Детско-родительский проект «Славна богатырями земля русская» в рамках программы «Социокультурные истоки».
проект (старшая группа) на тему

Полежаева Юлия Александровна

Проект «Славна богатырями земля русская» предполагает формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать; пробуждает интерес к физическому самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_slavna_bogatyryami_zemlya_russkaya_polezhaeva_yu.a.docx145.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №8 «СНЕГОВИЧОК»

C:\Users\User\Desktop\picture.jpg

Проект

«Славна богатырями земля русская»

Автор проекта: Полежаева Ю.А.

г.Нижневартовск 2017

Аннотация проекта.

        Я – человек. Я живу на этой Земле. Я люблю эту Землю, мой родной край, все что живет и радуется вместе со мной. Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я хочу научиться заботиться о них. Я читаю легенды, сказки, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом. Слушаю музыку и учусь мастерить, рисовать. Патриотическое воспитание имеет большое значение и актуально в наши дни. У каждого народа и государства есть своя летопись, предания, литературные произведения, рассказывающие о прошлом государства, народа. Есть они и у русского народа. В истории России, как и  любой другой, есть, чем дорожить, гордиться и о чем сожалеть. Главное, есть что любить. Мы благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину.

    Проект нового ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 19 «Общие требования к содержанию образования», часть 2 говорит, что «содержание образования должно обеспечивать:

- формирование воспитанника соответствующей современному уровню развития науки системы представлений о картине мира;

- духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей, ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества»…

Содержание книг для развития детей  3 -7 лет по программе «Социокультурные истоки»   носит интегрированный характер. Книги для развития актуализируют знания детей по игровой деятельности, развитию речи, познавательному развитию, изобразительной и музыкальной деятельности, художественно – ручному труду. Вместе с тем содержание книг для развития выводит эти знания на новый мировоззренческий уровень. Важно, чтобы с дошкольного возраста ребенок активно осваивал духовно - нравственный опыт предшествующих поколений.

Таким образом, интеграция программы «Социокультурные истоки» в различные образовательные области позволяет:

  • познавать окружающий мир в многообразии и единстве, содействует становлению духовно – нравственной культуры в процессе формирования целостного миропонимания;
  • формировать нравственные понятия добра, справедливости, сострадания, любви, совести не только на уровне теоретических знаний, но и на уровне собственного чувственно – духовного опыта;
  • активно познавать окружающую действительность, находить причинно-следственные связи, развивает мышление, речь и творческие способности ребёнка, побуждает его мыслить самостоятельно, рефлексивно в межкультурном пространстве (поле знаний);
  • побуждать и мотивировать стремление к самопознанию, самосовершенствованию (духовно – нравственному, физическому, интеллектуальному, художественно – эстетическому) и саморазвитию (развитию своего творческого потенциала), самоуправлению с целью гармонизации отношений с людьми и  природой;
  • воспитывать потребность к свободному самоопределению и ответственность за свой выбор;
  • способствовать познанию истоков своей культурной традиции, нравственных и духовных основ общечеловеческих ценностей;
  • воспитывать бережное отношение к природе, памятникам культуры, любовь к родному краю;
  • формировать социальную толерантность.

Таким образом, интегративный подход в образовании позволяет за период дошкольного детства заложить основы личности, стремящейся к целостному восприятию мира, способной самостоятельно принимать решение, понимающей, в чём заключается служение Отечеству, способной сохранить и передать следующему поколению отечественные  традиции.

Логика освоения  основных категорий курса «Истоки» выглядит следующим  образом:

  • в младшей группе (3 – 4 года) осуществляется первичное прочувствованное  восприятие  социокультурных категорий  Слово, Образ, Книга;
  • в средней группе  (4 – 5 лет) происходит первоначальное знакомство с истоками  близкой ребёнку социокультурной среды и деятельности в ней человека;
  • в старшей группе (5 – 6 лет) обращается внимание детей на  ценности внутреннего мира человека;

Исследовательский подход в обучении оказывается наиболее эффективным в условиях, когда на каждого из нас ежедневно обрушивается безграничный поток информации, открывается множество возможностей,  и мы рискуем запутаться в противоречиях окружающего мира. Сегодня на первый план выступает не количество усваиваемой информации, а методологическая хватка- обретение навыков исследования информации, свободного оперирования ею, самостоятельной оценки. Традиционное образование тренирует в детях сравнительно – ограниченный набор навыков общения и рассуждения.

