Организация взаимодействия ДОУ и семьи.
методическая разработка по теме

Радионова Елена Ивановна

Единство связи в работе детского сада компенсирующего вида и семьи воспитанника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия ДОУ и семьи

(обмен опытом работы).

Проблему взаимодействия детского сада и семьи, единства в подходах к  общественному и семейному воспитанию  мы считаем одной из актуальных  на сегодняшний момент. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада. Семья и детский сад составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно-образовательную микросреду и только  в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.   Центральное место в этой системе занимает ребёнок.

Ребёнок.

Детский сад.

Семья.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников мы рассматриваем как деятельность, которая позволяет выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей. Только тогда такое взаимодействие позитивно отразиться на физическом, психическом и социальном здоровье ребёнка. От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьёй, зависит продвижение ребёнка в проблемном поле взросления: успешное или неуспешное.

 

Принципы работы:

-Принцип обеспечения органической связи и единства в работе детского сада и семьи, осуществление систематической связи детского сада и семьи.

-Принцип взаимного доверия во взаимоотношениях между педагогом и родителем, понимание нужд и интересов ребёнка;

-Принцип взаимопомощи в совместной работе по воспитанию дошкольника;

-Принцип использования эффективных и разнообразных форм работы с семьями;

-Принцип изучения лучшего опыта семейного воспитания в семье, пропаганда его среди широкого круга родителей.

Наш детский сад имеет статус учреждения компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями в здоровье. Это дети с нарушением зрения, речи, дети риска по туберкулезу, дети с нарушением интеллекта  и поведения.

Педагоги ДОУ заинтересованы в поиске новых путей социализации и адаптации детей с отклонениями в развитии, поэтому совместно с родительским коллективом стремятся создать единое пространство коррекции и развития ребёнка.

Первичный этап работы:  план изучения семьи воспитанника

1.Демографическая характеристика семьи: полная, неполная, кто из родителей отсутствует, по какой причине, возраст членов семьи, количество детей.

2.Жилищно-бытовые условия семьи.

3.Социально-профессиональная характеристика семьи: социальное положение родителей, образование, профессия, должность.

4.Нравственная культура семьи: чувство ответственности, долга, взаимного уважения, заботы, помощи.

5.Культурный уровень семьи: увлечения, интересы, традиции семьи.

6.Педагогический фон семьи: характер взаимоотношений в семье – авторитарный, либеральный, демократический. Роль родителей в семейном воспитании, стили отношения к ребёнку.

7.Педагогические выводы об условиях воспитания в семье.

Исходя из плана изучения семьи, из социального портрета семей, основываясь на принципах работы с семьёй, мы планируем и проводим работу с родительским коллективом, используя традиционные и нетрадиционные формы работы. Например:

1.Круглый стол:

- Доска предпочтений. -Обмен опытом семейного воспитания.

-Вредные привычки легче предупредить. -Здоровье даром не даётся, за него бороться придётся».

2.Родительские собрания:

Задачи:

  1. направить родителей на положительное общение с ребёнком;
  2. сформировать активную педагогическую позицию родителей;
  3. вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями.

3.Школа молодых родителей.

Темы заседания ШМР многообразны: Адаптируемся вместе, Растим малыша здоровым, Игра в жизни ребёнка, В царстве упрямства и каприз и др.

Формы проведения заседаний ШМР: беседы, консультации и рекомендации, обмен мнениями, дискуссии, деловые игры, анкетирование, практическая работа с детьми, рефлексия ШМР.

4.Дни открытых дверей. Данная форма работы даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею, привлечь родителей к участию в жизни ДОУ.

 В рамках «Дня открытых дверей» проводятся:

-экскурсии по детскому саду; -знакомство со спецификой  работы с детьми по различным коррекциям; -беседы с заведующей и ст. воспитателем ДОУ;  -встречи со специалистами ДОУ: тифлопедагогом, дефектологами, учителями - логопедами, педагогом - психологом, музыкальными руководителями, физинструктором; -трудовой десант «Вместе веселей»;

-творческие отчёты с привлечением воспитанников детского сада и руководителей дополнительного образования.

5.Психологические гостиные «Урок воспитания».

Учитывая специфику родительского коллектива детей с нарушением интеллекта, специалисты детского сада ввели в практику работы ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями данной категорией детей.

Задачи:

  1. Обеспечить единство педагогов и родителей в коррекционной работе с детьми;
  1. Помочь родителям разобраться в сложных вопросах воспитания ребёнка;
  2. Установить эмоциональный контакт между родителями и сотрудниками ДОУ;
  3. Снять эмоциональное и мышечное напряжение при работе в группе.

6.В связи с современном ритмом жизни молодой семьи, с занятостью родителей общественной работой, многие дети большую часть времени проводят с бабушками. Бабушка выступает первой помощницей в воспитании ребёнка, часто бывает связующим звеном между педагогом и родителями. Для поддержания бабушки в роли помощника воспитания ребёнка, в детском саду практикуется проведение «Бабушкиных посиделок». 

