Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)
проект (старшая группа)

Зарема Руслановна Нуцалова

Проект

«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»

в старшей группе

(реализация проекта в рамках программы

«Социокультурные истоки»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_duhovno_nrav.doc207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»

в старшей группе

(реализация проекта в рамках программы

«Социокультурные истоки»)

1-2 слайд

Тема проекта: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»

Вид проекта: краткосрочный.

Тип: творческий , игровой

 реализации: 3 месяца (с Января по Март).

Руководитель проекта: Нуцалова Зарема Руслановна.                                      

Участники проекта: дети компенсирующей группы №15 (5-6 лет), воспитатель компенсирующей группы №15, родители детей группы №15.

3слайд свое выступление хочу начать со слов Лихачева

4слайд

Актуальность  проекта

Яркие и самобытные черты культуры любого народа как нельзя лучше

проявляются в созданных им играх.

  Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить

одним из средств приобщения детей старшего возраста к народным

традициям, также способствует у детей старшего дошкольного возраста

выработке нужных моральных качеств .

Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в

том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции:

семейные, трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет

взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной

культуры, этики, человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей

старшего дошкольного возраста непременно включает разнообразные

народные прибаутки, игровые считалки, народные подвижные, шуточные и

другие игры со сверстниками и взрослыми.

Яркая культура русского народа складывается из обычаев, традиций и праздников. Народные традиции и праздники - это нить, связывающая нас с прошлым. Прибщение к миру родной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков, понять их обычаи и традиции.

5слайд

Новизна

Новизна заключается в изучении на практике эффективности влияния игр на нравственное и духовное развитие детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных игр, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

6 слайд

«Социальная значимость духовно-нравственного воспитания» на слайде.

7 слайд

Цель проекта:

Создание условий для духовно-нравственного воспитания

детей старшего дошкольного возраста посредством народного игрового

фольклора.

Задачи проекта:

  • 1. Показать детям красоту русского языка, через устное народное творчество, выраженное в частушках, считалках и потешках.
  • 2. Познакомить детей с русскими народными играми
  • 3. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, развитию у детей лучших черт русского характера.
  • 4. Воспитать желание перенимать и хранить народные традиции.Создать положительную мотивацию к организационно-учебной деятельности, вызвать интерес дошкольников к русской народной культуре
  • Подготовить комплект дидактических материалов к НОД.
  • Вовлечь   родителей в педагогический процесс.

8 слайд В ходе работы над проектом достигаются следующие результаты:

1.  У детей разовьются музыкальные, речевые и двигательные навыки.

 Сформируются доброжелательное отношение друг к другу, умение и

желание играть вместе в хороводные и подвижные игры.

 Дети узнают древние традиции и обычаи, связанными с

хороводнымии подвижными играми.

 Сформируется живой непосредственный интерес к народным играм,

желание внести их в повседневную жизнь;

 У детей произойдет накопление игрового опыта, его расширение и

обогащение в процессе знакомства с различными видами игр.

для педагогов:

-       совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

-       объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

-       разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

-       реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-       объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

-       создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;

9 слайд)

Формы сотрудничества с родителями представлены на слайде. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения.

Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления духовно-нравственного воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями.

10 слайд

Ресурсное обеспечение  духовно – нравственного воспитания! Что для этого надо?! 

10-11 слайд  Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована пространственная среда и создан центр духовно-нравственного воспитания.

• подбор необходимой литературы;

• подбор русских народных игр, хороводов;

• составление картотеки русской народной игры (хороводные,

подвижные, малоподвижные);

• составление картотеки считалок, закличек;

• создание условий для проведения открытого мероприятия

(оформление зала, атрибутов,подбор костюмов).

12-17 слайд практическая работа.

Очень важно сохранить традиционное развитие праздничного действия, присущее каждому конкретному празднику.

     Важным элементом воспитания может стать и знакомство с традиционным народным костюмом, его изготовление и ношение во время игровой деятельности. Ведь в одежде народ воплощает свои этические и эстетические представления, понятия о гармонии мира и человека.

 Так как, главной целью детской игровой деятельности является приобщение детей дошкольного возраста к традиционной праздничной культуре, развитие детского творчества, особенно важным является вопрос о содержании праздничного действа.

