Типичные ошибки в речи педагогов при обучении дошкольников правилам дорожного движения
статья по теме

Роттер Марина Александровна

Консультация логопеда для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipichnye_oshibkie.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Роттер Марина Александровна учитель- логопед МДОУ д/с №7

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Типичные ошибки в речи педагогов при обучении дошкольников  правилам дорожного движения 

 

Из опыта работы

учителя–логопеда

М.А. Роттер                        

                                   

2011г.

Содержание:

1

Влияние речи педагога на развитие речи дошкольника

стр 3

2

Ошибки звуковой стороны речи

стр 4

3

Ошибки связной речи и ее лексико - грамматического оформления

стр 4

4

Ошибки при подготовке речевого материала

стр 6

5

Список использованной литературы

стр 8

1.Влияние речи педагога на развитие речи дошкольника.

Благодаря речи окружающих ребенок узнает названия вещей, действий, явлений, людей. И использует её как образец, что бы выразить языковыми средствами свои желания, чувства, мысли. Речь окружающих  развивает у дошкольника  слуховое внимание, формирует фонематический слух, звукопроизношение, дает образцы грамматически оформленной фразы. Подражая речи окружающих, ребенок учится точности выражения своих мыслей, чувств, умению владеть голосом, дыханием, всеми интонационными средствами языка, правильному речевому поведению. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но и те несовершенства речи, которые встречаются  у взрослых. А нарушение полноценного речевого общения отрицательно влияет на развитие словесно – логического мышления, на основе которого и формируются правила безопасного поведения на дороге.  Имеет  значение  и недостаточная степень усвоения полученных знаний,  вследствие  ограниченного словарного запаса, наблюдается расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление  экспрессивной лексики,  нечёткие представления о родовых отношениях, трудности дифференциации понятий, различия в объяснении значения существительных, прилагательных и глаголов по тематике «наш город», «транспорт», «правила дорожного движения».

Воспитатель, постоянно находясь в контакте с детьми, является основным источником, из которого дети получают знания и образец культурной речи. Формируя знания детей посредством речевого общения,  воспитателю необходимо самому хорошо владеть культурой речи.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недостатков в ней стремиться к их устранению.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда представляется возможным, так как в процессе речевого общения внимание говорящего чаще всего обращено не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Чтобы знать о несовершенствах  собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям коллег. Полезно записывать на магнитофон свои занятия, с тем, что бы во время обратить внимание на звуковую сторону речи, использование лексических средств, грамматического оформления.

При обучении детей правилам дорожного движения многие пе дагоги  нередко и сами допускают ошибки. Разберем са мые типичные из них.

2.Ошибки звуковой стороны речи:

  1. нелитературное произношение слов, в которых побуквенное написание не совпадает со звуковым произношением («што», а не «что»; «ево», а не «его», «щастье», а не «счатье»)
  2. неправильное использование ударения в словах (магазин,  а не магазин; километр, а не километр)

-   присутствие в речи  характерных особенностей местного говора

-неправильное использование интонационных средств (силы голоса, темпа, логического ударения, пауз,  ритма, тембра, мелодии)

  1. недопустимая  торопливость речи, так же и ее монотонность
  2. Ускоренный темп речи взрослого. Ребёнком речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи.

3.Ошибки связной речи и ее лексико- грамматического оформления:

- Неумение связно, в доступной форме донести содержание излагаемого.  Употребление несуществующих терминов и понятий или ис пользование одних вместо других, что приводит к искажению тер минов и, в свою очередь, вызывает ошибки в понимании ПДД

Говори правильно

Неправильно

Правильно

Машина

Транспортное средство (автомобиль, автобус и т.д.)

дорога

проезжая часть

шофер

водитель

пешеходная дорожка

пешеходный переход

«свет» или «цвет» светофора

«сигнал» светофора

красный — «стой», желтый — «приготовься», зеленый — «иди»

красный, желтый — «стоп», зеленый — «убедись в безопасности и иди»

Но не следует забывать, что доступность, понятность речи достигается, прежде всего,  правильным и точным использованием слов (необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности).

  1. Загромождение речи воспитателя непонятными словами, сложными образами, длинными фразами.
  2. Употребление длинных фраз из  сложноподчиненных предложений.  Речь лучше воспринимается детьми, если состоит из коротких фраз (в том числе и сложноподчиненные предложения)
  3. в разговоре с детьми педагог должен употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий , а так же лишних слов - «паразитов»
  4. следует не злоупотреблять словами с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Не обращайтесь к дошкольникам так называемым «детским» языком: машинка, дорожка и т.д.