  

7.Многие выпускники нашего детского сада идут обучаться в коррекционные классы общеобразовательной школы. Дети с нарушением зрения и речи, с группы «Логоневроз» готовятся к обучению в обычных классах школы. Адаптация к школе бывает сложной. Педагоги стараются помочь решить эту проблему в пределах детского сада. С этой целью в работу с родителями мы ввели Практикум «У школьного порога». 

Формы работы практикума: консультации и рекомендации по требованиям школы к будущему первокласснику; составление психологического портрета будущего школьника; встречи с учителями школы; проведение психологических игр и тренингов; тестирование детей и родителей по темам: Как я представляю себя в школе? Каким я представляю своего ребёнка в школе?

8. В ДОУ внедрён и активно используется проект «Родительская почта».

Цель: наладить динамичную и действенную обратную связь в работе детского сада с семьёй. Данный проект прошёл 3 этапа:

  1. Подготовительный. Мы разработали места установления ящичка родительской почты, время пребывания почты в группах – 1-2 недели. Продумали формы информирования родителей по их обращениям: непосредственная, в личной беседе или через информационные стенды, педагогическую литературу.
  2. Основной. Прошла презентация разработанных почтовых ящиков на родительских собраниях, в индивидуальных беседах. Педагоги в режиме реального времени начали отвечать на обращения родителей. На данном этапе много внимания уделили на готовность педагогов ДОУ отвечать и адекватно реагировать на все обращения родителей, чтобы поддержать желание родителей обращаться к педагогам посредством почты.
  3. Заключительный. Подводим итоги работы родительской почты. На встречах с родителями знакомим их с результатами работы с детьми по заявленной проблеме, с мерами, предпринятыми в результате знакомства с почтовыми отправлениями.

Мы надеемся, что все приведённые методы и формы работы ДОУ с семьями воспитанников будут способствовать организации дифференцированного и индивидуального подхода к родителям и детям с целью оказания им действенной помощи.

Педагог – психолог Радионова Е.И.

МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»

г. Биробиджан.



Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия ДОУ и семьи

(обмен опытом работы).

Проблему взаимодействия детского сада и семьи, единства в подходах к  общественному и семейному воспитанию  мы считаем одной из актуальных  на сегодняшний момент. В сложившихся социально-культурных и экономических условиях к взаимодействию с семьёй важно относиться как к стратегическому направлению деятельности детского сада. Семья и детский сад составляют для ребёнка на определённом этапе основную воспитательно-образовательную микросреду и только  в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.   Центральное место в этой системе занимает ребёнок.

Ребёнок.

Детский сад.

Семья.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников мы рассматриваем как деятельность, которая позволяет выявить, осознать и решить проблемы воспитания детей. Только тогда такое взаимодействие позитивно отразиться на физическом, психическом и социальном здоровье ребёнка. От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьёй, зависит продвижение ребёнка в проблемном поле взросления: успешное или неуспешное.

 

Принципы работы:

-Принцип обеспечения органической связи и единства в работе детского сада и семьи, осуществление систематической связи детского сада и семьи.

-Принцип взаимного доверия во взаимоотношениях между педагогом и родителем, понимание нужд и интересов ребёнка;

-Принцип взаимопомощи в совместной работе по воспитанию дошкольника;

-Принцип использования эффективных и разнообразных форм работы с семьями;

-Принцип изучения лучшего опыта семейного воспитания в семье, пропаганда его среди широкого круга родителей.

Наш детский сад имеет статус учреждения компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями в здоровье. Это дети с нарушением зрения, речи, дети риска по туберкулезу, дети с нарушением интеллекта  и поведения.

Педагоги ДОУ заинтересованы в поиске новых путей социализации и адаптации детей с отклонениями в развитии, поэтому совместно с родительским коллективом стремятся создать единое пространство коррекции и развития ребёнка.

Первичный этап работы:  план изучения семьи воспитанника

1.Демографическая характеристика семьи: полная, неполная, кто из родителей отсутствует, по какой причине, возраст членов семьи, количество детей.

2.Жилищно-бытовые условия семьи.

3.Социально-профессиональная характеристика семьи: социальное положение родителей, образование, профессия, должность.

4.Нравственная культура семьи: чувство ответственности, долга, взаимного уважения, заботы, помощи.

5.Культурный уровень семьи: увлечения, интересы, традиции семьи.

6.Педагогический фон семьи: характер взаимоотношений в семье – авторитарный, либеральный, демократический. Роль родителей в семейном воспитании, стили отношения к ребёнку.

7.Педагогические выводы об условиях воспитания в семье.

Исходя из плана изучения семьи, из социального портрета семей, основываясь на принципах работы с семьёй, мы планируем и проводим работу с родительским коллективом, используя традиционные и нетрадиционные формы работы. Например:

1.Круглый стол:

- Доска предпочтений. -Обмен опытом семейного воспитания.

-Вредные привычки легче предупредить. -Здоровье даром не даётся, за него бороться придётся».

