«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»
статья по теме

Зензерова Олеся Владимировна

В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zenzerova_o.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Зензерова О.В. старший воспитатель

МБДОУ г.Иркутска детский сад №10

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

Семья – поистине высокое творенье.

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье.

Она для нас основа всех начал.                                    

(Е.А. Мухачёва)

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества приказ №2151 от 20 июля 2011г. « Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовании». Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ.  Как отмечают исследователи Давыдова О.И., Богославец Л.Г., положительный результат, может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.

Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания, по мнению А. М. Низовой, Г. И. Легенького, Н. П. Харитоновой, служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Современные программы образования дошкольников, такие как  «Радуга», «Развитие»,  «Детство»  строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, современных достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.

Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.

Проанализировав исследования по вопросам работы ДОУ с семьей можно отметить, что в советский период основной целью сотрудничества с семьёй было создание единого идеологического пространства, хотя семью изучали, не как потенциального или реального союзника, а скорее как некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно подчинить обществу и с влиянием,  которого нужно бороться, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а не семейное. Позднее стало уделяться внимание сочетанию общественного и семейного воспитания. На этой основе были конкретизированны содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и выработали ценные рекомендации для педагогов. И только в 90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями.

Многие формы и методы работы с семьёй мы используем сегодня, но в настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного пространства на основе Федеральных государственных требований.

Опираясь на вышеизложенное, мы определили цель и задачи работы с семьей в нашем ДОУ.

Цель работы: вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Активизация и обогащение воспитательных  и образовательных умений родителей.
  3. Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Предполагаемый результат:

  1. Создание положительного эмоционального микроклимата   взаимодействия с родителями;
  2. Повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных требований;
  3. Повышение профессиональной компетентности педагогов;
  4. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей  и педагогов;
  5. Продуктивное творческое взаимодействие  педагогов и родителей.

Опыт взаимодействия с семьёй показал, что работу необходимо строить по четырем направлениям:

  1. Информационно-аналитическое направление (сбор информации о семьях детей, выявление активности родителей с помощью анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи», родительских собраний, мероприятий проводимых совместно с детьми «Дни открытых дверей»)
  2. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. (Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, старший воспитатель,   инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
  3. Наглядно-информационное направление (родительские уголки; семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»; фотомонтажи «Из жизни группы»,  «В кругу семьи»; фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»; картотека Добрых дел. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
  4. Досуговое направление в работе с родителями является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. В нашем детском саду проводятся ежегодные турниры по хоккею с мячом, а так же турниры по игре в баскетбол «Крошка.ру» с участием родителей. Организованы «Родительские гостиные» где дети участвуют вместе с родителями. А также сезонные праздники, где родители являются зрителями.

Работа, проведенная, по данным направлениям позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

«Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», - писал Ф. Ларошфуко, и в современном мире это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое  в группах нашего детского сада  сделано руками пап и мам детей. Они помогли изготовить  пособия для занятий по обучению грамоте и математике (папы вырезали из дерева буквы и цифры, а так же счетный материал), помогли оформить уголоки дежурств (мамы сшили красивые фартуки), уголоки природы (родители принесли цветы, пересадили вместе с детьми  их в одинаковые горшки, изготовили календарь погоды), театральные уголоки (папы сделали ширму, а мамы изготовили кукол из папье-маше),  и т.д.

Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций детей, вызвал чувство гордости за своих родителей.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...

«ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ»

В статье описаны формы работы с родителями, которые используются в нашем МБДОУ...

Использование инновационных форм организации работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства в аспекте реализации ФГОС.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образов...

Использование разнообразных форм работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства.

Опыт работы по использованию разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства....

Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства.

Использование разнообразных форм работы с семьей с целью создания единого образовательного пространства....