18 слайд

        Этапы реализации проекта:

1 этап- Организационный. Подборка необходимой литературы, конспектов бесед, иллюстраций, атрибутов для игр, создание картотеки хороводных игр, создание оптимальных условий для реализации проекта.
 Изучение, материалов по данной теме,  изучение методической литературы:

Литвинова И. Н. «Детские народные подвижные игры».

«Русские народные подвижные игры».

Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Фурмина Л. С. «Игры и развлечения детей на воздухе».

Михайлова М. А. «Народные традиции, игры, развлечения».

Лямина Л.А. "Народные игры в детском саду"М., 2008г.

Куприянова Л.Л. "Русский фольклор", М., Мнемозина, 2002г.

просмотр сайтов в Интернете.

2.Подбор материала, игр по теме.

3.Составление картотек.

4.Разработка  перспективного плана

 

2 этап- Теоритический Проведение бесед-практик, разучивание движений и текстов

хороводных игр, организация досугов, развлечений с использованием игрового фольклора. -разучивание считалок, закличек, потешек

- оформление картотек русских народных игр;

- изготовление масок и костюмов;

- изготовление атрибутов;

 Ознакомление  детей с русскими народными играми:

-знакомство с содержанием игры

-объяснение содержания игры

-разучивание игр

-проведение игр

3 этап- Практический:Итоговое мероприятие,интервью детей, анкетирование родителей. .

Музыкальное развлечение «Масленица»

2.Картотеки  русских народных игр, считалок, закличек

3.Консультация для родителей «Русские народные игры».

4.Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.

Месяцы реализации проекта

(Январь-март 2022г.)

Месяц

Мероприятия

Участники

Ответствен-ные

Январь

Сбор материала по теме проекта

Изучение дидактических материалов,

художественной литературы и практики

других педагогических работников по

приобщению детей к народным

хороводным играм, разработка

календарного плана.
« Рождество»

Знакомство с рождественскими

хороводами и подвижными играми

«Сею, вею снежок» ,«Мороз» «Ты, катись,

снежок»

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Февраль

«Масленичные игрища»

Знакомство с традициями Масленицы,

обрядовые игры и хороводы.

Игротека «Игры февраля»

«Шел козел по лесу»

«Блинок»

«Масленичный

платочек»

Воспитатель

Дети

Воспитатель

Март

« Весна идет, весне дорогу»

Знакомство с хороводами и играми

весенней направленности
«Игра с солнцем»

«Матушка Весна»

«Водица»

«Воевода»

«Ай,гу-гу»

Воспитатель

Дети

Воспитатель

 21слайд

Заключение

 Ценность русских народных игр заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех умственных и психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

Таким образом, в результате проведенных исследований мной были зафиксированы изменения в развитии сформированности духовно-нравственных качеств дошкольников.

Что пожелать вам напоследок? Только мы педагоги сможем возродить сегодня эти удивительные, неповторимые народные игры. Пусть ко всем детям, во все дворы, в большие и маленькие города, в поселки и деревни придет этот радостный, шумный и веселый праздник! Отправимся вместе с детьми в волшебное царство Старинных Русских Игр!


Использованная и рекомендуемая литература

1. Лазаренко, О. И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.

2. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников.

3. Коноваленко  В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения.
      4.  Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи.

5. Нищева Н. В. Весёлая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития мелкой моторики и координации речи с движением.
       6. Овчинникова, Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.

7.Нищева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. 

Приложение№1

Русские народные подвижные игры

1.   "Курочки"

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные - курочки.  Петушок ведет курочек гулять, зернышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: "Петушок, петушок, не видал ли мою курочку?"

Петушок: "А какая она у тебя?"

-"Рябенькая, а хвостик черненький".

- "Нет, не видел".

Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: "Кшш! Кшш!"  Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает.

Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

Правила:

1.Курочки бегут в дом только на слова: "Кшш! Кшш!"

2. Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Он, широко раскрыв крылья, встает на ее пути.

Указания к проведению.

Дома хозяйки и петушка с курочками нужно сделать как можно дальше друг от друга. Для усложнения игры курочки по пути к дому преодолевают препятствия, перелетают через забор (перепрыгивают через натянутый шнур)  или пробегают по мостику через ручеек. В своем доме они взлетают на насест  (на скамейку).

 

 

 

 

2.                             "У медведя во бору".

Играющие выбирают медведя,  определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

"У медведя во бору                          Медведь постыл,

Грибы, ягоды беру!                          На печи застыл!