 Проект «Славна богатырями земля русская» предполагает формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать; пробуждает интерес к физическому самосовершенствованию. Проект рассматривает былины в широком культурологическом пространстве: связях жанра устного народного творчества с мифами, историей, воплощением былинных мотивов в музыке, изобразительном искусстве. Отрабатываются навыки работы в микро группе, в парах, в ресурсном круге.

Паспорт проекта.

Тема проекта

«Славна богатырями земля русская»

Тип проекта

информационно-практико-ориентированный

Срок проекта:

краткосрочный.

Участники проекта:

воспитатели группы, дети, родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

Цель проекта

Формирование у дошкольников

уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патриотических чувств к Родине и её истории.

Задачи проекта

1.Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси.

 2.  Воспитывать у детей чувство гордости за русских богатырей, любовь к Отчизне.

3.  Способствовать развитию желания узнавать историю жизни богатырей. Интереса и уважения к славной жизни наших предков

4.  Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина.

5.Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

6.Дать детям элементарные знания о былинах, как жанре народного творчества

Сроки реализации проекта

1 месяц

Руководитель проекта

Руководитель Полежаева  Ю.А.

Ожидаемые результаты проекта

Дети имеют представление о былинах, как жанре народного творчества

Знают названия элементов костюма русского богатыря, названия оружия русского воина

Умеют находить причинно-следственные связи, развивать мышление, речь.

Владеют современными информационно коммуникационными технологиями

Этапы реализации проекта

I этап. Целеполагание

Цель этапа:

Пробудить интерес родителей к взаимодействию с педагогами в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, формирование представлений дошкольников о силе и славе богатырской Руси, Способствовать развитию желания узнавать историю жизни богатырей.

Деятельность педагога

В группе оформлена предметно-пространственная среда в соответствии с темой проекта:

- создан центр «Богатыри земли Русской»,

в нем размещены  иллюстрации  русских богатырей, атрибуты (доспехи, кольчуга, шлем, лук и стрелы и т.д.)

- Создан альбом «Богатыри земли Русской»: оформлены страницы иллюстрациями с кратким описанием .

Деятельность обучающихся

-Обсуждение с родителями темы проекта, цели, задач, средств, необходимых для реализации проекта.

- Определение сроков и предполагаемый результат проекта.

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Цель этапа:

Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство гордости за свою Родину и ее защитников, нравственные понятия добра, справедливости, сострадания, любви, совести не только на уровне теоретических знаний, но и на уровне собственного чувственно – духовного опыта. Создать условия для проявления фантазии и творчества детей.

Деятельность педагога

  1. Просмотр мультфильмов о русских богатырях «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович».
  2. Образовательная область

Речь и речевое общение  (интегрированное занятие) «Богатыри земли русской».

   http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/05/08/konspekt-nod-tema-bogatyri-zemli-russkoy

3. Образовательная область

 Физическое развитие. «Богатырская сила»  http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/05/08/stsenariy-dosuga-po-fizicheskomu-i-muzykalnomu

4. Образовательная область  Художественно-эстетическое развитие

 «Русские богатыри» http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/05/08/konspekt-nod-po-risovaniyu-v-starshey-gruppe-russkie 

5. Ознакомление с художественной литературой и художественными произведениями:

ознакомление с былинами «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович», страница Альбома «

Деятельность обучающихся

1.Персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги патриотического характера. В исторических записях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место в истории. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе

Интерактивная книга

«Верность родной земле»

http://yupolezhaeva2013.wixsite.com/mysite-3

( Слово к родителям, ознакомление с былинами «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович», страница Альбома «Славный могучий богатырь», задания для развития ребенка, И.С. Никитин «Русь», Активное занятие «Защитник отечества»)

2.Оформление с родителями  страницы альбома «Мои истоки»  «Славный могучий богатырь»

3.Работа в четверке «Верность родной земле» - занятие 1, стр. 81

Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015,

III этап. Основной этап

Прохождение интерактивного диалогового тренажера-игры «Три богатыря» созданного с помощью интернет-ресурсов.

Деятельность педагога

1. Беседа с детьми на тему: «Богатыри земли русской». Беседа проводилась с целью формирования у детей представлений о богатырях, о их силе и мужестве.

2.Продуктивные виды деятельности: рисование «Укрась щит и меч», «Богатыри», оформление раскрасок о богатырях, лепка «Богатырский конь», «Богатыри земли русской».

