Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»
проект (подготовительная группа)

Нарыжная Светлана Сергеевна

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_proekt.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Паспорт проекта: 

Тип проекта: познавательный, творческий.

По числу детей – групповой.

По продолжительности – краткосрочный (1 месяц).

Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной группы и их родители.

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с русскими народными праздниками.

Задачи:

 - вызвать желание глубже ознакомиться с народным праздниками.

- обобщить и закрепить знания детей о праздниках : «Рождество» «Крещение» «Масленица» «Пасха» «Троица».

- обогатить духовный мир детей.

- развивать выносливость, смекалку.

- воспитывать чувство патриотизма, основанное на традициях народа.

Интеграция образовательных областей: 

развитие физических навыков

художественное и эстетическое развитие

развитие речи

познание социально-коммуникативных навыков

познавательное развитие

Актуальность:

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народных традиций. Народные традиции является богатейшим источником познавательного и духовно - нравственного воспитания детей.. Приобщая детей к истокам русских традиций, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и  смысл этого праздника.Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

 Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

   Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Этапы реализации проекта:

I – этап: подготовительный

Цель: Постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования  Рождества, Крещения и Масленицы.

Содержание:

  1. Создать условия для формирования интереса к празднику.
  2. Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.
  3. Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике
  4. Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки, загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар).
  5. Начать формирование игротеки народных игр.
  6. Привлечь родителей к участию в конкурсе на лучший рецепт блинов.
  7. Привлечь родителей к участию в выставке поделок «Ай да, Масленица!»

II этап: основной

  1. Беседы по презентациям: «От Рождества до Крещения»  «Как на Руси весну встречали!» «Масленичная неделя».
  2. Рассматривание и обсуждение картин «Рождественский базар», «Подготовка к Рождеству» «Масленица», «Тройка», «Взятие снежного городка» и др.
  3. Заучивание закличек, стихов, частушек.
  4. Разучивание хороводных игр, русских народных песен.
  5. Чтение художественной литературы: С. Маршака «Двенадцать месяцев», «Рождественские сказки», Д. Кузнецова «Блины», Т. Нуждиной «Блины» и др.
  6. Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на соответствующие иллюстрации.

      7.Знакомство детей с пословицами о народных праздниках

       8.Проведение русских народных игр «Золотые ворота», «Веселый              бубен», «Два мороза», «Пирог», «Бабка Ёжка», «Горелки», «Поймай валенок», «Пройди в ворота» и др.

      9.  Сюж.рол. игры: «Рождественские святки», «Масленичная неделя»,   «Семья готовится к празднику», «Выбираем подарки в магазине»

В). Продуктивная деятельность.

1. Рисование: «Зимние забавы».

2. Оригами: «Рождественый Снеговичок». «Конфеты для колядок»

3. Создание кукол- Масленичек из ниток.

4. Лепка: «Выпечка на ярмарку» из солёного теста

III – этап: заключительный

Содержание:

1). Развлечение: «Баба Яга и Масленица»

2). Создание альбома «Лучший рецепт блинов от родителей».

3). Консультация для родителей «Значение народных праздников в духовно нравственном воспитании дошкольников».

4)  Выставка «Ай, да Масленица!»

Прогнозируемый результат:

- Приобщение детей к традициям проведения народных праздников.

- Повышение познавательного интереса к родной истории.

- Создание в детском коллективе атмосферы радости совместного творчества.

- Развитие двигательных и музыкальных способностей.

- Усвоение традиционных культурных эталонов детьми и их родителями.

Выводы

- Дети стали активно проявлять интерес

к народным праздникам, традициям

русского народа

-  У детей сформировались общие

представления о народной культуре, её

богатстве и красоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Духовно-нравственное развитие личности старших дошкольников через знакомство с русскими – народными праздниками» для педагогов района

ЦЕЛЬ: содействовать формированию  представлений об использовании русских - народных праздников в духовно-нравственном развитии личности дошкольников.ЗАДАЧИ:  1....

Развитие речи дошкольников через знакомство с русскими народными сказками

laquo;Читайте простонародные сказки, молодые писатели, - чтоб видеть свойства русского языка».Народная сказка – одно из первых произведений искусства слова, которые слышит ребёнок в...

Перспективное планирование по формированию духовно – нравственному воспитанию детей старшей группы через приобщение к русской народной культуре

ЗАДАЧИФормирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своему народу; понимание своих национальных особенностей; познание и практическое...

Проект на тему: «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками»

Проект направлен на:1.Знакомство детей с русскими народными праздниками, которые отмечают в разные времена года. 2.Формирование представления о традициях народных праздников, в которых фокусируются на...

Духовно-нравственное развитие дошкольников через знакомство с русскими народными праздниками

Педагогический совет - круглый стол «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса в условиях ФГОС»Тема: «...

Статья Духовно-нравственное, социокультурное развитие современного дошкольника через приобщение к Русской Народной Культуре

laquo;Социокультурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Мака...

Проект «Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми» в старшей группе (реализация проекта в рамках программы «Социокультурные истоки»)

Проект«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников, через знакомство с русскими народными играми»в старшей группе(реализация проекта в рамках программы«Социокультурные истоки...