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила:

1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песню.

2.Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.

Указания к проведению.

Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки.  Медведь из берлоги должен выбираться (перебираться через бревно, вылезать из ящика, корзины).

 

3.                                        

"Лошадки".

Все участники игры делятся на тройки, в каждой тройке кучер и две лошадки. Водящий по ходу игры подает различные команды, лошадки их выполняют, а кучер управляет и внимательно смотрит, точно ли выполняют лошадки все движения. Лошадки идут шагом, бегут галопом по кругу, поворачивают направо, налево и т.д.

На слова ведущего: "Лошадки, в разные стороны!" - кучер отпускает вожжи, и  лошадки быстро разбегаются по площадке. На слова: "Найдите своего кучера!" - они как можно быстрее  находят своего кучера.  При повторении игры в каждой тройке кучер меняется.

Правила.

1.Лошадки должны точно выполнять все команды.   

2. Кучер, чьи лошадки ошибаются, получают штраф - к его вожжам привязывают синюю ленточку.

Указания к проведению.

Самой трудной в этой игре является роль водящего, который придумывает для лошадок различные движения.  Поэтому, когда игра проводится впервые,   роль водящего выполняет взрослый. В конце игры, чтобы тройки собрались вместе, можно дать новое задание: "Кучер, найди своих лошадок!"

Игра заканчивается, как только в тройке играющих все выполняют роль кучера. В конце игры отмечается лучшая тройка.

 

4.                                   "Гуси - лебеди"

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные - гуси- лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой - волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей: "Гуси - лебеди, домой!"

Гуси отвечают: "Серый волк под горой!"

-" Что он там делает?"

-"Сереньких, беленьких рябчиков щиплет".

- "Ну, бегите же домой!"

Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

Правила.

1. Гуси могут лететь домой, а волк ловит их только после слов: "Ну, бегите же домой!"

2. Гуси, выходя в поле, должны разойтись по всей площадке. 

«Мышеловка».                

Все становятся в круг, взявшись за руки - это мышеловка. Один или двое - «мышки». Они вне круга. Взявшись за руки и подняв их вверх, двигаются по кругу со словами:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, всё поели!

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас!

Вот захлопнем мышеловку

И поймаем сразу вас!

Во время произнесения текста "мыши" вбегают и выбегают из круга. С последним словом "мышеловка захлопывается" - опускают руки и садятся на корточки. Не успевшие выбежать из круга "мышки" считаются пойманными и встают в круг. Выбираются другие "мышки".

 

 

 "Кошка и мышка"

Играющие перед началом игры выбирают  кошку и мышку, берут друг друга за руки  и встают в круг. Кошка стоит за кругом, мышка - в круге. Кошка старается  войти в круг и поймать мышку, но играющие закрывают входы перед ней, она старается подлезть под ворота, играющие приседают и не пропускают ее в круг. Когда кошка проберется в круг, дети сразу же  открывают ворота и мышка выбегает из круга. А кошку они стараются из круга не выпускать. Если же кошка поймает мышку, то они встают  в круг, а играющие  выбирают новых кошку и мышку.

Правила.

1. Кошка может поймать мышку как в круге, так и за кругом.

2. Играющие открывают ворота только для мышки.

Указания к проведению:

Если кошка долго не может поймать мышку, выбирается новая пара.

 

 "Жмурки"

Играющие выбирают "кота", завязывают ему глаза  платком, он теперь жмурка. Подводят его к двери и поют:

- Иди, кот, на порог,

Где сметана и творог!

Повернись пять раз,

Лови мышек, а не нас!

После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увертываются, приседают, ходят на четвереньках (далеко отходить и прятаться нельзя). Если кот  подойдет близко к какому-нибудь предмету, о который можно удариться, его предупреждают, говоря: "Огонь!" Когда кот ("Жмурка") поймает кого-либо их детей, тот занимает его место, и игра повторяется.

 "Море волнуется"

Дети разбегаются  по площадке, останавливаются друг от друга на расстоянии 1м, и каждый свое место обозначает кружочком. Водящий ходит между играющими, выполняя разные движения.  Он подходит к играющим и со словами "Море волнуется", кладет руку на плечо игрока. Все, до кого дотрагивается водящий, идут за ним, выполняя те же движения.   Так играющие все уходят со своих мест.  Водящий уводит их как можно дальше от кружков. Затем неожиданно останавливается, поворачивается к играющим и быстро говорит: "Море спокойно".  Водящий и играющие бегут занимать кружки. Тот, кто не успел  занять кружок, становится  ведущим.