3.Составление мини-рассказов «Мой любимый былинный герой». Дети могли представить свои знания о былинных героях из освоенного ими материала.

4. Демонстрация презентации для детей о защитниках земли русской  - богатырях  с использованием интерактивного оборудования, где дети узнавали  о силе и славе богатырской Руси. Закрепили названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина.

 При просмотре презентации дети делились друг с другом впечатлениями.

5.Дидактические игры «Забавы богатырские»:

«Собери богатыря в дорогу», «Сложи картинку», «Узнай богатыря по описанию, по отрывку из былины», «Покажи путь богатырю».

Деятельность обучающихся

  1. Анкетирование родителей (выявить, знакомят ли родители детей с былинами, былинными героями, обсуждают ли прочитанные произведения).

2. Проведен цикл познавательных бесед: «Былинные богатыри – славные защитники родной земли», «Преданья старины глубокой», «На героя и слава бежит» во время которых ребята познакомились с понятием «былина», историей создания былин, оружием и доспехами богатыря, былинными конями, пословицами о богатырях, смелости и чести, отгадывали загадки, играли в игры.

3. Интерактивная книга

«Верность родной земле». Для совместного ознакомления детей и родителей с былинами о русских богатырях, прослушивание аудиосказок о богатырях,  совместное раскрашивание страниц альбома  о защитниках земли русской , а также ответы на вопросы  к прочтенным былинам что позволяет укрепить детско-родительские отношения.

http://yupolezhaeva2013.wixsite.com/mysite-3

4.Цифровой образовательный ресурс, интерактивный диалоговый тренажер «Три богатыря»

http://yupolezhaeva2013.wixsite.com/mysite-1

5. Ресурсный круг. «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?». Диалог детей и родителей. Дети обсуждают с родителями свои варианты ответа на предлагаемый вопрос.

6.Работа в паре. «Прощенице–благословение»-  (Родители и дети показывают обряд благословения).

Деятельность педагога

1. Повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников.

2. Поспособствовало освоению единой системы ценностей родителями и детьми, организации эффективного общения, активного взаимодействия между взрослыми и детьми. 

3.Повысилась ИКТ компетентность.

Деятельность обучающихся

1.Расширился кругозор детей, они узнали много нового и интересного об истории жизни богатырей, вместе с родителями постарались привить уважение и любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны

2.Познакомились с элементами костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), оружием русского воина.

3.Освоили новые интерактивные формы работы.

Используемая литература:

  1. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 320 с.
  2. Верность родной земле. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (5-6 лет). Издание второе. Под общей редакцией И.А. Кузьмина.  Издательский дом «Истоки»,  2014.  
  3. Рекомендации и комментарии по применению программы «Социокультурные истоки» в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе  дошкольного образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. Издательский дом «Истоки», 2014
  4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013.  
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие.   – 2-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.

Основные интернет-ресурсы:

1. http://www.wikipedia.ru/ - сетевая библиотека;

2. http://google.com/ - сетевой ресурс.

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B8%D1%82%D1%8F%D0%B7%D0%B8 – википедия о богатырях

4. http://wee14.narod.ru/Rus/Byliny.html - художественные тексты былин

5. http://nsportal.ru/polezhaeva-yuliya-aleksandrovna - личный сайт педагога Полежаева Ю.А.    

6.http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/14147/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D   1%80%D0%B8 – энциклопедический словарь о богатырях

7.http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2014/03/02/stsenariy-fizkulturnogo-razvlecheniya-dlya-detey-starshego

8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2016/04/18/konspekt-zanyatiya-po-risovaniyu-bogatyri-zemli-russkoy

9. https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-bogatiri-zemli-russkoy-1062627.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Сценарий досуга по физическому и музыкальному развитию в старшей группе «Богатырская сила». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:1.Формирование уважения и гордости к наследию русского народа, нравственно-патриотических чувств к Родине и её истории;2.Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллектив...

Методическая разработка. Проект: "Славна богатырями земля русская"

Проект «Славна богатырями земля русская» предполагает формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русск...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...

Проект «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» в средней группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»в средней группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки»)...

Проект по духовно-нравственному и гражданско –патриотическом воспитанию в рамках программы «Социокультурные истоки» «Истоки Великой Победы» подготовительная группа

Этот проект расчитан на 2 месяца по времени. Работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию, в настоящее время актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпе...