможакова Ирина Петровна. В послевоенные годы трудился в совхозе "Степной" Усть-Абаканского района Республики Хакасия. Умер в феврале 1993 года. Похоронен в городе Абакан.

    Описание боевого подвига из наградного листа

    В ночь на 24 сентября 1943 года первым форсировал Днепр. 25 сентября Доможакову с группой бойцов была поставлена задача разведать населенные пункты Щучинка и Балыка, выявить силы и огневые средства противника.

    Но во время разведки он наскочил на группу немцев в 20 человек. Действуя смело и умело, он убил 13 солдат, 3 захватил в плен, остальные убежали.

    Захватил трофейное оружие и доложил командованию полка о выполнении поставленной задачи. 26 сентября Доможаков пробрался в тыл противника, закидал гранатами прислугу станкового пулемета, а затем захватил этот пулемет, мешавший переправе наших подразделений через Днепр.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

    Награды и премии

    медали


    Назаров Семен Алексеевич

            Семен Алексеевич Назаров родился в 1923 году. Когда началась война, был призван в Красную Армию Краснотуранским военкоматом. С 1941 по 1942 год находился в учебке г.Абакана. После ее окончания получил звание сержанта и был направлен в Пирятинскую 309 стрелковую дивизию.

    - Это было весной 1942 года, - вспоминает Семен Алексеевич - Нас провожали на фронт торжественно, поздравляли с завершением учебы и желали боевых успехов. Но боевые успехи пришли не сразу. Свой первый бой принял в Воронежской области. Было очень тяжелое время. Армия отступала, гибли товарищи, смерть, разрушения, но мы верили в успех, знали, что наступит тот день, когда немцев прогоним со своей земли, и делали все возможное и невозможное ради победы. Мне приходилось несколько раз ходить в разведку за "языком". 26 ноября 1942 года на Дону был тяжелый бой с немцами, я получил ранение, а вторично был ранен в августе 1944 года. До декабря 1944 года находился на лечении. После выхода из госпиталя был определен в роту запасного полка в 7 Гвардейскую армию 34 П РБ. С новыми друзьями дошел до Румынии. Здесь и встретил 9 мая, - закончил свой рассказ С.А.Назаров. Сейчас он на заслуженном отдыхе.

    За боевые заслуги награжден орденами и медалями. Желаем Вам, Семен Алексеевич, долгих лет жизни. Пусть обойдут Вас все несчастья, как будто их в природе нет.

    Ребята нашей школы взяли шефство над ветеранами. Часто приглашают их в школу, оказывают посильную помощь. Ведется поисковая работа. Собраны документы, фотографии, связанные с воинами 309 стрелковой дивизии. В связи с шестидесятилетием со дня формирования 309 Пирятинской Краснознаменной ордена Кутузова 2 степени стрелковой дивизии желаем нашим ветеранам здоровья, долголетия.


    Родькина Татьяна Семёновна
    медсестра

    В феврале 1942 года после окончания курсов медсестер ушла на фронт, а в августе попала в 309 Пирятинскую Краснознаменную дивизию санинструктором. Вместе с фронтовыми товарищами участвовала в боях за освобождение Белгородской, Курской, Орловской областей, Украины и Польши. На своих плечах хрупкая девушка с поля боя выносила раненых, делала перевязки, а в самые тяжелые моменты стояла за пулеметом.
    На фронте молодая медсестра встретила свою большую и единственную любовь. Игнатий Алексеевич Родькин был командиром стрелкового батальона этой дивизии. За мужество и героизм, проявленные в боях, он награжден орденами и медалями. Из-за ранения в ногу стал инвалидом. После окончания войны они приехали жить в Усть-Бюр. Несколько лет назад Игнатия Алексеевича не стало.

    О войне Татьяна Семеновна вспоминает часто, ведь она ушла на фронт с тремя братьями, и ни один из них не вернулся. За боевые заслуги была награждена орденами и медалями. Закончила войну старшиной медицинской службы. Хотелось бы ей забыть то страшное время, но не дают этого сделать раны, которые тревожат ее чаще и чаще. Татьяна Семеновна - инвалид второй группы. Бережно хранит документы, благодарственные письма, награды, поздравления от Президента России, говорит, что очень приятно, когда тебя помнят, не забывают.

    Татьяна Семеновна имеет много правительственных наград: «Орден Красной звезды», который она получила за то, что переправила через Дон раненых солдат и офицеров, рискуя своей жизнью. Медаль «За отвагу», медаль «За боевые заслуги». В мирное время она получила награды В честь двадцатилетия Победы над Фашизмом.