 

 

 

 

"Прятки с домом"

На игровой площадке очерчивается дом.  Выбранный детьми водящий  встает  около  дома, закрывает глаза и ждет, пока все спрячутся.  По сигналу  идет искать детей.  Каждого найденного  он  громко называет по  имени, тот быстро выбегает из укрытия и бежит к дому, водящий его догоняет и старается  запятнать.  Запятнанный  игрок становится  водящим.

По ходу игры бывает так, что найденный успел  добежать  до  дома незапятнанным, тогда водящий снова водит, а играющий  прячется со всеми  вместе. 

 

 

 

 "Дедушка Рожок"

Дети по считалке выбирают "Дедушку".

- По божьей росе,

По поповой полосе,

Там шишки, орешки,

Медок, сахарок,

Поди вон, дедушка Рожок!

Выбранному игроку - "Дедушке", отводится "дом".  Остальные игроки отходят на 15-20 шагов от "дома", у них - свой "дом".

Дети:

- Ах, ты дедушка Рожок!

На плече дыру прожег!

Дедушка:

- Кто меня боится?

Дети:

- Никто!

Кого он осалил, вместе с ним ловит играющих. Как только играющие перебегут из дома в дом и водящий вместе с помощником займут свое место, игра возобновляется.

Правила.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 3-4 не пойманных играющих.

 

 

 

"У бабушки Маланьи"

Дети идут хороводом, приговаривая:

- У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами!   (показывают)

С вот такими бородами,

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так...

Дети воспроизводят движения в соответствии со словами.

 

 

"Мельница"

Играющие встают в круг, каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют:

- Мели, мели, мельница!

Жерновочки вертятся!

Мели, мели, засыпай

И в мешочки набивай!

На последнем слове песни все должны остановится и стоять не шевелясь.  Кто упадет  или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню, и опять кружатся. Остается в круге самый выносливый, он и выигрывает.

 

 

 

 

"Мороз - Красный нос"

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз - Красный нос.

Он говорит:

- Я - Мороз - Красный нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пустится?

Играющие отвечают:

- Не боимся мы угроз,

И  не страшен нам мороз!

После этого дети перебегают через площадку в другой дом.  Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой).  Замороженные останавливаются на том месте, где  их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки.  После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

 

 

 

 

"Лиса и куры"

Дети изображают кур.  Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм.  Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается  к курам. Петух громко кричит: "Ку-ка-ре-ку!" Куры убегают, взлетают на насест  (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним.  Лиса ловит тех кур, которые не успели быстро подняться на насест и удержаться на нем. После 2-3кратного проведения игры,  выбирают других детей на роль петуха и лисы.

 

 

                                         Игры  мячом.

 "Перебежки"

Дети делятся на две равные группы, встают друг против друга на расстоянии 3-4 м  и начинают перебрасывать мяч друг другу. Если ребенок не поймал мяч, он переходит в другую команду и встает за игроком, который бросил ему мяч. Выигрывает та команда, в которую больше перешло игроков.

Правила.

1. Мяч игроки перебрасывают друг другу по порядку.

2. Тот, кто начнет игру, может придумать любое упражнение, а другие должны точно его повторить.

Указания к проведению.

Если в игре принимают участие большое количество  детей, то нужно дать 2-3 мяча.  Взрослый может взять руководство игрой на себя, подсказать  детям, какое упражнение они должны выполнить.

  

 

  Игры с прыжками

 

 "Воробушки   и  кот"

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий - кот встает в середину круга.  Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зерна (внутри круга рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зерна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев.

 

 

"Аисты и лягушки"

Дети делятся на две группы - "Аисты" и "Лягушки" и располагаются на противоположных сторонах площадки.  "Аисты" стоят на одной ноге, а "Лягушки" прыгают к ним со словами:

- На одной ноге стоишь,

На болото ты глядишь,

А мы весело, прыг-скок,

Догони-ка нас, дружок!

"Аист"  догоняет "Лягушек". На следующий раз дети меняются ролями.

 

 

 

"Родничок"

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья.   Все поют:

-  Разлился родничок,

Золотой рожок.  У-у-ух!