4.Ошибки при подготовке речевого материала:

- Использование веселых и смешных иллюстраций (комиксов). Забавные картинки отвлекают детей от содержания занятия, смешат их, достигая при этом результата прямо противоположного.

-Обучение по старым правилам, что неприемлемо для дорожной обстановки в современных городах и опасно для жизни и здо ровья детей. Рассмотрим некоторые из них и дадим наиболее точные и актуальные трактовки.

1.  Обходи трамвай спереди, автобус сзади. Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при обходе транспортного средства сзади или спереди ни водитель, ни пешеход не видят друг друга из-за стоящего транспорта, и происходит наезд на пешехода в ситуации закрытого обзора.

ПРАВИЛО: жди, пока транспортное средство уедет, или дойди до ближайшего перекрестка или пешеходного перехода, где доро га хорошо просматривается в обе стороны

2.  При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины, посмотри направо. Это правило создает опасную ситуацию, так как поведение ре бенка, находящегося посередине проезжей части, непредсказуе мо: испугавшись транспортного потока, он может шагнуть вперед или назад и оказаться под колесами.

ПРАВИЛО: прежде чем перейти дорогу, остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу быстрым шагом строго под прямым углом, постоянно контроли руя ситуацию.

3: Красный сигнал светофора «стой», желтый «пригото виться», зеленый «иди».Дети часто путают расположение сигналов светофора: при включении зеленого сигнала начинают сразу же переходить про езжую часть, в то время как недисциплинированный водитель может постараться проскочить на свой «красный».

ПРАВИЛО: красный сигнал светофора - запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый, разрешающий для машин. Желтый — не «приготовиться», а знак внимания, предупреждаю щий о смене сигналов светофора; для пешехода он также являет ся запрещающим, так как на него машинам разрешается проезд перекрестка. Зеленый сигнал разрешает движение пешехода, но прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убе диться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток нерегули руемый, поэтому, прежде чем перейти дорогу, убедитесь, что по близости нет транспорта.

4.  Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги.  Эта ситуация крайне опасна.

ПРАВИЛО: необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, не делая ни шагу ни вперед, ни назад.

5.  Не играй на дороге или у дороги, а играй во дворе дома. ПРАВИЛО: выходя (не выбегая!) из подъезда, будь внимателен

и острожен, так как вдоль подъездов, по дворовому проезду мо жет двигаться автомобиль (и часто на большой скорости). Играй на специально отведенных детских площадка.6.  Использование для показа старых дорожных знаков на жел том фоне (при этом педагоги сами нередко путают группы знаков, неправильно называют их).

СОВЕТ: на занятиях по ПДД больше используйте современ ный наглядный материал и ситуационный метод обучения.

—  разбирая ситуации, при которых дети попадают в дорож но-транспортные происшествия (ДТП), использование стихов о животных. Наряду с этим приводите им при меры и  из реальной жизни.

Список использованной литературы:

1.Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора / М.: Просвещение, 1989.

2.Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2001.

3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение, 2007.

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

5. О.Ю. Старцева  Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожного травматизма.- М.: ТЦ Сфера, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические особенности детей при обучении правилам дорожного движения»

В Государственном докладе о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации указывается, что «основной причиной аварийности по-прежнему является низкая дисциплина водителей и пешеходо...

ПРОГРАММА по обучению безопасного дорожного движения (в соответствии с ФГОС ДО) "АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

 Программа «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» - это возможность доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до него смысл опасности несоблюдения правил, н...

Методическая тема: "Типичные ошибки в речи дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровня"

Лексико-грамматические и фонетико-фонематические ошибки у дошкольников с ОНР...

Консультация для педагогов на тему: «Сюжетно-ролевая игра как основной вид деятельности в работе с дошкольниками при обучении правилам дорожного движения»

Цель: повышение уровня знаний и умений воспитателей при организации сюжетно-ролевой игры по закреплению знаний детей о правилах дорожного движения....

Методические рекомендации для педагогов «Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста»

Обеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цивилизованного общества. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные ме...

Консультация для педагогов «Роль родителей дошкольников в обучении правилам дорожного движения и по воспитанию навыков безопасного поведения на улице»

Цели и задачиГлавная цель работы по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Реализовать её стоит путё...