    Валентина Ивановна Спирина

    Петр Иванович Ковалев ветеран войны

    Петр Иванович родился на Украине 22 июня 1923 года. В 30-ые годы пришлось переехать в Сибирь. Ему исполнилось 18 лет в тот самый день, когда началась Великая Отечественная война. Ветеран вспоминает, что воевать его взяли только спустя год. В то время семья Ковалевых жила в Алтайском районе Хакасии.

    Из Абакана поезд отправился в Пензу, затем в Воронежскую область. 309-ая стрелковая дивизия. 959 стрелковый полк. Освобождали деревню Щучин. Там и получил Петр Иванович тяжелое ранение в руку. Три месяца по госпиталям под Тамбовом. Лечили, естественно, в полевых условиях.

    После ранения в строй Петр Иванович уже не вернулся. Служил в комендатуре, в стрелковом полку. Уволился только в октябре 1945 года. Петр Иванович говорит, что надежды увидеть его живым у родных уже не было. Победу ведь отпраздновали еще в мае. Никто не знал, что он жив.

    Петр Иванович:

    -Потом в конца войны ехал поездом Кенигсберг-Владивосток. И написано такое полотно, белое, метра полтора, на паровоз прибито, и написано: «Мы – с

    Кенигсберга!». Домой я приехал 7 ноября 1945 года.

    C тех пор Петр Иванович живет в Абакане. Приходилось по-всякому: работал и скотником, и дворником, и на железной дороге. За 85 лет чего только не было в этой жизни.


    Арыштаев Николай Федорович

    Абаканец Николай Федорович Арыштаев, дважды кавалер ордена Красной звезды, ордена Отечественной войны первой степени прошел войну в составе 309-ой стрелковой дивизии. Более 3-х тысяч километров боевого пути, более полутора тысяч освобожденных советских деревень и городов. Николай Федорович попал на фронт в 1941 году. В 18-лет началась его военная жизнь: первый бой под рекой Дон, форсирование реки, наступление, затем битва на Курской Дуге.


    Шабардина Анастасия Артемьевна

    Кавалер Ордена Красной звезды, бывший санинструктор медико-санитарного батальона Пирятинской дивизии Анастасия Артемьевна Шабардина.

    Анастасия Артемьевна сожалеет, что мало снимков, где запечатлена молоденькая Стюра на фронтовых дорогах санбата. Как попала она на эти дороги - обычная тех лет история. Миллионы юных девушек со всего Союза уходили добровольцами на фронт. Работала бухгалтером на Абаканском мясокомбинате, а военную специальность подсказала жизнь, когда в составе 449 стрелковой дивизии формировался санитарный батальон.

    Анастасия Шабардина:

    -Организовали курсы медсестёр военного запаса по линии красного креста и полумесяца. И мы пошли, без отрыва от производства. Пешком ходили, от старого мясокомбината. И так 5 месяцев мы проучились.

    Орден Красной Звезды Анастасия Артемьевна получила за переправу в составе дивизии через Днепр.

    На войне, говорит ветеран Пирятинской дивизии, у каждого своя судьба. У одних короткая, у других - извилистая. Санинструктору Стюре повезло - за всю войну ни одного серьёзного ранения. Но страх никуда не уходил, разве что трансформировался в чувство самосохранения.

    Фронтовое братство для Анастасии Шабардиной продолжалось всю жизнь. И замуж вышла за однополчанина, и с товарищами по оружию всю жизнь вела переписку.

    Анастасия Шабардина:

    -Когда вернулись с войны, стали переписываться с участниками по всему Союзу, и где, кто узнает. Всех мы собрали и все эти годы мы переписывались. Сначала Совет ветеранов-пирятинцев был в Москве, потом передали сюда. Сейчас уж человек 20 осталось. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект "Славный праздник - День Победы!"

    Проект расчитан на два месяца (апрель-май 2013 года). В ходе проекта дошкольники попполнят свои представления о Великой Отечественной войне, о том, как воины защищали нашу Родину в годы войны, и том к...

    Проект «Славный наш дружок-знаменитый лучок, огурчик и горох.»

    Проект «Славный наш дружок-знаменитый лучок, огурчик и горох.» - способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить...

    Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

    Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

    Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

    Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

    Сценарий досуга по физическому и музыкальному развитию в старшей группе «Богатырская сила». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

    Цель:1.Формирование уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патриотических чувств к Родине и её истории;2.Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллектив...

    Практико-ориентированный проект «Славна богатырями земля русская»

    При осуществлении проекта использовались различные средства патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: репродукции картин, художественная литература, видеофильмы...

    Проект "Славный праздник Новый год!"

    Создать у детей положительный эмоциональный настрой в ожидании праздника. встречи со сказочными героями. адекватно реагировать на них....