Разлился ключевой

Белый, снеговой. У-у-ух!

Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды.  Но при этом каждый мешает своему соседу.  Тот, кто коснется воды, из игры выбывает.

 

                                    Малоподвижные  игры

 

 

 

"Баба Яга"

По считалке выбирается "Баба Яга".  Затем на земле рисуется круг. "Баба Яга"  берет в руки ветку - помело и становится в центре круга.

Дети бегают по кругу и дразнят:

- Бабка Ежка - костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит:

- "У меня нога болит!"

Пошла она на улицу,

Раздавила курицу.

Пошла она на базар

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку

Испугала зайку!

"Баба Яга" скачет из круга  на одной ноге и старается коснуться детей своим помелом.

 

 

 

"Зайцы и лиса"

Выбирается лиса, остальные дети - зайчики.  Дети выполняют движения в соответствии со словами:

По лесной лужайке

Разбежались зайки.

Вот какие зайки.

Зайки - побегайки! (дети - зайки прыгают,   бегают по залу)

Сели зайчики в кружок

Роют лапкой корешок.

Вот какие зайки,

Зайки - побегайки!

(Дети - зайчики присаживаются и выполняют имитационные движения  по тексту).

Вот бежит лисичка -

Рыжая сестричка.

Ищет, где же зайки,

Зайки - побегайки.

Лиса бежит между детьми, с окончанием слов  догоняет детей.

 

 

"Чурияки" (или  "Бубенцы")

Играющие  выбирают двоих детей. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод:

- Трынцы - брынцы бубенцы,

Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет -

Того "жмурка" не поймает.

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а "жмурка"старается его поймать.  Как только "жмурка"его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.

 

 

 

"Огородник"

В центре большого круга ставят "пенек" (стульчик), в круге складывают колышки (или  игрушки, обозначающие овощи).  Все играющие стоят за кругом. "Огородник" сидит на пенечке и тешет "колышки", при этом приговаривает:

- На пенечке я сижу,

Мелки колышки тешу,

Огород ращу.

С окончанием слов, играющие стараются быстро вбежать в огород и унести колышки (овощи).  Ребенок,  до которого дотронулся "огородник", выбывает из игры.  Побеждает тот, кто больше всех наберет колышков.

 

 

 

"Молчанка"

Перед началом игры все играющие произносят песенку:

- Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики,

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Когда скажут последнее  слово, все должны замолчать.  Ведущий старается рассмешить играющих  движениями, смешными словами, шуточными стихотворениями.  Если кто-то засмеется  или  скажет слово, он отдает ведущему фант.  В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения.  Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился. 

Правила.

Ведущему не разрешается дотрагиваться  руками  до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

 

 «Колечко».

Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:

Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте- ка, ребята, где золото упало?»

Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:

Колечко, колечко,

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет,

Тот колечко найдет!

Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

             

 

 

Считалки                        Приложение №2

Тара – бара,

Домой пора —

Ребят кормить,

Телят поить,

Коров доить,

Тебе водить!

Раз, два, три, четыре,

Пять, шесть, семь,

Восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц!

Кто до месяца дойдет,

Тот и прятаться пойдет!

Катилося  яблочко

Мимо сада,

Мимо огорода,

Мимо частокола;

Кто его поднимет,

Тот вон выйдет!

– Заяц белый,

Куда бегал?

– В лес дубовый!

– Что там делал?

– Лыки драл!

– Куда клал?

– Под колоду!

– Кто украл?

– Родион.

– Выйди вон!

Шла кукушка

Мимо сети,

А за нею

Малы дети.

Кукушата

Просят пить.

Выходи —

Тебе водить!

На лавочке сидели:

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник,

Портной.

А ты кто такой?

Ах ты, Совушка – сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела —

Во траву свалилася,

В яму покатилася!

За морями, за горами,

За железными столбами

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отопри.

Лиса по лесу шла,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела  —

Мужу двое,

Себе трое

И детишкам

По лаптишкам!

Еду-еду

К бабке, к деду

На лошадке

В красной шапке.

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Все прямо и прямо,

А потом вдруг... в яму! Бух!

Катился горох по блюду.

Ты води,

А я не буду.

Тара-бара, домой пора,

Коров доить, тебе водить!

Заяц бегал по болоту,

Он искал себе работу.