2.Родительские собрания:

Задачи:

  1. направить родителей на положительное общение с ребёнком;
  2. сформировать активную педагогическую позицию родителей;
  3. вооружить родителей педагогическими знаниями и умениями.

3.Школа молодых родителей.

Темы заседания ШМР многообразны: Адаптируемся вместе, Растим малыша здоровым, Игра в жизни ребёнка, В царстве упрямства и каприз и др.

Формы проведения заседаний ШМР: беседы, консультации и рекомендации, обмен мнениями, дискуссии, деловые игры, анкетирование, практическая работа с детьми, рефлексия ШМР.

4.Дни открытых дверей. Данная форма работы даёт возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею, привлечь родителей к участию в жизни ДОУ.

 В рамках «Дня открытых дверей» проводятся:

-экскурсии по детскому саду; -знакомство со спецификой  работы с детьми по различным коррекциям; -беседы с заведующей и ст. воспитателем ДОУ;  -встречи со специалистами ДОУ: тифлопедагогом, дефектологами, учителями - логопедами, педагогом - психологом, музыкальными руководителями, физинструктором; -трудовой десант «Вместе веселей»;

-творческие отчёты с привлечением воспитанников детского сада и руководителей дополнительного образования.

5.Психологические гостиные «Урок воспитания».

Учитывая специфику родительского коллектива детей с нарушением интеллекта, специалисты детского сада ввели в практику работы ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями данной категорией детей.

Задачи:

  1. Обеспечить единство педагогов и родителей в коррекционной работе с детьми;
  1. Помочь родителям разобраться в сложных вопросах воспитания ребёнка;
  2. Установить эмоциональный контакт между родителями и сотрудниками ДОУ;
  3. Снять эмоциональное и мышечное напряжение при работе в группе.

6.В связи с современном ритмом жизни молодой семьи, с занятостью родителей общественной работой, многие дети большую часть времени проводят с бабушками. Бабушка выступает первой помощницей в воспитании ребёнка, часто бывает связующим звеном между педагогом и родителями. Для поддержания бабушки в роли помощника воспитания ребёнка, в детском саду практикуется проведение «Бабушкиных посиделок». 

  

7.Многие выпускники нашего детского сада идут обучаться в коррекционные классы общеобразовательной школы. Дети с нарушением зрения и речи, с группы «Логоневроз» готовятся к обучению в обычных классах школы. Адаптация к школе бывает сложной. Педагоги стараются помочь решить эту проблему в пределах детского сада. С этой целью в работу с родителями мы ввели Практикум «У школьного порога». 

Формы работы практикума: консультации и рекомендации по требованиям школы к будущему первокласснику; составление психологического портрета будущего школьника; встречи с учителями школы; проведение психологических игр и тренингов; тестирование детей и родителей по темам: Как я представляю себя в школе? Каким я представляю своего ребёнка в школе?

8. В ДОУ внедрён и активно используется проект «Родительская почта».

Цель: наладить динамичную и действенную обратную связь в работе детского сада с семьёй. Данный проект прошёл 3 этапа:

  1. Подготовительный. Мы разработали места установления ящичка родительской почты, время пребывания почты в группах – 1-2 недели. Продумали формы информирования родителей по их обращениям: непосредственная, в личной беседе или через информационные стенды, педагогическую литературу.
  2. Основной. Прошла презентация разработанных почтовых ящиков на родительских собраниях, в индивидуальных беседах. Педагоги в режиме реального времени начали отвечать на обращения родителей. На данном этапе много внимания уделили на готовность педагогов ДОУ отвечать и адекватно реагировать на все обращения родителей, чтобы поддержать желание родителей обращаться к педагогам посредством почты.
  3. Заключительный. Подводим итоги работы родительской почты. На встречах с родителями знакомим их с результатами работы с детьми по заявленной проблеме, с мерами, предпринятыми в результате знакомства с почтовыми отправлениями.

Мы надеемся, что все приведённые методы и формы работы ДОУ с семьями воспитанников будут способствовать организации дифференцированного и индивидуального подхода к родителям и детям с целью оказания им действенной помощи.

Педагог – психолог Радионова Е.И.

МКДОУ «Детский сад компенсирующего вида №21»

г. Биробиджан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет как средство организации взаимодействия ДОУ и семьи

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. Спе...

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ».

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекват...

Интернет как средство организации взаимодействия ДОУ и семьи

В последние годы произошло стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и распространение их во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в систему образования. Спе...

Современные подходы к организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в рамках формирования эффективного социально-педагогического партнёрства.

В статье представлен материал по решению образовательных задач в дошкольном учреждении с помощью современных подходов взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в расках социально-педагогического парт...

Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Статья об особенностях взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников...

Статья. Проектный метод в организации взаимодействия ДОУ и семьи.

В статье публикуется теоретическая часть о методе проекта и практический материал из опыта работы воспитателя о взаимодействии ДОУ и семьи в рамках реализации проектной деятельности....