Он работу не нашел,

А заплакал и пошел!

Конь ретивый с длинной гривой

Скачет, скачет по полям,

Тут и там, тут и там!

Где проскачет он  —

Выходи из круга вон!

Ягода, малиновка,

Медок, сахарок,

Поди вон, королек!

Раз, два, три, четыре —

Меня грамоте учили.

Пять, шесть, семь —

Покосился пень.

Он, Додон,

Выйдет от нас вон!

По утренней росе,

По зеленой полосе.

Здесь яблоки, орешки,  

  Медок,сахарок,

Поди, вон в уголок!

Я не тятькин сын,

Я не мамкин сын,

Я на елке рос,

Меня ветер снес,

Я упал на пенек,

Поди водить, паренек!

Первой дал,

Второй взял,

Трое сели  —

Все поели.

Аты-баты,

Шли солдаты,

Аты-баты,

На базар.

Аты-баты,

Что купили?  

Аты-баты,

Самовар!

Соломинка, яреминка,

Прела, горела,

На море летела,

Кастюк-мастюк,

Родион, поди вон!

Тенти-бренти!

Сам сокол

Через поле

Перешел:

Руку, ногу

Наколол.

Шишел, вышел,

Вон пошел!

Чики-брики, ты куда?

Чики-брики, на базар.

Чики-брики, ты зачем?

Чики-брики, за овсом!

Чики-брики, ты кому?

Чики-брики, я коню!

Чики-брики, ты какому?

Чики-брики, вороному!

Таря-Маря

В лес ходила,

Шишки ела —

Нам велела.

А мы шишки

Не едим,

Таре-Маре

Отдадим!

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять,

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф! Паф! Не попал,

Серый зайчик убежал!

Ходит свинка

По бору,

Рвет траву-мураву.

Она рвет,

И берет,

И в корзиночку кладет.

Этот выйдет,

Вон пойдет.

Ахи, ахи, ахи, ох,

Маша сеяла горох.

Уродился он густой,

Мы помчимся, ты постой!

Летела кукушечка мимо сада,

    Поклевала всю рассаду

И кричала: «Ку-ку-мак!»

Раскрывай один кулак.

Прыг да скок,

Прыг да скок,

Скачет зайка —

Серый бок.

По лесочку

Прыг-прыг-прыг,

По снежочку

Тык-тык-тык.

Под кусточек присел,

Схорониться захотел.

Кто его поймает, тот и водит.

По тропинке кувырком

Скачет зайка босиком.

Заинька, не беги —

Вот тебе сапоги,

Вот тебе поясок,

Не спеши в лесок.

Иди к нам в хоровод

Веселить народ.

Покатилось колесо,

Укатилось далеко,

И не в рожь,

И не в пшеницу,

А до самой

До столицы.

Колесо кто найдет,

Тот ведет.

Трух-тух,

Трух-тух-тух,

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост с узорами.

Под окном стоит,

На весь мир кричит.

Кто услышит,

Тот бежит.

Погляди на небо,

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу-гу! Убегу!

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Уж как шла лиса по тропке,

Нашла грамоту в охлопке,

Она села на пенек

И читала весь денек.

Петушок-петушок,

Покажи свой кожушок.

Кожушок горит огнем,

Сколько перышек на нем?

Раз, два, три, четыре, пять, Невозможно сосчитать!

Начинается считалка:                                  За стеклянными дверями

На березу села галка,                                  Стоит Мишка с пирогами.

Две вороны, воробей,                                 Здравствуй, Мишенька-дружок,

Три сороки, соловей.                                   Сколько стоит пирожок?

Скороговорки                                                                        приложение №3

1. Сшила Саша Сашке шапку.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

4. Шесть мышат в камышах шуршат.

6. Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

7. Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

8. Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали.

9. Щетинка – у чушки, чешуя – у щучки.

10. Кукушка кукушонку купила капюшон.

11. Слишком много ножек у сороконожек.

12. Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.

13. Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

14. Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.

15. Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

16. Наш Полкан попал в капкан.

17. От топота копыт пыль по полю летит.

18. Ткет ткач ткани на платок Тане.

19. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

20. Перепёл перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

21. Сшит колпак не по – колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

22. Клала Клара лук на полку, кликнула себе Николку.

23. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

24. На дворе трава, на траве - дрова.

25. Три сороки – тараторки тараторили на горке.

26. Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.

27. У калитки – маргаритки, подползли к ним три улитки.

28. По утрам мой брат Кирилл трёх крольчат травой кормил.

31. Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

32.Улов у Поликарпа - три карася, три карпа.

33. У Кондрата куртка коротковата.

34. Съел Валерик вареник, а Валюшка - ватрушку.

35. Пришел Прокоп - кипел укроп, ушёл Прокоп - кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

36. Король – орел, орел - король.

37. Турка курит трубку, курку клюет крупку.

38. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

39. Бобр добр для бобрят.

40. Гравер Гаврила выгравировал гравюру.

41. Орел на горе, перо на орле.

42. Повар Павел, повар Петр. Павел парил, Петр пек.

43. Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

44. Милая Мила мылась мылом.

45. Мы ели-ели линьков у ели.

46 Как на утренней, на зорьке, два Петра и три Федорки,

соревнуются с Егоркой, говорить скороговорки.

47Хорош пирожок, внутри творожок.

48. Мышонку шепчет мышь, ты всё шуршишь, не спишь.

Мышонок шепчет мыши…шуршать я буду, тише.

49. Хитрую сороку, поймать морока, а сорок сорок - сорок морок.

Заклички  

Про солнце                                                        Приложение №4

Солнышко-ведрышко,

Прогляни, просвети!

На яблоньку высокую,

На веточку зеленую,

На грушицу кудрявую,

Березку кучерявую!

Солнышко-ведрышко,

Выйди из-за облышка.

Сядь на пенек,

Погуляй весь денек.

Пеки, пеки, солнышко,

Красное ведрышко!

Рано-рано играй,

Своих деток согревай!

Твои детки плачут,

По камушкам скачут!

Солнышке, солнышко,

Выгуляйся!

Выйди на пенек,

Опряди кужелек,

Разгуляй весь денек!

Солнышко, солнышко,

Колоколнышко!

Не пеки за реку,

Пеки к нам в окно,

Будет нам тепло!

Солнышко, выгляни!

Красное, высвети!

На холодную водицу,

На шелковую травицу,

На аленький цветочек,

На кругленький лужочек!

Солнышко, солнышко.

Красное семенышко,

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее!

Твои детки плачут,

По лужочку скачут,

Соломку жгут —

Тебя в гости ждут!

Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтобы до небес дорос;

Матушка-рожь

Чтобы встала стеной сплошь.

Солнышко, высвети!

Красное, выблесни!

Мы на нивку идем,

Мы серпочки несем.

Будем жито жать,

Тебя в гости ждать!

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Солнце, солнце,

Выблесни в оконце,

Дай овсу рост,

Чтобы до небес дорос;

Матушка-рожь

Чтобы встала стеной сплошь.

Солнышко-ядрышко,

Высвети, выгляни!

Воробьи чирикают,

Весну-красну кликают,

Со стрехи капели,

Кулики прилетели!

Солнышко, солнышко,

Загляни в оконышко!

Твои детки играют,

Воробышков путают,

А малину рвут

И нам не дают —

Медведю по ложке,

А нам ни крошки!

Солнышко, покажись!

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

                                     

Заклички про дождь

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не намочи!

Зря в окошко не стучи.

Туча, туча,

Дождь не прячь!

Лейся, дождик,

Дам калач!

Дождик, дождик, побыстрей

Разгони моих гусей.

Мои гуси дома,

Не боятся грома.

Дождик пуще припусти,

На пшеницу, на гречи.

На горох, на ячмень

Поливай весь долгий день!

А на просо, на рожь

Поливай сколько хошь!

Дождик, дождик,

Кап, кап, кап,

Замочи дорожки,

Все равно гулять пойдем.

Мама, дай галошки!

Дождик, дождик, перестань,

Куплю тебе сарафан!

Останутся деньги —

Куплю тебе серьги,

Останутся пятаки —

Куплю тебе башмаки!

Дождик, дождик, припусти,

Побежим мы за кусты!

За кустами гуща,

А ты, дождик, пуще!

Дождик, дождик, припусти,

Побежим мы за кусты,

Встанем под осинкой,

Накроемся корзинкой!

Дождик, дождик, перестань!

Я поеду во Рязань

С ключиком, с замочком,

С аленьким цветочком!

А ты, радуга-дуга.

Отворяй-ка ворота» —

Ключиком, замочком,

Аленьким цветочком!

Дождик, дождик,

Сварю тебе борщик,

Поставлю на дубочке

В зеленом горшочке.

Не шатайся, дубок,

Не пролейся, горшок!

Уж дождь-дождем,

Мы давно тебя ждем:

С чистой водицей,

С шелковой травицей,

С лазоревым цветом,

С теплым летом!

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе гущи,

Хлеба краюшку,

Щей черепушку,

Дам тебе ложку —

Кушай понемножку!

Дождик, лей, лей, лей,

Никого не жалей —

Ни берез, ни тополей!

Дождик, дождик, посильней,

Чтобы травка зеленей!

Вырастут цветочки

И зеленые листочки!

Дождик, лей!

Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке,

На людей по плошке,

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зелёненьком лужочке!

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай!

           

Заклички про явления природы

Морозушка-Мороз!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

     

   Месяц, месяц, свети,

   Под плетень гляди!

   Ходи, гуляй

   Да нас утешай!

                      Радуга-дуга,

                      Не давай дождя,

                      Давай солнышко,

                      Красно ведрышко.

Радуга-дуга,

Унеси дождя!

Золотым мостом,

Серебряным концом!

Выйди, радуга-дуга,

На зеленые луга

Своим концом,

Золотым венцом!

Радуга-дуга,

Принеси дождя!

Нам по ложке,

Медведю по плошке,

А серому волку —

По целому ведёрку!

     Радуга-дуга,

     Перебей дождя –

     Опять в ночь

     Льет во всю  мочь;

     Перебей гром,

     Не попал бы в  дом.  

 Туман, туман,

 Не стелись по лугам,

 А стелись по болотам,

 По крутым наволокам!

                       Туман, туман,

                       Не стелись по лугам,

                       А стелись по болотам,

                       По крутым наволокам!

                       Гром, гром,

                       Не бей в наш дом!

                       А бей в колоду,

                       В болотную воду —

                       Жабке напиться,

                       Блошке утопиться!

Ай, радуга-дуга.

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Красно ведрышко —

К нам в оконышко!

Буря — Баба Яга,

Иди с моря на луга!

Там лук, чеснок,

Киселя горшок,

Каша масляная,

Ложка крашеная.

Ты поешь, посиди,

А на море не ходи!

Вихрь, вихрь, не на меня,

А на злого старика!

Он в мышиной норе,

На медвежьей тропе!

Заклички про насекомых, животных и растения

Ягода клюква,

Покажись крупна,

Да подснежная,

Да валежная.

Мы тебя искали,

По кочкам скакали.

Мышка, мышка,

На тебе молочный,

Дай мне костяной.

Мышка, мышка,

Возьми гнилой зуб,

А дай мне хороший.

 

Яры пчелушки,

 Медоносушки,

Летите на лужок,

Садитесь на цветок,

Собирайте медок!

Пчёлка, гуди,

В поле лети!

С поля лети,

Медок неси!

Огуречек, огуречек,

Не ходи на тот конечек:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Мышка, мышка, вылей воду

на дубовую колоду!

— Стрелочка-стрекозочка,

Полети на облачко!

— Сухо будет — полечу,

А сыро будет — посижу!

Божья коровка,

Лети на небко,

Там твои детки

Кушают котлетки.

Всем по одной,

А тебе ни одной.

Божья коровка,

Ты лети на небо,

Принеси нам хлеба

Черного и белого,

Только не горелого.

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок.

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога.

Сей, сей горох,

Рассевай горох!

Уродись, горох,

В огороде не плох!

И крупен, и бел —

На потеху всем,

И сам тридесят —

Для малых ребят!

Уродитесь, бобы,

Круты и велики!

В чистом поле

На все доли —

Старым на потешки,

Детям на посмешки!

Черёмушка зелёная,

Тонкая, высокая,

Листом широкая.

Под лучами ясными,

Под звёздами частыми

Цвети до зазимки —

С комля до вершинки.

На потеху старым,

На диво детям малым.

Улитка, улитка,

Высуни рога,

Дам тебе пирога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района

ЦЕЛЬ: содействовать формированию  представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ:  1....

Развитие речи дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

laquo;Читайте простонародные сказки, молодые писатели, - чтоб видеть свойства русского языка».Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в...

Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...

Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками

Педагогический совет - круглый стол «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС»Тема: «...

Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре

laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»...